Если выйти за рамки академизма, то в столице Татарстана сложилось очень крепкое талантливое сообщество, которое задает тренды Если выйти за рамки академизма, то в столице Татарстана сложилось очень крепкое талантливое сообщество, которое задает тренды Фото: «БИЗНЕС Online»

«Первыми танцорами, конечно, были энтузиасты, которые подпитывали все происходящие процессы»

Для начала немного истории. XIX век. В Казани работает оперная труппа. Опера тогда считалась более важным жанром, потому полноценного балетного состава не существовало. Балет был лишь вспомогательной частью, ставились лишь небольшие танцевальные номера. Уже в 1920-е по всему Советскому Союзу становятся популярны танцевальные студии. И, конечно, они открываются и в Казани, рассказывает научный сотрудник центра искусствоведения ИЯЛИ Луиза Петрова.

Именно такую студию заканчивает основоположник татарской хореографии Гай Тагиров, где, кстати, знакомится с Юлием Муко — будущим автором хореографии первых татарских опер «Сания» (1925) и «Эшче» («Рабочий», 1930). В 1933-м Тагиров все же поступает в хореографическое училище при московском Большом театре, чтобы получить высшее специальное образование. Там он отучился пять лет, изучая тонкости классического балета. Тогда же хореограф ездил в экспедицию по деревням и собирал образцы татарского танца. В будущем накопленные им знания перерастают в книги «100 татарских танцев» и «Татарский народный танец».

В 1939 году открывается оперный театр (своего здания у него тогда еще не было, постановки шли на разных театральных площадках), и при нем действует небольшая балетная труппа, которую возглавляет Тагиров. В 1941-м театр трансформируется в театр оперы и балета, начинается активная работа по набору танцовщиков, профессиональных исполнителей. Именно Тагиров стал автором первой редакции первого татарского балета «Шурале» на музыку Фарида Яруллина.

«Труппа насчитывала 7 человек»: 80 лет первому татарскому балету «Шурале»

«В первых татарских балетах есть две ключевые фигуры: балерина-самоучка Анна Гацулина — легендарная личность для татарского балета, которая в 20 лет впервые встала на пуанты, а также исполнитель Адгам Нарыков, до Казани он был солистом балета Башкирского театра оперы и балета. Первыми танцорами, конечно, были энтузиасты, которые подпитывали все происходящие процессы», — добавляет эксперт газеты.

Изначально в Татарской АССР, отмечает Петрова, ставился классический репертуар. Первый балет — «Тщетная предосторожность», в скором времени появляются «Жизель», «Лебединое озеро». Параллельно переносятся актуальные советские балеты — то, что создается на московской или ленинградской сценах. Многие спектакли переносились в интерпретации хореографов, которые работали на татарской сцене. В Казани на разных этапах работали разные хореографы. Изначально — Тагиров, потом из столицы пригласили Леонида Жукова, затем — Файзи Гаскарова.

В 1930-х в Советском Союзе начинают открываться балетные училища, параллельно появляются государственные ансамбли по всей стране. Не стал исключением и Татарстан, госансамбль здесь открылся в 1937 году. Коллектив собирали по различным рабочим коллективам. И Тагиров после оперного театра переходит работать именно в госансамбль.

«Если мы говорим о татарском танце, он формируется именно в драматическом театре, — рассказывает Петрова. — В этом уникальном явлении, как музыкальный спектакль, пишется драматургия татарскими писателями, в содружестве с композитором пишется музыка, и это все очень наполнено татарским орнаментом — и в музыке, и в драме отражается быт. И, конечно, когда ставится танцевальная сцена, чтобы она смотрелась органично, она тоже должна быть татарским танцем. Не классическим, стилизованным, как это было в практике XIX века, а именно татарским танцем. Кроме того, идет работа по тому, чтобы хореографию сделать органичной для татарского спектакля».

В результате сегодня в Татарстане мы имеем разнообразный и довольно яркий танцевальный мир, включающий в себя и классический балет, и «народников», и современный танец. В нашем списке редакция со своими экспертами постаралась отразить это разнообразие. При этом расстановка по местам довольно условна: все-таки профессионалы, представляющие разные виды танцевального искусства, живут на своих «планетах», часто вовсе не пересекаясь. Также мы позволили себе одно допущение, когда одну позицию занимают семейные дуэты, занимающиеся общим делом.

