В мае де-факто началась уже четвертая летняя кампания специальной военной операции. Отличительная черта летних боев относительно остальных — высокая плотность. В прошлом году российские части смогли развить успех за Авдеевкой, фактически выведя Донецк из состояния прифронтового города, а также сумели выдвинуться к реке Оскол, осадив захваченный Купянск. Противник же начал наступление в Курской области, сумев захватить районный центр Суджу, тем самым нарезав задачи группе войск «Север». О том, как пройдет летняя кампания – 2025, почему наиболее очевидным участком станет место сражения под Красноармейском, известным как Покровск, и где еще ожидать успеха, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
В мае началась четвертая летняя кампания специальной военной операции. Количество штурмовых атак достигло 125, что стало самым большим за последние полгода
Проблемы летней кампании: Киеву нечем затыкать линию фронта
Летняя военная кампания на СВО стартовала. Перефразируя классика, то, о чем так долго говорили большевики, наконец-то, свершилось! Косвенным признаком этого стало заявление украинского телеграм-канала DeepState, согласно которому за 3 мая количество штурмовых атак за сутки со стороны Российской федеральной армии достигло 125, что стало самым большим за последние полгода.
«Согласно данным ГШ ВСУ, после так называемого перемирия враг нарастил усилия на всех участках фронта. Наиболее тяжелыми являются покровский [красноармейский] (34,3 процента всех атак), курский (13,8 процента), лиманский (12,9 процента) и торецкий [дзержинский] (11,8 процента) отрезки. Это ярко демонстрирует „стремление к миру“ со стороны кацапов. Несмотря на значительные проблемы в технике, враг компенсирует их пехотными и комбинированными атаками. Что интересно, в основном штурмовые действия совершаются силами мотоциклов, баги или квадроциклов, а применение ББМ падает», — сообщает DeepState.
Как мы отмечали в нашем большом тексте, важное преимущество наших войск — неспособность ВСУ равномерно укреплять всю линию фронта из-за нехватки резервов. Учитывая фактический разгром курской группировки противника, а также его попытки продолжать удерживать приграничные территории, часть средств Киев продолжает скапливать на восточном участке фронта.
Очевидно, что делается это не от хорошей жизни, а по причине того, что отступление на данном участке фронта фактически выводит Российскую армию в приграничье Сум, что сильно осложняет весь восточный участок фронта, так как Сумы хотя бы в силу размера являются одним из крупнейших городов Украины.
Аналогично ситуация обстоит на купянском направлении. Если противник начнет ослаблять этот участок ради того, чтобы оборонять иные участки фронта, то обвал фронта, во-первых, сильно осложнит оборону северо-восточного фаса Славянско-Краматорской агломерации, а также зафиксирует проблемы уже в районе Харькова. С одной стороны, темпы продвижения вовсе не стремительные, с другой стороны, от Купянска до Харькова — 80 км дорогой. Кроме того, это существенно изменит линию фронта: российские части в случае полноценного развертывания за рекой Оскол получают если не оперативный простор, то как минимум неподготовленные (по объективным причинам — нельзя везде выстроить полноценные линии обороны) позиции с разреженным количеством личного состава и средств обороны.
Краснолиманское направление аналогично держит восточное предполье перед Славянском и Краматорском, а также позволяет вести оборону в Северске. Ослабление данного направления может дать каскадный эффект обвала более узких фронтов и привести к началу полноценной осады всей славянско-краматорской агломерации.
Часовоярский и дзержинский участки, формирующие константиновское направление, наверное, следует считать допустимыми для сдачи. Однако выход к Константиновке автоматически отводит линию фронта от таких населенных пунктов, как Горловка и Ясиноватая (крупнейший железнодорожный узел в Донбассе), что сильно упростит логистику для российских частей.
В итоге методом исключения логично предположить, что в угоду другим участкам будет ослаблен именно Красноармейск (Покровск), а его локальное усиление будет актуально до того момента, пока противнику не понадобятся крупные резервы. Повторимся: не потому что он не нужен, неважен или несущественен, а по той причине, что остальные участки еще важнее. Как следствие, попробуем разобраться, как будет происходить сражение за данный населенный пункт, опираясь на открытые источники.
