До 40 тыс. жителей, 1 млн кв. м жилья, 30 тыс. рабочих мест, 100 тыс. туристов ежегодно — примерно таким видит Институт пространственного планирования РТ не самое живое ныне правобережье Волги Зеленодольского района. Экономическим базисом для территории станут резиденты свияжского мультимодального логистического центра (СММЛЦ). Начинавшийся с причальной стенки проект уже стал местом для работы 2 тыс. человек. В перспективе же он охватит 5 тыс. га соседних земель, создав многоядерный технополис с собственным и недорогим дизайн-кодом. Подробности ближайшего и далекого будущего для СММЛЦ, прилегающих земель, интересантах и лоббистах проекта — в материале «БИЗНЕС Online».
В декабре 2015 года в свияжском мультимодальном логоцентре был завершен намыв песка и построена причальная стенка. В релизах миндортранса РТ фигурировала сумма строительства: 8 млрд рублей, из которых 6,5 млрд рублей выделил бюджет РФ
Как начинался свияжский логоцентр
Свияжский мультимодальный логистический центр задумали в 1990-х как интегрирующий центр в области международной и межрегиональной грузопереработки на перекрестке транспортных коридоров «Север – Юг», «Запад – Восток» и создаваемого маршрута Европа – Западный Китай. С федеральными властями о проекте договаривался в то время президент РТ Минтимер Шаймиев.
Первая концепция развития логоцентра появилась в 2006-м, автором выступило минэкономики Татарстана. Проект включили в федеральные целевые программы «Модернизация транспортной системы России на 2006–2010 годы» и «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». В декабре 2015-го там завершили намыв песка и построили причальную стенку. В релизах миндортранса республики фигурировала сумма строительства: 8 млрд рублей, из которых 6,5 млрд рублей выделил бюджет РФ.
А затем проект встал, дальше дело не шло — первые потенциальные инвесторы отстранились от СММЛЦ. Например, ОАО «Совфрахт» видело там контейнерный терминал и водные перевозки, к логоцентру присматривались татарстанские ЗАО «Дорстройинвест», ОАО «Татфлот» и ООО «КЕН». Окончательно конструкция сломалась, когда от проекта неожиданно отстранился главный участник, РЖД, в лице «дочки» — ПАО «ТрансКонтейнер», в котором видели главного поставщика контейнерных грузов.






Ситуация начала меняться в 2017 году. Тогда участок земли включили в границу Зеленодольска со статусом территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Налоговые льготы, упрощенные административные процедуры ТОСЭР сделали логоцентр привлекательнее для потенциальных резидентов.
Нелегко шел поиск управляющей компании, которой не было на территории с начала строительства. В статусе УК видели АО «Химград», но организация погрузилась в проекты индустриальных парков в таких узбекских городах, как Чирчик и Джизак. Ходили слухи о передаче проекта особой экономической зоне «Алабуга». Публично вели переговоры с турецкой ОЭЗ «Гебзе», но не сошлись в подходах. Законы Турции позволяют УК выдавать в особой экономической зоне разрешения на строительство, вводить объекты в эксплуатацию, вести строительный контроль. В России это не так. Затем грянула пандемия коронавируса, потом — санкции. Так переговоры с турками утратили актуальность.
В инфраструктуру, инженерные сети после первоначальных вливаний федерального бюджета вложили еще 1,7 млрд рублей, из которых 1,2 млрд выделил бюджет РТ, а оставшиеся 500 млн рублей в 2022 году софинансировал ВЭБ.РФ
Выбор остановили в 2021 году на УК «Альянс», которая на тот момент уже занималась промплощадкой «Зеленодольск» в Новой Туре. Данная фирма входит в группу компаний «Ядран» бизнесмена Ирека Салихова. Земля в собственности республики, а УК ее арендует, затем по решению инвестиционного совета, распоряжению кабинета министров передается в субаренду под согласованный проект. В договоре прописаны права и обязанности сторон, сроки, ключевые показатели, подключение к сетям. Территорию нарезают под резидента. Но в случае пересмотра планов компании площадь земельного участка корректируют. Позднее участок передают в собственность резидентам. По такой же схеме работают на двух других промплощадках Зеленодольского района в статусе ТОСЭР: «Зеленодольск» и «Тура 2.0».
