Секретарь татарского обкома Михаил Разумов: «У нас, товарищ Сталин, есть совесть и честь татарского народа, и на это мы очень и очень рассчитываем» Секретарь татарского обкома Михаил Разумов: «У нас, товарищ Сталин, есть совесть и честь татарского народа, и на это мы очень и очень рассчитываем» Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

1915–1945: боеприпасы от КХТИ, самолет для Молотова, смерть пионера космонавтики

Царские нефтепереработчики — фронту. Перед революцией местная технологичная оборонка не исчерпывалась пороходелием. В 1915 году в Казани построили нефтеперегонный завод. Это было первое в России промышленное производство ароматических углеводородов (бензола и толуола), необходимых для выпуска взрывчатых веществ методом каталитического пиролиза. К тому же на заводе выполняли зарядку огнеметов. Это оружие поступило на вооружение Русской армии в начале 1917 года.

Сталин недоумевает. Решение о возведении казанского авиакомбината приняли в феврале 1932 года. Секретарь татарского обкома Михаил Разумов так вспоминал свой разговор с Иосифом Сталиным. Иосиф Виссарионович поинтересовался, все ли есть в Татарии для строительства такого гиганта. В результате диалога выяснилось, что нет почти ничего — ни кадров, ни дорог, ни жилья, ни электроэнергии, ни опыта больших строек. «Так что же у вас в конце концов есть?» — удивился вождь. «У нас, товарищ Сталин, есть совесть и честь татарского народа, и на это мы очень и очень рассчитываем», — ответил Разумов.

Загадка для археологов. 2 мая 1932 года в Караваево состоялась церемония закладки послания грядущим поколениям авиастроителей. Письмо поместили в пробирку, ее — в глиняный горшок, а его — в двухведерный сосуд и закопали. Где конкретно — неизвестно. Сегодня, в непростые времена авиапрома, было бы небезынтересно ознакомиться с мыслями предков — может, нашли бы какую подсказку.

От каких телег пошли казанские вертолеты. КВЗ ведет свою историю от завода № 169, который делал конно-обозное хозяйство (колеса, телеги и т. д.) и относился к народному комиссариату лесной промышленности. В сентябре 1935 года его перевели в наркомат авиационной промышленности, и он стал выпускать лыжи для всех советских самолетов. В 1940-м добавилось производство узлов для истребителей ЛаГГ-3 и И-15бис. За пять лет предприятие прошло путь от колес для телег до авиации. В июле 1941 года его объединили с эвакуированным в Казань ленинградским заводом № 387, строившим самолеты У-2 (По-2). Тема У-2 пришла на 387-й от ленинградского завода № 23, бывшего Русско-балтийского вагонного завода, на котором до революции работал впоследствии отец вертолетостроения Игорь Сикорский.

Ночные бомбардировщики По-2 в цехе сборки завода Ночные бомбардировщики По-2 в цехе сборки завода Фото: arhiv.tatarstan.ru

«Огневой мешок» от КХТИ. Летом 1941 года спецфак КХТИ предложил организовать в институте выпуск боеприпасов. В сентябре создали проектное бюро, а в ноябре наладили производство «огневых мешков». Это был воздушный аналог коктейля Молотова. Мешок из бензостойкой ткани заполнялся зажигательной жидкостью и снабжался устройством для распыления и воспламенения содержимого на нужной высоте. Боеприпас предназначался для ночных бомбардировщиков По-2. Сбрасывали мешки вручную. По мере наращивания производства более эффективных зажигательных средств «огневые мешки» ушли в прошлое.

Грохотали под Казанью танки. В 1941 году из Кубинки в Казань эвакуировали основной состав научно-испытательного автобронетанкового полигона управления механизации и моторизации РККА. Так до середины 1943-го город стал одним из центров усовершенствования бронетанковой техники. На танкодроме под Казанью испытывали доработанные Т-60, Т-70, Т-34, КВ, ИС-2, ИС-3, ИСУ-122, ИСУ-152. Эвакуированную в столицу ТАССР лабораторию брони физико-технического института возглавил Игорь Курчатов. Под нее выделили 500 кв. м в подвальном помещении здания КАИ на ул. Карла Маркса, а испытания проводили на танкодроме эвакуированного из Киева ремонтного завода № 8 — там, где впоследствии появилась ферма № 2 Казанского сельхозинститута.

