«Национальный долг США достиг рекордных $36,9 трлн, а дефицит бюджета за первые 5 месяцев фискального 2025-го вырос на 23% по сравнению с предыдущим годом, составив $1,047 триллиона» «Национальный долг США достиг рекордных $36,9 трлн, а дефицит бюджета за первые 5 месяцев фискального 2025-го вырос на 23% по сравнению с предыдущим годом, составив $1,047 триллиона» Фото: ru.freepik.com

США: шатдаун не за горами?

Приехали. В этом году Соединенные Штаты Америки в очередной раз сталкиваются с нарастающим бюджетно-долговым кризисом, сопровождаемым усилением политического противостояния между президентом Дональдом Трампом и традиционным политическим истеблишментом. В целом полупостоянный политический конфликт является для США институциональным явлением, но вот сейчас это смахивает уже на изрядный перебор. Дело в том, что текущие показатели американской экономики, такие как рекордный национальный долг и растущий дефицит бюджета, по факту сочетаются с агрессивной торговой политикой и спорными законодательными инициативами, создавая резко нестабильную финансовую и политическую обстановку.

Национальный долг США достиг рекордных $36,9 трлн, а дефицит бюджета за первые 5 месяцев фискального 2025 года вырос на 23% по сравнению с предыдущим годом, составив $1,047 триллиона. Процентные выплаты по долгу аналогично с начала фискального года увеличились на 12%, достигнув $579 миллиардов. Эти цифры вызывают обеспокоенность среди экономистов и инвесторов, поскольку растущие обязательства ограничивают возможности правительства реагировать на будущие кризисы. Ситуацию усугубляет тот факт, что США в очередной раз приблизились к потолку госдолга и, по примерным оценкам, текущих запасов капитала им хватит до конца лета, за которым, если лимит не будет поднят и новый госдолг выпущен и выкуплен, может последовать очередной правительственный шатдаун. Напомним, с начала 60-х годов прошлого века лимит госдолга повышали уже 78 раз — чаще, чем раз в год, т. е. эта эпопея привычная, и даже шатдауны периодически случаются.

Иначе говоря, в этом ничего особо нового нет, если рассматривать эту ситуацию самостоятельно. Пока есть те, кто покупает американский госдолг, она может воспроизводиться вновь и вновь. Важно то, что Трамп в своей манере громкого набега в настоящий момент занят тем, что яростно проталкивает законопроект One Big Beautiful Bill Act, который предусматривает постоянное продление налоговых льгот 2017 года и сокращения расходов на социальные программы, такие как Medicaid (страховка) и SNAP (еда). Замысел прост: снижение налогового бремени, через это — повышение привлекательности и конкурентоспособности американской юрисдикции, а в результате — рост экономики США. Все бы ничего, да только, по предварительным оценкам, эти меры, будучи приняты, могут дополнительно увеличить дефицит бюджета США на $3,8 трлн за 10 лет. Иными словами, повышение потолка госдолга становится острой необходимостью и прямо заложено в данный законопроект, притом что он сталкивается с критикой, поскольку напрямую ведет к сокращению социальной поддержки для наиболее уязвимых слоев населения, которые и пользуются этими программами.

Тем временем проснулось третье уже международное рейтинговое агентство Moody’s, которое понизило кредитный рейтинг США с высшего уровня, ссылаясь на ухудшение фискальной дисциплины и неспособность политиков контролировать рост долга. Сообщение об этом прошло практически незамеченным на фоне прочих баталий, т. е. это уже никак не сенсация, но рутина. И это весьма любопытно — как фиксация определенного рода настроений, что «США уже не идеал экономики».

«Доходность 30-летних облигаций США превысила 5%, что является максимумом за последние 18 лет. Т. е. и долг велик, и обслуживать его дорого» «Доходность 30-летних облигаций США превысила 5%, что является максимумом за последние 18 лет. Т. е. и долг велик, и обслуживать его дорого» Фото: ru.freepik.com

Взаимные тарифные угрозы США и ЕС

Далее. На международной арене Трамп объявил о введении 50-процентных тарифов на импорт из Европейского союза, утверждая, что ЕС эксплуатирует США через торговые барьеры и политику, что привело к дефициту торгового баланса в $235,6 млрд в 2024 году, но это решение пока еще не принято. ЕС, очевидно, осудил агрессивную позицию Трампа, подчеркнув желание к переговорам и предостерегая от разрушительной торговой войны. Тем не менее Евросоюз решил сохранить лицо и в ответ на тарифные угрозы Трампа отреагировал, решив ввести 25-процентные тарифы на американские товары на скромную сумму 18 млрд евро, включая продукты питания, бытовую химию, текстиль и транспортное оборудование. Кроме того, Бернд Ланге, председатель комитета по международной торговле Европейского парламента, предупредил о возможных ответных мерах ЕС, если переговоры не приведут к успеху, но в целом это все, конечно, не имеет особых масштабов.

