Александр Проханов: «Схватка СССР с Гитлером была за Царство Небесное» Александр Проханов: «Схватка СССР с Гитлером была за Царство Небесное» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Победа должна трактоваться как величайшее религиозное таинство»

— Александр Андреевич, мы отметили 80-летие Победы. А что, по-вашему, для сегодняшней России, для нынешних поколений 9 Мая?

— Для тех поколений, что живут сегодня, а также для тех, что жили и умерли, и тех, что еще не народились, победа в Великой Отечественной войне чем дальше, тем больше приобретает не военный, не идеологический, не исторический, а религиозный смысл.

Победа окрашена не столько воинскими наградами, даже не бриллиантовой звездой Победы, сколько таинственной богословской трактовкой тех грандиозных, даже не глобальных, а космологических событий, когда на полях сражений столкнулись не просто армии, а райские и адские силы.

Тогда столкнулись полчища демонов и полки ангелов, решалась судьба о том, будет ли первоначальный, задуманный Господом эскиз мироздания реализован в том виде, в каком он осмыслен и озвучен мировой культурой. Или этот эскиз будет пересмотрен и в мире победят демоны. Займут ли они Царство Небесное, откуда были изгнаны, изгонят ли сами ангелов и архангелов и займут ли Божий чертог.

Александр Андреевич Проханов — основатель и бессменный главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборского клуба. По некоторым данным, имеет мистический опыт.

Родился в 1938 году в Тбилиси в семье, происходящей от молокан, высланных в Закавказье Екатериной II.

Окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ, лесничим в Карелии, руководителем туристских групп в Хибинах, в геологической партии в Туве.

С 1970 года — корреспондент «Литературной газеты» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе, других горячих точках. Тогда его называли «соловьем Генштаба». Во время августовского путча поддерживал ГКЧП.

В декабре 1990-го основывает газету «День». В сентябре 1993 года выступил против антиконституционных действий президента Бориса Ельцина, охарактеризовав их как государственный переворот, и поддержал Верховный совет, после чего газета была запрещена, редакция подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы уничтожены.

В ноябре 1993 года основывает газету «Завтра», главным редактором которой является по сей день.

В 2002-м роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получает премию «Национальный бестселлер».

Автор многих романов и рассказов, постоянный участник политических программ на радио и ТВ.

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тыс. экземпляров).

То есть победа должна трактоваться как величайшее религиозное таинство. И в этой победе участвовал русский солдат.

На «Уралвагонзаводе» в Тагиле сейчас делают танки в три смены. Перед самой проходной есть удивительная церковь Дмитрия Донского. Среди обычных канонических фресок там есть одна ни на что не похожая драгоценная фреска, которую, думаю, скоро увидят многие в России. На ней изображен горящий Рейхстаг. К Рейхстагу мчатся танки Т-34, стреляя из своих пушек. Над танками летит ангел, раскрыв крылья. Перед Рейхстагом черная страшная дыра, окоп. В него падают похожие на чертей, демонов эсэсовцы. А на окоп наступает советский солдат в остроконечном шлеме с красной звездой. И этот солдат ведет за собой весь сонм русских святых. Не русские святые ведут за собой солдат, а пехотинец ведет за собой огромное воинство русских святых, преподобных. Эта фреска говорит о том, что взятие Рейхстага и падение Германии стало победой рая над преисподней.

Конечно, официоз и сегодня будет трактовать победу по-прежнему. Будут маршировать люди, одетые в каски и телогрейки, будут военные песни, парад, плакаты, салют, всевозможная атрибутика праздника. Но этого абсолютно недостаточно, потому что сегодня победа переосмысливается именно как гигантский мистический праздник.

То, что после крушения великого Советского Союза в усеченное, обрезанное оскорбленное государство российское, коим мы сегодня являемся, была перенесена победа как главный идеологический наполнитель, является спасением и страны, и праздника. Потому что победа в лице России получила свою паству, а Россия в лице этого праздника — мистическую высокую идею, о которой сейчас радеют русские философы, метафизики, пытаясь создать национальный символ страны.

Национальный символ сегодняшней России — это победа. Но победа, трактуемая, повторю, не как победа на поле боя, а как победа, которая существовала в небесах. Таков сегодня для нынешних поколений глубинный смысл 9 Мая.

