«Инвентаризация проблем в российско-казахстанских отношениях» — так называлось мероприятие в Астане, которое на днях должен был посетить руководитель отдела Института стран СНГ Андрей Грозин. Однако последнему отказали во въезде в Казахстан, и это вызвало серьезный резонанс в соседней стране. Между тем подобная практика довольно активно используется и Москвой, и Астаной в отношении публичных фигур двух государств. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает о том, чем соседей не устроил Грозин и кого еще из наших соотечественников не желает видеть на своей территории официальный Казахстан.
«Скандал, случившийся в самом конце апреля, связанный с недопуском на территорию Казахстана известного российского ученого Андрея Грозина, не прозвучал как гром среди ясного неба»
Волна патриотических чувств
Небо над Россией и Казахстаном снова омрачилось, небосвод затянуло тучами. Правда, грозовой фронт проходит так далеко, что вспышек молний пока не видно — лишь изредка доносятся глухие раскаты грома, словно эхо чего-то еще не сказанного, но давно назревшего. И это не та гроза, о которой поэты писали в лирических строках, не очищающая природу «гроза в начале мая». Это отголоски серьезных неразрешенных проблем, которые время от времени напоминают о себе.
Вот и скандал, случившийся в самом конце апреля, связанный с недопуском на территорию Казахстана известного российского ученого Андрея Грозина, не прозвучал как гром среди ясного неба. Подобные ситуации становятся обыденными. Однако этот случай вызвал широкий резонанс, правда не в России, а в самом Казахстане, где решение властей было воспринято с небывалым воодушевлением. Он поднял волну патриотических чувств и, как следствие, рейтинг казахстанской власти.
«В кои-то веки нашим властям хочется сказать рахмет!» — написал один из комментаторов в соцсетях, выразив тем самым общее настроение. Для многих казахстанцев это решение стало символическим жестом, демонстрирующим защиту национальных интересов и независимости страны.
«После недопуска сотрудника в Казахстан Институт стран СНГ оперативно выпустил заявление в своем телеграм-канале»
«Инвентаризация» отношений России и Казахстана
Суть дела такова. Грозин, кандидат исторических наук и руководитель отдела Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ, был приглашен на мероприятия в Казахстане, посвященные российско-казахстанским отношениям. По приглашению фонда поддержки публичной дипломатии им. Горчакова он должен был 28 апреля выступить в столице Казахстана на мероприятии, посвященном теме «Инвентаризация проблем в российско-казахстанских отношениях», а 29 апреля — принять участие в круглом столе на тему «Россия – Казахстан: динамика взаимодействия в сферах безопасности и гуманитарного сотрудничества». Однако 27 апреля Грозину отказали во въезде в Астану без объяснения причин, и он вынужден был вернуться в Москву.
Таким образом, инвентаризацию проблем в межгосударственных отношениях и динамику взаимодействия Андрею Валентиновичу пришлось изучать не по учебникам и докладам, а на практике, причем в самом буквальном смысле на своем примере.
После недопуска сотрудника в Казахстан Институт стран СНГ оперативно выпустил заявление в своем телеграм-канале. Суть послания сводилась к тому, что организация, всегда выступавшая за дружбу между Москвой и Астаной, вновь сталкивается с «недружественной практикой» казахстанских властей.
Напомнили и о прошлогоднем инциденте с руководителем организации, депутатом Госдумы Константином Затулиным, которого едва пропустили на Байконур. Видимо, для института это уже традиция — попадать в неприятные ситуации на казахстанской границе.
Пожалуй, ни одна российская организация не умеет так тонко «троллить» Казахстан, как Институт стран СНГ. Его директор — мастер двусмысленных формулировок, которые формально о дружбе, а по сути, о болезненных точках.
Вот и сейчас, заявив, что институт «никогда не оспаривал территориальную целостность Казахстана», Затулин тут же добавил, что «Северный Казахстан — территория с преимущественно русским населением». А затем, словно для полноты картины, напомнил, что Казахстан «был создан в советские годы» и до этого «не имел оформленной государственности».
Началось все с Жириновского
Кажется, у некоторых российских политиков сложилась традиция время от времени наступать Казахстану на одну и ту же больную мозоль и напоминать, что у казахов раньше не было государственности. Традицию такую, как известно, заложил еще покойный Владимир Жириновский, с тех пор эта мысль повторяется, как будто крутится по спирали.
В 2014 году Владимир Путин на молодежном форуме «Селигер» заявил, что у казахов никогда не было государственности, а создал ее Нурсултан Назарбаев. Формально это была похвала первому президенту, но казахстанская сторона тогда восприняла это абсолютно без восторга.