Тем временем финансовые рынки очевидным образом отреагировали на эту локальную американскую (а не глобальную, касающуюся всех!) нестабильность: доходность 30-летних облигаций США превысила 5%, что является максимумом за последние 18 лет. Т. е. и долг велик, и обслуживать его дорого. И вот тут во всю мощь встает вопрос о ставке, а с этим, как пишут в соцсетях, «все сложно».

США в свое время повышали ставку, поскольку вынуждены были бороться с инфляцией, вызванной «ковидными» вливаниями денег. Инфляция, которую глава ФРС США Джером Пауэлл заклинал словами temporary и transitory (временная и преходящая), оказалась совсем не такой, а весьма суровой, достигавшей в пике жестких 9%, чего не случалось в американской истории более 40 лет. Меры со ставкой, однако, помогли — инфляцию прибили, притом что она почти достигла целевых уровней, составив 2,3% по итогам апреля; цель, напомним, составляет 2%. По идее, ставку надо бы снижать уже давно — мол, зачем ее удерживать высоко, занимать же дорого. И ее и снижали, по чуть-чуть. Но сейчас в очередной раз вмешалась политика — назревший конфликт Трампа и Пауэлла.

Конфликт Трампа и Пауэлла

Трамп, недовольный отказом ФРС снижать процентные ставки, неоднократно публично критиковал Пауэлла, называя его «главным неудачником» и утверждая, что его «увольнение не может произойти достаточно быстро». Президент обвинял ФРС в том, что она не реагирует на снижение инфляции и не поддерживает экономический рост, несмотря на его агрессивную торговую политику и введение высоких тарифов. Пауэлл, в свою очередь, сохранял приверженность независимости ФРС, подчеркивая, что решения по процентным ставкам принимаются на основе экономических данных, а не политического давления. Он предупреждал, что тарифы Трампа могут усилить инфляционное давление и замедлить экономический рост, что делает преждевременное снижение ставок рискованным шагом. Несмотря на давление, Пауэлл заявил, что не намерен уходить в отставку по требованию президента, и подчеркнул, что закон не позволяет президенту увольнять председателя ФРС без веских оснований.

Юридическая неопределенность вокруг возможности увольнения председателя ФРС привела к судебным разбирательствам. В мае 2025 года Верховный суд США постановил, что федеральная резервная система является уникально структурированной квазичастной организацией и ее председатель не может быть уволен президентом без веских оснований. Это решение временно успокоило опасения по поводу независимости ФРС, но не устранило полностью юридическую неопределенность, поскольку суд не дал окончательного ответа на вопрос о пределах президентских полномочий в отношении независимых агентств. Главное, любви между двумя персонами это не добавило — теперь Пауэлл может аккуратно торпедировать все инициативы Трампа, просто удерживая ставку. Он, в конце концов, глава ФРС США и его слово многое значит для голосующих по ставке членов FOMC.

Кто кого забодает?

Тем временем во втором месяце действия новых тарифов, введенных администрацией Трампа, наблюдается значительный рост поступлений в федеральный бюджет США. По данным министерства финансов, в апреле 2025 года сборы от таможенных пошлин достигли рекордных $16,5 млрд, что существенно превышает показатели предыдущих месяцев: $11,7 млрд в марте и около $6,1 млрд в феврале. В целом на круг можно ожидать доход от повышенных тарифов порядка $200 млрд в год, и это хорошо, но высокая процентная ставка и, соответственно, стоимость заимствований для США вполне способны сожрать этот доход. При этом госдолг, так или иначе, придется нарастить, а еще надо рефинансировать старые долги, которые делались ранее, по более низким ставкам — и вот тут история вновь возвращается к отношениям Трамп – Пауэлл.

Что в итоге? США находятся на перепутье, где мощные экономические вызовы сочетаются с политическим противостоянием, которое еще и усиливается. И большой вопрос, кто кого забодает в этой большой драке «Трамп contra omnes».