В свои 28 лет Олег Ивенко уже заслуженный артист РТ и пробует себя в разном ампула В свои 28 лет Олег Ивенко уже заслуженный артист РТ и пробует себя в разном ампула Фото: «БИЗНЕС Online»

«Серый кардинал» хореографического училища, кинозвезда и шеф балета театра им. Джалиля

Открывает наш рейтинг 28-летний Олег Ивенко (1) — премьер ТАГТОиБ им. Джалиля. При этом звезда казанского балета поражает своей энергией и масштабами деятельности. Он танцовщик, киноактер, основатель школы балетного искусства Ballet Room, худрук фестиваля современного танца #StagePlatforma, а также продюсер новых балетов. Причем в каждой из этих ипостасей заслуженный артист Татарстана успешен. Казань и уроженец Харькова (кстати, Ивенко перевез в столицу РТ родителей) словно созданы друг для друга.

Запущенный им фестиваль #StagePlatforma привел на сцену театра им. Джалиля ту современную хореографию, которой не хватает в его репертуаре. Как продюсер и исполнитель главной партии Ивенко выпустил триллер-балет «Личности Миллигана», а также «Тесла», посвященный легендарному изобретателю-физику Николе Тесле. Кроме того, за его плечами два громких западных кинопроекта: «Нуреев. Белый ворон» (2019), снятый Рэйфом Файнсом, и «Джойка» (2023). Кстати, с Фэйнсом, знаменитым Волан-де-Мортом из «Гарри Поттера», Ивенко связывает личная дружба. Британский актер и режиссер даже собирался на свадьбу к своему товарищу в Казань, но помешало резкое изменение геополитической обстановки.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Хореографы-перформеры Марсель и Мария Нуриевы (2) — настоящие гуру современного танца в Татарстане. Их имена ассоциируются с мастерством, страстью к танцу и глубоким пониманием искусства хореографии, работы отличаются оригинальностью, техникой и эмоциональной насыщенностью. В 2023 году их спектакль «Дөр» был номинирован в пяти категориях премии «Золотая маска», они ставят для фестиваля Context знаменитой балерины Дианы Вишневой спектакль «Йорт». А на днях в Санкт-Петербурге состоялся показ пластического спектакля «Юл», танцевальную пьесу от Нуриевых исполнила труппа musicAeterna Dance, созданная известнейшим российско-греческим дирижером и музыкантом Теодором Курентзисом. Среди танцовщиков, задействованных в постановке, — выпускница хореографического отделения КазГИКа Айгуля Бузаева и экс-солистка ТАГТОиБ им. Джалиля Айсылу Мирхафизхан. Кроме того, гуру contemporary dance регулярно ставят хореографию в спектаклях татарстанских драмтеатров.

«Громоздкие театры – это заводы по производству прекрасного», – считают гуру contemporary dance в Казани

Один из мощнейших продюсеров народного танца в РТ — так характеризуют эксперты «БИЗНЕС Online» художественного руководителя ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирову (3), которая возглавляет коллектив больше 20 лет. Какое-то время, считают некоторые эксперты, коллектив «Казань» углубился в «обслуживание» различных событий, проводимых в столице РТ. Имеется в виду, что без них не обходится ни одна культурная часть больших событий — от Универсиады, WorldSkills, спортивных чемпионатов до БРИКС и т. д. Однако в последние годы труппа Закировой взяла курс на творчество и работает над «спектаклевыми» программами для простых зрителей. Как бы то ни было, «Казань» — один из двух в республике ансамблей, которые работает только в танцевальном жанре; кроме них, есть еще театр танца «Булгары» в Набережных Челнах, но они в 2 раза меньше по составу. Так что Чулпан Ринатовна, по сути, рулит целой танцевальной махиной, что делает ее одним из главных лиц этой отрасли.

Один из мощнейших продюсеров народного танца в РТ — так характеризуют эксперты «БИЗНЕС Online» художественного руководителя ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирову Один из мощнейших продюсеров народного танца в РТ — так характеризуют эксперты «БИЗНЕС Online» художественного руководителя ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирову Фото: «БИЗНЕС Online»

74-летний Владимир Яковлев (4) сначала 20 лет танцевал в театре им. Джалиля, а последние 36 лет является худруком балета ТАГТОиБ им. Джалиля, так что его высокое место в рейтинге определяется как минимум должностью. При этом стоит отметить, что Яковлев всегда был скромен как хореограф, ограничиваясь своими редакциями балетной классики с небольшими вставными фрагментами. При этом фактическое отсутствие в театре современной хореографии — это тоже «заслуга». К тому же Яковлев предпочитает иметь дело с постановщиками-сверстниками, так что у молодых и талантливых проявить себя возможности в театре им. Джалиля практически нет.