В 2020-м эстафету подхватил Вячеслав Никонов, внук Вячеслава Молотова, доктор исторических наук. В программе «Большая игра» он уверенно заявил: «Казахстана просто не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) жили гораздо южнее. А нынешняя территория — это подарок России и СССР».
Апофеозом стал пост экс-президента России Дмитрия Медведева (тот самый, что исчез через 10 минут после публикации) в августе 2022 года. В нем Казахстан назвали «искусственным государством», намекнули на «геноцид русских» и пообещали, что, «пока Россия не придет, порядка там не будет».
Таких заявлений было немало, особенно из уст менее известных политиков и инфлюенсеров. Реакция Казахстана на подобные высказывания нередко заключалась в запрете на въезд их авторам.
Согласно информации казахстанских СМИ, в республике существует засекреченный список российских граждан, чье появление на территории страны власти считают нежелательным. В этот список входят продюсер Тина Канделаки, режиссер Тигран Кеосаян, философ Александр Дугин, политолог Никита Мендкович, а также депутаты Государственной Думы Евгений Федоров, Петр Толстой, Никонов, Затулин, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков.
Причины включения в список, по словам казахстанских чиновников, связаны с оскорбительными высказываниями в адрес Казахстана. Например: вице-спикер Госдумы Толстой ранее заявлял, что после Украины «следующей проблемой» для России может стать Казахстан. Он также называл Алма-Ату «городом Верным, построенным русскими». Депутат Федоров поддержал эти заявления, добавив, что Казахстан «не вышел из состава СССР в соответствии с международным правом», что, по его мнению, ставит под сомнение его государственность.
Такие высказывания, особенно исходящие от политиков и общественных деятелей, вызывают резкое недовольство в Казахстане и становятся поводом для введения ограничений.
Время от времени в Казахстане отменяют концерты российских артистов. Как мы уже писали, особенно активно это происходило в 2023 году. Например, были отменены выступления Григория Лепса, Ларисы Долиной, Полины Гагариной, коллектива «Хор Турецкого», а также спектакли московского театра «LA' Театр» и других исполнителей. Эти отмены часто объясняются реакцией на политические или общественные настроения, хотя официальные комментарии со стороны организаторов поступают не всегда.
Впрочем, в эту игру можно играть вдвоем. Как отмечает известный казахстанский историк Жаксылык Сабитов, Россия не остается в долгу и также формирует аналогичные списки казахстанцев, которым запрещен въезд. Наиболее часто такие отказы начали появляться после 2022 года, особенно для тех, кто активно высказывался в социальных сетях. В целом этот обмен черными списками стал символом растущего напряжения между двумя странами, хотя официально Москва и Астана продолжают подчеркивать партнерство.
Экс-сотрудник минпечати Казахстана
Казахстанские СМИ, соцсети и блогеры бурно обсуждают недопуск Грозина в страну, подробно анализируя его «грехи». Комментарии отражают широкий спектр реакций: от сдержанной гордости за защиту национальных интересов до сарказма и возмущения. Одни поддерживают решение властей, считая его сигналом суверенитета, другие призывают к визовому режиму с Россией.
Издание Orda анализирует биографию Грозина. Родился в Приморском крае, учился в КазНУ, в 1990-е работал в министерстве печати, а также привлекался к проектам минобороны и минэкологии Казахстана. С 1996 года живет в России, но для Казахстана остается фигурой, связанной с его прошлым. Однако Orda указывает на проблемные высказывания Грозина: термины вроде «национально озабоченные казахские товарищи», «отмороженные нацики» и «украинизация Казахстана» в его текстах, по мнению издания, якобы перекликаются с риторикой прокремлевских СМИ. Журналисты отмечают высокомерный тон, близкий к великорусскому шовинизму, что делает Грозина желанным спикером для российских изданий.
Но не все в Казахстане разделяют эту критику. Политолог Данияр Ашимбаев считает запреты на въезд политиков, историков и общественных деятелей, включая российских, не вполне оправданными, особенно если они приглашены на официальные мероприятия. «За 30 лет работы на мероприятиях, связанных с Казахстаном, я встречал представителей Франции, США, Германии, но лишь раз России», — подчеркивает Ашимбаев, намекая на избыточную избирательность таких мер.
***
Случай с Грозиным, не допущенным в Казахстан, стал очередным звеном в цепи событий, обнажающих «скрытые пружины» в отношениях между Астаной и Москвой. Если раньше подобные инциденты воспринимались как исключения, то теперь они складываются в систему, отражая настроения, преобладающие в казахстанском обществе, особенно среди молодежи и людей среднего возраста. Этот эпизод выступает маркером, позволяющим оценить реальные общественные настроения и подчеркивающим необходимость пересмотра характера отношений России с соседом — не как с «младшим братом», а, конечно, все так же — со стратегическим партнером, но с независимой и суверенной страной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.