«Национальный символ сегодняшней России — это победа. Но победа, трактуемая, повторю, не как победа на поле боя, а как победа, которая существовала в небесах. Таков сегодня для нынешних поколений глубинный смысл 9 Мая» «Национальный символ сегодняшней России — это победа. Но победа, трактуемая, повторю, не как победа на поле боя, а как победа, которая существовала в небесах. Таков сегодня для нынешних поколений глубинный смысл 9 Мая» Фото: Kremlin.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org

— А не была ли Великая Отечественная война наказанием для СССР?

— За что? За большевизм?

— За безбожие.

— Какое безбожие? Какое наказание? Это было наказание России за империю? Это было наказание России за Рюрика? Это было наказание русских за то, что они русские? Это было наказание за то, что в России березы растут? Это было наказание за то, что под березами белые грибы растут?

Какое безбожие? Если Россия взяла на себя всю тьму мира, превратила ее в свет победы и освободила мир от тьмы? Какое это наказание? Если бы этого наказания не было, сейчас вся Европа была бы фашистской. И вся Африка была бы фашистской.

Более того, смысл Советского Союза, всех этих сталинских пятилеток, огромных преобразований, строек, мук ГУЛАГа, разгрома храмов, создания нового поколения людей, верящих в бриллиантовый коммунизм, — смысл всех этих огромных терпений и злоключений был в победе. Смысл советского проекта заключался в том, чтобы одержать победу рая над адом. Иного противника у ада, кроме Советской России, не было. Не было у ада противника ни в Китае, ни в Америке, ни в Англии, ни во Франции.

Поэтому величие и трагизм советского проекта в том, чтобы одержать победу, уложив на полях сражений 40 миллионов своих лучших сынов и дочерей. В этом была миссия СССР. А в результате этой победы возник потрясающий синтез — новый народ. Не просто советский народ, а новый религиозный народ, омытый кровью, слезами и верой.

— Перед войной Гитлера убедили, что СССР — искусственное образование и если он нападет, то все распадется. Но наши народы сплотились еще до победы. Почему?

Это огромное явление, которое заслуживает изучения, описания. Его нельзя отжать бегом, походя, его нельзя отжать скороговоркой. Это громадное таинственное историческое явление, когда множество народов, языков, религий (шаманисты, католики, евреи, мусульмане, православные, безбожники) — все слились в единую церковь победы. Это грандиозное явление еще подлежит осмыслению.

— Почему советские люди шли побеждать с особой жертвенностью? Почему в Первую мировую войну такого не было, а во Второй мировой проявилось?

— Потому что в Первой мировой войне Россия была угасающей, нисходящей, она исчерпала себя как монархия, как традиционная империя. Первая мировая война не была светоносной, искупительной.

А война Советского Союза против Гитлера была войной поколения, которое верило в чудо. Это поколение верило в бессмертие коммунизма, в то, что оно сражается за грядущее не только свое и своих детей, но и всего человечества. Поэтому мотивация в Великой Отечественной войне у нашего народа была колоссальной. Эта была мотивация сталинского человечества.

Мы сегодня такой мотивации не имеем. В нашем нынешнем сражении в Донбассе нет той огромной мотивации, какая была во время ВОВ.

Иосиф Сталин, Георгий Жуков и Семен Буденный на Параде Победы на Красной площади. 24 июня 1945 года Иосиф Сталин, Георгий Жуков и Семен Буденный на Параде Победы на Красной площади. 24 июня 1945 года Фото: Mil.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org

«Человек с трубкой, усами и в сапогах — это не Сталин, это умершее клише»

— Советский проект был, по сути, новой религией?

Сталин из Советского Союза, из советского народа хотел построить новое святоносное человечество с совершенно новым содержанием, с новой формой государства, похожей на Царствие Небесное. Отсюда и эта схватка. Схватка СССР с Гитлером была схваткой за Царствие Небесное. Ибо Россия — это страна, чья граница прямо сливается с границей Царствия Небесного.

Сразу за Россией, где кончается русская граница, начинается граница Царствия Небесного. И демоны хотели завоевать Россию, чтобы с этого плацдарма атаковать Царство Небесное.