Красноармейск до недавнего времени был крупнейшим тыловым узлом противника. На текущий момент это значение утрачено, однако сам по себе он является крупным узлом, обладание которым позволит оперировать по ряду направлений
Оперативное значение
Итак, главный вопрос, который стоит перед изучением: каково значение данного укрепленного района?
Во-первых, Красноармейск до недавнего времени был крупнейшим тыловым узлом противника, через который снабжалась вся линия противника вдоль границы с Донецкой Народной Республикой образца февраля 2022 года. На текущий момент это значение утрачено, однако сам по себе он является крупным узлом, обладание которым позволит оперировать по ряду направлений:
- Выход на Славянско-Краматорскую агломерацию с запада. Занятие данного укрепрайона буквально освободит восточный фланг группы войск «Центр» от необходимости учитывать группировку войск в дальнем тылу.
- Выход на север, что и решает вопрос об освобождении Донецкой Народной Республики от оккупации, а также в долгосрочной перспективе позволяет продвигаться до реки Самары — первой относительно крупной естественной преграды, которую противник может использовать для обороны.
- И, пожалуй, самое интересное: занятие данного населенного пункта обеспечивает полноценный выход в Днепропетровскую область, а также, как следствие, позволяет нагнетать обстановку для запорожской группировки противника с севера, т. е. с тыла, где у противника по понятным причинам нет внушительных укреплений.
Вместе с тем взятие данного населенного пункта хоть и упрощает, но вовсе не обеспечивает сражение за Запорожье и Днепропетровск и в целом не является железным аргументом для начала форсирования Днепра. Скорее это в перспективе может существенно изменить логистику противника, вынудив Киев отказаться от южных путей снабжения, перебросив их через Кременчуг, Черкассы, Канев и далее до Киева. Мостов через Днепр много, и потеря логистической возможности для нескольких существенной роли в поставках не сыграет.
Во-вторых, непосредственное обладание Красноармейском создает крупный опорный пункт уже для российских войск, который будет вполне пригоден для дальнейших действий. Даже в развалинах города обустраивать логистические объекты проще, чем в чистом поле.
В-третьих, свою роль, разумеется, играет и моральный надлом украинской армии. Любое поражение так или иначе сказывается на желании бойцов продолжать боевые действия. Данная ситуация буквально иллюстрирует то обстоятельство, когда все возможные действия сделаны, но результата не получено. В обратную сторону этот эффект тоже работает: объективная победа, которую не вымараешь средствами пропаганды, поднимает дух армии.
«Никто не выдергивает «мобиков» сразу на передний край. Там система подготовки личного состава завязана примерно на цикл полного года»
Предпосылки
Как отметил главком ВСУ Александр Сырский, в настоящее время российские части, задействованные в специальной военной операции, имеют стабильную тенденцию к наращиванию личного состава.
«Ежемесячно они увеличивают [численность] на 8–9 тысяч, за год получается 120–130 тысяч. 1 января 2025-го в России группировка войск, участвующая в боевых действиях на Украине, насчитывала 603 тысячи военных, сегодня — уже 623 тысячи», — заявил он в апрельском интервью.
Вместе с тем армия противника при учете сверхжесткой мобилизации не может восполнять имеющиеся потери. Учитывая перевес России в усредненном залпе, ситуация постепенно меняется для Киева в наиболее неприятную сторону. Однако, как отмечает замполит бригады «Эспаньола» Алексей Живов, несмотря на низкий моральный дух и недостаточно высокое обеспечение вооружением, украинские бригады представляют собой образец натовской военной мысли с соответствующими системами управления, ведения боя, а также техникой.
«Никто там не выдергивает военнослужащих, никто не выдергивает „мобиков“ сразу на передний край. Там система подготовки личного состава завязана примерно на цикл полного года. И вот если сейчас они заговорили о необходимости тотальной мобилизации — значит, речь идет о том, что летом 2025 года у них могут начаться проблемы с кадрами, не раньше», — заявил он в интервью «БИЗНЕС Online».
Как следствие, прорвать оборону противника в нескольких местах на указанном участке, после чего навязать неприемлемый для врага сценарий сражения, в рамках которого разрозненные группировки противника оказывают хаотичное, очаговое сопротивление, не представляется возможным.