Опытный самолет Пе-8 Опытный самолет Пе-8 Фото: arhiv.tatarstan.ru

Зачем летчики ходили на могилу Петлякова. 12 января 1942 года в районе Арзамаса в авиакатастрофе погиб авиаконструктор Владимир Петляков, создатель выпускавшихся в Казани бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8. Поговаривали, что приезжавшие в Казань с фронта за новыми машинами летчики, «расслабившись», стреляли по надгробному камню Петлякова из пистолетов. Пилот-пикировщик Андрей Заплавнов ни одной такой выходки не видел. По его словам, посещение могилы конструктора было обязательным ритуалом и делали это с благодарностью. Но один раз он увидел на камне надпись: «За шасси спасибо, а за самолет — сам знаешь». «Доля правды в этом есть, — рассказывал Заплавнов. — Для пилота в Пе-2 все удобно, аэродинамика отличная — вводился в пике и выводился из него идеально, и шасси действительно было выдающимся: как только ни били самолет при посадке — все выдерживало. Но имелся у „пешки“ огромный недостаток — слабые моторы. Если один выходил из строя, на втором можно было идти только со снижением».

Как в Казани вкалывал футбольный «Зенит». В июле 1941 года в столицу ТАССР, а точнее в Дербышки, эвакуировали ленинградский Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ). Его расположили на площадке, где в то время строился аналогичный по назначению завод № 237. Вместе с ГОМЗом прибыла подшефная ему футбольная команда «Зенит». В Казани спортсмены относились к службе технического контроля. Та зима выдалась суровой, для отопления цехов и поселка наделали «буржуек», а «Зениту» поручили заготовку дров. Так футболисты помогли выжить заводу и Дербышкам. Вернувшись в 1944 году в освобожденный Ленинград, команда завоевала Кубок СССР. Победители прислали на завод благодарность за участие в судьбе команды.

Полет наркома иностранных дел СССР Молотова в Америку на самолете Пе-8 Полет наркома иностранных дел СССР Молотова в Америку на самолете Пе-8 Фото: arhiv.tatarstan.ru

Самолет для Молотова. В мае 1942 года инженерам и рабочим КАЗа поручили готовить перелет наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова в Великобританию и США для переговоров по открытию второго фронта. Лететь предстояло на Пе-8. В «VIP-салон» переделали боевую машину — установили дополнительные топливные баки, сиденья и кислородные приборы. Маршрут выбрали самый рискованный — над оккупированной Европой: если бы нацисты узнали о перелете, вряд ли бы они предположили, что русские будут так рисковать. Командиром экипажа был Эндель Пусэп, который в 1941 году был среди первых летчиков, бомбивших Берлин.

Последнее пристанище пионера космонавтики. Во время войны в Казани скончался один из основоположников космонавтики Николай Рынин (родился в 1877 году). До революции он окончил военно-воздухоплавательную школу, получил диплом пилота-аэронавта, а еще — на право управления дирижаблем. Был одним из организаторов Всероссийского аэроклуба. Международная воздухоплавательная федерация выдала ему свидетельство летчика-универсала, которое давало право подниматься в воздух на всем, что могло летать. В 1931 году он стал одним из организаторов ленинградской группы изучения реактивного движения, в 1941-м — заведующим кафедрой Ленинградской военно-воздушной академии РККА. Был единственным в мире профессором, имевшим дипломы летчика, воздухоплавателя и пилота дирижабля. Издал 250 научных трудов по теории авиации, реактивной технике и завоеванию стратосферы. Его 9-томник «Межпланетные сообщения» стал первым энциклопедическим трудом по истории и теории реактивного движения и космических полетов. Весной 1942 года его в тяжелом состоянии эвакуировали из блокадного Ленинграда в Йошкар-Олу, а оттуда в казанский военный госпиталь. Умер 8 июля 1942-го, похоронен на Арском кладбище.

Кувалдой по бракоделам. Будущий директор (1960–1967) КАЗа Николай Максимов какое-то время был начальником бюро цехового контроля и прославился особой принципиальностью — кувалдой разбивал бракованные агрегаты, чтобы их нельзя было подмарафетить и использовать вновь. В 1943 году его назначили главным контролером завода.