В инфраструктуру, инженерные сети после первоначальных вливаний федерального бюджета вложили еще 1,7 млрд рублей, из которых 1,2 млрд выделил бюджет РТ, а оставшиеся 500 млн рублей в 2022 году софинансировал ВЭБ.РФ. Итого 8,7 млрд рублей.
Сегодня на территории работают три резидента: элеваторный комплекс «Август-Агро», складской комплекс «Магнит Маркет» и завод по производству тротуарной плитки «Выбор-Поволжье»
Имеем трех резидентов, грузовой порт, инфраструктуру
Проект начал оживать, появились компании, которые перешли от слов к делу и завершили строительство первых объектов. Сегодня на территории работают три резидента:
- Элеваторный комплекс «Август-Агро», ООО «Свияжск-Зернопродукт». Стоимость — 2,4 млрд рублей.
- Складской комплекс «Магнит Маркет», ООО «Казань-Экспресс Фулфилмент». Сумма вложений — 3,3 млрд рублей.
- Завод по производству тротуарной плитки «Выбор-Поволжье». Вложения составили 1,8 млрд рублей.
Суммарные инвестиции резидентов на текущий момент оцениваются в 9 млрд рублей, рассказали «БИЗНЕС Online» в УК «Альянс».
Площадка решает проблему маятниковой миграции: часть работников логоцентра состоит из жителей близлежащих сел и деревень, рядом ходит электричка
Компании создали свыше 2 тыс. новых рабочих мест, рассказали нашему изданию в администрации Зеленодольского района. Площадка уже решает проблему маятниковой миграции. Часть работников — из близлежащих сел и деревень, рядом ходит электричка. Например, от Зеленодольска до Нижних Вязовых — 7 минут, от поселка Васильево — 15–20 минут, от города Волжска Марий Эл, входящего в Казанскую агломерацию, тоже 15–20 минут пути. В радиусе 500 км проживают 1,5 млн человек.
«У людей, которые ездили на работу вахтовым методом в Москву, на Север, искали работу в Казани, Зеленодольске, Иннополисе, появилась возможность трудиться рядом с домом. Для нас это очень важно с социальной точки зрения, — рассказывает глава района Михаил Афанасьев. — На старте „Казань Экспресс“ компания „Содружество“ даже скорректировала расписание электричек, подстроив интервал под техпроцессы маркетплейса, автобус которого забирал прибывших со станции в Нижних Вязовых».
За последние 10 лет концепция СММЛЦ трансформировалась из классического логистического узла в многофункциональный мультимодальный кластер федерального значения, рассказали изданию в УК «Альянс».
Основные изменения:
- Акцент на международный транспортный коридор «Север – Юг».
- Переориентация грузов с западных направлений на южные и восточные рынки — Иран, Индия, Казахстан, Турция и страны Ближнего Востока.
- СММЛЦ заработал как место слияния речных, автомобильных и железнодорожных грузовых потоков под Казанью. В 2024 году там открыли грузовой порт. Суда смешанного типа «река – море» позволяют отправлять грузы напрямую из Татарстана в Иран, Азербайджан, Туркменистан, а также в порты Крыма и Донбасса.
По данным УК «Альянс», перевалка грузов через СММЛЦ за 2024 год составила 262 тыс. тонн. Прогноз на 2025-й — 435 тыс. т, включая экспорт в Египет, Саудовскую Аравию, Вьетнам, Турцию и страны СНГ
Инфраструктура работает. Например, первый груз весом 165 тыс. т с сентября 2024 года принял и отгрузил водой, ж/д транспортом элеваторный комплекс «Свияжск-Зернопродукт», в том числе на экспорт. Лен отправили в Бельгию, горох — в Китай, пшеницу — в Египет, Турцию и Тунис. Скоростная линия загрузки «Август-Агро» позволяет грузить на судно 5 тыс. т продукции за 10 часов. Для сравнения: обычная скорость загрузки такого же объема составляет 7 дней. По данным УК «Альянс», перевалка грузов через СММЛЦ за 2024 год составила 262 тыс. тонн. Прогноз на 2025-й — 435 тыс. т, включая экспорт в Египет, Саудовскую Аравию, Вьетнам, Турцию и страны СНГ.
Из доступной инженерной и транспортной инфраструктуры:
- Электроэнергия — 14,2 МВт с возможностью увеличения мощности.
- Газоснабжение — 9 тыс. куб. м / ч.
