«Рубин» стал бороться за чистоту своего бренда «Рубин» стал бороться за чистоту своего бренда Коллаж: «БИЗНЕС Online» / фото: rubin-kazan.ru

Иски по всей России

Вот уже 12 исков предъявил футбольный «Рубин», как следует из данных «Контур.Фокуса», к предпринимателям и организациям, которые реализуют продукцию с клубной символикой. Подобная практика началась в 2024 году и продолжается по сей день. «Клуб стал плотно вести работу, касающуюся защиты интеллектуальной собственности, сделав это одним из ключевых направлений юридической стратегии клуба, — поясняет пресс-служба „Рубина“. — Мы проводим регулярный мониторинг, подаем иски в суды и активно взаимодействуем с правоохранительными органами для защиты своих прав. Это связано как с ростом числа нарушений, так и с необходимостью сохранения коммерческой ценности бренда».

Интересно, что судебные претензии можно найти в арбитражных судах многих регионов страны. Часть исков, например, зарегистрирована в Краснодарском крае. Так, один из них был предъявлен к предпринимателю Павлу Кизельбашеву. Согласно материалам дела, он использовал доменное имя клуба ticket-fcrub.ru и продавал там клубную атрибутику. «Рубин» потребовал от бизнесмена прекратить использование доменного имени, удалить адрес электронной почты и хотел взыскать с него 1 млн рублей. В итоге после нескольких судебных заседаний стороны заключили мировое соглашение. Продавец согласился удалить сайт и почту, а суд постановил выплатить казанцам 250 тыс. рублей.

Здесь должно быть описание
Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть дело в этом же арбитраже и на меньшую сумму. Например, на радары клуба попал продавец с Ozon Давид Карапетян. На маркетплейсе он реализовывал кружки с логотипами клубов. Среди них был и лого «Рубина». В иске указано, что казанский клуб насчитал сразу 6 подобных товаров. К заявлению истец приложил сразу несколько ссылок на товары. Соответственно, он потребовал удалить продукцию и взыскать с продавца 120 тыс. рублей за нарушение авторских прав. В клубе насчитали, что именно на такую сумму Карапетян нанес им ущерб. По итогам разбирательств «Рубин» смог отсудить у продавца лишь 60 тыс. рублей, не считая расходов по оплате госпошлины и судебных издержек. Стоит отметить, что в данный момент кружек с изображением клуба не найти.

Как определяется сумма иска?

Почему суммы в исках так сильно разнятся? Как нам пояснили в «Рубине», во-первых, учитывается объем незаконного оборота — количество реализованного контрафакта и продолжительность нарушения. Во-вторых, анализируется степень ущерба репутации клуба, включая потенциальные потери от размывания бренда. При расчетах в клубе опираются на положения ст. 1515 ГК РФ, которые предусматривают три возможных метода определения компенсации: либо в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей (на усмотрение суда), либо в двукратном размере стоимости контрафакта, либо в двукратном размере стоимости лицензии на аналогичное использование.

«В каждом конкретном случае юристы клуба выбирают оптимальный метод расчета, чтобы требования были одновременно обоснованными и исполнимыми. При этом мы всегда учитываем „сигнальный эффект“ — для массовых нарушителей устанавливаем повышенные суммы, чтобы подобные случаи не повторялись. В то же время к разовым нарушениям со стороны болельщиков подходим более лояльно, часто ограничиваясь претензионным порядком», — отметили в клубе.

Четыре иска «Рубина» из числа поданных были удовлетворены частично, три суда закончились в пользу клуба, два завершились мировым соглашением и три все еще рассматриваются.

Переживать за судебные иски могут не только онлайн-продавцы

Интересно, что в клубе подчеркнули: за свою судьбу могут волноваться не только продавцы на маркетплейсах. Сейчас «Рубин» взялся за свою репутацию основательно и поэтому «пылесосит» не только онлайн-пространство, но и следит за офлайн-деятелями. Казанцы стараются быть везде и сразу.

Так, в офлайн-пространстве клуб взаимодействует с правообладателями и торговыми сетями, пресекая незаконную продажу атрибутики в розничных точках. «Такой подход позволяет оперативно выявлять случаи продажи продукции с логотипами клуба без соответствующей лицензии или разрешения», — предупредили продавцов в клубе.

«В цифровой сфере проверяются маркетплейсы, соцсети, сайты объявлений и даже нишевые форумы болельщиков» «В цифровой сфере проверяются маркетплейсы, соцсети, сайты объявлений и даже нишевые форумы болельщиков» Фото: «БИЗНЕС Online»

В то же время там добавили, что до иска продавцы могут и не доводить. Им всего лишь стоит отреагировать на официальное уведомление. В клубе особо отметили, что не хотят превращаться в бешеный принтер из судебных исков: «Клуб придерживается практики досудебного урегулирования конфликтов. На первом этапе нарушителям направляются официальные уведомления с требованием прекратить незаконную деятельность в части продажи контрафактного товара или создания лжесайтов для продажи билетов. В ряде случаев (особенно при небольших объемах) продавцы добровольно удаляют товар и дело удается урегулировать без суда. Однако при отказе или игнорировании претензий клуб подает иск в суд».