— Приблизил ли победу разворот СССР к религии, когда во время войны открывались православные церкви, мусульманские мечети, буддийские дацаны? Есть данные, что якобы почти половина солдат перед боем крестились.

— Советский народ носил в себе особую религию, особую мечту. Это мечта о божественной красоте, которая должна воцариться на земле. На земле должна воцариться великая правда, великая красота, великая справедливость, великое царство света. Вот какой была религия советского народа.

Конечно, в СССР были православные. Куда им деться? Совсем недавно кончился крестьянский мир, все крестьяне были православные. Но удивительно другое. Православное русское крестьянство не спасло православную монархию, оно не заступилось за царя и позволило громить церкви. Нельзя говорить, что православное воинство победило Гитлера. Да православное воинство не смогло спасти Российское государство, не могло спасти престол, это православное воинство в шинелях задранных с винтовками пришло брать штурмом Зимний дворец.

Православная Русь возненавидела монархический режим, возненавидела империю. Она взяла штурмом это государство и разрушила его. Разговоры о том, что Советская армия была оплотом православия, — это мифология, поздние наслоения не очень дальновидных церковников. Русская армия была религиозна. Но это была религия Советского Союза, мечтавшего о великом царстве справедливости, красоты, божественной справедливости.

— Митрополит Сергий, который потом стал патриархом, говорил, что Сталин был Богом данный вождь. А если бы не Сталин, мы могли проиграть в войне?

— Сталин был человеком осеянным. В нем мечта, о которой я говорил, приобрела не форму настроения. Он мечту превратил в деяние. Он создавал народ, создавал государство. Он изобрел тысячи самых разных социальных технологий, которые приближали Царство Небесное. Потому что Советский Союз — это огромный проект, состоящий из множества других проектов. Больших, средних, малых и крохотных. Все это было огромным проектом построения Царства Божьего на земле. По существу Царства Небесного.

Сталин это все чувствовал. Он был великий проектант. Конечно, Сталин был семинаристом. Он верил в Господа Бога, он открыл церкви во время войны. Но это не мешало тому, что Сталин верил в новое человечество. Так же как, по существу, в новое человечество верил Иисус и готовил человечество к этой новизне. Только Евангелие учит человека, как поступать в жизни, чтобы достичь Царствия Небесного после смерти.

А Сталин учил, как человек должен жить на земле, чтобы Царствие Небесное пришло на Землю. Вот что делал Сталин. Есть Новый Завет, который развивает Ветхий. А есть Красный Сталинский Завет, который развивает Ветхий и Новый Завет. Сталинский завет — это Третий Завет, который нами получен. Он никуда не делся. Хотя его затоптали и осквернили. Сталина распяли как Христа, а он никуда не делся и живет. И люди будут черпать из огромной чаши сталинизма колоссальное количество идей, света, представлений.

Сейчас Россия черпает из сталинизма только инженерно-военные проекты. Сверхзвуковые, гиперзвуковые самолеты, новые типы ракет, новые атомные станции.

А до великой, могучей, сотворяющей мироздание силы руки коротки. До нее не дошел еще ум у нынешних правителей. Но дойдет. Потому что в сталинизме заложены колоссальные открытия. Китайцы ими воспользовались отчасти, а мы еще топчемся.

«Сейчас Сталин другой, он не бронзовый» «Сейчас Сталин другой, он не бронзовый» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как вы считаете, доживем ли мы до того времени, когда Сталину снова массово начнут ставить памятники?

— А вы считаете, что это время еще не настало? Посчитайте, какое количество памятников в последние годы было поставлено Сталину! Я сам минувшим летом плавал по Енисею, на север, в Туруханский край, где Сталин был в ссылке. Там я открыл грандиозный памятник Сталину. Он поставлен не только за счет сталинистов-доброжелателей. Его государство ставило в том числе. Так что памятники Сталину ставят. Но эти памятники, отлитые в бронзе, напоминают те, которые ставили ему еще при жизни.

А сейчас Сталин другой, он не бронзовый. Сегодня образ Сталина — это не образ политического вождя, генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза или председателя Совета министров.

