Уже сегодня в российских кинотеатрах, включая Казань, идут предпоказы романтического роуд-муви «Туда», который снял режиссер и сценарист из Зеленодольска Иван Петухов, а в широкий прокат картина выйдет 15 мая. По сюжету главные герои путешествуют по отечественным городам на обычном такси, и постепенно эта поездка меняет их жизнь. Главные роли в фильме исполнили звезды: Ирина Старшенбаум, Петр Федоров, Алексей Серебряков, одну из своих последних ролей сыграла Евгения Добровольская. В интервью «БИЗНЕС Online» Петухов рассказал, как сделать так, чтобы в Казань приезжали снимать федеральные киношники, и за сколько можно доехать от Москвы до Уфы на такси.
Режиссер-сценарист из Зеленодольска Иван Петухов: «Каждый новый проект — это шаг к исследованию себя самого»
«В Казани происходит очень важная часть фильма»
— Иван, предыдущий ваш фильм «Сестры», вышедший в 2022-м, — это мистический триллер, постхоррор, а сейчас мы ждем от вас солнечный романтический роуд-муви «Туда». Вы переключились на другой жанр кино?
— Я такого вопроса ждал. Хотя бы потому что между этими фильмами провести параллель особенно легко, ведь и в «Сестрах», и в «Туда» в главной роли Ирина Старшенбаум. На деле же ее героини, по крайней мере внешне, друг другу совершенно противоположны. Почти три года назад мы с вами говорили о том, какой я благодарный зритель хорроров. Так и есть, но наряду с ними именно комедия, точнее драмеди, меня интересует больше всего как автора, с нее я и начинал как сценарист и режиссер. В моем идеальном мире я, как кинематографист, два этих жанра перемежал бы в своей работе: снимал бы что-то страшное, тревожное, потом — что-то светлое, воодушевляющее и так по кругу. Если «Сестры» и «Туда» поставить один за другим, так и выходит.
Получится ли дальше? Не знаю. Но никакой проблемы в том, чтобы делать фильмы в разных и даже противоположных жанрах, я не вижу. Мне кажется, как раз из этого и складывается баланс личности. А каждый новый проект — это шаг к исследованию себя самого. Более того, мне кажется, любая идея, стоит пропустить ее через себя, сама себя пишет и складывается в фильм определенного жанра. Тема домашнего насилия сразу увиделась мне в формате хоррора. Фильм «Туда» родился светлым, воздушным, терапевтичным — я так это почувствовал. И все, что в картине есть, работает на этот стиль. К примеру, мы снимали в начале осени, уже становилось прохладно, но нам удалось захватить тепло, солнце, облака, зелень и именно это летнее воздушное ощущение передать на экране зрителю. Зритель тоже увидит насыщающее кислородом кино.
— Для тех, кто еще не видел трейлер «Туда», давайте расскажем о фильме.
— Если вкратце, то это история о том, как к суровому молчаливому водителю такси Вадиму садится в машину рано утром взбалмошная, веселая, немножко дурашливая пассажирка Вера. Они оба в Москве, а она хочет на обычном городском такси отправиться в Уфу, за 1,5 тысячи километров. Все, что случается дальше, — это их путь через Владимир, Нижний Новгород и Казань, где происходит очень важная часть фильма. Естественно, на пути их ждут разные встречи, неожиданности и приключения. И вот они, два очень разных человека, постепенно сближаются, учатся слушать и говорить друг с другом, доверять.
Иван Петухов родился 11 октября 1984 года в Зеленодольске.
В 2002-м поступил на факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. В 2007 году окончил университет, после учился в аспирантуре.
Начиная с 2006-го работал копирайтером в российских представительствах сетевых рекламных агентств Grey, Publicis и McCann.
Режиссер таких фильмов и сериалов, как «Подарок» с Умой Турман и Кевином Спейси, «Играй для каждого», «Взаперти», «Алиса», «Гостья» и пр.
— Любопытно, во сколько обошлась главной героине вся поездка на такси от Москвы до Уфы, это все-таки 18 часов пути. В фильме озвучат сумму?
— Вообще, я сначала эту идею придумал, потом оказалось, что у такси и правда есть функция «Межгород». Правда, не уверен, что даже в этом случае такси поедет до Уфы, все-таки есть ограничения по километражу. Хотя часть нашего киномаршрута вполне реально проехать на такси. Что касается цены, не будут спойлерить. Да и фильм не о ценах, а о ценностях, я надеюсь. Но мы примерно прикинули, что до Уфы можно было бы доехать плюс-минус за 100–150 тысяч рублей с учетом обратной дороги.
