«Прошло более месяца с момента обнародования всей широкой сетки пошлин — и стоит посмотреть, к чему это привело» «Прошло более месяца с момента обнародования всей широкой сетки пошлин — и стоит посмотреть, к чему это привело» Фото: © Chris Kleponis — CNP / Consolidated News Photos / www.globallookpress.com

Тарифы: очередная серия

Отгремели праздничные салюты, где-то продолжаются обсуждения ультиматумов, перемирий и прочих договоренностей, а тем временем события из категории Дональд Трамп contra omnes идут своим чередом. Речь, понятное дело, о начатой им тарифной войне, вроде как устроенной с целью выровнять американский баланс торговли с иными странами. Интересы американского потребителя при этом особо не учитываются: фокус поддержки смещен на гипотетического производителя, которому предлагается осуществить инвестиции в США и начать там производство своих товаров силами американских рабочих и с выплатой налогов в казну именно что США. Так или иначе, прошло более месяца с момента обнародования всей широкой сетки пошлин — и стоит посмотреть, к чему это привело.

Конечно же, само решение о пошлинах вызвало падение фондового рынка, однако в настоящее время оно уже отыграно обратно, хотя рынок, конечно, все еще далек от февральских пиков. Проще говоря, рынок уверен, что «договорятся» — и даже если нет, то рынок все равно будет спасен в случае сильного падения, ФРС в очередной раз откроет краны с ликвидностью, и всем все будет хорошо, кроме тех, кто страдает по поводу роста баланса и госдолга. И в целом процесс этот идет, хотя и не без странностей.

«Подарки» от Трампа

Напомним, «День освобождения» был 2 апреля, когда в силу вошли те самые тарифы, составившие в среднем десятки процентов. Наибольшая ставка была изначально установлена для Китая — 54% (включая ранее действующие 20% и дополнительные 34% с 9 апреля, позже они выросли до запретительных 145%). В отношении других стран были установлены следующие тарифы: ЕС — 20% (оттуда идут поставки на $600–630 млрд в год), Япония получила 24% (более $150 млрд), Южная Корея поймала подарок в 25% ($125–140 млрд экспорта в США), Тайвань терпит 32% (порядка $120 млрд), досталось даже и скромной Индии с тарифом 26% ($85–95 млрд экспорта в США). Удар был знатный, ну а потом началась торговля и дипломатия.

«Принятые Дональдом Трампом решения привели к увеличению дефицита торгового баланса США до рекордных 140,5 миллиарда долларов»«Принятые Дональдом Трампом решения привели к увеличению дефицита торгового баланса США до рекордных 140,5 миллиарда долларов»Фото: © Chris Kleponis — CNP / Consolidated News Photos / www.globallookpress.com

Уже через неделю широкое введение новых пошлин было отложено на три месяца всем участникам соревнований, за исключением Китая, так что понятно, кого США видят боксерской грушей. Тарифы с ЕС были снижены до 10% (но к ним прибавляется еще и сбор в 25% на автомобили, сталь и алюминий) при условии того, что полноценное тарифное соглашение будет заключено до июля 2025 года, в противном случае они будут возвращены к 20%; отметим, кстати, что до введения таких пошлин взаимные сборы между США и ЕС составляли около 1,3–1,5%. Тарифы для Китая, наоборот, были подняты до 145%, КНР в ответ немедленно подняла сборы с американских товаров до 125%. Принялся проявлять активность Тайвань, но по этому направлению пока нет ничего, кроме сообщений, что переговоры идут в «искренней и дружественной» атмосфере.

