«Лениногорск изначально был спланирован как курортный город. Бакировские лечебные грязи, серные источники «намного лучше, чем Мацеста в Крыму». Этим исследованиям 100 лет. «Татнефти» — 75 лет. Черное золото победило, от этого никуда не деться. Но тот потенциал, который скрыт в районе, может быть использован в разных вариациях», — заверял на прошлой неделе руководитель исполкома Лениногорского района Марат Гирфанов. Вслед за «Татнефтью» район также пытается сойти с нефтяной иглы. О том, как ХК «Чистополье» возрождает многострадальную птицефабрику, рестораторы строят гостиницы, а миндортранс решает транспортную судьбу юго-востока республики, — в материале «БИЗНЕС Online».
Новоиспеченный руководитель исполкома Марат Гирфанов сразу признался, что впервые говорит о перспективах развития района на таком уровне — все-таки он был назначен в сентябре прошлого года
О завершении трассы Шали – Бавлы: «Один проект нам очень близок к сердцу…»
«Лениногорск — это место родников, в прямом и в переносном смысле. В переносном — потому что там расположено Ромашкинское нефтяное месторождение. С другой стороны, в районе находится 263 родника. Это рекорд для Татарстана!» — такими словами на прошлой неделе руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина открыла «муниципальный час» с Лениногорским районом. Гости из нефтяного края преподнесли участникам встречи местные дары — лениногорскую клубнику, выпечку и воду из санатория «Бакирово».
Новоиспеченный руководитель исполкома Марат Гирфанов сразу признался, что впервые говорит о перспективах развития района на таком уровне — все-таки он был назначен в сентябре прошлого года. В отличие от других выступавших на «мунчасе» районов, Лениногорск не может похвастаться близостью к федеральным трассам — до трассы Казань – Оренбург жителям района 20 километров. Но благодаря новой дороге Алексеевское – Альметьевск путь из Казани в Лениногорск сократился с четырех до трех часов.
Надежда хуҗа — чтобы продолжение трассы от Альметьевска до Бавлов прошло через Лениногорск. Тогда район окажется в центре дороги, которая по диагонали соединит юго-восток республики с Казанью. «Есть два варианта концепции транспортной схемы Татарстана, то есть соединение М7 и М5 в двух вариантах. Один проект нам очень близок к сердцу, за который мы голосуем всеми руками. Какой из них будет принят, я не могу сказать. Эта задача стоит перед министерством транспорта», — ответил Гирфанов позже на вопрос «БИЗНЕС Online».
В любом случае проектировщики столкнутся с неизбежной проблемой — весь юго-восток РТ «усыпан» нефтяными месторождениями. Именно это во многом тормозит завершение масштабного проекта. Однако решение может быть не за горами, сообщил нам основатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров (именно он начинал строить трассу Алексеевское – Альметьевск больше 20 лет назад). В этом году он уже встречался с гендиректором «Татнефти» Наилем Магановым, и тот дал поручение своим службам проработать разные варианты прохождения трассы.
Вероятно, «Татнефть» сможет частично и профинансировать работы, поделился размышлениями Фоат Фагимович — все-таки развитие территории в их интересах. А если решение будет принято, строить найдется кому. «Очередь еще выстроится из желающих. Скорее драка будет за этот заказ», — шутит наш собеседник.
Почти треть всей нефти республики добывается именно в Лениногорском районе
«Конечно, мы немного сложные, у нас нефтянка, у нас сети…»
Итак, чем богата экономика Лениногорского района? Валовой территориальный продукт (ВТП) в 2024 году вырос на 4,4% и составил 120 млрд рублей. Это 6-й показатель по республике. Ожидаемо больше половины (54,5%) от этой суммы пришлось на добычу полезных ископаемых. Почти треть всей нефти республики добывается именно в Лениногорском районе. Локомотивом отрасли является НГДУ «Лениногорскнефть» («Татнефть»).
«Мы понимаем, что „Татнефть“ — это наше все! Это наши кадры, инвестиции. Мы живем в парадигме „мы рождены нефтью“. Но также видим стратегию компании. Сегодня 94 процента их доходов приходится на нефтегазовый бизнес. Задача к 2030 году — нарастить долю прочих доходов до 20 процентов, к 2050-му — до 50 процентов. В этом и мы видим свое развитие», — сказал Гирфанов.
Развивается и нефтесервис. Например, в «ТаграС-РемСервисе» сегодня работает даже больше людей, чем в НГДУ. При выручке в 11 млрд рублей компания ни рубля не зарабатывает на контрактах с «Татнефтью». «Все это Западная Сибирь, Поволжье, юг России», — поделился градоначальник.
