В мастерских хранятся фрагменты 81 самолета Пе-2 В мастерских хранятся фрагменты 81 самолета Пе-2

Где сохранился воздух 1943 года

Мастерские региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» РТ завалены искореженным металлом: кусками дюраля, лонжеронами, стойками шасси, переплетами фонарей кабин, литьем двигателей. Это останки бомбардировщиков Пе-2, найденные по всей стране — от Черного до Белого моря и от Камчатки до Калининграда. Всего — фрагменты 81 самолета. От одного взяли шасси, от второго — левый двигатель, от третьего — кресло пилота, от четвертого — один из лонжеронов.

Задача — воссоздать Пе-2 из оригинальных материалов и комплектующих. Естественно, какие-то детали (в основном незначительные, типа кронштейнов) будут новодельными, но при том состоянии, в котором находится поднимаемая из земли, болот, озер и морей техника, это нормально. Отметим, что самолет восстанавливается не только внешне, но и внутри все будет как полагается, хотя и закроется обшивкой. Внутри решено оставить и фрагменты с боевыми повреждениями — пробоинами от пуль, снарядов и осколков.

Илья Прокофьев: «Задача — максимально использовать фрагменты именно боевых самолетов» Илья Прокофьев: «Задача — максимально использовать фрагменты именно боевых самолетов»

«Для шасси по размерам нам вполне бы подошла резина от Ан-12, но наша задача — максимально использовать именно настоящие фрагменты боевых самолетов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ управляющий делами „Отечества“ Илья Прокофьев. — Покрышку найти в хорошем состоянии довольно-таки проблематично. Когда достаешь ее из болота, она либо сгоревшая, либо мятая, либо разорванная. Где-то из покрышек местное население подошвы делало: смотришь — вырезан кусок. Тем не менее нам удалось найти. Вот это колесо от самолета Героя Советского Союза, командира 72 отдельного разведывательного полка гвардии подполковника Ивана Дмитриевича Завражнова, а это — Героя Советского Союза старшего лейтенанта Алексея Васильевича Анохина, командира 1219-го отдельного разведывательной эскадрильи. Колеса сохранились великолепно. Когда мы их размонтировали, из камер вышел воздух — воздух 1943–1944 годов!»

Надеются, что двигатели можно будет запустить Надеются, что двигатели можно будет запустить

Это принципиальный момент. Поисковикам важно не просто найти самолет, взять нужные комплектующие, но и выяснить, кто на нем летал. Бывает, находят останки экипажа и документы. Удивительно, но иногда погибшие летчики выглядят как живые, и документы, личное оружие оказываются в идеальном состоянии. Причина: торфяное болото, авиакеросин и масло, отсутствие доступа воздуха мумифицируют тела и сохраняют бумагу и металл.

Некоторые пробоины решено сохранить Некоторые пробоины решено сохранить

Но в большинстве случаев вслед за обнаружением машины следует работа с архивными документами. На сегодня по 81 самолету установлены имена и судьбы 185 летчиков. Вообще по авиации собран большой массив информации. У Прокофьева база данных на 30 тыс. персоналий, и каждый человек подвязан к номерам самолетов, моторов. А если воспроизвести историю этих 80 самолетов, из которых восстанавливается «пешка», получится эпопея всей Великой Отечественной.

Интересна история тормозных решеток, которые долго и безуспешно искали в нормальном состоянии. Позвонили коллеги из поискового отряда Жуковского: есть фото разбившегося в Карелии Пе-2. Выяснилось, что это финский самолет. Немцы захватили его на одном из аэродромов Беларуси и продали Суоми. Финны его использовали для разведки. Машина была сбита советскими зенитчиками 10 февраля 1943 года в районе Беломорска, совершила вынужденную посадку. Пилот погиб сразу, штурман умер после операций в советском госпитале, а стрелок-радист выжил. В госпитале выяснилось, что у него сильный голос и он знает много финских песен. Стал выступать перед нашими ранеными, пользовался большим успехом. В сентябре 1944-го, когда Финляндия вышла из войны, его отправили домой. В январе 1945-го он поступил в консерваторию, а окончив ее, стал довольно известным оперным певцом и пел в Ла Скала.

Приборное оборудование будет действующим Приборное оборудование будет действующим

…И отбиваясь лопатами от медведей

Как находят самолеты? Не только благодаря архивам и удаче. У поисков немало добровольных помощников из охотников, грибников, ягодников, квадроциклистов, которые любят гонять по труднопроходимым местам. О проекте знают коллеги-поисковики и дают наводки, а то и присылают фрагменты самолетов. Так, переплет фонаря кабины прибыл из Комсомольска-на-Амуре — человек нашел его в лесу. Недавно коллеги из Московской области подарили маслобак в неожиданно хорошем состоянии. Есть и те, кто пытается заработать, — продать поисковикам фрагменты самолетов. А один человек за указание места падения «пешки» попросил 30 тысяч. Заплатили. Но в итоге он на равных с поисковиками пять дней трудился на точке.