- Водоснабжение, водоотведение, ливневая канализация.
- 8 км железнодорожных путей пропускной способностью до 1,5 тыс. вагонов в сутки.
- 2,5 км причальной стенки, где одновременно могут швартоваться 13 судов класса «река – море». В собственности государства и доступна всем резидентам.
- Автодороги. До ближайшей развязки с трассой М7 — 8,6 км, до трассы М12 — 30 километров. От границы Казани в Залесном — 30 минут, от центра города — 1 час. От аэропорта по М12 — 40 минут.
- Противорадиационное укрытие и антенно-мачтовое сооружение.
2,5 км причальной стенки позволяет одновременно швартоваться 13 судам класса «река – море»
Территория энергонасыщенная и обеспечена необходимыми мощностями. «Такая готовность позволяет обеспечить запуск новых производств и логистических объектов без временных затрат на подключение к ресурсам», — подчеркивают в УК «Альянс».
«Ведутся работы по подводу и дополнительных мощностей газа и электроэнергии», — рассказывает глава Зеленодольского района.
Институт пространственного планирования во главе с Олегом Григорьевым разработал мастер-план развития свияжского мультимодального логистического центра до 2050 года. По сути, это первое глубокое переосмысление не только проекта, но и прилегающей территории
Начинается новый этап
Новый взгляд на территорию СММЛЦ открывает подготовленный Институтом пространственного планирования во главе с Олегом Григорьевым мастер-план. Там свияжский мультимодальный логистический центр выходит за действующие границы ТОСЭРа площадью 244 гектаров. Мастер-план до 2050 года начали готовить по поручению раиса РТ Рустама Минниханова в мае 2023-го. Специалисты института проанализировали, переработали концепцию начала нулевых и к концу 2024-го показали проект. По сути, это первое глубокое переосмысление не только проекта, но и прилегающей территории с начала 2000-х.
«Концепция изменилась, потому что долгое время СММЛЦ простаивал, не было развития, — говорит Афанасьев. — Появился институт пространственного планирования, компетенции и новые реалии. Мастер-план подразумевает развитие не только промышленной части СММЛЦ, но и объектов соцкультбыта, жилищной застройки, рекреации. Концепция охватывает не только земельные участки, переданные управляющей компании в аренду, но и перспективные 2 тысячи гектаров, прилегающие к СММЛЦ».
Территорию делят на три укрупненные зоны:
- Промышленная и логистическая. Площадки СММЛЦ дойдут до трассы М7.
- Жилая.
- Сельское хозяйство.
Гармоничную застройку поддержат передачей 2 тыс. га земель в государственный резерв. «Это систематизирует развитие территории как стратегической, наложит ограничения на всех собственников земель с преобладанием сельскохозяйственных угодий», — объясняют важность такого шага в Зеленодольском районе.
В границы проектирования вошли:
- Поселок городского типа Нижние Вязовые. Генпланом муниципального образования предусмотрено расширение территории на 106 гектаров.
- Деревни Исаково, Протопоповка, Русские Ширданы, Улитино (в планах расширение территории на 234 га).
- Поселки Большое Ходяшево, Малое Ходяшево, Бритвино, Мизиново, Луговой, железнодорожного разъезда Ходяшево.
Перспективные территории клином идут в сторону М7 от СММЛЦ и охватывают соседние села и деревни. «Поселения развиваются в общей концепции логистического центра», — говорит главный архитектор Зеленодольского района Дамир Шакиров.
«Заволжская часть Зеленодольского района пока остается в депрессивном состоянии, поэтому свияжский мультимодальный логистический центр дает там шанс на появление света в конце тоннеля», — говорит и глава исполкома района Зульфат Хабибуллин, который начинал работу в муниципалитете, курировал инвестиционные проекты, в том числе СММЛЦ с 2017 года.
Здесь невелик выбор рабочих мест, Волга отрезает эту территорию от центра района, прямой автомобильной связи нет — либо недешевые варианты паромной и ледовой переправы, либо круг через займищенский мост. Поэтому и жилье, и земельные участки тут относительно недорогие — в несколько раз дешевле, чем в том же Зеленодольске, но в перспективе с развитием территории все изменится.