«Серый кардинал» Казанского хореографического училища Ольга Бородина (5) — заведующая производственной практикой (искусство балет), которая играет роль художественного руководителя (этой должности не стало после смерти в 2014-м легендарной балерины, худрука училища Нинель Юлтыевой, и официально она так и не появилась). Именно ее, а не директора училища Татьяну Шахнину, музыковеда по образования, не имевшего до назначения отношения к миру балета, предложили включить в редакционный список эксперты. Говорят, что у «грозной и требовательной» Бородиной, также когда-то танцевавшей в театре им. Джалиля, не очень простые отношения с Яковлевым. Правда, к качеству выпускников Казанского хореографического у некоторых спикеров нашей газеты возникают вопросы.

Сейчас Нурбек Батулла занимается современным танцем, где больше всего ему интересно направление физического театра Сейчас Нурбек Батулла занимается современным танцем, где больше всего ему интересно направление физического театра Фото: «БИЗНЕС Online»

Обладатель «Золотой маски», хореографы «Башмачков» и «опора вкуса» народного танца

Нурбек Батулла (6) не просто танцовщик, хореограф-постановщик и обладатель «Золотой маски» за спектакль «Әлиф» (с которого фактически началось новое татарское искусство), а амбассадор современного танца. Сегодня он танцор, завтра перформер, который истекает кровью ради роли, послезавтра учит детей танцевать.

Батулла окончил Казанское хореографическое училище и даже успел поработать в театра им. Джалиля, затем учился в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова по специальности «балетмейстер-хореограф» и Российском институте сценических искусств по специальности «актер драмы и кино». Соединив навыки, сейчас он занимается современным танцем, где больше всего ему интересно направление физического театра. Недавно состоялась премьера гротескного спектакля «Тартар», который создали Батулла и Нуриевы. Стоит отметить, что раз в несколько месяцев в MOÑ объединение «Әлиф» проводит вечера танцевальных импровизаций, где может принять участие каждый, тем самым продвигая искусство в массы. Здесь танцоры из разных городов России показывают свои творческие «импульсы» и открывают в себе что-то новое, характеризуют проект эксперты. 24 мая «Әлиф» запустили серию танцевальных событий «Бию Сабантуе», в рамках которых будут танцевальные спектакли, перформансы и мастер-классы известных хореографов. Отметим, что супруга нашего героя Алена Батуллина — главный продюсер событий, связанных с современным танцем, в Казани.

Еще одна танцевальная пара рейтинга — основатели театра танца «Дорога из города» хореографы Лилия и Айрат Багаутдиновы (7), отметившие в этом году 30-летие коллектива. Юбилейный концерт прошел 12 мая в новом здании Камаловского театра. Спустя три десятка лет их проект по-прежнему занимает достойное место на танцевальной карте Казани, подчеркивают наши собеседники. Багаутдиновы — выпускники Казанского института культуры, сами танцовщики с огромным бэкграундом, работали с международными хореографами, были в составе ансамбля «Казань». Среди их воспитанников — Марсель и Мария Нуриевы. Багаутдиновы выступили, к примеру, хореографами музыкальной комедии «Башмачки», премьера которого прошла марте 2025-го в театре им. Камала, где одним из запоминающихся номеров стал «танец курьеров». Также они работают над хореографией фестиваля «Созвездие-Йолдызлык». C 2003 года при театре танца «Дорога из города» образована подготовительная детская студия. Как отмечают эксперты танцевального «рынка», студия очень заточена на детские конкурсы, причем хватаются Багаутдиновы не за все, а только за серьезные профессиональные состязания. И побеждают в них.

Балетмейстер-репетитор ТАГТОиБ им. Джалиля Луиза Мухаметгалеева на 8-м месте топа. На одном из танцевальных конкурсов в 11 лет ее заметила педагог хореографического отделения Казанского музыкального училища Сайяра Юнусова и пригласила на отборочный тур. С этого момента началась карьера балерины Мухаметгалеевой. Сразу после выпуска она попала в труппу ТАГТОиБ им. Джалиля и прошла путь от кордебалета до ведущих партий. Исполняла роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Авроры в «Спящей красавице», Гамзатти в «Баядерке», Кармен в «Кармен-сюите», Мирты в «Жизели», уличной танцовщицы в «Дон Кихоте» и др. Балерина неоднократно принимала участие в международных и всероссийских фестивалях классического балета, а в составе труппы татарского театра гастролировала по Европе. Должность педагога-репетитора в театре Мухаметгалеева заняла в 2002 году, хотя преподавать начала еще в 1992-м, когда взяла курс «Актерское мастерство» в Казанском хореографическом училище. Ее воспитанники танцуют не только в татарском театре оперы и балета, но и в других городах и за рубежом.