Неожиданный перехват в небе Казани. В каких условиях приходилось работать в войну, иллюстрирует эпизод из истории КВЗ. Голод толкал людей на отчаянные поступки. Два моториста аэродромного цеха, увидев в небе стаю гусей, подняли один из готовых к сдаче По-2 и расстреляли птиц из пулемета. Больше этих людей на заводе не видели.

В 1946 году в Казань перевели 890-й тяжелый Брянский авиационный полк дальнего действия или, как его еще называли, «трофейный», среди его самолетов были бомбардировщики В-17 Flying Fortress В 1946 году в Казань перевели 890-й тяжелый Брянский авиационный полк дальнего действия или, как его еще называли, «трофейный», среди его самолетов были бомбардировщики В-17 Flying Fortress Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

1946 год – конец 60-х: барон-коммунист в Зеленодольске, плавающие танки, что добыл казанец – резидент в Италии

Superfortress садится на КАЗе. В 1946 году в Казань перевели 890-й тяжелый Брянский авиационный полк дальнего действия или, как его еще называли, «трофейный». Среди его самолетов были бомбардировщики В-17 Flying Fortress. Это были машины, совершившие вынужденные посадки в Европе и найденные советскими войсками. В Казани американскую технику изучали работники КАЗа. Довелось им полазить и по В-29 Superfortress, с которого был скопирован выпускавшийся в Казани (с 1947 года) бомбардировщик Ту-4. Конкретными «прототипами» послужило несколько В-29, совершивших вынужденные посадки в СССР после налетов на Японию. Летом 1945 года один из них перегоняли с Дальнего Востока в Москву, и промежуточная посадка была на аэродроме КАЗа.

За что Туполев подарил свои часы рабочему. Ту-4 категорически запрещалось оставлять на открытой стоянке. Как-то раз в присутствии Андрея Туполева надо было загнать в ангар пять самолетов. Четыре загнали, а пятый уперся крылом в крыло другого. Никто не знает, что делать. Подходит рабочий: «Андрей Николаевич, разрешите, я загоню?» — «А что ты сделаешь?» — «Сейчас». Подошел к шасси и выпустил часть воздуха, крыло стало ниже и вошло под крыло другого самолета. Туполев смекалку оценил — снял с руки часы и вручил рабочему.

Ту-4 создали в рекордные сроки, в том числе благодаря уроженцу Казани, выпускнику и первому комсоргу КАИ Николаю Горшкову Ту-4 создали в рекордные сроки, в том числе благодаря уроженцу Казани, выпускнику и первому комсоргу КАИ Николаю Горшкову Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Из комсоргов КАИ — в резиденты в Италии. Ту-4 создали в рекордные сроки, в том числе благодаря уроженцу Казани, выпускнику и первому комсоргу КАИ Николаю Горшкову, в ту пору резиденту советской разведки в Италии. Когда В-29 оказались в СССР, по разведывательной сети прошел приказ: добыть на эти самолеты все, что только возможно. И Горшков добыл — «два чемодана чертежей и различной другой документации».

Как в сталинском СССР боролись с переизбытком юристов. В феврале 1952 года вышло постановление ЦК ВКП (б) об организации в КАИ радиотехнического факультета, но выяснилось, что у института нет для него помещения. Решение приняли на заседании совета министров СССР. Председательствующий Молотов, узнав в ходе обсуждения о существовании в Казани юридического института (созданного на базе юрфака КГУ), приказал его закрыть, студентов и преподавателей отправить в КГУ, а помещение передать КАИ. Так авиастроительный вуз получил здание на площади Свободы.

Гуру судостроения из Арска. Гребные винты на советских и всех российских боевых кораблях, а также большинство гребных винтов на лодочных подвесных моторах в мире выполнены на основе разработок уроженца (1929 год) Арска Марата Мавлюдова. В 1947-м, окончив школу, он поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, всю жизнь проработал в ЦНИИ им. Крылова, куда был направлен в 1953 году. Мавлюдов — один из авторов фундаментального труда «Движители быстроходных судов».