«Магнит Маркет» хочет и дальше развиваться в СММЛЦ, а также использовать площадку для перегрузки продуктов питания основного «Магнита»
Ближайшее будущее
Разработчики мастер-плана видят СММЛЦ территорией роста Казанской агломерации с диверсифицированной экономикой за счет мультифункциональной направленности и развития экспорта. А пока приглядимся к планам развития логоцентра в ближайший год:
- «Магнит Маркет» введет вторую очередь распределительного центра площадью 50 тыс. кв. метров. Пока на территории работает один аналогичной площади. На первом этапе «Казань Экспресс» видел в СММЛЦ 203 тыс. кв. метров. После смены собственника такой заявки уже нет, но компания во главе с Константином Измайловым хочет и дальше развиваться в свияжском мультимодальном логистическом центре, а также использовать площадку для перегрузки продуктов питания основного «Магнита».
- «Доорхан» начнет строительство первых объектов. Соглашения подписаны сразу по двум проектам компании: производство минеральной ваты и сэндвич-панелей. На территории ТОСЭРа резидент видит два направления: производственное и логистическое. Ведется проектирование. Заявленный объем инвестиций — 7,5 млрд рублей.
- «Выбор Поволжье» запустит вторую очередь застройки производства тротуарной плитки.
«Переговоры ведутся с производственными и логистическими компаниями, операторами складов и терминалов. Конкретные названия организаций пока не разглашаются», — рассказали в УК «Альянс» о текущей работе.
От УК «Альянс» проектом занимаются заместитель генерального директора по развитию Татьяна Егорова, директор по эксплуатации Михаил Рождаев. Также отмечают роль топ-менеджера «Ядрана» Ленара Габдуллина и самого Ирека Салихова.
«Системная, профессиональная работа, — характеризует команду УК Афанасьев. — Управляют полноценно, самостоятельно и даже снимают с нас часть нагрузки, потому что у нас в отдельных вопросах есть законодательные ограничения, но ответственность взаимная».
Работают в команде с исполкомом города. Тут отмечают роль главы исполкома района Зульфата Хабибуллина (начинал работу в районе, курировал инвестиционные проекты), первого замруководителя исполкома Анастасии Бауэр, замруководителя исполкома по сопровождению инвестиционных проектов Юлии Зубаревой.
В проект погружен глава минстроя РТ Марат Айзатуллин, его заместитель Анвар Зарипов, а также глава минэкономики Татарстана Мидхат Шагиахметов, первый заместитель министра – директор департамента развития предпринимательства Наталья Кондратова. «Это лишь часть списка, потому что в проект вовлечены все заинтересованные министерства и ведомства, правительство республики», — говорит Афанасьев.
За облик проекта СММЛЦ и будущей жилой застройки отвечает главный архитектор Зеленодольского района Дамир Шакиров — уроженец Зеленодольска, выпускник Казанского архитектурно-строительного университета, в 2017–2021 годах учился в Центральном южном университете в Китае.
«Концептуально подходим к этому, продумываем потоки людей, внешний облик зданий, — говорит Шакиров о промышленном дизайне логоцентра и других промплощадок района. — В промпарках подходы в строгих цветовых решениях, светло-серые цвета с контрастом на, возможно, брендовые цвета».
Развиваются и другие площадки. Суммарно в районе 17 действующих и создаваемых промпарков, из которых только три государственные. Еще пять лет назад речь шла о четырех промплощадках. «Но вне зависимости от правового статуса внимание им, резидентам, оказывается на уровне раиса Татарстана», — подчеркивает Афанасьев.
Что ждет поселения, которые включили в мастер-план СММЛЦ? Там уже начали готовить проекты корректировок генеральных планов. Есть поручение Госжилфонду о начале строительства арендного жилья для резидентов свияжского мультимодального логистического центра. Жилье будут возводить в контексте подготовленного мастер-плана. Для двух-трех арендных домов уже подобрали земельный участок южнее Протопоповки. Оттуда, по задумке, должна начаться новая жилая застройка, которой никогда не было в данной части района: там сохраняется сельский уклад жизни. Впрочем, ГЖФ информацию о стройке первых арендных домов нашему изданию не подтвердил.
«Потребность в арендных домах со стороны резидентов есть, потому что только у трех компаний в СММЛЦ работают уже 2 тысячи человек», — рассказывает Афанасьев.