Раиля Мухаметхановна ставит хореографию в коллективе уже более 40 лет, за это время в ее творческой биографии накопилось более 100 танцевальных композиций, благодаря чему вошла в число заслуженных мастеров хореографии Раиля Мухаметхановна ставит хореографию в коллективе уже более 40 лет, за это время в ее творческой биографии накопилось более 100 танцевальных композиций, благодаря чему вошла в число заслуженных мастеров хореографии Фото: Tatarstan.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org

«Опорой вкуса» народного танца называют эксперты Раилю Гарипову (9) — заслуженную артистку России, главного балетмейстера Госансамбля песни и танца Татарстана. Она активно продвигает народный танец по республике, ездит по районам и, несмотря на почетный возраст, проводит мастер-классы по народному танцу и делает это очень качественно. Гарипова начинала с профессии фармацевта, но спустя год после выпуска нашла свое призвание на сцене. С 1967 года она солировала в танцевальной группе Ансамбля песни и танца Татарской АССР, где спустя 10 лет заняла пост главного балетмейстера. Раиля Мухаметхановна ставит хореографию в коллективе уже более 40 лет, за это время в ее творческой биографии накопилось более 100 танцевальных композиций, благодаря чему вошла в число заслуженных мастеров хореографии Татарстана и стала фактически продолжателем дела основоположника татарской хореографии Тагирова, у которого сама училась танцу.

Кроме того, Раиля Мухаметхановна курирует Набережночелнинский колледж искусств и преподает в КазГИКе, будучи профессором кафедры народного танца. Также под ее покровительством — детская хореографическая школа студии «Юлдаш». Балетмейстер награждена орденом «Дуслык» (2022) за высокие достижения в профессиональной деятельности, значительный вклад в укрепление межнационального мира и согласия в РТ.

Замыкает десятку самых знаковых лиц татарской танцевальной индустрии коллега Ивенко по театру им. Джалиля прима-балерина Аманда Гомес. Пожалуй, никто не приносит театру столько наград на различных профессиональных конкурсах, как обладательница очаровательной улыбки, бразильянка Гомес. Родившаяся в соседнем полушарии, она нашла в Казани и профессиональное, и личное счастье, выйдя замуж за коллегу по труппе Михаила Тимаева. А с этого года балерина еще и носит звание заслуженной артистки РТ.

Аманда Гомес замыкает десятку рейтинга Аманда Гомес замыкает десятку рейтинга Фото: «БИЗНЕС Online»

Основатель «Теловидения» и режиссер-постановщик «Татар җыры»

В этой части списка представлены деятели индустрии, возглавляющие танцевальные коллективы, чаще всего государственные.

Балетмейстер-постановщик Елена Ишбулатова (11) уже 45 лет руководит театром танца «Мгновение», который она основала вместе с супругом Шамилем Ишбулатовым сразу после выпуска в Казанском институте культуры. «Мгновение», отмечают собеседники нашей газеты, переживало разные периоды, были взлеты и падения, однако проект супругов Ишбулатовых по-прежнему остается сильной танцевальной школой в Казани, где обучают эстрадным танцам, современным, народным детей с пяти лет. Кстати, именно в их коллективе начинала свою танцевальную карьеру Анастасия Фаттахова, жена Дамира Фаттахова — экс-заместителя руководителя Росмолодежи и бывшего министра по делам молодежи РТ. До его отъезда из Казани супруга руководила проектом «Мотиватика» и своей академией танца F-team, считавшейся одной из главных игроков на рынке. В 2023-м, после переезда, Фаттахова закрыла проекты.

Наиль Ибрагимов (13) — основатель и художественный руководитель камерного балета «Пантера», стоявшего у истоков современного танца Казани в 1990-е, который много лет проводит фестиваль «Теловидение». Эксперты сходятся во мнении, что свою авторитетность проект немного подрастерял, не успев угнаться за трендами и временем. Однако здесь речь не о качестве танцевального мастерства коллектива, они по-прежнему выдают классный контент, приглашают хороших хореографов, а об инструментах коммуникации с аудиторией. «У них очень страдает пиар», — сформулировал один из спикеров «БИЗНЕС Online».

