«Ак Барс» завершил сезон после поражения от «Динамо» в ¼ финала Кубка Гагарина (2–4). Никого не удивило, что на всех матчах в плей-офф в Казани был солдаут — повышенный интерес к играм команды наблюдался еще во время регулярного чемпионата. Ажиотаж вокруг билетов вновь поднял вопрос: а не пора ли «барсам» сменить обстановку и искать варианты переезда из «Татнефть Арены», возведенной еще в 2005-м? В ситуации разбирался спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Ак Барс» сделал солдаут на всех матчах Кубка Гагарина
Солдаут стал нормой
Если в спортивном плане сезон у «Ак Барса» получился неоднозначным, то с посещаемостью был полный порядок.
1. В текущем розыгрыше Кубка Гагарина казанцы провели 6 домашних матчей: три — в серии 1/8 финала с «Автомобилистом», три — в ¼ финала с «Динамо». На всех играх был солдаут.
2. Продажам не помешал даже дополнительный шаг, который ввел «Ак Барс» для покупки билетов: тот, кто хотел получить приоритетное право на приобретение билетов, должен был прийти на «Татнефть Арену» и физически подтвердить свою личность.
3. Сделали это за пару недель аж 5 тыс. человек — еще один индикатор высокого интереса к «Ак Барсу». Эти же люди за несколько часов сметали все билеты на игры плей-офф, до второй очереди оставались сотня-другая свободных мест.
4. Это разделение нужно было для борьбы с перекупщиками. Но даже так на 6-й матч с «Динамо» они смогли «выкрасть» 150–200 билетов. Цены доходили до 15 тысяч. В нашем контексте важно, что это участь любого популярного события в городе.
5. Билетов каждый раз в свободной продаже оказывалось 5,1 тысяча. Почему? Потому что 2,9 тыс. мест было занято владельцами абонементов, т. е. людьми, которые прошлым летом заплатили на год вперед. Это рекордный показатель в истории клуба.
6. Кубок Гагарина — это понятно, а что было в регулярном чемпионате? В среднем 8 132 зрителя, т. е. 91% всех мест. Татарстанских болельщиков (не только казанских — на «Ак Барс» давно ездят из других городов) стали заманивать не только «Салават», ЦСКА, «Металлург» и другие громкие бренды, но и «Амур», «Адмирал», «Сибирь».
7. Что касается скайбоксов, то, как говорят в клубе, вокруг них каждый раз разворачивается борьба. Чтобы соответствовать спросу, на «Татнефть Арене» даже увеличили количество VIP-лож.
8. Подобный ажиотаж не сиюминутная история. Похожие показатели «Ак Барс» демонстрирует в последние два-три года.
9. Пожалуй, единственное огорчение — часть мест систематически «съедали» перекупщики, которым не всегда удавалось найти отчаявшихся покупателей, и владельцы абонементов, которые не всегда приходили на арену. Отсюда в вышеперечисленной статистике встречаются пустоты. Но такое будет всегда, с этим мало что поделаешь.
«Татнефть Арена» была построена в 2005 году
История вопроса
Неудивительно, что на таком фоне в Казани все чаще задаются вопросом: а не дозрел ли «Ак Барс» до новой арены? Подчеркнем: это только разговоры — у клуба и «Татнефти» такого вопроса на повестке дня нет. В предыдущие годы аналогично. Известно лишь, что в 2018–2019-х обсуждался вопрос по облагораживанию территории перед «Татнефть Ареной». Планировалось возвести павильон-парк, через которой зрители проходили бы на стадион. Идея так и осталась идеей.
При этом руководители не могут игнорировать ажиотаж вокруг игр «Ак Барса». В 2023 году гендиректор «Татнефти» и президент казанского клуба Наиль Маганов сказал, что «Ак Барсу» нужна новая арена. Разговоры продолжаются и по сей день и, возможно, в какой-то момент выльются в нечто конкретное. По известным данным, этого до сих пор не произошло из-за экономических реалий: не время разбрасываться деньгами на имиджевый объект.
12-я в КХЛ
И все-таки порассуждаем. Что «Ак Барс» теряет без новой арены?
