Вагнер Карвальо остается в РКБ, в понедельник будет решаться вопрос о его выписке Вагнер Карвальо остается в РКБ, в понедельник будет решаться вопрос о его выписке Фото: «БИЗНЕС Online»

«Состояние оценивается как удовлетворительное»

«Состояние оценивается как удовлетворительное. Поврежден был палец правой руки, там произошел неполный отрыв, операцию провели», — рассказали накануне «БИЗНЕС Online» в пресс-службе РКБ о том, как себя чувствует премьер балета театра им. Джалиля Вагнер Карвальо, угодивший в пятницу в больницу прямо со спектакля «Спартак» на Нуриевском фестивале, где у него была заглавная партия. Артист остается в РКБ, в понедельник будет решаться вопрос о его выписке.

Конечно, в мире большого балета никто не застрахован от травм, и многие здесь за время своей карьеры переживают месяцы простоя по здоровью. Однако случившееся на сцене театра им. Джалиля все же не типичная история, когда танцовщик рвет связки или ломает ногу после неудачного приземления.

Здесь всему виной оказался бутафорский меч, из-за которого Карвальо едва не лишился пальца. Как рассказывают собеседники нашей газеты из мира балета, перед спектаклем реквизит, безусловно, должен проверяться на предмет опасности для артистов, а те же мечи не должны быть острыми. Для балета «Спартак», который в театре им. Джалиля идет в версии хореографа Георгия Ковтуна, это особенно важно, ведь он изобилует гладиаторскими боями. Рассказывают даже, что исполнитель партии Красса Олег Ивенко якобы сам чуть не получил травму пальца на репетиции, но это никак не насторожило руководство театра.

При этом, как говорят очевидцы, зрители на спектакле не поняли, что произошло нечто неординарное. Вообще, казанский «Спартак» никогда не был фаворитом у балетных критиков: считается, что у Ковтуна на первом месте стоит зрелищность, причем часто в ущерб собственно хореографии и каким-то смыслам постановки. «Совершенно не имеет значения, кто танцует, — не ради танцев это творилось», — так, к примеру, характеризует эту работу в своем телеграм-канале «Король танцует» Анна Галайда.

Как рассказывают собеседники газеты из мира балета, перед спектаклем реквизит, безусловно, должен проверяться на предмет опасности для артистов, а те же мечи не должны быть острыми (на фото — сцена из балета «Спартак» 2013 года) Как рассказывают собеседники нашей газеты из мира балета, перед спектаклем реквизит, безусловно, должен проверяться на предмет опасности для артистов, а те же мечи не должны быть острыми (на фото — сцена из балета «Спартак» 2013 года) Фото: «БИЗНЕС Online»

Так вот, во время пятничного спектакля в театре им. Джалиля, его первого действия, в котором один за другим происходят масштабные бои гладиаторов, просто в какой-то момент со сцены исчез сам Спартак. Причем с учетом густонаселенности балета неискушенный зритель мог этого даже не заметить. Уже в антракте было сообщено, что произошла замена главного героя, и после перерыва Спартаком стал опытный Михаил Тимаев. Карвальо же в это время везли на скорой в РКБ, а первые сообщения в медиа о происшествии гласили, что ему «отрубило палец».

30-летний бразилец Карвальо — одна из звезд балетной труппы театра им. Джалиля. Он окончил школу Большого театра у себя на родине, а с 2017 года работает в Казани и здесь в труппе дослужился до статуса премьера — высшего в балетной иерархии. Среди его наград — победа в проекте «Большой балет» на телеканале «Россия-К» в 2018-м (в номинации «Лучшая пара», в паре с соотечественницей и коллегой по ТГАТОиБ Амандой Гомес). А в этом году Карвальо и Гомес стали заслуженными артистами Татарстана. Кроме того, артист регулярно входил в список завидных женихов республики по версии «БИЗНЕС Online».

Интересно, что сам театр никак не отреагировал на произошедшее ни на своем сайте, ни в соцсетях. Лишь в официальной группе во «ВКонтакте» под афишей июля имеется вопрос от зрительницы: «Как себя чувствует Вагнер Карвальо?» Но никакого ответа на него нет.

Если несчастный случай произошел из-за нарушения требований охраны труда, то вопросы могут возникнуть и к тем, кто отвечает за обеспечение безопасности Если несчастный случай произошел из-за нарушения требований охраны труда, то вопросы могут возникнуть и к тем, кто отвечает за обеспечение безопасности Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ответственность может быть возложена на различные лица»

При этом очевидно, что и сам танцовщик, и официальные органы теоретически могут предъявить претензии театру им. Джалиля по результатам произошедшего.

«В случае несчастного случая во время постановки в театре ответственность может быть возложена на различные лица, включая руководителя театра и его заместителей, — подчеркивает в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ адвокат Николай Иванов. — Сюда же входят ответственные за безопасность и охрану труда, непосредственные виновники нарушений требований безопасности». Кроме того, если несчастный случай произошел из-за нарушения требований охраны труда, то вопросы могут возникнуть и к тем, кто отвечает за обеспечение безопасности. За нарушение требований охраны труда (ст. 143 УК РФ 1), если по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью человека, может грозить штраф — до 400 тыс. рублей либо сумма в размере зарплаты до 18 месяцев.

Помимо этого, в качестве наказания могут назначить обязательные работы от 180 до 240 часов либо исправительные работы до двух лет. Также, отмечает адвокат, наказанием могут стать принудительные работы до года либо лишение свободы на тот же срок, при этом с лишением права занимать аналогичные должности на год. В подобных случаях потерпевший может обратиться с иском в суд с требованием возместить ущерб — 100% от средней зарплаты и моральный ущерб.

Между тем подобные инциденты случаются и в ведущих российских театрах оперы и балета. Самый резонансный и трагический из них случился относительно недавно в Большом театре, в 2021 года во время исполнения оперы «Садко» погиб актер миманса Евгений Кулеш, которого придавило декорацией. Госинспекция признала виновным в случившемся самого Кулеша, который был пьян. Позже проходила информация, что созданная для расследования комиссия установила вину заведующей мимансом Большого театра Екатерины Мироновой, которая допустила участие артиста в таком состоянии в спектакле.

Во втором по статусу в столице Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 2019 году на репетиции спектакля «Свадебка» рухнул хоровой станок, в результате 20 участников мужского хора упали с полутораметровой высоты. В руководстве театра говорили, что труппу забыли предупредить о том, что нельзя опираться о перила, и подчеркивали, что обошлось без серьезных повреждений, отделались лишь вывихами и растяжениями. Причем, по мнению многих наблюдателей, по счастливой случайности.

Еще более известны трагические случаи, связанные с использованием реквизита на киноплощадке. Хрестоматийная история — смерть Брэндона Ли в 1993 году на съемках фильма «Ворон». В сына Брюса Ли выстрелили из пистолета, которые не проверили техники, прежде чем зарядить его холостым патроном. А в 2021 году Алек Болдуин случайно застрелил кинооператора на съемках фильма «Ржавчина», выстрелив из реквизитного оружия, которое оказалось заряжено боевым патроном. Против актера даже выдвигали обвинение в непредумышленном убийстве, которое позднее сняли.

«БИЗНЕС Online» со своей стороны желает Карвальо крепкого здоровья и скорейшего возвращения на сцену.