Почему героиня выбрала такой способ добраться до столицы Башкортостана? Мы с моим сценаристом Иваном Петуховым (вечно так шучу про себя) думали, что не можем оставить этот вопрос без ответа. В фильме есть объяснение и настоящее, и выдуманное. Вера, героиня Старшенбаум, всю дорогу придумывает версии и того, почему на такси, и зачем они вообще туда едут. Какая из них окажется правдой? А это уже узнает зритель после просмотра.
«Не припомню настолько теплой и позитивной реакции на фильм за все время работ»
— Вы сами написали сценарий к фильму «Туда», как и в случае с «Сестрами». Кажется, сейчас оригинальный сценарий редкость, в основном в кино идут ремейки и фильмы, снятые по книжным бестселлерам или реальным событиям прошлого.
— Не то чтобы это тенденция, просто кинематограф очень разный, но в мейнстриме, пожалуй, оригинальных идей меньше, поскольку он нацелен в первую очередь на получение прибыли. Почему часто снимают ремейки, продолжения или экранизации? У оригинала, первого фильма, как и у книг-первоисточников, есть фанатская база, и на ней легче построить популярность следующих частей, вот и все. Но тем ценнее создавать оригинальные сюжеты.
Много ли среди режиссеров сценаристов? Не скажу, что много, но определенное количество есть, хотя чем дальше, тем бутылочное горлышко уже. Пишущих режиссеров меньше, чем просто режиссеров. Снимающих сценаристов меньше, чем просто сценаристов.
Запускать проекты по своим сценариям сложнее, чем идти режиссером в чужие. Поэтому я очень благодарен кинокомпании Bazelevs, к которым я пришел однажды как автор с «Сестрами», и они сказали: «Да, давай делать». Хотя история была мрачной, совсем не в их духе (Bazelevs известны в первую очередь франшизой «Елки», семейным кино с приятным послевкусием). «Туда» был им ближе, но за свободу и доверие все равно спасибо.
Что касается работы сценариста и режиссера в одном лице, я до сих пор не могу к такому привыкнуть, настолько это большой и ценный подарок. Это дает огромную свободу действия! Как сценарист, я понимаю, какие части в фильме важны и изменениям не подлежат, а от чего стоит отказаться. Работая уже как режиссер, вижу в процессе, что требуется исправить, и мне не нужно для этого обращаться к сценаристу фильма, что-то ему доказывать, вся дискуссия происходит внутри меня. Но и ответственности больше, конечно. В конце картины ведь написано «Фильм Ивана Петухова». Если он получился, здорово, команда молодцы! А если не получился, Иван Петухов и виноват. И это даже не шутка.
«Что касается работы сценариста и режиссера в одном лице, я до сих пор не могу к такому привыкнуть, настолько это большой и ценный подарок. Это дает огромную свободу действия!»
— Насчет фильма «Туда» какие у вас прогнозы, предчувствия?
— В данном случае я спокоен. Мне кажется, картина получилась именно такой, какой была задумана. А это всегда большая радость для создателя любого кино, для любой команды.
— Кстати, премьера фильма состоялась еще пару недель назад на Московском международном кинофестивале в конкурсе «Русские премьеры». Какие впечатления у первых зрителей?
— Честно говоря, не припомню настолько теплой и позитивной реакции на фильм за все время работы. Со стороны и актеров, и команды, и зрителей всех возрастов. Судя по смеху в зале в самых неожиданных порой местах, по всхлипываниям и аплодисментам, все сложилось так, как должно было. Кино вызывает эмоции, а это главное. Теперь очень жду, когда фильм увидят по всей стране. Фестивальная публика все-таки немного особенная, хочется собрать мнения обычных зрителей, ведь это кино для них и о них.
— Планируете ли приехать с кинопрезентацией «Туда» в Казань?
— Не так давно с оператором Павлом Беклемишевым и актерами обсуждали такой момент. Мне кажется, это было бы более чем логично, ведь это история, где четко обозначены города. И один из городов, Казань, находится рядышком с моим родным Зеленодольском. Честно говоря, очень бы хотелось приехать и представить фильм лично, обсудить его с публикой. Дальше вопрос только в организации этого процесса.