С К-19 — в Зеленодольск. В 1957 году Зеленодольский завод им. Горького строил по проекту Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ) малые корабли связи проекта 357. Среди членов госкомиссии был старший лейтенант Асхат Абсатаров. Через четыре года он станет участником знаменитой ныне трагической истории с аварией реактора на подводной лодке К-19. После лечения его направили на работу в ЗПКБ. Абсатаров трудился в бюро полвека, в том числе руководил решением вопросов применения оружия на кораблях зеленодольской разработки. Лауреат Государственной премии СССР 1985 года за создание семейства речных артиллерийских кораблей. Добавим, что во время той аварии на К-19 служили еще трое татарстанцев: казанец Николай Карпюк (впоследствии работал на КОМЗе), челнинец Александр Запускалов (возводил автоград), нижнекамец Александр Шашабрин (строил столицу нефтехимии ТАССР).

В 1959 году выпущен 331 Ми-4, т. е. почти по вертолету в день В 1959 году выпущен 331 Ми-4, т. е. почти по вертолету в день Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Темп строительства — вертолет в день. КВЗ принадлежит рекорд самого массового годового «тиража» в истории российского вертолетостроения: в 1959 году выпущен 331 Ми-4, т. е. почти по вертолету в день. Кстати, Ми-4 стал первым в мире боевым вертолетом — получил встроенный пулемет.

Казанская кузница космических кадров. Многие помнят, что еще недавно в столице РТ действовало артиллерийское училище, но мало кто знает, что изначально это было военное авиационное техническое училище дальней авиации. В 1960 году, когда были созданы ракетные войска стратегического назначения, учебное заведение передали в их ведение, а для секретности назвали Казанским артиллерийским техническим училищем. До 1965-го, когда училище из состава РВСН передали в сухопутные войска, было произведено 2 890 офицеров. Среди них — будущий генеральный конструктор и генеральный директор НПО им. Лавочкина, один из авторов федеральной космической программы России и программы вооружения ракетно-космическими средствами Георгий Полищук. Другой выпускник училища Борис Белоусов в ноябре 1965 года был зачислен в отряд космонавтов 3-го набора, однако в начале 1968-го его отчислили. Причины до конца не прояснены. Предположительно, дело было в том, что во время войны тесть Белоусова служил у немцев переводчиком (впоследствии был осужден).

Черный флаг над колокольней. Одним из самых экзотических заданий, которые выполняли экипажи испытателей КВЗ, можно назвать вылет в канун 7 ноября 1960 года — очередной годовщины Октября. В этот день казанцы с изумлением увидели, что на вершине 62-метровой колокольни церкви Богоявления, что на ул. Баумана, развевается черное полотнище. Как оно там оказалось, неизвестно. Снять надо было немедленно. Как? Вертолетом. Выполнить операцию приказали летчику-испытателю Леониду Антропову. Ему пришлось приложить все свое мастерство, чтобы удерживать 6-тонный Ми-4 над венчающим колокольню крестом, пока флаг сбивали багром.

Плыли по морю танки. В 1962–1963 годах ЗПКБ спроектировало и испытало на Черном море комплект оборудования, превращающего танки Т-54/Т-55/Т-62 в самоходное плавсредство. Танк с навешенным плавучим оборудованием пересекал Керченский пролив при заметном волнении. Комплект должен быть быстросъемным, не требовать специального оборудования для монтажа. С 1956 года задачу пытались решить другие КБ, но удалось это только зеленодольцам. Завод им. Горького выпускал оборудование ПС-1, ПС-3, ПСТ-63 до 1980-го.

Что роднит футбольный «Рубин» с авиапромом. Всем известно, что клуб «Рубин» ведет свою историю от футбольной команды КАЗа «Искра». Вышеупомянутый директор завода Максимов был фанатом футбола, а потому пристально следил за ее делами. Успехами она радовала не всегда, и в 1964 году он решил сменить название команды. Перебрав много вариантов, он остановился на названии одной из самолетных радиостанций — «Рубин».

Испытатель (в 1944–1964 годах) КАЗа Николай Аржанов Испытатель (в 1944–1964 годах) КАЗа Николай Аржанов Фото: Добросовестное использование, commons.wikimedia.org

Зачем пилоту разрешение на ловлю рыбы сетями. Испытатель (в 1944–1964 годах) КАЗа Николай Аржанов среди прочего славился рыбацким талантом. Когда на завод приезжал, например, глава минавиапрома Петр Дементьев, пилота посылали на рыбалку, чтобы привез для банкета хорошей рыбы. Летчику даже выдали особое удостоверение: «Герою Советского Союза Аржанову Николаю Николаевичу разрешен любительский лов рыбы сетями на территории ТАССР».

