Тимур Сафин: «Средний поток в январе – феврале у нас был 45 человек, максимум в день у нас было 103 человека. Сейчас в день [приходят] по 15–20, по понедельникам потолок — 30» Тимур Сафин: «Средний поток в январе – феврале у нас был 45 человек, максимум в день у нас было 103 человека. Сейчас в день [приходят] по 15–20, по понедельникам потолок — 30» Фото: Станислав Шемелов

«Многие кандидаты хотят пойти в определенную свою часть, где у них служат знакомые»

— Тимур, в январе этого года в Татарстане установили высокие единовременные выплаты при заключении контракта — до 2,8 миллиона рублей. Увеличился ли поток желающих на этом фоне?

— Число кандидатов резко увеличилось с января по середину февраля. Активно шли — в день до 70 человек. Однако с конца февраля число кандидатов стало снижаться. На фоне чего, неизвестно. Может быть, из-за переговорных процессов с США.

–– На фоне мирных переговоров, наверное, наоборот, многие хотят запрыгнуть в последний вагон?

— Мышление людей непонятно. Каждый думает по-своему. Мы сами пытались понять, почему снизилось число кандидатов, но так ничего и не придумали конкретного. Средний поток в январе – феврале у нас был 45 человек, максимум в день у нас было 103 человека. Сейчас в день [приходят] по 15–20, по понедельникам потолок — 30.

«Кто хотел уйти из-за патриотизма, уже давно ушли. Некоторые, кстати, приходят потому, что у них много знакомых и родственников ушло в последнее время на СВО» «Кто хотел уйти из-за патриотизма, уже давно ушли. Некоторые, кстати, приходят потому, что у них много знакомых и родственников ушло в последнее время на СВО» Фото: Станислав Шемелов

— А какая мотивация у сегодняшних кандидатов?

— Наверное, в основном у всех сейчас денежная мотивация. Кто хотел уйти из-за патриотизма, уже давно ушли. Некоторые, кстати, приходят потому, что у них много знакомых и родственников ушли в последнее время на СВО. И они по цепной реакции идут вместе с ними также. Раньше еще много желающих уходило на СВО по отношению (своего рода направление в конкретную войсковую частьприм. ред.), к своим друзьям, родственникам. Сейчас это сделать невозможно, наш округ работает по заданию от определенных полков. Поэтому попасть можно туда. Это, условно, резервный полк в Ростовской области. И уже из этого полка новобранцы попадают в части, где они будут востребованы.

И количество кандидатов могло снизиться на фоне того, что Татарстан, как и весь округ, перестал работать по отношениям в определенные части на определенные должности. Если брать как раз-таки период января – февраля, то мы могли по отношениям отправить в любой военный округ, в любую войсковую часть. Но думаю, что эта практика в ближайшее время вернется. Многие кандидаты хотят пойти в определенную часть, где у них служат знакомые, где масса вакантных должностей. И мы можем в этом посодействовать.

«В начале года отправил человека на СВО, у него до сих пор учебка. Получает по 200 тысяч в месяц»

Есть танковый полк, в который требуются экипажи танков, операторы БПЛА, инструкторы штабов, водители категории С. То есть по желанию найти можно всегда. Это не будет означать, что это безопасное место, потому что на линии боевого соприкосновения безопасное место найти трудно. Но можно найти место такое, которое человеку окажется по душе. И это необязательно пехота.

— А сейчас по заданию такого не получается?

— Сейчас, да, к сожалению, все распределение будет происходить уже в «резервном полку». То есть это своеобразный кот в мешке: какие должности есть, какие есть умения и способности у самих кандидатов.

«У Татарстана хорошая подъемная сумма, которая приходит в течение месяца с момента зачисления человека в список войсковой части» «У Татарстана хорошая подъемная сумма, которая приходит в течение месяца с момента зачисления человека в список войсковой части» Фото: «БИЗНЕС Online»

«До людей начало доходить осознание того, что СВО становится ближе»

— Год назад через Татарстан на СВО уходило много кандидатов из других регионов — порядка 30 процентов. Сейчас, как мы понимаем, число увеличилось?