«Режиссер по возможности должен находиться близко к актерам и сцене»
«Ни Петя Федоров, ни Ира Старшенбаум не были так интересны людям, как бабушки у дороги»
— О «Туда» я прочитала любопытный факт: во время съемок вы и оператор «катались» в багажнике автомобиля, чтобы следить за кадром.
— По-моему, это норма. Режиссер по возможности должен находиться близко к актерам и сцене. Тем более нам очень повезло, Петя (Петр Федоров — исполнитель главной мужской роли — прим. ред.) прекрасно водит и при любой возможности сам садился за руль. Дело в том, что не очень распространено, когда актер сам водит машину во время съемки. Даже может сказать: «Я актер, а не водитель». Поэтому машина в таких случаях едет на платформе, на которой есть место для всех. А когда платформы нет, приходится размещаться внутри машины, даже в багажнике. Хотя меня не всегда туда пускали, потому что, во-первых, багажник не такой уж большой. Во-вторых, кроме оператора-постановщика, там еще обязательно находился фокус-пуллер — человек, который настраивает фокус. То есть в машине уже было два человека, лечь третьим не всегда была возможность. Но если уж мы снимаем кино, повторюсь, надо находиться рядом с местом, где снимают кадр, а не сидеть в палатке, смотреть в экран и делать в рацию замечания. Но в тесноте да не в обиде. Плюс катание в багажнике было одним из тех милых приключений, из которых во многом состояли съемки фильма «Туда».
— Расскажите еще о «милых приключениях», которые случились на съемках этого кино.
— Такой классический вопрос, но я помню только то, что получилось в итоге. Все забавные моменты, как правило, — это какие-то неполучившиеся штуки. Хотя я вспоминаю утреннюю (в 4:30) съемку в Казани, когда мы утопили в Казанке коптер вместе с камерой. Сцена: едет машина мимо красивого Кремля, прекрасный кадр, и вдруг изображение на экране пропадает, мы не можем понять, что происходит. Оказывается, коптер упал в реку. В итоге мы его достали, к счастью, было неглубоко, снятый прекрасный кадр сохранился. Такие смешные моменты кажутся смешными только спустя несколько месяцев, тогда казалось, что все плохо.
Пока сейчас рассказывал об этом случае, вспомнил еще один, связанный с бабушками-актрисами у дороги, которых встречает главный герой Вадим. Проезжающие мимо нашей съемочной группы автомобили будто только и ждали, когда бабушки у дороги появятся. Нам несколько раз чуть не сорвали съемку просто потому, что водители, ехавшие по своим делам, останавливались, подъезжали к ним задним ходом и спрашивали, что они продают, хотели у них что-то купить. То есть эти бабули благодаря усилиям нашего кастинг-директора, художника по костюмам и реквизитора были настолько достоверны, что у них чуть не скупили все, что они якобы продавали. Пете даже несколько раз не давали подъехать на такси к месту съемки. Причем ни Петя Федоров, ни Ира Старшенбаум, ни наша группа не были так интересны людям, как наши бабушки. Они какая-то скрепа, магнит, который стягивает людей со всей страны к обочине дороги. Сейчас опять же это кажется невинным, смешным, а в моменте казалось крахом всего.
«Петя с Ирой устраивали параллельно съемкам гастротрип в городах, и в этом смысле Казань их впечатлила точно»
— Столице Татарстана отведено больше всего времени в фильме, поскольку с городом связан важный этап в жизни главного героя, об этом вы рассказывали нашем изданию во время съемок в Казани. Как я поняла из трейлера, здесь живут его родители. Почему именно Казань?
— Здесь должно быть предупреждение о спойлере. Так что если не хотите знать подробности сюжета заранее, не читайте этот абзац (смеется). В Казани живут родители главного героя, и из-за череды событий персонажам «Туда» приходится заночевать у них. Благодаря этой остановке путешествие водителя такси и пассажирки перетекает в совершенно другую плоскость. Потому что одно дело, когда ты везешь человека из точки А в точку Б, как хотелось бы нашему герою Вадиму. Другое — когда ты привозишь девушку к своим родителям, к себе домой. Поэтому Казань очень важна в фильме, это переломный этап в отношениях между героями.
Вообще, мы здорово проехались по столице РТ и ее окрестностям. Снимали на мосту «Миллениум», в Печищах, как мне кажется, прекрасную сцену на дебаркадере, сцену в супермаркете «Бахетле», чтобы получилось более аутентично. Мы действительно старались показать Казань по максимуму, эти слова не для пиара.