Сегодня скульптор, который захотел бы изобразить Сталина, должен изобразить скорость света. Если бы нашелся мастер, который оказался бы в состоянии изобразить в пластике скорость света, вот такой памятник Сталину можно было бы поставить. А человек с трубкой, усами и в сапогах — это не Сталин, это умершее клише, когда-то впервые посетившее портретистов-реалистов. Сегодня Сталин — это существо нереальное. Оно только отчасти земное, человеческое. Поэтому второе пришествие Сталина неизбежно.

— Почему сегодня у нашего народа в Донбассе нет той мотивации, которая была во время Великой Отечественной войны?

— А какой у нас сегодня народ? Народ у нас пьяница, хочет стяжать, гонится за состоянием. На уме только одно: как бы разбогатеть, как бы обеспечить себе благополучие, как бы прославиться своими деньгами. У нас по-прежнему олигархическое государство, во главе него стоит группа олигархических семей, банкиров. Какой наш народ? Наш народ продал великое Советское государство. Это народ-предатель. Народ, который предал победу. Мы предали Советский Союз. Мы отказались от него. Отдали все великие советские земли, наплодили своими же руками врагов. Создали вокруг себя враждебные государства, такие как Украина или Прибалтика.

Сегодняшний народ России нуждается в грандиозном преобразовании, очищении, искуплении. Сегодня задача российского народа — изжечь из себя трусость, слабость, предательство, стяжательство. Увидеть себя в зеркале сталинизма. И тогда мы станем великой Россией. А сейчас мы только на дальних подступах к этому.

— Какую роль в этом играет специальная военная операция?

— Специальная военная операция — это инструмент преодоления предательства российского народа. Прекрасные люди, которые сейчас гибнут в Донбассе, по сути, искупают грехи, совершенные их отцами.

Они пытаются вывихи и переломы, которые допустили отцы, вправить назад. Они совершают великий исторический подвиг, не только защищая Донецк, Луганск, не только защищая нынешнюю Россию, они защищают великое советское царство, которое было предано, попрано, продано, осквернено. Они искупают грех всех предателей. Мы, старики, тоже к ним относимся. Мы не удержали страну.

«Сегодняшняя война в Донбассе — это вторая война-восстание. Мы сбрасываем с себя страшное иго, которое установилось в России после 1991 года» «Сегодняшняя война в Донбассе — это вторая война-восстание. Мы сбрасываем с себя страшное иго, которое установилось в России после 1991 года» Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

«Какая с Россией, к чертовой матери, может быть сделка?»

— СВО — это наказание народа за предательство?

— Нет никакого наказания исторического. Есть исторические деяния. Россия воевала много войн за свою историю. Россия — воюющая страна, она воюет непрерывно. Мне самому за мою 87-летнюю жизнь удалось побывать на 16 войнах. У России были самые разные типы войн. Были грабительские войны, когда русские полки грабили другие государства. Например, дружина Олега грабила Византию. И щит Олегов был прибит к вратам Византии. Это была грабительская война, когда тучную, золотую, жирную Византию трепали и щипали.

У России были колониальные войны, когда мы увеличивали свою империю. Это были Кавказские войны, Ермоловские. Это были войны в Средней Азии, знаменитые Скобелевские походы через Устюрт в Хиву и Бухару. Это были войны, когда мы силой оружия пристегивали к себе новые окраины. У России были священные войны, такие как война 1812 года и Великая Отечественная война 1941−1945-х. Это священные войны, в которых мы отстаивали все, что связано с Россией.

И в России есть две войны, ни на что не похожие. Это войны-восстания, когда Россия сбрасывала с себя иго. Первая война-восстание — это Куликовская битва, когда Россия сбрасывала с себя монгольская иго. Это была не захватническая, не грабительская, не святая война, а война восстания. Сегодняшняя война в Донбассе — это вторая война-восстание. Мы сбрасываем с себя страшное иго, которое установилось в России после 1991 года. У нас не было ни государства, ни народа, не говоря уже о заводах, ценностях, своей культуре, самосознании, самостоятельных национальных лидерах. У нас ничего этого не было.