— Сейчас приезжих кандидатов стало значительно больше — процентов 70. 30 процентов — это именно жители Татарстана. Процентное соотношение увеличилось в связи с тем, что у Татарстана хорошая подъемная сумма, которая приходит в течение месяца с момента зачисления человека в список войсковой части. Конкуренты только Москва и Санкт-Петербург, но у них тоже на данный момент подъемные составляют порядка 2,5 миллиона рублей. В Татарстане, напомню, сумма может доходить до 2,8 миллиона. Это 2,1 миллиона от республики, 400 тысяч от минобороны, и 300 тысяч от муниципалитета.

— В августе – сентябре число новобранцев увеличилось, и их мотивация была идти за Курск, за Россию, за наши территории. Большим оказался всплеск?

— Всплеск действительно был. Люди приходили именно с той мотивацией, что СВО распространилось на территорию России, если не считать новые регионы. До людей начало доходить, что СВО становится ближе. Ну и не будем забывать о том, что по территории России не переставали работать вражеские беспилотники. Они летают, наносят удары по нашим объектам. И это продолжается.

«Каждый приходит со своими целями. Многие раньше не смогли уйти по семейным обстоятельствам, у кого-то были незаконченные дела. Кому-то не на кого оставить детей. Был случай, когда человек не смог уйти на СВО потому, что не знал, кому оставить своего кота» «Каждый приходит со своими целями. Многие раньше не смогли уйти по семейным обстоятельствам, у кого-то были незаконченные дела. Кому-то не на кого оставить детей. Был случай, когда человек не смог уйти на СВО потому, что не знал, кому оставить своего кота» Фото: Станислав Шемелов

— Какие сейчас тенденции? Что говорят новобранцы? С какой целью они идут? Помимо денежных выплат, может быть, есть другие цели и задачи у кандидатов?

— В плане мотиваций ничего не поменялось. Это либо самореализация, либо помощь Родине. Каждый приходит со своими целями. Многие раньше не смогли уйти по семейным обстоятельствам, у кого-то были незаконченные дела. Кому-то не на кого оставить детей. Был случай, когда человек не смог уйти на СВО потому, что не знал, кому оставить своего кота.

Именно через вас сколько прошло людей за последний год?

— Порядка 6 тысяч. Это минимальная цифра. Есть ребята, которые до сих пор мне пишут и звонят. Недавно благодаря «БИЗНЕС Online» помогли с гуманитарным вопросом. Через вас мы нашли людей для загрузки целой фуры.

Многие, кто ушел через нас, говорят спасибо. С теми, кто ушел в 10-й танковый полк, мы практически со всеми поддерживаем связь. Многие ребята приезжают ко мне в «Батыр», говорят слова благодарности, показывают, что они живые, счастливые. То есть свою работу мы тоже видим, обратная связь у нас присутствует всегда.

«Многие, кто ушел через нас, говорят спасибо. С теми, кто ушел в 10-й танковый полк, мы практически со всеми поддерживаем связь. Многие ребята приезжают ко мне в «Батыр», говорят слова благодарности, показывают, что они живые, счастливые» «Многие, кто ушел через нас, говорят спасибо. С теми, кто ушел в 10-й танковый полк, мы практически со всеми поддерживаем связь. Многие ребята приезжают ко мне в «Батыр», говорят слова благодарности, показывают, что они живые, счастливые» Фото: «БИЗНЕС Online»

А какие истории рассказывают? Есть ли героические поступки?

— Наверное, они все герои, потому что именно решились на это. Необязательно носить госнаграду. Один шаг уже показывает, что у человека есть стержень. Если решился пойти на СВО, если человек себя, то это уже однозначно заслуживает уважения.

К каждому кандидату у нас свой подход, своя манера общения. Но практически каждому под конец диалога я говорил, что ему там понравится. И они приезжают и говорят, что да, им там понравилось. Многие, кто приезжает в отпуск, рвутся обратно. Говорят, что хотят помогать тем ребятам, от кого они уехали в отпуск.

Самый, наверное, яркий человек — это наш Крашер. Это молодой человек, который ушел через нас на СВО в БПЛА, получил осколок, который оказался у него около сердца. Врачи были в шоке, что он жив и здоров. И сейчас он продолжает работать, но летает не на легких БПЛА, а уже на «Орланах», наносит удары глубже и больше. Он поразил много точек взлета и дислокаций «Бабы-яги».