1. Лидерский статус. «Ак Барс» как трехкратный обладатель Кубка Гагарина и претендент на медали в каждом сезоне, безусловно, флагман российского хоккея. Но, говоря об этом, надо каждый раз делать оговорку, что у казанцев лишь 12-я по размеру арена в КХЛ.
Оно и неудивительно: с момента открытия «Татнефть Арены» в далеком 2005 году в России появилось 11 новых ледовых арен, готовых принимать матчи КХЛ.
Когда комплекс появился, он был в числе самых современных. Последовав примеру Казани, затем похожие по вместительности арены построили в Уфе и Магнитогорске. Сейчас же «Татнефть Арена» на фоне молодых братьев из Омска, Москвы и Санкт-Петербурга — это такой ветеран, пускай и именитый.
2. Право на топ-матчи. Как следствие, Казань каждый раз теряет право на проведение громких событий в российском хоккее. В последний раз Матч звезд проходил в столице РТ в 2019 году. Сейчас на него нет смысла даже подавать заявку. А совсем недавно стало известно, что матч сборных России и Америки, о которых договорились лидеры стран Владимир Путин и Дональд Трамп, состоится в Санкт-Петербурге. Шансы у Казани на такое мероприятие опять же были нулевые: у СКА арена на 21 тыс. мест, у «Ак Барса» — на 8,9 тысячи.
3. Доходы. А теперь перейдем к вещам весьма конкретным. Коммерческие доходы «Ак Барса» в прошедшем сезоне перевалили за миллиард рублей. Этого с лихвой хватает на то, чтобы покрыть зарплатный бюджет казанцев. А сколько бы клуб зарабатывал, если бы на каждую игру приходили не 8 тыс. человек, а 10 тыс., 12 тыс., 15 тысяч?
Доходы «Ак Барса» за прошлый сезон перевалили за миллиард
Вопрос могла бы решить многофункциональная арена
Если новой арене «Ак Барса» быть, то где? Само собой, ответ на этот вопрос может дать только сам «Ак Барс» после консультаций с городом. Пока же мы можем опереться на проект 15-тысячной арены, которую в 2021 году министерство спорта РТ согласовывало с руководством республики.
Замысел был таков: в 2025-м Казани предстоит проводить чемпионат мира по водным видам спорта, и, чтобы сделать это достойно, нужна солидная арена. После ЧМ ее планировалось сделать многофункцинальной.
Если бы проект запустили, арена появилась бы уже к нынешнему моменту, на ней «Ак Барс» мог бы проводить отдельные игры с топ-соперниками, совмещая это с выступлением на «Татнефть Арене». Идея не получила развития все по той же причине — не время. Да и ЧМ Казань в итоге лишилась.
Место №1
Тогда, по нашей информации, в фаворитах было три места — у ипподрома, рядом с «Мегой», пустырь на улице Портовой, где сейчас планируется центр Алины Загитовой. Первый вариант отметаем — там пошла жилая застройка, а оставшиеся два разберем с главным архитектором бюро «Старая Казань» Павлом Тиняевым.
«Главный плюс площадки на Портовой в имиджево выигрышном расположении, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Это место развития Казани. Там есть интересные жилищные проекты, да и сам город стремится к реке. Если новая арена будет не на первой линии, то точно на второй. Минусы строительства арены в этом месте тоже есть. Первый вопрос, который предстоит решить, — парковочное пространство. Даже если парковка будет многоуровневой, ее может не хватить для всех желающих. Второй вопрос — жилищное пространство. Вряд ли арена сможет там существовать по нормативно-правовой базе. По законодательству есть определенное расстояние, которое должно быть выдержано при строительстве спортивного объекта. Это касается как самой арены, так и ее транспортной инфраструктуры».
«Каждый болельщик сможет спокойно доехать до арены, поставить машину на стоянке и аккуратно зайти, ни с кем нигде не толкаясь»
Место №2
Что касается площадки у «Меги», то она проигрывает в имиджевой составляющей, считает эксперт. «С другой стороны, этот объект можно сделать архитектурно выразительным, он будет хорошо читаться при проезде по проспекту Победы, — предполагает он. — Считаю, там достаточно места, чтобы сформировать всю необходимую инфраструктуру для нового спортивного сооружения».