Удачливость экспедиций разная: из одной огромный фрагмент привезешь, из другой мешок россыпью деталюшек. Впрочем, в таком деле мелочей нет. Кстати, пушки тоже нашли — они уже проверены силовиками. Бывает, находят авиабомбы. Как-то нащупали в воронке что-то массивное, прицепили тросом, включили лебедку, а там — 100-килограммовая бомба.

Летом экспедиция готовит найденное к вывозу, а вывозит зимой, когда вокруг подмерзнет, снегоходами. Если летом до точки от ближайшего жилья добираться сутки на вездеходе, отбиваясь лопатами от медведей (это не шутка), то зимой — 15 минут…

Центроплан — все воссоздается в мельчайших деталях Центроплан — все воссоздается в мельчайших деталях

В одном из помещений мастерской ярким цветом отчищенного и фрагментами нового металла выделяется центроплан — основа самолета, с которой и начато восстановление. Оно осложняется рядом факторов. Во-первых, чертежей Пе-2 попросту не осталось. Те, что хранились на КАЗе, погибли после пожара: их, залитые водой, вынесли на мороз, и они пришли в полную негодность. На Иркутском авиазаводе, где тоже делали Пе-2, какая-то фирма уговорила авиастроителей перевести чертежи с бумажных носителей в микрофильмы, а они по каким-то причинам пропали. В итоге поисковики используют любую доступную литературу типа технических описаний и руководств по ремонту планера. Облик каких-то деталей восстанавливали по их искореженным остаткам. Еще обмерили Пе-2, который стоит в музее ВКС в Монино (эту машину собрали из четырех самолетов, которые после войны использовали как мишени для артиллерии)… Во-вторых, было выпущено более 500 серий Пе-2, и ранние кардинально отличаются от поздних. Но, что делать, приходится подгонять. В итоге, когда работа закончится, нельзя будет сказать, что это Пе-2 конкретной серии или модификации.

Александр Коноплев: «Самолет надо восстановить так, чтобы можно было посидеть в кабине пилота и потянуть за штурвал» Александр Коноплев: «Самолет надо восстановить так, чтобы можно было посидеть в кабине пилота и потянуть за штурвал»

Воссоздать самолет до летного состояния, естественно, нереально, но, как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель совета «Отечества» Александр Коноплев, двигатели все-таки надеются довести до ограниченно рабочего состояния, чтобы их можно было запустить. Здесь готова помочь компания «Камская механика». Знакомые из Москвы делают 3D-модели для изготовления некоторых деталей. С выпрямлением лопастей пропеллеров помог Нижнекамский механический завод: работники прямо загорелись, когда узнали в чем дело.

О том, как шло и идет воссоздание Пе-2, рассказано в двух томах книги «Крылья Татарстана. Восстановить легенду». Сегодня готовится к изданию третий. Среди прочего, упомянут каждый участник поисковых экспедиций. Это принципиальная позиция: надо рассказать и о летчиках, и о техниках, и о конструкторах, и о рабочих, и о каждом поисковике, пусть он выезжал в экспедицию только раз.

Восстановить пропеллер помогли энтузиасты татарстанских промышленных предприятий Восстановить пропеллер помогли энтузиасты татарстанских промышленных предприятий

Хочется не просто собрать самолет, но чтобы он нес информационную нагрузку — рассказывал о людях. Надо, чтобы была возможность залезть в кабину, сесть в кресло пилота, потянуть штурвал. Энергетика у этих вещей остается, тем более когда осмотр сопровождается рассказом. Идеально сделать музей одного экспоната, обязательно под крышей.

Отметим, что вся эта работа выполняется на государственные гранты, помогают и меценаты, например, «Татнефть». И подчеркнем, что это только один из проектов «Отечества», т. е. у ребят не хватает ни рук, ни средств, ни времени, чтобы заниматься только Пе-2. Сегодня в определенной степени достигнут предел возможностей. В мастерских тесно: центроплан едва помещается, а о том, чтобы состыковать с ним крыло, кабину, хвост, и речи нет. По уму, уже сейчас имеющиеся части надо разложить в соответствии с габаритами машины, но нет места. Когда все будет более или менее готово (а уже есть примерно 80% деталей), потребуется переместиться в более просторное помещение. Вопрос: как его найти?