У нас была кислая квашня, которую заварил наш противник, уничтожив нас в 1991 году. А сегодня Россия опять восстает. Она многократно пыталась сбросить с себя это иго. В 1993-м, когда люди вышли на баррикады, а Ельцин их расстрелял из танков, это была попытка восстания. Но оно было подавлено. А сейчас восстание не подавлено. Сейчас во главе него стоят не народные витии, а сам президент. Путин возглавил этот процесс. Он вывел Россию из египетского плена.

А солдаты и ополченцы, которые сегодня воюют в Донбассе, — это наследники баррикадников 1993-го. Они восстали и сбрасывают с себя иго. Вот в чем смысл войны в Донбассе. Это война-восстание. Никакая не третья мировая, не четвертая, не 12-я. Это особая, уникальная русская война.

— Как вы смотрите на попытки договориться и завершить войну, которые начались с приходом Трампа?

— Все это переговоры — суета. Трамп привнес такое понятие, как сделка. Самое мерзкое, что мог он принести в нашу культуру. Он хочет отделаться от человечества сделкой. Но человечество нуждается не в сделке, оно нуждается в новом богооткровенном слове, которое объяснило бы человечеству, что оно представляет собой. Человечество обмануто, изуродовано, разделено на расы, партии, режимы, на голодных и сверхбогатых. Вот что оно представляет собой. Надо понять, как ему жить дальше. А Трамп приперся в политику и повторяет: «Сделка, сделка, сделка».

И наши витии тоже повторяют: «Сделка». Какая с Россией, к чертовой матери, может быть сделка? Какая может быть сделка с Царствием Небесным? Поэтому я на это все смотрю спокойно, как на одну из дипломатических фаз. Мало ли их было.

— Есть пророчество старца Зосимы, что во время СВО будет три Пасхи: кровавая, голодная и победная. Вы что-нибудь об этом слышали?

— Я и слышать не хочу. Огромное количество лжепророков. Посмотрите на какого-нибудь монаха, он все пророчит. Будет победа. Она будет не завтра. Возможны промежуточные этапы примирения. Потому что у России нет ресурсов, чтобы сейчас одолеть всю Европу. Она слабая. Ее уничтожил Ельцин.

У нас мало народа. Мы угнетены. В народе нет победного духа. Поэтому победа дается нам потом, кровью, слезами. Она будет одержана. Но мне трудно сказать, когда она будет одержана.

«Завершение войны не принесет нам спокойствия, оно не обеспечит безопасность нашей стране. Оно даст нам передышку. Она понадобится России для того, чтобы заняться внутренними неустройствами, чтобы отвлечься от кровавых бинтов, в которые мы сейчас завернуты в Донбассе» «Завершение войны не принесет нам спокойствия, оно не обеспечит безопасность нашей стране. Оно даст нам передышку. Она понадобится России для того, чтобы заняться внутренними неустройствами, чтобы отвлечься от кровавых бинтов, в которые мы сейчас завернуты в Донбассе» Фото: © Сергей Бобылев, РИА «Новости»

— Есть ли у вас ощущение, как долго будет длиться эта война?

— Я думаю, что война в Донбассе завершится в ближайшем обозримом будущем. Это будущее не за горами. Но завершение войны не принесет нам спокойствия, оно не обеспечит безопасность нашей стране. Оно даст нам передышку. Она понадобится России для того, чтобы заняться внутренними неустройствами, чтобы отвлечься от кровавых бинтов, в которые мы сейчас завернуты в Донбассе. Эта передышка нужна для того, чтобы заняться великим русским очищением, окончательно избавиться от мерзавцев, которые обворовали Россию, своровали все наши ресурсы, отправили их за границу, оставили наши города и деревни бедными, нищими, бесприходными.

Сейчас арестовывают генералов, которые воровали деньги. Каждый украденный миллион — это сотни убитых русских людей на войне. Мэров арестовывают, губернаторов. Страшное очищение должно произойти.