— Старшенбаум и Федорову понравилась Казань?
— Петя с Ирой устраивали параллельно съемкам гастротрип в городах, и в этом смысле Казань их впечатлила точно. А когда в съемках был перерыв, Петр даже остался здесь пожить. А уж если он решил где-то остаться, значит, ему там действительно понравилось.
— В вашей картине «Туда» одну из последних своих ролей сыграла Евгения Добровольская?
— Правда, хотя во время съемок мы и думать не могли, что она станет последней. Не буду сейчас изображать из себя ее близкого, рассказывая о Жене больше, чем знаю, но для нашего кино ее участие точно стало прекрасным подарком. Ее уход для всего российского кино огромная потеря. Единственное, что могу к этому добавить, что роль у нее в «Туда» пусть и небольшая, но достойная и важная для сюжета. Надеюсь, мы смогли отдать дань уважения, которого она заслуживает.
«Региональный уклон становится сильнее потому, что это интереснее и визуально, и с точки зрения характеров, культур»
Что мешает развитию регионального кино?
— Казань в последние годы все заметнее на российской кинокарте и как место съемок, и как город, который упоминают в разном кино. Например, на днях вышла спортивная драма «Финал» о волейболе с кадрами ночного города, в сериале «Кеша должен умереть» с любовницей главный герой знакомится в командировке в столице РТ, я уже не говорю о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» и съемки о группировке «Тяп-Ляп». Почему Казани становится в кадре больше, как вы думаете?
— У меня ощущение, что в целом есть серьезный крен в сторону регионального кино. Как будто бы зритель насмотрелся на Москву и Санкт-Петербург и в этих городах уже все показали. Точнее, то, как их показывают раз за разом, утомляет глаз. Поэтому производители кино, сериалов в том числе, какое-то время назад начали смотреть и ездить дальше даже ради простых «земных» историй, не требующих невероятных пейзажей или уникальных локаций.
Региональный уклон становится сильнее потому, что это интереснее и визуально, и с точки зрения характеров, культур. Я сам могу сказать, что, несмотря на то что люблю Москву, как только ты отъезжаешь от нее буквально на 100 километров, все будто становится фактурнее, зернистее, что ли. Думаю, популярность Казани тоже связана с общим стремлением к визуальной и смысловой новизне. Это должно было произойти, и рад, что происходит.
Плюс многим кинематографистам, как я, скажем так, регионального происхождения, с какого-то момента хочется рассказывать о своей культуре. Мы сейчас не говорим о ярком примере якутского кино, это свой гигантский кластер. Я о простых вещах, более близких человеку из средней полосы нашей страны, каким я сам и являюсь или, например, режиссер Иван Соснин из Екатеринбурга.
Кроме того, Казань сама по себе очень кинематографична благодаря своей размашистой красоте, масштабу, сопряжением культур и контрастам. Современный Татарстан в целом, как я убедился за время поиска локаций, разнообразная и живописная среда, очень развитая и любопытная визуально. Логично, имея такой ресурс, фактуру, снимать кино в Казани, а не ехать из Казани в Москву. В общем, буду только рад, если в столице Татарстана и в регионе в целом будут снимать не только криминальные истории, но и о городе молодых и современных людей. Мне кажется, это очень перспективно. Здорово, если зрители других регионов это увидят.
— Пару месяцев назад с казанским оператором Юрием Даниловым, который сейчас снимает кино в Москве (недавно вышел его фильм «Он и Она» с Юлией Пересильд), мы обсуждали, как сделать так, чтобы столичным киношникам было выгодно и интересно снимать в Казани. По-вашему, как здесь запустить большой процесс кинопроизводства?
— Это, конечно, больше продюсерский вопрос. Но для меня, как для автора и режиссера, в Казани было много всего, что хотелось снять в связи с нашей историей. Вплоть до облицовки обычных хрущевок, за которые мы боролись при съемках «Туда». Как завлечь в Казань федеральных киношников? Я тут буду рассуждать немножко дилетантски, потому что финансы — последнее, о чем хочется думать в процессе работы, но все же. В некоторых регионах существует система рибейтов. Это когда часть потраченных на фильм денег возвращается регионом производителям кино. В Перми, насколько я знаю, рибейты очень развиты, поэтому там снимается много фильмов и сериалов. Так они продвигают регион в глазах зрителей. Как это устроено в Татарстане, я не знаю. Просто рибейты — первое, что приходит на ум.