Мастер-план в Институте пространственного планирования разделили на три условных этапа до 2050-го оценочной стоимостью 230 млрд рублей. Первый рассчитан на 2023–2027 годы. Ожидается, что за этот срок новая застройка привлечет в технополис 4,8 тыс. жителей. Там появится 17,1 тыс. рабочих мест и 30 тыс. туристов ежегодно. На это нужно 102 млрд рублей инвестиций. Площадь нового жилого фонда к 2027 году составит 187,7 тыс. кв м, а нежилого — 335 тыс. кв. м, из которых 56,8 тыс. кв. м — объекты общественного назначения.
Второй этап рассчитан на 2027–2035 годы. Инвестиции в территорию составят 68,5 млрд рублей, а завершающий 15-летний этап оценивают в 59,3 млрд рублей.
«Мастер-план развития СММЛЦ предусматривает комплексное развитие территории с формированием сбалансированной среды — от логистических и промышленных объектов до жилой и социальной инфраструктуры, — заявили нашему изданию в УК „Альянс“. — Учтены мероприятия по защите окружающей среды, включая сохранение природного каркаса».
Михаил Афанасьев: «Мультимодальность перевозок, преимущества локации и развитие транспортных коридоров позволяют строить и такие планы»
Долгосрочные планы логоцентра
Институт пространственного планирования РТ расписал поэтапное развитие территории логоцентра по 6 направлениям:
- Зерновой терминал.
- Индустриальный парк.
- Частные судоремонтные предприятия.
- Контейнерный терминал. Рассчитан на грузопоток 150 тыс. TEU в год, на первом этапе — до 70 тыс. TEU в год. TEU — эквивалент полезного объема стандартного контейнера длиной 6,1 м и шириной 2,44 метра. «Цель размещения терминала заключается в сокращении затрат на перевалку грузов в Москве, предназначенных для Татарстана и ПФО», — подчеркивают аналитики.
- База насыпных грузов.
- Речной грузовой порт.
С развитием транспортных коридоров «Север – Юг» район видит на территории СММЛЦ специальную экономическую зону портового типа. «Мультимодальность перевозок, преимущества локации и развитие транспортных коридоров позволяют строить и такие планы», — размышляет Афанасьев. К этому подталкивают и текущие условия — казанский таможенный пост уже располагается на территории ТОСЭР «Зеленодольск» в Новой Туре.
«Для достижения дополнительного эффекта необходимо размещать промышленные объекты смежных отраслей, которые будут использовать имеющуюся железнодорожную, автомобильную и речную инфраструктуру, — говорится в исследовании. — Подбор резидентов необходимо осуществлять с целью формирования кластерных эффектов и эффектов, способствующих усилению СММЛЦ как мультимодального логистического центра».
В числе потенциальных резидентов в мастер-плане перечислены:
- производственно-бункеровочный комплекс сжиженного природного газа компании «Газпром СПГ технологии»;
- мукомольный и комбикормовый заводы компании «Август»;
- свияжский завод алюминиевых сплавов из вторичного сырья;
- судостроительный и судоремонтный заводы.
В долгосрочных планах также строительство двух корпусов площадью 105 тыс. кв. м под пищевых ретейлеров, глобальных игроков и компании, которым интересен транспортный коридор «Север – Юг».
«Территория СММЛЦ полностью готова к масштабному развитию, — заявляют в УК „Альянс“. — Это подтверждается как физической реализацией первичной инфраструктуры, так и принятым мастер-планом, предусматривающим развитие до 2050 года».



К 2050 году ждем технополис «Свияжск» с мостом через Волгу
Новую территорию развития с опорой на свияжский мультимодальный логистический центр градостроители предложили назвать «многоядерный технополис „Свияжск“» и считать эволюционным развитием СММЛЦ и ТОСЭР «Зеленодольск». Приглядимся к параметрам технополиса:
- Площадь территории: 5 тыс. гектаров.
- Число жителей: 35,4 тыс. (24,6 тыс. человек в новом жилье и 10,8 тыс. в существующем).
- Новый жилой фонд: 1 млн кв. м — в 2 раза больше существующей застройки.
- Обеспеченность жилфонда: 40,8 кв. м на человека, рост в 2 раза.
- Нежилой фонд: 1,1 млн кв. м, в том числе объекты общественного назначения — 309 тыс. кв. метров.
- Рабочие места: 30 тыс., что втрое больше текущего количества.
- Турпоток: 100 тыс. человек ежегодно.