«К каждому кандидату у нас свой подход, своя манера общения» «К каждому кандидату у нас свой подход, своя манера общения» Фото: Станислав Шемелов

— С какими вопросами и проблемами сталкиваются новобранцы уже в частях? Обращаются ли к вам за помощью, как им помогаете?

— В первый месяц после отправки самый первый вопрос, который возникает: «Когда придут подъемные?» Мы, менеджеры, я, если кто подходит на личную беседу, всем говорим о том, что подъемная сумма приходит на счет карты с момента зачисления в список воинской части. То есть человек приезжает в «резервный полк», его перераспределяют на другую воинскую часть и после того, как на него издаются выписки из приказа зачисления, смело можно брать месяц и приходит первая сумма. 2,1 миллиона приходит в течение месяца, 400 тысяч от минобороны зачисляется в течение двух недель и 300 тысяч от Казани — в течение трех недель.

Также поступают вопросы о том, что брать с собой. Но благодаря ДОСААФ РТ и пункту отбора сейчас перед отправкой выдается большой комплект вещей и снаряжения, который человеку будет очень полезен именно в первое время. То есть выдается два комплекта формы, сапоги, аптечка, пенка, пятиточечник. Это помогает и в финансовом плане, ведь перед отправкой подъемные суммы еще не пришли, а у человека на первое время есть все необходимое.

«Если человек, допустим, работал здесь каким-то инженером, вычислителем, был опыт работы с радиостанциями, то минимален процент того, что он попадет в штурмовики. Все зависит от каждого человека именно при распределении в «резервном полку» «Если человек, допустим, работал здесь каким-то инженером, вычислителем, был опыт работы с радиостанциями, то минимален процент того, что он попадет в штурмовики. Все зависит от каждого человека именно при распределении в «резервном полку» Фото: «БИЗНЕС Online»

Что новобранцу нужно знать перед отправкой

— Что нужно еще взять с собой на первое время?

— Для поддержания связи, зарядки фонариков, тепловизоров и ночников я советую взять с собой хороший пауэрбанк. Желательно, чтобы он работал от солнечной батареи. А все остальное человек найдет себе сам, что ему необходимо. Он может стать как водителем, так и штурмовиком, в артиллерию попасть. То есть тут надо исходить именно из его должности, потому что специфика службы везде может быть разной.

— А в штурмовики боятся идти?

— Мышление людей поменялось. Штурмовик — это такая же должность и профессия, как все остальные. Тут все зависит от способностей и умений кандидата, его физической способности, знаний. Если человек, допустим, работал здесь каким-то инженером, вычислителем, был опыт работы с радиостанциями, то минимальный процент того, что он попадет в штурмовики. Все зависит от каждого человека именно при распределении в «резервном полку».

— А как там все устроено? По специальностям отбирают? Либо куда попало?

— Распределение разное. Кто-то попадал в спецназ, кто-то — в 810-ю бригаду морской пехоты, кто-то — в тыл на распределение боекомплектов, снаряжения и так далее. Кто-то встает на вторую-третью линию именно в охрану.

Бросить пить, научиться завязывать жгут и не оставлять бычки: 20 советов контрактнику-новичку

— Какой уровень новобранцев? Есть ли те, кто уже участвовал в боевых действиях? Много ли тех, кто приходит с нуля?

— Приходят разного уровня, разных возрастов. Минимальный возраст кандидатов — 18 лет, но в этом случае мы звоним родителям и уточняем, в курсе ли они, что их сын отправляется в зону СВО. В последнее время, кстати, много ребят именно в возрасте 19–21 года. Они хотят проявить себя, самореализоваться. Взрослые кандидаты, наоборот, уже прожили жизнь, у них более глубокие цели. Но, конечно же, преобладает финансовый вопрос. Кто-то хочет купить дом, закрыть быстрее ипотеку. Здесь проявляются семейные ценности: помочь своей семье, детям, показать подрастающему поколению героев, на которых стоит равняться.

Приходят также те, кто уже был в бою, участвовал в СВО в составе добровольческих формирований, ЧВК. Они вернулись, отдохнули и теперь возвращаются.