Отдельно спикер остановился на агропромышленном комплексе. АПК принес району в 2024 году 3 млрд рублей — это сравнимо со многими исконно сельскохозяйственными районами РТ, но в структуре экономики Лениногорска такая цифра занимает всего 2,3%. На этот год власти ставит планку в 5 млрд рублей выручки, а глобальная цель — выйти на 7 миллиардов. «Мы в поиске инвесторов по сельхознаправлению. Для них тут есть серьезные ниши (площадь пашни — 73,4 га — прим. ред.). Конечно, мы немного сложные, у нас нефтянка, у нас сети, предгорье Урала, рельеф сложный… При этом наши плодородные земли дают хороший результат», — расхваливал Марат Нилевич.
Что касается малого бизнеса, в Лениногорском районе работают почти 2 тыс. компаний. Например, один индивидуальный предприниматель занимается коневодством — продает жеребцов почти за полмиллиона рублей (за голову). Другой КФХ нашел применение местным знаменитым родникам и разводит форель.
Что «Чистополье» успело сделать за год? Компания инвестировала в площадку 1,6 млрд рублей, восстановила 36 ранее пустовавших корпусов. Профиль деятельности сменили на выращивание индейки с плановой выручкой 2 млрд рублей к 2026 году
«Это проект «от поля до прилавка»
Главный аграрный инвестор район — ХК «Чистополье». Холдинг Альберта Хуснуллина в начале 2024 года выкупил Лениногорскую птицефабрику. В 2023-м там произошло несчастье — после вспышки птичьего гриппа сожгли 213 тыс. кур-несушек и 203 тыс. яиц. Прежний владелец Накип Хайрутдинов не смог самостоятельно продолжить работу и продал комплексы Хуснуллину.
Что «Чистополье» успело сделать за год? Компания инвестировала в площадку 1,6 млрд рублей, восстановила 36 ранее пустовавших корпусов. Профиль деятельности сменили на выращивание индейки с плановой выручкой 2 млрд рублей к 2026 году. Сегодня поголовье на фабрике — 87 тыс. индеек, планируется выйти на 234 тыс. голов (6,5–7 тыс. т мяса в год). «Зерно мы выращиваем сами, есть комбикормовый завод. Дальше реализуем индейку на рынок и обеспечиваем свой колбасный комбинат в Болгаре. Это проект „от поля до прилавка“. Планируем через год войти в топ-6 [производителей индейки в России], всего их сейчас 20», — отчитался гендиректор ХК Наиль Залаков.
«Инкубации [индеек] у нас пока нет, это отдельный бизнес. Думаем на будущее, в том числе и о родительском стаде. Сейчас мы считаем затраты на закупку птенцов. Нужно понимать, сколько мы заработаем за счет инкубатора. В республике, в Сабах по индейке идет сильное развитие. На покупку птенцов мы будет тратить где-то 120 миллионов рублей в год, инкубатор мог бы сократить расходы до 70 миллионов. Дай бог, запустим это производство», — отметил Залаков.
Сейчас на птицефабрике работают 165 человек, средняя зарплата — 67 тыс. (при средней по отрасли в Лениногорском районе 47 тыс. рублей), с привлечением специалистов, в том числе из других регионов, цифра будет увеличиваться. Рядом достраивается гостиница на 30 мест.
«Не секрет, что раньше много специалистов уехало на север осваивать нефтяные и газовые месторождения. Сейчас они возвращаются к нам на пенсию»
«Нефть победила, от этого никуда не деться. Но…»
«Есть устойчивый фразеологизм: „Лениногорск — татарская Швейцария“. Он изначально был спланирован как курортный город. Находясь в Казани, очень сложно воспринимать нефтяной район как санаторий. Но на самом деле это большая история», — перешел Гирфанов к туристическому потенциалу территории.
В пример он привел статью из казанского медицинского журнала 1935 года выпуска. В ней отдельный блок посвящен возможностям Лениногорского района. В частности, упоминаются бакировские лечебные грязи, серные источники «намного лучше, чем Мацеста в Крыму». «Этим исследованиям 100 лет. „Татнефти“ — 75 лет. Черное золото победило, от этого никуда не деться. Но тот потенциал, который скрыт в районе, может быть использован в разных вариациях», — заверил Гирфанов.
Тему здоровья раскачивает местный предприниматель, занятый в сфере строительства магистральных трубопроводов, Максим Бондаренко. Он уже построил ресторан «Бархат», открывшийся 1 мая в парке им. Горького. Уже во время строительства аппетиты росли и пришла идея построить спа-отель Royal с 14-метровым бассейном, пятью видами саун, массажным кабинетом и тренажерным залом. Здесь же гости могут пройти медицинское обследование, чтобы лучше знать, какие им нужны процедуры. Срок реализации проекта — в течение двух лет.
«Не секрет, что раньше много специалистов уехало на север осваивать нефтяные и газовые месторождения. Сейчас они возвращаются к нам на пенсию. Кто-то из них стал инвестором, кто-то получает инвестиции, кто-то— достойные пенсии. И они сейчас являются потребителями таких услуг в том числе. Также к ним приезжают внуки и дети», — рассказал директор ресторана Артур Мухаметшин. Так что целевая аудитория под такие проекты в районе найдется.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.