- Объем инвестиций: 230,8 млрд рублей.
Основу технополиса составит поселок городского типа Нижние Вязовые и деревня Протопоповка с поэтапной застройкой: центральной, северной и северо-западной территории. Микрорайон и поселок на высоком берегу Волги предложили называть «Зеленогорск». Отдельно видят развитие села Мизиново. Территории создадут единый «городок», но различный по морфологии и типологии застройки.
«Формируется за счет связанного поэтапного развития нескольких индустриальных зон и жилых групп для сотрудников предприятий», — подчеркивают в исследовании.
В мастер-плане видят на территории не только уличное благоустройство и сохраненные водно-болотные угодья (ветланды), цветочные поля, посевные луга, но и систему каналов, событийную площадь, центральные пешеходные бульвары и экотропы. Разработчики хотят сделать следующее:
1. Сформировать недорогую комфортную устойчивую жилую среду в сложных ландшафтах и ветландах.
2. Развивать территорию с преимущественно сельским укладом жизни и быта: деревни, малоэтажное индивидуальное жилье с приусадебным хозяйством, садово-огороднические хозяйства, фермы, тепличные хозяйства.
3. Строить преимущественно малоэтажные многоквартирные дома и блокированное индивидуальное жилье.
4. Возводить многофункциональные здания с жилыми домохозяйствами разных типов, мастерскими, офисными, торговыми и производственными помещениями.
5. Стилизовать застройку для уникальной атмосферы и территориального бренда, чтобы повышать капитализацию территории, развивать туризм и городскую культуру.
6. Создавать городские центры, градостроительные доминанты с городскими площадями и скверами, расположением знаковых объектов общественного обслуживания, а еще строить нестандартные жилые комплексы: коливинги, студии, апартаменты.
В контекст мастер-плана также вмонтировали природно-рекреационный комплекс правобережья Зеленодольского района, а именно:
— природный заказник «Волжские просторы»;
— государственный природный заказник комплексного профиля «Свияжский»;
— остров-град «Свияжск»;
— Романовский мост, построенный в 1913 году и обновленный в 2005-м;
— Романовскую часовню, построенную по проекту архитектора Алексея Щусева в 1914 году;
— двухпрестольный каменный храм Живоначальной Троицы в Нижних Вязовых 1735 года постройки;
— памятники природы: озера Собакино и Привольное рядом с деревней Улитино;
— маршрут «Волжская тропа»;
— памятники природы — реки Свияга и Сулица.
Что еще видят на проектируемой территории, кроме жилья? Перечислим другие функциональные зоны технополиса:
- индустриальный парк «СММЛЦ», действующий участок;
- экопарк «Свияжский»;
- многофункциональный индустриальный парк «Свияга» у развязки с трассой М7;
- ферма-парк;
- логопарк «Свияжск» — часть западной промзоны рядом с железной дорогой, ведущей в Москву и Казань;
- рыбохозяйственный комплекс «Секерка» и туристический комплекс «Рыбная ферма»;
- садово-огородническое хозяйство.
Главным для района считают заложенный в концепцию проект нового автомобильного моста через Волгу, который проходит вблизи СММЛЦ и выходит у Айшинского сельского поселения рядом с деревнями Атлашкино и Красный Яр.
Новый мост усилит импульс развития Заволжской зоны. Технико-экономическое обоснование его строительства подготовили еще с подачи Геннадия Емельянова, руководившего районом с 2004 по 2009 год, с 2019-го являющегося сенатором РФ от Татарстана. Тогда эксперты пришли к выводу — мост нужен, более того, там по-прежнему удерживают от застройки коридор для подъездных дорог со стороны Зеленодольского района и СММЛЦ.
СММЛЦ может стать не только перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для Приволжского федерального округа, но и северо-западными воротами республики на железнодорожном, автомобильном и водном путях
Ожидаем и «триаполис» Казанской агломерации. Что это?
Самодостаточный полицентрический полюс Казанской агломерации институт Григорьева видит в ее западной части и дает этой конструкции название «триаполис», в который войдут:
- Казань;
- Иннополис и Верхний Услон;
- Зеленодольск с проектом «Большой Зеленодольск» и технополисом «Свияжск», включающим в себя свияжский мультимодальный логистический центр и прилегающие к нему поселения.