Итальянский аристократ-коммунист в Зеленодольске. В 1965 году начальник — главный конструктор ЗПКБ Александр Кунахович организовал в Зеленодольске научно-практическую конференцию по созданию кораблей на подводных крыльях, воздушной подушке, экранопланов. В те годы это был передний край науки. Среди прочих приехал не только знаменитый уже в ту пору Ростислав Алексеев, но и такая воистину легендарная личность, как авиаконструктор Роберт Бартини. Итальянский аристократ (из баронского рода), коммунист, он эмигрировал в СССР, с гордостью называл себя русским, проявил себя как незаурядный авиаконструктор, мыслитель, автор идей и проектов, опередивших время.

Когда казанскому инженеру позволительно искупаться в фонтане ВДНХ. В середине 60-х заводу № 230 (сегодня — казанский завод «Электроприбор») поручили изготовить гироскопический стабилизатор для первой в мире системы автоматической стыковки «Игла». Благодаря этому агрегату антенна стыковки сохраняла ориентацию в пространстве при любых кувырканьях космического корабля. Из-за сжатых сроков все делали с листа — в московском НИИ-разработчике ни одного опытного экземпляра изготовить не успели. При прогоне системы в Москве группа казанских спецов три месяца жила там на казарменном положении — без разрешения директора института нельзя было покидать его территорию, впрочем, как и всему огромному коллективу, который делал «Иглу». Спали на раскладушках прямо возле испытательных стендов — прогон шел круглые сутки. Первые стыковки (1967 год) отмечали бурно. После одной из них гуляли в ресторане на ВДНХ и от переполнявших чувств решили искупаться в ближайшем фонтане. Подошел милиционер, чтобы урезонить, но охранявшие спецов сотрудники КГБ предложили ребят не трогать — сегодня им можно.

Зеленодольский аргумент индусов. Сегодня вновь накалились отношения между Индией и Пакистаном. В 1969 году во время их очередного столкновения индийский фрегат проекта 159АЭ, разработанный ЗПКБ, потопил пакистанскую подводную лодку.

Выпускавшийся на КАЗе Ту-22 стал единственным в истории тяжелым сверхзвуковым бомбардировщиком, поставлявшимся страной-производителем на экспорт Выпускавшийся на КАЗе Ту-22 стал единственным в истории тяжелым сверхзвуковым бомбардировщиком, поставлявшимся страной-производителем на экспорт Фото: «БИЗНЕС Online»

1970–1980-е: разозлить Саддама, помочь Каддафи, изучить сбитый Boeing

Первые стелс-технологии и компьютеры на море. В 1970 году в Севастополе были успешно завершены госиспытания малого противолодочного корабля проекта 1124, разработанного ЗПКБ и построенного заводом им. Горького. На нем впервые в мире были применены стелс-технологии и компьютерное управление группой противолодочных кораблей при поиске и уничтожении подводных лодок. Проекту придавалось большое значение, поэтому строительство шло одновременно на трех заводах.

Как казанец разозлил Саддама. Начальник испытательного отдела завода № 230 Владимир Князев в 1973 году, во время очередной арабо-израильской войны, обслуживал в Ираке купленные этой страной советские самолеты. На авиабазе «Хаббания» он познакомился с Саддамом Хусейном, тогда вице-президентом и главкомом ВВС. В итоге он решил наградить советского специалиста медалью «За воинскую доблесть». Но на ее оборотной стороне была надпись: «За 10 убитых евреев», и в посольстве дали указание не брать. На награждение Князев не пошел — сказался больным. Саддама это взбесило, и в аэропорту перед отлетом домой вещи спеца с пристрастием досмотрели, забрали все фотографии, пленки. Больше всего Князев жалеет о портрете в иракской подполковничьей форме.