Коррупционная система мешает нам победить, мешает нам выстоять, мешает нам быть достойными людьми. Страна, наполненная коррупцией, — недостойная страна. Ее презирает весь мир. С этим мы должны покончить. Мы должны выстроить заново отнятую у нас демократами, либералами, Ельциным индустрию. У нас голая страна, у нас нет шарикоподшипникового производства, нет своей элементной базы, станкостроения. Нам нечем строить новые машины. Станки покупаем за рубежом. Мы должны заняться новой индустриализацией. И конечно, мы должны заняться человеком, потому что он пагубен, в нем поселился зверь, он неверующий, он думает только о сегодняшнем дне, а не о Родине, завтрашнем дне и своих детях.

Женщины перестали рожать. Они забыли о своем предназначении. Мужик сегодня разгильдяй, баловень, фат. Он не хочет работать. Он хочет жить на халяву. Поэтому нам предстоят новые идеологические свершения. Нам предстоит усвоить новую религию труда. Нам предстоит усвоить новое представление о труде как о священном деле. Так как это было в Советском Союзе, где труд был священным. Труд был владыкой мира. В Советском Союзе правил не Господь Бог, а труд. Религии труда в СССР посвящались иконы — каменные скульптуры колхозников, летчиков, шахтеров, которые украшали фронтоны городов.

У Советского Союза была святыня труда, дворец, храм труда — это ВДНХ, построенная Сталиным. И у СССР была потрясающая небывалая икона труда — скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Это Адам и Ева, которые прошли земной путь, построили великое царство и возвращаются в рай.

Нам придется возвращаться к священной идеологии труда. Я как раз сейчас работаю над идеологией труда. Поэтому, когда закончится эта война и с нее придут люди, они должны сразу включиться в эти процессы. Потому что все, что сейчас за пределами войны, во многом неполноценное, гнилое. Конечно, прекрасно работают оборонные предприятия. Чудесно работают исповедники-волонтеры, которые посылают на фронт конвои с продовольствием. Это потрясающие люди.

Но, кроме них, у нас такое количество людей жирующих, убегающих, убежавших. Это люди растленные, испорченные 30 годами господства демократов и либералов. Они должны быть исцелены от этой хвори. Работа будет огромная, она будет возлагаться на тех, кто вернулся с фронта. Они должны быть примером поведения. Конечно, они не могут водить космические корабли или новые ледоколы, но они знают, что такое Родина, потому что отдают за нее жизнь. На новых постах они обучатся новым ремеслам, новым умениям и составят гвардию русской победы.

А победа, повторяю, — это не та победа, которую мы одержали, а победа, к которой мы стремимся. Это победа над вековечным злом, над растлением, над всем, что над нами висит черным, жутким, демоническим дроном, который во веки веков летает над Россией. Эта победа, повторяю, является Царством Небесным, потому что на распятии Христовом, на одном из древов написано «Ника». По-гречески Ника — это победа, Христос — это победа. Поэтому победа — это мистический, религиозный символ нашего стояния и нашего одоления.

«Страна должна превратиться в новую операцию по очищению, одолению, приближению к идеалу. Если Россия будет нагружена этой огромной задачей, то исчезнут бессмысленные споры бездельников. О монархистах или коммунистах спорит в основном молодежь, которая не имеет серьезного дела, огромных задач» «Страна должна превратиться в новую операцию по очищению, одолению, приближению к идеалу. Если Россия будет нагружена этой огромной задачей, то исчезнут бессмысленные споры бездельников. О монархистах или коммунистах спорит в основном молодежь, которая не имеет серьезного дела, огромных задач» Фото: «БИЗНЕС Online»

«О чем нам шепчет наша история? История нам шепчет о бессмертии»

— Сейчас в интернете активно обсуждают вашу идею о том, что в российском сознании должна вспыхнуть мечта о бессмертии. Это даже называют новой национальной идеей, которая может объединить народы России. Вы это так себе представляете?

— Национальная идея не рождается на круглых столах, во время мозговых штурмов, в кулуарах Думы, в лабораториях интеллектуалов. И конечно, она не рождается в голове одного взятого чудака, коим являюсь я. Национальная идея — это результат подслушивания голосов истории. Надо слушать шепот истории. Не громыхание пушек и колоколов, речей вождей и хруст топоров на плахах, которые рубят головы стрельцам или политическим противникам.

