ГК «Вамин» начала внедрение Agile три года назад. Методология стала основой корпоративной культуры ГК «Вамин» начала внедрение Agile три года назад. Методология стала основой корпоративной культуры Скриншот предоставлен ГК «Вамин»

От планов к действиям: Agile в пищевой промышленности

Agile — методология управления проектами, зародившаяся в IT и доказавшая эффективность в условиях высокой изменчивости. Сегодня ее применяют компании, стремящиеся быстрее адаптироваться к рынку, управлять рисками и сокращать издержки.

Agile — прямая противоположность методологии Waterfall («Каскадная»), доминировавшей во второй половине XX века. Каскадная система предполагает детальное техническое задание, жесткое следование плану и сдачу готового продукта. В Agile продукт или проект разрабатываются постепенно, с возможностью изменений и постоянным контактом с заказчиком.

ГК «Вамин» начала внедрение Agile три года назад. Методология стала основой корпоративной культуры. Короткие спринты (циклы времени), регулярные итерации (повторения последовательности действий до получения результата) и приоритет обратной связи позволили повысить скорость и точность решений. На всех уровнях — от разработки ассортимента до операционного управления — в «Вамине» действует единый принцип: быстрый результат важнее объемной документации.

По итогам каждого спринта команда получает готовый результат и корректирует курс По итогам каждого спринта команда получает готовый результат и корректирует курс Скриншот предоставлен ГК «Вамин»

Как Agile работает в ГК «Вамин»?

При постановке стратегических целей в компании используются короткие спринты (1–3 недели). По итогам каждого спринта команда получает готовый результат и корректирует курс. Поэтому в «Вамине» придают огромное значение обратной связи от линейных сотрудников и опросам фокус-групп потребителей.

Фото предоставлено ГК «Вамин»

Главное — ставить в приоритет результат вместо ритуального следования регламенту. Изменения должны даваться легко: если рынок требует корректировок (например, появился запрос на более диетические позиции), их вносят мгновенно, не дожидаясь «годового плана».

Раньше запуск нового сыра занимал полгода и больше. Сейчас — всего 3 месяцаФото предоставлено ГК «Вамин»

Возьмем для примера расширение ассортимента. Раньше запуск нового сыра занимал полгода и больше. Сейчас — всего 3 месяца. Как это стало возможным?

1. Отделом продаж выдвигается гипотеза (например, «нужен сыр с пониженной жирностью»).

2. Отдел маркетинга проводит быстрый анализ рынка (данные из CRM, соцсетей, от дистрибьюторов).

3. Технологи разрабатывают рецептуру, проводят тестовые варки + дегустации (сбор обратной связи через ИИ).

4. Экономисты считают себестоимость и ценообразование.

5. В заключительный этап входит формирование коммерческой презентации, переговоры с дистрибьюторами по вводу новинки, отгрузка первых партий в розничные каналы, анализ динамики продаж.

Новые продукты созданы не по интуиции, а на основе данных опросов фокус-групп потребителей, оптовых заказчиков, изучения гастрономических трендовФото предоставлено ГК «Вамин»

Так появились хиты «Вамина» — сыры «Домашний», «Для пасты и пиццы», «Фитнес-Лайт». Это продукты, созданные не по интуиции, а на основе данных опросов фокус-групп потребителей, оптовых заказчиков, изучения гастрономических трендов.

Еженедельные видеосовещания проводятся с использованием ИИ-технологий. После автоматической расшифровки докладов нейросеть превращает речь в текст и сразу предлагает саммари ключевых решенийФото: ru.freepik.com

Цифровизация управления: ИИ в действии

Ключевой фокус «Вамина» — устранение рутинных операций и усиление роли аналитики.

Как считают в «Вамине», будущее — за компаниями, которые умеют быстро тестировать гипотезы и отказываться от неудачных, доверять данным, а не интуиции, автоматизировать рутину, освобождая людей для творческих задач.