Бомберы для Каддафи. Выпускавшийся на КАЗе Ту-22 стал единственным в истории тяжелым сверхзвуковым бомбардировщиком, поставлявшимся страной-производителем на экспорт (в Ирак и Ливию). В джамахирии, где бомберы появились в 1976 году, в первый приезд инженеров из Казани принимал в Зеленом дворце Муаммар Каддафи, спрашивал, можем ли мы еще поставить такие самолеты, построить ремонтный завод, обучить людей. В середине 90-х контакты КАЗа с Ливией прекратились, и Ту-22 встали, но в 2004 году, на очередную годовщину революции, Каддафи решил один самолет поднять. «Не знаю, было ли такое в истории: сверхзвуковой бомбардировщик, который не обслуживался 8 лет, заправили, и он полетел, — рассказывает один из казанских спецов. — Походил над Триполи, вернулся. Когда летчик выбрался из машины — встал на колени и молился… Мы приехали спустя пару недель после полета, видели этот самолет, все под ним было заставлено поддонами — керосин тек: баки-то резиновые, сколько лет к ним никто не прикасался». Ливийцы просили привести в боевую готовность 6 оставшихся машин. Сохранились они прекрасно, вся электроника работала. Казанцы проработали вопросы восстановления самолетов, но вмешалась политика.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 на сборке на заводе Стратегический бомбардировщик Ту-160 на сборке на заводе Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Первое знакомство с Ту-160. Руководящий состав КАЗа узнал о том, что на заводе будут делать стратегический бомбардировщик Ту-160, осенью 1977 года (директор Виталий Копылов как инициатор идеи, естественно, знал об этом раньше). Тогда 10 сотрудников предприятия отправили в командировку в ОКБ Туполева. Принимал главный технолог фирмы: «Будет небольшой ликбез. Ничего не записывать и после нигде не болтать». Зашторили окна, повесили плакаты. «Для нас это все было неожиданно, — рассказывает один из участников того совещания. — Совершенно новые технологии, например цельносварная титановая балка. Рассказывал он часа два с половиной, а потом вдруг говорит: „Ребята, вы вчера, чувствуется, отметили приезд, поэтому перерыв надо сделать, идите газировки попейте, а то в кабинете не продохнуть“. Действительно отметили слияние коллективов, но все в пределах разумного».

Как решать проблему кадров для КАЗа. Ближе к концу 70-х с КАЗа… побежал народ. Явлением это было экстраординарным, поскольку платили на заводе хорошо и устроиться туда было непросто. Причина — запуск по соседству нового авиазавода — ульяновского. Причем он предполагался не просто заводом, но огромным, лучшим в стране авиастроительным комплексом. Там с ходу давали жилье и предлагали «одуренную», как выразился один наш собеседник, зарплату. Утверждают, что туда сбежала чуть ли не половина народа с авиазаводов Ташкента, Самары, Саратова, Нижнего Новгорода. Но в Казани Копылов бегство работников умело остановил, причем не столько административными, сколько хозяйственными мерами — начал строить жилье. А заодно, по легенде, «оттяпал» у Ульяновска перспективную работу — Ту-160. Впрочем, вспоминают, и до этого в министерстве авиационной промышленности говорили, что с проектом не справится никто, кроме Большой Казани (так даже в официальных документах называли КАЗ, а КВЗ — Малой Казанью). И особо важно, что Копылов начал смену поколений. До его прихода (1973 год) едва ли не половина руководящего состава КАЗа была с образованием техникума или бывшими военными, но Копылов понимал, что новые самолеты потребуют более грамотных людей, и начал аккуратно выдавливать «старослужащих», находя им другие места.

Три сверхзвуковых бомбера в месяц. Строительство дальнего бомбардировщика Ту-22М в модификациях Ту-22М2 и Ту-22М3 довели до темпа 36 самолетов в год. При этом завод выпускал и гражданские самолеты. В 1974–1985 годах темп изготовления Ил-62 не снижался ниже 13, с пиком в 1979-м — 17. Сегодня, со всеми новейшими технологиями, это представляется невероятным.

Как уберечься от американских спутников. Когда готовились к выкатке первого серийного Ту-160 (взлетел 10 октября 1984 года), тщательно выбирали время — окно в пролете американских спутников. В цехе окончательной сборки даже нельзя было в любое время открывать его огромные ворота, потому что угол обзора спутника позволял ему заглянуть в цех.