Алина Барилова с мужем Александром Царевым по-прежнему являются ключевыми лицами уличной танцевальной культуры столицы РТ Алина Барилова с мужем Александром Царевым по-прежнему являются ключевыми лицами уличной танцевальной культуры столицы РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Максим Скалозубов (16) — руководитель центра искусств «Шарм», заслуженный работник культуры РТ и кандидат педагогических наук. Спикеры называют его мощнейшим менеджером в танцевальной индустрии, который сумел пробиться в ряды коллективов, выступающих на крупных госмероприятиях. Однако, несмотря на то что «Шарм» сейчас в основном работает в «обслуживающей стезе», Скалозубов не дал своему детищу скатиться до «простецких» танцевальных номеров. Наоборот, руководитель регулярно приглашает модных и известных столичных хореографов поработать над постановками для коллектива. Сам он также работает режиссером-постановщиком гала-концертов и фестивалей, среди них — «Татар җыры» и премия татарского музыкального телеканала ТМТV.

Представитель интеллектуального направления уличных танцев, хореограф-постановщик уличных и современных направлений Марат Казиханов (в центре) на 21-м месте нашего перечня Представитель интеллектуального направления уличных танцев, хореограф-постановщик уличных и современных направлений Марат Казиханов (в центре) на 21-м месте нашего перечня Фото: «БИЗНЕС Online»

Хип-хоп и прочие «Нетанцы»

Обильно в нашем рейтинге представлены различные виды современного танца. На 14-м месте хореограф, победительница телепроекта «Большие танцы» на «России-1» (как хореограф) в 2013 году, основательница студии Kingstep Алина Барилова, без которой, сходятся во мнении представители dance-индустрии, хип-хоп-нишу в Казани упоминать нельзя. Вместе с супругом, хореографом Александром Царевым, они более 10 лет назад открыли Kingstep и по-прежнему являются ключевыми лицами уличной танцевальной культуры столицы РТ.

Хореограф, «художник в мире танца» Венера Галимова (18) постоянно занимается поиском новых форм, создавая самобытный творческий продукт. Вместе с Ильдаром Алекбаевым (24), танцовщиком и хореографом, участником шоу «Новые танцы» на ТНТ и основателем комьюнити «Нетанцы», в рамках которых он проводит кемпинг-выезды и мастер-классы, Галимова проводила фестиваль современного и экспериментального танца в Казани «Площадь свободы», который проходил несколько лет. Этим проектом, подчеркивают эксперты, они мощно прокачивали танцевальное сообщество, куда приглашали интересных самобытных спикеров. Алекбаева также отмечаем как автора уже легендарного танцевального соло-перформанса «15172», рассказывающего о том, что ВИЧ — это не приговор.

Регина Ланвин (20) предводитель vogue-движения в Казани и хореограф. Ланвин, вернувшись в родную Казань из Санкт-Петербурга пять лет назад, начала ежегодно проводить масштабные vogue-балы, куда стекаются поклонники одноименного танцевального стиля, зрелищного и в чем-то эпатажного. Танец vogue, может быть, некоторые вспомнят по одноименному клипу Мадонны, в котором певица изящно жестикулирует руками у лица, имитируя позы моделей. Ланвин, отмечает часть экспертов, создала большое сообщество данного стиля в столице РТ и до сих пор является его передовиком.

Представитель интеллектуального направления уличных танцев хореограф-постановщик уличных и современных направлений Марат Казиханов (Маугли) на 21-м месте нашего перечня. Его творческих сил хватает, подчеркивают спикеры, создавать танцевальные перформансы в дуэте с Батуллой (работали над спектаклем sak-sok для площадки MOÑ), а также проводить фестиваль Hip-Hop Kazan. Причем два года подряд гала-концерт фестиваля проходил в Казанском цирке, собирая полные трибуны поклонников уличной культуры.