С другой стороны, буквально только что было сообщено, что США достигли соглашения по тарифному вопросу с Великобританией. Оно представляет собой частичную сделку, направленную на снижение торговой напряженности, вызванной введением США новых пошлин в рамках политики «взаимных тарифов». Предполагается, что будет иметь место снижение тарифов на британский экспорт: США снизили пошлины на импорт до 100 тыс. британских автомобилей с 25 до 10%, а также отменили тарифы на определенные объемы британских самолетных деталей и металлов. С другой стороны, был обещан более свободный доступ американских товаров на британский рынок: Великобритания согласилась на беспошлинный импорт до 13 тыс. метрических тонн американской говядины (ранее действовала квота в 1 тыс. т с пошлиной 20%) и сняла тарифы на американский этанол.

Дефицит торгового баланса США вырос до рекордных размеров

И на этом в целом все. За кадром осталась масса вопросов: от британского налога на цифровые услуги (недовольны американцы) до ворчания британских фермеров (американская продукция дешевле). Кроме того, во весь рост встает вопрос взаимоотношений во всем англосаксонском мире — никаких таких новых преференций нет у Австралии и Новой Зеландии.

Нельзя также не отметить, что побочным эффектом введения пошлин было падение ВВП США в I квартале сего года на фоне резкого (и закономерного!) роста импорта. О грядущем повышении таможенных пошлин было объявлено заранее — и потребители ломанулись делать заказы. В итоге дефицит торгового баланса США в марте достиг рекордных $140,5 млрд, превысив ожидания. Экспорт увеличился всего на 0,2% месяц к месяцу, до $278,5 млрд, в то время как импорт подскочил на 4,4% до $419 миллиардов. За последние 12 месяцев общий дефицит достиг $1,11 трлн, что стало историческим максимумом и на 40% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Основной вклад в увеличение импорта в I квартале по сравнению с прошлым годом внесли металлические изделия (в том числе золотые слитки) — рост на $78 млрд, фармацевтическая продукция (плюс $53 млрд), а также компьютеры и комплектующие (плюс $30 млрд). Импорт из ЕС и Швейцарии вырос на $51 млрд из каждой юрисдикции, причем из Швейцарии основной объем пришелся на золотые слитки, закупаемые для нужд биржи COMEX.

ФРС бездействует

Тем временем Джером Пауэлл, глава ФРС США, выступивший недавно на пресс-конференции после очередного заседания FOMC (управляющего органа ФРС), заявил, что ФРС не намеревается как-то напрягаться, уменьшая негативные эффекты от политики Трампа. ФРС США на заседании 6–7 мая 2025 года ожидаемо сохранила ключевую процентную ставку на уровне 4,25–4,5% годовых, что отражает высокую степень неопределенности в экономике — и лучше ничего не делать и «подпустить поближе» возможные иные эффекты.

Увы и ах, по словам Пауэлла, несмотря на сохраняющийся рост экономической активности и стабильный рынок труда с низким уровнем безработицы, инфляция остается выше целевых значений, а риски, связанные с новыми тарифами, усиливаются. Основные ориентиры ФРС — максимальная занятость и инфляция на уровне 2% — остаются в силе, однако их достижение осложняется внешними шоками. Также он отметил, что снижение ВВП в I квартале было вызвано нестабильной внешнеторговой динамикой — проще говоря, пнул Трампа, который, похоже, считает своего главу ФРС напыщенным снобом. Пауэлл прямо подчеркнул, что введенные тарифы оказались выше ожиданий и могут усилить инфляционное давление при одновременном снижении занятости. Соответственно, в условиях растущих инфляционных ожиданий ФРС оставляет открытой возможность как сохранить ставку, так и снизить ее в зависимости от развития ситуации, и в целом взгляд на ситуацию остается гибким и осторожным на фоне усиливающихся внешнеэкономических рисков.

«Введение высоких тарифов ожидалось, посему из США шло куда больше заказов на товары, предприятия в Китае работали в три смены, выпуская все разнообразие продукции» «Введение высоких тарифов ожидалось, посему из США шло куда больше заказов на товары, предприятия в Китае работали в три смены, выпуская все разнообразие продукции» Фото: © Анна Раткогло, РИА «Новости»

«Переклейка этикеток» не пройдет?