Строительство дальнего бомбардировщика Ту-22М в модификациях Ту-22М2 и Ту-22М3 довели до темпа 36 самолетов в год Строительство дальнего бомбардировщика Ту-22М в модификациях Ту-22М2 и Ту-22М3 довели до темпа 36 самолетов в год Фото: © Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

Что дал осмотр сбитого Boeing. В 1978 году самолет советской ПВО сбил над Карелией нарушивший воздушное пространство СССР корейский Boeing 707. Лайнер совершил вынужденную посадку на лед озера Корпиярви. Впоследствии его разобрали и перевезли в Жуковский. Примерно 20 сотрудников КАЗа ездили изучать этот самолет. «Так сказать, перенимали опыт, — говорит один из ветеранов КАЗа. — И нашли много интересного. Американские конструкторы и технологи оказались скрупулезными и очень экономными ребятами, а особо нас поразило суперточное литье и то, что кессон крыла они покрывали не герметиком, как мы, а специальной грунтовкой, что давало серьезное снижение веса. Каждый по своему разделу много полезного узнал».

Перископ для военной космической станции. ЦКБ «Фотон» немало поработало на космос. Одна из самых секретных его работ — изготовление перископов «Сокол» для военных орбитальных станций «Алмаз», выводившихся на орбиту под названием «Салют». А в 1985–1986 годах на орбитальном комплексе «Салют-7» — «Космос-1686» работал произведенный фотоном оптико-электронный приборный комплекс «Пион-К». Изготовили и второй «Пион», который планировали установить на военный модуль «Спектр» станции «Мир», но в перестройку решили, что военным в космосе не место. Говорят, «Пион» до сих пор хранится в Казани.

Выстрелить торпедой в… самих себя. В 1987 году на Черном море шли госиспытания малого противолодочного корабля на подводных крыльях проекта 11451, разработанного ЗПКБ. Среди прочего он был примечателен скоростными характеристиками: 121 км/час на тихой воде, на волнении — 80 км/час. Во время торпедных стрельб одна из самонаводящихся торпед «захватила» собственный корабль как цель и гналась за ним 7 минут, после чего отстала.

Конец 80-х – 2025 год: бандитам нужен Ил-62, иранцам — Ту-160, челнинцы скрещивают «КАМАЗ» и «Урал»

Чем казанские авиастроители расстроили Егора Гайдара. В конце 80-х на КАЗ с лекцией приехал Егор Гайдар. Рассказывал о моделях хозрасчета, приватизации предприятий. Ему начали задавать вопросы, а он не смог ответить ни на один, все твердил: «Ну я не знаю, это ваши дела, внутренние, сами разбирайтесь». После очередного такого ответа народ потянулся из зала. Гайдар уехал в расстроенных чувствах.

Что бандиты потребовали от руководителя КАЗа. В лихие 90-е ОПГ положили глаз даже на КАЗ. Как-то одного из главных руководителей завода просто затолкали в «девятку» и потребовали… Ил-62, т. е. дальнемагистральный лайнер вместимостью 186 пассажиров. На вопрос о том, как они себе представляют такую операцию, последовали угрозы, после чего авиастроителя, дав ему время на размышления, выкинули из машины. На заводе опасность восприняли серьезно, и менеджеру… выдали пистолет. Некоторое время он без него никуда не выходил, но вымогатели больше так и не объявились.

Зачем Копылов хотел продать итальянцам титан. В начале 90-х один из руководителей казанского филиала КБ «Туполева» Лев Недзельский должен был поехать в командировку в Италию. Его вызвал директор КАЗа Копылов: «У меня к тебе поручение — продай титан». — «Какой из меня продавец?» — «Надо — мне зарплату платить нечем». Речь шла о запасах титана для строительства Ту-160, выпуск которых тогда на высшем уровне решили прекратить. Итальянцу, который его встречал, Недзельский сказал, что хочет посетить фирму, у которой большое потребление титана. Приехали, показывают свою продукцию, в том числе держатели для бомб и ракет. «Это держатель для подвески ракет калибром 1 тонна», — рассказывают итальянцы. Недзельский, который среди прочего специализировался на этой теме, присмотрелся и заметил: «Максимум полтонны». Экскурсию тут же свернули — решили, что он русский шпион, и продать титан не получилось.