Скорее всего, решение будет взято уже проверенное: Российская армия в очередной раз возьмет укрепрайон в клещи. Проблемой данного маневра является то, что это, пожалуй, будут самые большие клещи за истекшую кампанию.
Задачей российских войск перед началом большого маневра будет как можно лучше обеспечить тыл наступающей группировки, а также создать проблемы противнику в вопросе переброски войск
Технические детали
Красноармейско-Мирноградская (Мирноград — город, вплотную вросшийся в Красноармейск) агломерация представляет собой условный прямоугольник, в длине достигающий 16 км, а в высоте — 10. До начала СВО население составляло около 130 тыс. человек. Для сравнения: приснопамятная Авдеевка в аналогичных условиях представляла собой фигуру 7 на 4 км с населением до начала СВО менее 40 тыс. человек.
Как следствие, задачей российских войск перед началом столь большого маневра будет как можно лучше обеспечить тыл наступающей группировки, а также создать проблемы противнику в вопросе переброски войск.
Решение первой задачи — это взятие либо максимальное продвижение в клебан-быкском кармане, территории, находящейся между Дзержинском и трассой, соединяющей Красноармейск и Константиновку. Условная северная граница — река Бычок, впадающая в Клебан-Быкское водохранилище. Ключевая задача — не дать противнику оперировать за пределами данного квадрата. В этом случае российские части, выдвигающиеся на север с целью окружения красноармейской группировки войск противника, получат более или менее сносный тыл. Ориентировочная граница маневра уже выступающей на окружение группировки войск — река Казенный Торец.
На западном фасе ситуация находится в схожем положении с поправкой на географию. Российским частям необходимо преодолеть остатки территорий Донецкой Народной Республики, выйти к населенному пункту Новопавловка Днепропетровской области и уже с опорой на него выдвигаться на север в сторону трассы М30 и населенного пункта Гришино, что перекроет сообщение Красноармейска с запада, оставив только одну линию сообщения — на север.
После этого можно ожидать начало сражения уже непосредственно за город, где сейчас идут бои местного значения, смысл которых скорее в изматывании, чем в занятии тактических и оперативно-тактических позиций.
Решение второй задачи не столь очевидно. Российской армии необходимо навязать Киеву сражение, в котором он будет тратить имеющиеся ресурсы. Скорее всего, удар нанесут со стороны группы войск «Восток» или «Днепр» либо это будет совместная операция двух группировок войск. По некоторым сведениям, на данный момент активизировался фронт в районе населенного пункта Малиновка Запорожской области.
Кроме того, аналогично действует группа войск «Восток»: если ее продвижение для противника не столь принципиально, но постепенно это также начинает приносить определенные проблемы для Киева (как минимум это создает безопасный южный фланг на новопавловском направлении), на которые он тоже должен реагировать, т. е. тратить ресурсы.
Кроме того, важно понимать, что ситуация на фронте не является заложницей единожды придуманного плана (более того, мы говорим не о плане, а теоретизируем о возможных действиях). Может случиться так, что противник скорее упрется в Красноармейск, где будет активно отбивать наши атаки, а вспомогательное направление, наоборот, приобретет нужный темп. В случае если Киев решит не тратить ресурсы на юге, то второй целью может стать Гуляйполе, а вспомогательный удар — стать главным. Такое уже было, когда неожиданный прорыв под Авдеевкой на богом забытую железнодорожную станцию Очеретино привел российские войска к воротам Красноармейска.
Воля случая, обстоятельств и возможностей конкретных солдат и офицеров.
Ожидать начала штурма Красноармейска, скорее всего, не нужно ранее середины лета
Временные сроки
Скорее всего, если задумка такая, то какие-то элементы решения задачи мы увидим уже в конце мая – начале июня.
Однако в целом, скорее всего, данный маневр, если состояние противника не изменится (например, США дадут Киеву очередной пакет военной помощи на десятки миллиардов долларов либо, наоборот, отключат Starlink за неуплату), не приведет к каким-то принципиальным изменениям и ожидать начала штурма Красноармейска, скорее всего, не нужно ранее середины лета.
И вместе с тем же в дальнейшем в случае благоприятного хода боевых действий уже в сентябре можно будет говорить, что города Красноармейск и Мирноград освобождены от украинских захватчиков.

Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
От 2 500 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и записывайтесь 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.