Наконец, о Китае. С одной стороны, вроде бы хорошо — собака лает, караван идет, КНР отрапортовала о приличных (целевых!) 5% роста экономики в годовом исчислении по итогам I квартала. В этом, однако, нет ничего необычного: введение высоких тарифов ожидалось, посему из США шло куда больше заказов на товары, а фабрики в Китае молотили в три смены, выпуская все разнообразие продукции. Тем временем председатель КНР Си Цзиньпин посетил Вьетнам, Малайзию и Камбоджу, стремясь укрепить экономические связи и заручиться поддержкой этих стран в условиях обостряющейся торговой конфронтации с США (переклейка этикеток страны-производителя не российское изобретение). Однако вскоре после его визита эти государства начали ужесточать контроль за происхождением экспортируемых товаров, чтобы избежать обвинений в содействии китайским компаниям в обходе американских пошлин.

Так, Малайзия объявила, что министерство торговли станет единственным органом, уполномоченным выдавать непреференциальные сертификаты происхождения для экспорта в США, усилив таким образом контроль за экспортом. Вьетнам также предпринял решительные меры, ужесточив требования к доказательству местного происхождения продукции. Компании обязаны хранить документацию, подтверждающую цепочку поставок, в течение трех лет и предоставлять ее по запросу в течение 48 часов. Кроме того, Вьетнам совместно с американской таможней проводит проверки по 15 категориям товаров с высоким риском фальсификации происхождения, включая солнечные панели и литиевые батареи. Даже Камбоджа усилила контроль за сертификатами происхождения и ввела обязательные инспекции на месте для определенных товаров, экспортируемых в США.

Китай тем временем снижает ставки

И вот тут возникает существенная разница в действиях. Американская ФРС фыркнула и отвернулась: «Ничего делать не будем». Нацбанк КНР в свою очередь решился снизить ставку по 7-дневным обратным репо на 10 базисных пунктов — с 1,5 до 1,4%, сообщил глава НБК Пан Гуншэн на пресс-конференции. Это также приведет к снижению основной процентной ставки по кредитам (loan prime rate) примерно на 10 базисных пунктов. Кроме того, НБК снизит норму обязательных резервов (reserve requirement ratio, RRR) на 50 базисных пунктов, что позволит высвободить дополнительные ликвидные средства в размере 1 трлн юаней (около $140 млрд). Эти изменения вступят в силу 13 мая для ставок, а ослабление RRR начнется 15 мая. Также были объявлены меры поддержки ключевых секторов, таких как технологии и недвижимость, и создание инструмента повторного кредитования в размере 500 млрд юаней для потребительского кредитования и ухода за пожилыми людьми. Народный банк Китая также снизит процентные ставки по ипотечным кредитам через фонд жилищного обеспечения на 25 базисных пунктов. Процентная ставка по пятилетним займам для первых покупателей жилья будет уменьшена с 2,85 до 2,6%. Кроме того, будет постепенно снижена норма обязательных резервов для автокредитных компаний с 5 до 0%.

При этом пошлины эти по большому счету действовать еще и не начинали. Если же наложить это на то, что уже 2,5 года в Китае идет дефляция в ценах производителей, что КНР прекращает публикацию различной статистической информации, включая производство соевого соуса (sic!), то можно предположить, что даже скромный 14-процентный экспорт в США (от всего китайского экспорта) способен при уменьшении крепко ударить по экономике КНР. Кроме того, Китай аккуратно поменял позицию с «уберите пошлины, тогда поговорим о противоречиях» на «надо уже разговаривать о противоречиях», но идущие прямо сейчас (10–11 мая) переговоры в Швейцарии пока результатов не дали.

Еще раз: это ситуация в динамике. Долгосрочные выводы делать пока рано. Но что-то подсказывает, что на фоне противостояния США – КНР конфликты Индия – Пакистан и даже РФ – Украина выглядят как-то … не очень заметно.