Эта площадка равноудалена от всех жилых районов, продолжил Тиняев. «Зрителям, что живут у Квартала, придется добираться чуть подольше, с Горок, Азино и из близлежащих поселков — побыстрее. Каждый болельщик сможет спокойно доехать до арены, поставить машину на стоянке и аккуратно зайти, ни с кем нигде не толкаясь. Все-таки во время важных мероприятий в „Татнефть Арене“ невозможно заехать парковку магазина „Леруа Мерлен“. Все дворы тут же заполняются — это неправильно».
Держим в уме еще один вариант — радикальный. В теории можно снести «Татнефть Арену», возвести на ее месте новую, а во время строительства «Ак Барс» может найти пристанище, например, во Дворце спорта.
Сколько строить арену? И сколько нужно потратить?
По мнению Тиняева, строительство подобного комплекса при наличии политической воли возможно за три-четыре года. Схожие сроки назвали и другие эксперты, к которым обратился «БИЗНЕС Online». В таком случае год уходит на документацию, еще два-три — на сами работы.
Обратимся к свежим примерам. Новый ледовый дворец в Нижнем Новгороде на 12 тыс. зрителей начали делать в 2022 году и планируют к открытию в следующем сезоне. На возведение «УГМК Арены» тоже на 12 тыс. зрителей понадобилось чуть больше времени — ее начали в 2019-м, а закончили этой весной. Наконец, гигантская «СКА Арена» на 21 тыс. зрителей построена за рекордные четыре года — 2020–2024-е.
«УГМК Арена» стоила 24 млрд рублей и была построена за 6 лет
А какова цена вопроса? «СКА Арена» стоила 60 млрд рублей, «УГМК Арена» — 24 млрд, Ледовый дворец в Нижнем — 15 миллиардов. «Сибирь Арена» (2023 год, 11 тыс. зрителей) обошлась в 13 млрд, «G-Drive Арена» в Омске (2022-й, 12 тыс. мест) — 12 миллиардов.
В общем, процесс это небыстрый и дорогой, так что приурочить его можно к какой-либо важной дате. В 2031 году «Ак Барсу» исполнится 75 лет, в 2029-м будет 20 лет с первой победы в Кубке Гагарина, в 2028-м — 30 лет с момента первого чемпионства клуба.
«Татнефть Арена» — отличный комплекс, но…
«БИЗНЕС Online» предложил поделиться мнением о возможности возведения новой арены пятикратного обладателя Кубка Гагарина, легенду «Ак Барса» Даниса Зарипова.
«Прежде чем думать о строительстве новой арены, нам надо создать стабильную чемпионскую команду, которая будет готова ежегодно приносить высокие результаты, — уверен он. — Так новая арена станет олицетворением побед „Ак Барса“. Хотя на последнем матче с „Динамо“ стадион был заполнен до отказа, а еще есть большое количество желающих, которые просто хотят попасть на встречу, но не могут. В регулярном чемпионате та же история: когда в Казань приезжает топовая команда, далеко не все желающие могут попасть на арену.
Пришло время задуматься о вопросе строительства новой арены, собрать все плюсы и минусы этого решения. Вместе можно сделать хороший проект, который будет конкурировать с дворцами в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Это должен быть значимый объект, что-то из серии театра имени Камала. Наш татарстанский театр, как и хоккей, давно известен всему миру, поэтому в вопросе строительства нового дворца не скажу ничего против.
«Пришло время задуматься о вопросе строительства новой арены»
На момент открытия „Татнефть Арена“ считалась одним из главных дворцов в России, для хоккеистов создали комфортные условия, но не все было учтено. Например, нет зала для разминки. Хозяева все эти годы разминались в коридоре, где стоят ледозаливочная и пожарная машины. Такие нюансы желательно заранее продумывать, то есть строить два льда под одной крышей, открывать тренажерный зал, для раздевалок нужно выбирать такое место, чтобы лед был в шаговой доступности. Есть множество нюансов, которые обычные архитекторы могут и не знать.
Но в этом вопросе есть одно но. Сейчас не та обстановка в стране, чтобы строить крупные спортивные объекты, поэтому наше дело — выразить свое желание, а дальше уже руководство Татарстана будет решать, пришло ли время для новой арены или нет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.