Вот как это происходит в операционном управлении (напомним, что предприятия группы географически распределены по разным городам).

Еженедельные видеосовещания проводятся с использованием ИИ-технологий. После автоматической расшифровки докладов нейросеть превращает речь в текст и сразу предлагает саммари ключевых решений (то есть выделяет главное). Одновременно происходит ИИ-анализ выступлений — эмоции, логика, управленческие навыки спикера.

Долгие заседания с ручным составлением протоколов и риском потерять в процессе интерпретации важные решения канули в Лету. В результате время обсуждений сократилось в 2 раза. Да и сами руководители стали говорить четче — ИИ «ругается» на «воду» в докладах.

Это позволило:

— оперативно управлять остатками и повысить оборачиваемость сыров и масла;

— реагировать на рекламации и отточить процедуру контроля качества при отгрузке товаров;

— находить узкие места, замедляющие процессы производства и введения в эксплуатацию новых участков.

Вторая важная область, где в ГК «Вамин» удалось минимизировать человеческий фактор, — внутренний документооборот. Он оцифрован: CRM + блокчейн позволяют отслеживать этапы согласований документов, а ИИ напоминает ответственным о задержках. Срок прохождения договоров сократился с 14 до 3 дней. Исчезли ситуации «я не получал письмо». Да и элементарно сократился расход бумаги и беготня по кабинетам. А с учетом физической удаленности подразделений ГК друг от друга это весьма актуально.

В подборе персонала и продажах налажены в CRM автоворонки кандидатов и потенциальных клиентов, они позволяют видеть статистику отказов, успешных сделок и наймов В подборе персонала и продажах налажены в CRM автоворонки кандидатов и потенциальных клиентов, они позволяют видеть статистику отказов, успешных сделок и наймов Скриншот предоставлен ГК «Вамин»

HR и продажи: алгоритмы помогают находить лучшие кадры

Привлечение ИИ к «совещаниям будущего» и прозрачность метрик работы дают возможность топ-менеджменту определить кадровые резервы и потенциальных руководителей на повышение, а также точки роста в компетенциях действующих сотрудников.

Так, в подборе персонала и продажах налажены в CRM автоворонки кандидатов и потенциальных клиентов, они позволяют видеть статистику отказов, успешных сделок и наймов. Анализируется эффективность менеджеров по продажам и рекрутеров по объему коммуникаций, выстраиваются корреляции между интенсивностью коммуникаций и успешными сделками и наймом.

В HR-департаменте это позволило быстрее закрывать вакансии, устанавливать «рыночные» KPI на каждую конкретную должность. Раньше рекрутер группы тратил часы на просмотр резюме, затем половина кандидатов отсеивалась на этапе откликов. Сейчас чат-бот проводит первичное интервью, ИИ анализирует отказы и подсказывает, как улучшить вакансию. Время закрытия вакансий сократилось на 20%.

Традиционно в продажах менеджеры действуют, полагаясь на опыт и интуицию. В «Вамине» ИИ записывает и разбирает переговоры с контрагентами, алгоритм выделяет самые эффективные фразы. Конверсия выросла на 30%, для менеджеров ввели новые системы мотивации за развитие общей и активной клиентской базы.

Что в результате?

Гибкая методология управления и цифровизация процессов позволили группе:

• быстрее выводить продукты на рынок;

• снизить операционные издержки;

• повысить прозрачность решений;

• сократить сроки принятия ключевых решений;

• компания заняла 1-е место по объему экспорта молочной продукции в РТ;

• заняла 1-е место по объему переработки молока в РТ.

По итогам 2024 года ГК «Вамин» показала рост производства до 23 тыс. тонн сыра. Компания является лидером по переработке молока и лидером по экспорту молочной продукции в РТ*.

Использует ли ваш бизнес потенциал Agile и ИИ? Или по-прежнему опирается на интуицию и долгие планы?