«„Триаполис“ предполагает комфортную среду для жизни, работы, обучения, развлечения и отдыха и, как следствие, снижает маятниковую миграцию», — уверены градостроители.
Институт пространственного планирования РТ видит СММЛЦ не только перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для Приволжского федерального округа, но и северо-западными воротами республики на железнодорожном, автомобильном и водном путях.
«Потенциально может способствовать формированию качественного миграционного потока жителей из близлежащих регионов, прибывающих в целях трудоустройства и последующего „оседания“ в Казани и пригородах», — говорится в исследовании.
Пока нет конкретных шагов по переносу казанского речного порта в СММЛЦ, но в УК «Альянс» говорят, что эти планы живы. На территории уже встали компании, которые занимаются судоремонтом и перевалкой сыпучих грузов
Риски
Активное развитие площадки свияжского логоцентра, а значит, и прилегающей территории пока сдерживают дорогие кредиты. Компании считают финансовые модели и ищут деньги подешевле.
Из-за санкций ситуация пока не в пользу проекта «Газпром СПГ технологии», но компания не останавливает проектирование площадки с отправкой грузов водным транспортом на внешние рынки. Инвестиции оцениваются в сумму около 28 млрд рублей. «Сказать, что это будет якорный резидент, мы пока не можем, но имеющиеся резиденты сегодня равнозначны», — говорит Афанасьев.
Нет конкретных шагов по переносу казанского речного порта в СММЛЦ, но в УК «Альянс» говорят, что эти планы живы. Звоночки уже есть — на территории самого Зеленодольска встали казанские компании, которые занимаются судоремонтом и перевалкой сыпучих грузов.
«Миграция есть, но пока не в сторону СММЛЦ», — рассказывает первый замруководителя исполкома Зеленодольского района Анастасия Бауэр. Но инфраструктура создана: например, под козловые и портовые краны предусмотрены усиленные бетонные основания, а между уже проложили железнодорожные пути.
На паузе проекты, связанные с международными контейнерными перевозками. Санкции изменили внешнеторговый оборот России, переговоры после 2022 года зашли в тупик. Место для логистического хаба в СММЛЦ, кроме «Трансконтейнера», рассматривала компания «Модуль», ближе других к перевалке контейнеров были в FESCO. Последнюю национализировали в начале 2023 года, а в ноябре акции головной компании группы ПАО «Дальневосточное морское пароходство», находящиеся в собственности РФ, передали госкорпорации «Росатом».
«Тем не менее интерес к площадке сохраняется, ведутся активные переговоры с рядом крупных игроков, включая международных и национальных логистических операторов», — заявляют в УК «Альянс».
Агрохолдинг «Красный Восток» во главе с Аделем Хайруллиным возводит в Зеленодольском районе кормовой центр, в планах новый элеватор
Интересанты
Экономика данной части Зеленодольского района связана с сельским хозяйством, и доминирующее положение здесь занимает агрохолдинг «Красный Восток» во главе с Аделем Хайруллиным. Компания, например, возводит здесь кормовой центр, в планах новый элеватор, который вместе с таким же в Алексеевском районе заменит казанский портовый элеватор холдинга.
В Мизиново работает «Авангард» — это семейный животноводческий бизнес Инессы Малыхиной и Эллины Шайер, дочерей бывшего вице-премьера, экс-главы миндортранса РТ, бывшего замруководителя департамента строительства Москвы Владимира Швецова. Продукцию продают в собственных магазинах Oltmanns. Возле села Малое Ходяшево, по данным ИПП, выращивают рыбу, а в деревне Исаково работает конеферма и татарский этнографический музей под открытым небом «Татар авылы».
Промышленность представлена компанией Plexeco, ООО «Маркаритейл» — это производитель литьевого акрила, директор и учредитель — Александр Марченко. В 2009 году фирма выкупила бывшее здание фабрики «Мелита» в поселке Нижние Вязовые для производства оргстекла и изделий из пластика — например, аквапарков под брендом «1 Марка». Неподалеку действует промышленная зона мужской исправительной колонии №5 строгого режима, основная специализация — чугунное литье. По данным ИПП, в поселке городского типа также действует швейный цех.
Оптовой торговлей лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием занимается в поселке городского типа ООО «Неруд-трейд» — компанию возглавляет Дмитрий Иванов, он же соучредитель и руководитель ООО «Мостопоезд-33».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.