Почему Ту-22М3 не состоялся как бестселлер. Примерно в 1994 году на КАЗ приехал первый вице-премьер РФ Олег Сосковец. На совещании ему доложили о тяжелом финансовом положении завода. «Почему бы не продавать за границу Ту-22М3?» — поинтересовался чиновник. «Есть соглашение с американцами — не продавать». — «Не может быть! Кто тут из МИДа? Вы что, не можете ничего сделать?» Присутствовавший на совещании дипломат зачитал соответствующий документ. «Тогда же министром был Козырев, который под американцами работал, вот ничего и не получилось», — вспоминают сегодня в Казани. Ту-22М3 интересовались Китай, Индия, Ирак, Иран, Ливия. Представители последней говорили: «Нам необязательно, чтобы самолет бомбил, главное, чтобы гудел». Когда ливийцы применяли предшественника Ту-22М3 — Ту-22, одной из их тактических наработок был проход на сверхзвуке над противником на предельно малой высоте. Под такое лучше не попадать. А еще они умудрялись из кормовой пушки, предназначенной для защиты от истребителей, работать по земле, даже всадников на дорогах обстреливали. Иранцы же интересовались: «Что из вашего долетит до Израиля? Можно купить Ту-160?» Им отвечали, что нельзя, а вот Ту-22М3, в принципе, можно, но это билет в один конец — без дозаправки в воздухе обратно не прилетит. «Да и ладно», — был ответ. Но по политическим мотивам Ту-22М3 никому так и не продали.

«Восьмерка» — без вариантов. Широко известно, что КВЗ стал единственным российским вертолетным заводом, продукцию которого закупили американцы — по сути, законодатели мод в этой области. В 2012–2013 годах им поставили 63 Ми-17В-5 для ВВС Афганистана. Причина в том, что Пентагон признал: российские вертушки лучше всего подходят для условий этой страны. При этом почти неизвестно то, что в Афганистане на казанских Ми-17В-5 предпочитали летать и союзники американцев — канадцы и поляки. Это к вопросу о непрекращающейся полемике о том, насколько хороши Ми-8 в сравнении с западными конкурентами.

Гибрид «КАМАЗа» и «Урала» Гибрид «КАМАЗа» и «Урала» Фото: «БИЗНЕС Online»

Скрестить «КАМАЗ» и «Урал». Челнинский защищенный автомобиль «Патруль» заслужил хорошую репутацию у силовиков, в том числе работой в горячих точках. Путь к успеху не был простым. На заре проекта конструкторы компании «Астейс» проводили эксперимент по «скрещиванию» «КАМАЗа» и «Урала», в жизни — конкурентов.

Копия французского «Мистраля»? Сегодня судостроительная корпорация «Ак Барс» строит на своем керченском заводе «Залив» два первых отечественных универсальных десантных корабля (вертолетоносца) проекта 23900. Изначально Россия, у которой таких кораблей никогда не было, хотела купить у французов вертолетоносец «Мистраль» вместе с лицензией на его производство. В 2010-м с французской компанией DCNS заключили контракт на два УДК, строительство еще двух предполагалось уже в России. Кормовые части первых двух УДК делал Балтийский завод. В 2012–2013 годах корабли заложили, но после воссоединения Крыма с РФ контракт со скандалом разорвали. Утверждают, что Россия успела получить от Франции полный комплект технической документации для постройки этих кораблей. Пошли разговоры, что 23900 — это копия «Мистраля». Действительно? Как говорят в отрасли, на базе французских чертежей питерские КБ разработали рабочие чертежи — это первый укрупненный этап проектирования. А вот системы, механизмы, вооружение, обстройка — это уже все свое. Так что 23900 — это российская разработка на базе французских чертежей, которые послужили хорошей базой. Так это или нет, можно будет узнать в 2027 году, когда должен быть спущен на воду первый российский УДК.

Откуда у украинских бронекатеров зеленодольские корни. В 1979 году ЗПКБ спроектировало речной артиллерийский катер проекта 12240 и передало основную техническую документацию на него киевскому заводу «Ленинская Кузница», где должны были строить судно. Постройка по каким-то причинам не состоялась, но проект в переработанном виде был реализован Украиной в 2000-х под названием «Гюрза». Как известно, три таких катера стали трофеями российских военных, два были уничтожены, в том числе одни был потоплен беспилотником «Ланцет».