На 22-й строчке рейтинга — хореограф, танцовщица и режиссер-постановщик, выпускница ГИТИСа по специальности «режиссура театра» Лия Гисметуллова. Результаты ее творческой работы можно было увидеть буквально на днях. 23 мая в старом здании Камаловского театра прошел показ музыкального спектакля «Семь жемчужин. Река памяти», где танцевальную часть в исполнении Госансамбля песни и танца РТ поставила Гисметуллова. Несмотря на то что девушке всего 24 года, ей по плечу масштабные танцевальные постановки. В ее творческом багаже симфоническое шоу «Гарри Поттер», которое прошло в столице РТ, юбилейное шоу московского госансамбля «Гжель» в Кремлевском дворце и международное шоу «Эхо Азии», которые показывали в Казанском цирке в рамках БРИКС. Если так пойдет дальше, рассуждают эксперты, именно Гисметуллова может встряхнуть танцевальную индустрию республики (точнее, ту ее часть, которая касается больших шоу-программ). Лишь бы, переживают спикеры, ее насовсем не забрала Москва, где сейчас обитает девушка с супругом, тоже крутым (отметили спикеры) танцором Антоном Гисметулловым, вместе с которым они в 2021 году участвовали в телешоу «Новые танцы» на ТНТ.


Легендарные педагоги

Следующую часть списка на 12-м месте открывает заведующая отделением народного танца Казанского хореографического училища Вера Закамская. Именно она, пусть идея и принадлежала худруку училища Юлтыевой, открыла отделение народно-сценического танца в училище. И до сих пор Закамскую называют главным поставщиком «народников» для казанских танцевальных госансмаблей.

В этом году легендарному балетмейстеру ТАГТОиБ им. Джалиля, народной артистке ТАССР Сание Хантимировой (19) исполнилось 80 лет. Преподаватель Казанского хореографического училища окончила Академию русского балета им. Вагановой (тогда это было еще училище), а затем отучилась на балетмейстерском отделении Петербургской консерватории. Одной из знаковых ее партий стала роль девушки-птицы Сююмбике, которую Хантимирова впервые исполнила ее в 1966 году. А в 1992-м Сания Хасановна как балетмейстер поставила «Шурале» в Самарском театре оперы и балета.

Ирина Хакимова (15) с 1970 года выступала в ТАГТОиБ им. Джалиля, где за 25 лет работы станцевала более 30 ведущих партий в классических и национальных балетах. В 1970-1980-х она была самой гастролирующей балериной Татарстана и выступала на сценах ГДР, Италии, Франции, США, Японии и многих других стран. Хакимова также положила начало традиции проведения творческих вечеров на сцене татарского театра с приглашением ведущих солистов балета крупнейших театров России. Как педагог Казанского хореографического училища Ирина Шарифовна воспитала больших артистов балета, среди ее учениц, например, Александра Елагина из театра им. Джалиля.

Кристина Андреева могла стоять в рейтинге и еще выше, но несколько лет назад не без скандала покинула театр, ультимативно потребовав резкого повышения зарплат Кристина Андреева могла стоять в рейтинге и еще выше, но несколько лет назад не без скандала покинула театр, ультимативно потребовав резкого повышения зарплат Фото: «БИЗНЕС Online»

Мир классического балета

Разговор о балетных героях нашего списка продолжим с очередных солистов театра им. Джалиля. Еще одна прима-балерина ТАГТОиБ им. Джалиля — Кристина Андреева (17). Статная красавица могла стоять в рейтинге и еще выше, но несколько лет назад не без скандала покинула театр, ультимативно потребовав резкого повышения зарплаты. Правда, через несколько месяцев вернулась, согласившись на предложение руководства. Новый герой казанского балета — Ильнур Гайфуллин (23). Звезда выпускника Башкирского хореографического училища зажглась после спектакля «Иакинф», за который Гайфуллин удостоился Тукаевской премии.

Первой большой работой Айдарской на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля стала партия Мирты в балете «Жизель» Первой большой работой Айдарской на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля стала партия Мирты в балете «Жизель» Фото: «БИЗНЕС Online»

Наконец, венчает наш рейтинг сегодняшняя непростая именинница. Сегодня 100-летие отмечает бывшая прима-балерина театра им. Джалиля Альфия Айдарская — дочь знаменитого композитора Сары Садыковой. Год назад она приходила на спектакль «Табу» в особняке Демидова, одной из героинь которого была мама Айдарской.

«Три молнии, ударившие в одно место»: великие татарские женщины в особняке Демидова

25-е место нашего рейтинга — дань уважения татарской балерине, которая танцевала с легендами русского балета Галиной Улановой и Татьяной Вечесловой. Айдарская окончила Императорское театральное училище (сейчас это Академия русского балета им. Ваганова), во время учебы выступала в Мариинке (тогда Кировский театр). Первой большой работой Айдарской на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля стала партия Мирты в балете «Жизель». Руководил в то время балетной труппой Леонид Жуков, бывший танцовщик Большого театра. После выхода на пенсию, в 1950-х, работала балетмейстером-педагогом в национальном цирке «Сабантуй».