Футболки с автографами игроков лучше не продавать

Вообще, если посмотреть на товары на маркетплейсах, то с легкостью можно встретить не только кружки, но и те же футболки. Ассортимент у продавцов большой и обширный. Однако все ли товары могут подпадать под контрафакт? Если кратко, то да. Все, на что у продавца нет лицензии от клуба, в теории может привести к суду.

«Под защиту попадают все объекты интеллектуальной собственности клуба: логотип, название, фирменная символика, дизайн формы и даже доменные имена сайтов с использованием наименования „Рубин“, — говорится в сообщении клуба. — Даже если на маркетплейсе продается небольшой значок с логотипом „Рубина“ — это нарушение, если продавец не имеет лицензионного соглашения или соответствующего разрешения. Исключение — случаи, когда товар используется в личных целях (не для извлечения прибыли). Также мы усиленно боремся с фейковыми сайтами по продаже билетов. Мошенники умудряются таргетировать свои сайты, делать контекстную рекламу, тем самым обманывая болельщиков».

К слову, в «Рубине» добавили, что объектом претензий могут стать и те люди, которые реализуют на сайтах объявлений футболки с автографами игроков. Однако тут в клубе будут исходить из ситуации, насколько весь процесс потребует потраченных усилий. «Юридически это действительно может подпадать под нарушение авторских прав, поскольку футболка была изготовлена клубом и защищена авторским правом. Однако, если болельщик продает оригинальную футболку, полученную, например, в подарок от игрока, как единичный экземпляр (без массовой перепродажи), это может не считаться серьезным нарушением», — отметили в «Рубине».

Фан-шоп «Рубина» рядом с «Ак Барс Ареной» Фан-шоп «Рубина» рядом с «Ак Барс Ареной» Фото: «БИЗНЕС Online»

В этом контексте интересно, а как продавцы реагируют на претензии от клуба? Ведь справедливости ради на маркетплейсах миллионы продавцов, попасть туда легко, а залететь на Ozon или Wildberries можно и в разовом режиме. А следовательно, и официальное уведомление от «Рубина» не так уж сложно и проглядеть.

«Маркетплейсы стали основным „полем боя“ в нашей работе по защите интеллектуальной собственности. Благодаря отлаженной системе взаимодействия с площадками нам удается оперативно блокировать 9 из 10 нарушений. К примеру, за год работы в данном направлении мы выявили 7 613 нарушений, из которых на этапе работы с маркетплейсами удалось добиться блокировки и удаления 7 010 нарушений. В оставшихся случаях, когда нарушители игнорируют претензии, мы переходим к судебной стадии, где около половины дел завершается мировым соглашением, особенно с мелкими предпринимателями и частными лицами», — прокомментировали в клубе нашему изданию.

Резюмируя вышесказанное, в клубе особо подчеркнули, что вся продукция может реализовываться только через утвержденные каналы: магазин клубной атрибутики и у лицензированных партнеров.

Для легальной продажи атрибутики необходимо заключение соответствующего лицензионного соглашения, которое предусматривает контроль качества продукции и соблюдение стандартов клуба или в рамках специальных условий сотрудничества. Любая иная реализация товаров с символикой «Рубина» без разрешения является нарушением исключительных прав.

«Сейчас на маркетплейсах нет гарантий, что ты купишь оригинальный товар»

Борьбу «Рубина» с контрафактом для «БИЗНЕС Online» прокомментировал казанский адвокат Олег Хромин. Он напомнил, что сейчас продукция на маркетплейсах, а особенно их ценник, не может гарантировать покупателю оригинальность товара.

«В такой ситуации возникает вопрос: куда покупателям направлять претензии? В некоторых случаях Роспотребнадзор отвечает, что это не в их поле деятельности. А пока будет идти спор за оригинальность товара, продавец вполне может исчезнуть. Поэтому приходится писать письма и в прокуратуру, и в Роспотребнадзор, и непосредственно на сам маркетплейс», — отметил эксперт.

Хромин подчеркнул, что от действий таких продавцов страдает не только сам клуб, несущий финансовые потери, но и покупатели. По его словам, в спорах за оригинальность потребитель попросту может ничего не добиться. Ведь, если купить товар не на лицензированном сайте, все стороны попросту могут развести руками.

«Человек приобретает поддельную вещь, а страдает от этого «Рубин» «Человек приобретает поддельную вещь, а страдает от этого «Рубин» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но если с покупателями все понятно и значительная часть из них просто не придает значения тому, где они покупают, например, клубную футболку, то сам клуб остается внакладе, т. к. теряет деньги, которые потратил на изготовление своих товаров. А ведь клуб рассчитывает отбить потраченные средства, поэтому он и идет в суд.

«Получается, что человек приобретает поддельную вещь, а страдает от этого „Рубин“. А вас ситуация не сильно беспокоит. В конечном итоге все ведет к разбирательству. Столкнувшись с продавцами, которые реализуют товар нелегально, клуб тоже может обратиться в прокуратуру, а та должна обратиться в Роспотребнадзор и на сам маркетплейс», — объяснил юрист.

Хромин отметил, что площадкам не мешало бы обращать внимание на качество продукции, ведь люди должны понимать, за что они платят деньги. Поэтому если на карточках товаров будет указано, что это оригинал, хоть и за бо́льшие деньги, то всем будет проще.