Дальше начинается другой вопрос: оснащение техникой. Выбор падает на тот регион, в котором развита техническая база. Из Москвы везти свет, оборудование дорого. А с какого-то момента всем, включая авторов фильма, приходится быть практичными. В нашем случае мы тоже сталкивались с тем, что некоторых вещей, которые в Москве являются расходниками и стоят совсем недорого, в Казани не оказалось, их нужно было везти, а это уже дороже.
К примеру, автогрип — оборудование, которое позволяет закрепить камеру на автомобиль. От него зависит, насколько получится красивый кадр с колесами автомобиля, едущего по дороге, или красивый кадр на стекло машины, где едет пассажир. Само по себе оборудование недорогое, но, когда его нужно привезти, это значит, что необходимо везти с собой еще механиков, которые умеют устанавливать автогрип, им тоже надо платить, цена кинопроизводства вырастает. То есть когда съемки переезжают от Москвы на 700–800 километров, недорогое превращается в дорогое. Получается, кадр с автогрипом ты уже не можешь себе позволить, а он нужен, и по большому счету снять его несложно. Либо можешь его себе позволить на две смены, а не на пять.
Это такая частность, из которой можно сделать общие выводы. Когда есть полноценная кинобаза со светом, камерами, объективами, людьми, установщиками оборудования и все это чисто, прозрачно, работает как часы, конечно, кинематографистам гораздо проще приезжать в столицу РТ, арендовать нужное оборудование и работать, а не везти все из Москвы. От этого во многом зависит развитие региональной киноиндустрии. Думаю, рибейты плюс техническая база — это очень правильный путь. А уж кинематографистов из Татарстана, насколько я знаю, довольно много.
«Региональный кинематограф в любом случае развивается, но, какими темпами и в какую сторону развитие пойдет, во многом зависит от усилий региона»
— Какие фильмы можно было бы снимать в Казани?
— Честно? Ровно такие же, как в Москве и Петербурге, лишь бы хорошими получались. От комедий до хорроров и исторического кино. В Казани и Татарстане есть красивейшие места на природе и в городах. Здесь ограничения могут быть только творческие, зависящие от фантазии автора. Все остальное — вопрос того, что мы обсудили ранее: рибейты и уровень технических баз, позволяющих приехать на готовое, а не выстраивать все самому.
Я уверен, что на всех здесь хватило бы работы и денег. Но это всегда вопрос базы. Повторю свою мысль: тот же свет везти страшно дорого, потому что это фуры. Вопрос, кто первый в это вложится. Региональный кинематограф в любом случае развивается, но, какими темпами и в какую сторону развитие пойдет, во многом зависит от усилий региона.
— Не могу не спросить напоследок о еще одной вашей яркой работе — короткометражке «Где второй носок?», которая вышла в прошлом году. Это очень забавная абсурдная история, в которой вы сняли Дмитрия Нагиева и Розу Сябитову.
— Эта история с налетом безумия, которую мы с командой сделали на какой-то легкой, почти студенческой волне, и знатно повеселились в процессе. Мне очень нравится проект, нравятся ребята молодые, которые снялись в нем. Понятно, что Дмитрий Нагиев и Роза Сябитова — яркие медийные имена, Сергей Епишев — потрясающий комедийный актер, но именно молодежь в лице Владислава Тирона, Ясмины Омерович, Влада Коноплева (Князь из сериала «Король и шут» — прим. ред.) делают бо́льшую часть работы. Влада Тирона, с которым мы сошлись на этом проекте, я потом пригласил в «Туда», где у него тоже яркая роль.
«Где второй носок?» — детективная комедия абсурда, да еще и в жанре мокьюментари (псевдодокументальный фильм). Хитрый, сложный, редкий жанр с очень тонким, я надеюсь, юмором. Плюс как человек, окончивший журфак, я с удовольствием пишу истории о журналистах, а это одна из таких. В итоге получилась экспериментальная, но яркая метамодернистсткая история о том, как троица студентов занимается откровенно дурацким и абсурдным расследованием, но делает это с такими энергией, верой и искренностью, что вся глупость постепенно обретает черты чего-то серьезного, масштабного и важного, будто сама реальность сдается под их напором. В целом это можно сравнить с работой в кино, когда ты пытаешься заразить своими идеями других, а после и целый мир, поэтому слоев в той истории немало. Впрочем, «Носок» в своем нынешнем виде завершен и уже вышел, так что все мысли сейчас о «Туда» и его пути к зрителю.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.