Нужно слушать шепот истории. А если вы послушаете, о чем шепчут наши языческие предки, волхвы, скоморохи, сказочники, вы услышите от них о молодильных яблоках, о живой и мертвой воде, о блаженном поцелуе, которым воскрешаются мертвые, спящие во гробе. Наши пращуры мечтали о бессмертии человека, о создании такого бытия, где нет смерти. Вы прислушайтесь, о чем шепчут нам старцы. Такие как Зосима или старец Амвросий либо все наши православные мистики. Они нам говорят о том же самом. Что есть мир, есть сфера, где человек не ведает ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, как поется в псалме, а где негасимый свет и где люди не ведают смерти.

Вся мистика православная говорит о бессмертии, переносит это бессмертие по ту сторону смерти в Царствие Небесное, в божественные чертоги. О том же говорит бриллиантовый коммунизм. Он говорит о том, что смертный подвиг, принесенный во имя великой мечты, делает человека бессмертным. И внутри коммунистического прогресса таится идея бессмертия.

Наш великий русский космист Николай Федоров, который то ли признавал Церковь, то ли отрицал, то ли был для нее еретиком, то ли, закрыв глаза, на нее смотрел, говорил, что человек может достичь просветления и духовного света при жизни, когда изгонит из себя всю тьму. Тогда он станет светоносным, солнечным человеком. И такой человек, если он привлечет все современные науки, которые существуют (генную инженерию, астрофизику, новую фармацевтику, химию), получит возможность воскрешать из мертвых. Он говорил, что сыны, добившись этого света, могут воскрешать из мертвых своих греховных отцов. Сегодня в Донбассе сыны, которые воюют в окопах, которых разрывают гаубицы, американские HIMARS, воскрешают своих греховных отцов, которые погубили страну. Они творят сыновий подвиг воскрешения гиблых отцов.

Поэтому все, о чем шепчет нам наша история, смысл всех наших деяний, уложений в том, чтобы добиться бессмертия человеческого. И сегодня, когда Россия формирует свою национальную идею, мы пытаемся понять, к чему мы стремимся, зачем строим ледоколы, почему хотим увеличить рождаемость, в чем усилия по возрождению нашей индустрии, нашего школьного образования. Куда мы все стремимся? Мы стремимся в высшие сферы, где живет идеал. Россия — это страна идеала. Она не может быть без идеала. Сформулировать этот идеал, найти ему лексическую форму, чтобы форма была верной и не отпугивала старомодностью или исключительностью, — это огромная задача современных художников, мыслителей, ясновидцев.

При формулировании этой задачи не надо бояться ошибиться, не надо бояться радикальных суждений, не надо бояться оказаться смешным. Потому что все, что уже сказано, сделано, не годится. Оно проработано в истории. Оно совершило свою огромную работу. Оно задержало род людской на Земле, не дав ему погибнуть. Но нужна новизна.

О чем нам шепчет наша история? История нам шепчет о бессмертии. Смертный человек мечтает одолеть смерть, потому что человек умирает только тогда, когда он умирает за бессмертие. Он может пожертвовать своей жизнью, только если это жертва за то, чтобы установилось бессмертие. Все остальные смерти бессмысленны. Смерть при поножовщине, в драке, по пьянке — это все глупость. А героическая смерть, смерть Александра Матросова — это смерть за бессмертие. Смертью смерть поправ.

Поэтому, когда говорят о моей идее о бессмертии как о национальной идее, это вульгаризация. Я не могу сказать: «Русские люди, татары, евреи, калмыки, якуты, давайте вкалывайте, потому что только труд сделать вас бессмертными». Нет, конечно. Ясно совершенно, что все прежние формы обветшали и не действуют. Есть у нас, например, монархисты. Прекрасные люди, они опять шьют себе из горностая мантии. Но эта форма отработана. Грядут другие формы. Какие — не знаю. Но грозные, страшные, восхитительные. Поэтому все, что я говорю, — это подслушанный мною шепот истории.

— А ваша идея может примирить условных красных и белых, которые до сих пор воюют в нашей стране?