«Мы отказываем людям, у которых есть заболевания, согласно которым по приказу министерства обороны принять на военную службу не можем. Как правило, это социально опасные заболевания. Также мы не берем с инвалидностями, отсутствием конечностей» «Мы отказываем людям, у которых есть заболевания, согласно которым по приказу министерства обороны принять на военную службу не можем. Как правило, это социально опасные заболевания. Также мы не берем с инвалидностями, отсутствием конечностей» Фото: Станислав Шемелов

— Вернемся к главным вопросам, которые интересуют кандидатов.

— Первое, как и сказал, это выплаты: сколько и когда поступят. Второе — льготы. Мы рассказываем о нашей карте «Батыр», которая выдается в Казани. Если человек иногородний или из другого региона, то такие же меры поддержки существуют и в других субъектах, только названия разные. Третий вопрос — люди обращаются по имеющимся кредитам и ипотекам. Мы вместе с банковскими сотрудниками подсказываем каждому, что делать в его конкретном случае, могут ли кандидату предоставить кредитные каникулы. Но это все носит частный заявительный характер. Если человек приходит в отделение банка с копией контракта, заверенной пунктом отбора, то действие кредита приостанавливается. Также люди спрашивают по долгам УФССП. У нас также сидит сотрудник от приставов и разъясняет кандидатам все вопросы. Исполнительное производство, если оно было открыто после 1 декабря 2024 года, приостанавливается, а если оно было отрыто до 1 декабря 2024 года — прекращается.

— Кому не стоит идти на СВО?

— Тем, у кого слабые физические способности, потому что надо учитывать, что снаряжение может весить 20–30 килограммов и его нужно будет носить постоянно. Мы отказываем людям, у которых есть заболевания, согласно которым по приказу министерства обороны принять на военную службу не можем. Как правило, это социально опасные заболевания. Также мы не берем с инвалидностями, отсутствием конечностей.

— Многие новобранцы, которые раньше не были связаны с армией, прошли неплохой боевой путь на СВО. Среди них много офицеров…

— Достаточно много людей от нас ушли рядовыми, а сегодня они младшие лейтенанты. Карьерный рост у всех есть, но опять же это зависит от способностей и умений самого человека, его организационных, командных, исполнительных качеств, а также от воинской смекалки. Из тех, кого я лично знаю, человек 6 точно стали офицерами.

«Всем обратившимся кандидатам мы советуем пройти пятидневные курсы от Казани, которые проходят благодаря ДОСААФ» «Всем обратившимся кандидатам мы советуем пройти пятидневные курсы от Казани, которые проходят благодаря ДОСААФ» Фото: Станислав Шемелов

— Дайте пять советов тем, кто решил подписать контракт сейчас.

— Первое — поставить в известность свою семью, чтобы ни для кого это не было сюрпризом. Чтобы это был достаточно осознанный шаг со стороны кандидата и семья понимала то, что человек уходит.

Второе — подготовиться морально и физически. Нужно понимать, что там реальные боевые действия.

Третье — изучить последние видео с боевых действий, посмотреть по последним новостям, что и где происходит, чем пользуется наш враг, какими беспилотными аппаратами, чтобы примерно понимать, какое у противника есть вооружение.

Четвертое — найти участников боевых действий, которые могут дать очень много дельных советов. Война меняется каждый день, поэтому советы будут актуальны именно от тех, кто служит или служил именно в последние месяцы.

Пятое — пройти минимальную тактическую подготовку. Всем обратившимся кандидатам мы советуем пройти пятидневные курсы от Казани, которые проходят благодаря ДОСААФ. Этот курс дает возможность кратко и срочно изучить основы инженерии, минно-взрывного дела, БПЛА, медицины и тактики. Всем дается возможность пострелять, попробовать себя в роли оператора БПЛА. Люди там оказывают друг другу медицинскую помощь при условных ранениях. Это обязательно надо знать каждому человеку, потому что человек должен уметь сам себе оказать медицинскую помощь.

— Подытоживая, назовите главные причины идти на СВО через Татарстан.

— Первое — это хорошая подъемная сумма. Второе — выдача необходимых вещей на первое время, третье — пятидневные курсы, после которых люди выходят и говорят спасибо за то, что их научили очень многому. Причем слова благодарности были даже от тех, кто уже участвовал в боевых действиях, потому что совершенствоваться надо постоянно. Четвертое — быстрые сроки заключения контракта: и медосмотр, и оформление всех документов. В среднем это занимает всего пять часов.