— Борьба красных и белых — это старомодно. Правые, левые, большевики, старообрядцы, православные, гомосексуалисты — это все обречено и не продвигает нас вперед. Это все рутина. Чем дольше мы будем об этом говорить, тем дальше будем от нашего бессмертия. Нам нужна только новизна, новое представление. Мы должны выбиться из тупиков. А нас опять заталкивают в тупики: «Давайте монархию устроим». Ну я готов, давайте создадим новый класс, я думаю, что отлично буду жить при дворе, меня примут, буду камер-юнкером.

«Россия — душа мира. Чувство обожания, благоговения перед бытием, жизнью, перед тем, что существует одно вселенское, сотворившее нас всех Божество, — это удивительное русское чувство» «Россия — душа мира. Чувство обожания, благоговения перед бытием, жизнью, перед тем, что существует одно вселенское, сотворившее нас всех Божество, — это удивительное русское чувство» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но у нас же до сих ведутся споры между правыми и левыми, монархистами и сталинистами и так далее.

— Все эти споры не нужны. На СВО они не ведутся. Страна должна превратиться в новую операцию по очищению, одолению, приближению к идеалу. Если Россия будет нагружена этой огромной задачей, то исчезнут бессмысленные споры бездельников. О монархистах или коммунистах спорит в основном молодежь, которая не имеет серьезного дела, огромных задач.

Пойдите в разведку, куда-нибудь в ФСБ, которая борется с террористами, поищите там монархистов, ленинцев, неоязычников или шаманистов. Вы их там не найдете. Люди заняты большой русской работой. Вся Россия должна получить новое домашнее задание. Потому что после 1991 года русский народ был лишен домашнего задания. Он превратился в народ-бездельник. А сейчас это задание опять медленно опускается в народ. Оно должно прозвучать в полной мере, в полной силе. Президент должен дать стране большое домашнее задание на несколько веков вперед. Тогда все эти рутинные разговоры прекратятся.

Поверьте мне, я прожил огромный век. Я сам из молокан, но был и сталинистом, и монархистом, и язычником, и полуверцем, и сектантом. Я знаю, что такое простоять Великую литургию в Пасхальную ночь. Но я не могу пригласить с собой в православный храм татарина. И сам не могу пойти в мечеть, чтобы вместе с мусульманами совершить намаз. Я не могу в православный храм вести моих друзей шаманов и язычников, которые выходят летом под березы и молятся небесам, птицам, цветам, бабочкам. Но над всеми людьми, иудаистами, христианами-католиками, христианами-баптистами, православными, мусульманами, сияет одно и то же прекрасное, восхитительное Божество. Кто делит Бога, тот греховник.

Самое гнусное и страшное, что может быть на свете, — это религиозные войны. Кто делит Христа, кто делит пророка. Объединить всех людей может ощущение великого милосердия, любви ко всем людям, чтобы всех покинули великие несправедливости, среди которых самая большая — это смерть. Чтобы достичь бессмертия, мало одного человека и даже одного народа. Преодоление этой несправедливости — это общее дело, в которое должно быть включено все человечество. И если Россия провозгласит эту задачу, она оправдает свое наименование. Россия — душа мира. Чувство обожания, благоговения перед бытием, жизнью, перед тем, что существует одно вселенское, сотворившее нас всех Божество, — это удивительное русское чувство.

А нам предлагают сделку, сделку, сделку. И наши лопоухие наивные витии ведутся на эту сделку. И несут свои исторические обноски.

— А как вы трактуете грехи православные?

— Вот что удивительно. Евангелие состоит в основном из притч. Но из всех грешников Христос порицает только торгующих в храме, тех, кто пришел к Господу за деньгами. Он порицает служителей Мамоны и Золотого тельца. Всех остальных он прощает. Даже грешницу-блудницу. Как он говорит? Пусть первый, у кого нет греха, бросит в нее камень. Он никого не наказывает за грехи, даже язычников. Сердобольный самаритянин — это язычник. Более того, Христос и убийц не порицает. На кресте рядом с ним убийца, самый страшный разбойник. Но он уверовал в Господа и сразу попал в Царствие Небесное.

Поэтому Христос никого не порицает. За грехи нельзя казнить. Грехи надо избывать в человеке, исправлять. Есть такое выражение. Оно применимо к слишком рьяным ортодоксам, которые во всех видят дьявольских чертей. Бойся бить в человеке по дьяволу — как бы не задеть в нем Бога.