По случаю недавнего Дня родного языка и дня рождения Габдуллы Тукая «БИЗНЕС Online» знакомит читателей с ежегодным рейтингом влиятельности в культуре РТ. На положение его лидеров серьезно повлияло мегасобытие — открытие нового здания театра им. Камала, и от качества реализации творческой составляющей проекта станет зависеть список нашего топа и в ближайшем будущем. О том, с какими результатами встречает 7-летие в качестве министра культуры республики Ирада Аюпова, почему с вершины рейтинга «попросили» Фарида Бикчантаева и что за федеральный игрок появился в первой десятке, — в материале «БИЗНЕС Online». По традиции предлагаем читателям в комментариях поддержать выбор наших экспертов или поспорить с ним.
На положение лидеров нашего рейтинга серьезно повлияло мегасобытие — открытие нового здания театра им. Камала
Что делать с «лучшим театром в мире»?
«Не попасть под „ледяную глыбу“» — так громко мы озаглавили аналогичный текст, посвященный самым влиятельным людям из мира культуры Татарстана, год назад. Речь шла о том, что «стройка века» — появление нового здания театра им. Камала на Кабане — может стать, с одной стороны, триумфом культуры в республике, с другой — настоящей проблемой, потому что знаковую точку на карте столицы РТ необходимо будет наполнить соответствующего уровня содержанием.
И в случае, если последнее не получится, власти во главе с раисом республики Рустамом Миннихановым, нашедшие в не самые простые времена аж 30 млрд рублей, чтобы справить новоселье театра им. Камала, могут начать задавать неприятные вопросы. А если не получат удовлетворительных ответов, начнут принимать кадровые решения. Первая «сакральная жертва» случилась еще до официального открытия «ледяной глыбы» — под самый Новый год директорской должности лишился Ильфир Якупов, который на протяжении долгих лет работы казался одним из тех руководителей культурных учреждений Татарстана, кто находится на своем месте. Но это были времена, когда театр им. Камала «квартировал» по адресу ул. Татарстан, 1 и, по выражению одного из собеседников газеты, «был соразмерен своему зданию».
О грандиозности самого появления нового здания театра им. Камала говорит хотя бы тот факт, что в первой четверке рейтинга «БИЗНЕС Online» сразу три человека напрямую связаны с этим культурным объектом: министр культуры РТ Ирада Аюпова, директор театра Ильгиз Зайниев и главный режиссер Фарид Бикчантаев. При этом для каждого из них «ледяная глыба» может оказаться как личным Аустерлицем, так и Ватерлоо. Все-таки новая визитная карточка Казани на Кабане — это вполне себе заявление о наполеоновских планах республики в сфере культуры.
Пока же творческое наполнение «ледяной глыбы» выглядит очень скромно, а сами артисты театра им. Камала (членов труппы очень просят воздержаться от публичной критики) в частных беседах много говорят о том, что «пропал калабуховский дом», указывая на то, что в новом здании они не хозяева, а одни из квартирантов.
И действительно, об открывшихся там ресторанах и кафе знает уже весь город, проводятся события, которые не имеют отношения к театру, — от модного показа и вручения ресторанной премии до концерта азербайджанского певца Эмина Агаларова. Это, может, и неплохо, но ведь от нового объекта ждут, чтобы он стал местом силы, а не просто очередной туристической локацией. Как вам такая задача: в «ледяной глыбе» хотя бы один спектакль должен увидеть каждый татарин в мире! Ставить меньшие цели просто неприлично, иначе можно было не затевать стройку.
Ирада Аюпова — один из бенефициаров открытия нового здания театра им. Камала
1 (2 — место в прошлогоднем рейтинге). Ирада Аюпова — министр культуры Татарстана
Должность министра культуры в Татарстане сложная и критикуемая. Все деятели культуры с «гонором», у всех свое видение, как сделать лучше, и почти у каждого есть претензии к руководителю ведомства Ираде Аюповой. Тем не менее особых вопросов по 1-му месту главы минкульта у наших экспертов не было. Безусловно, она один из бенефициаров открытия нового здания театра им. Камала. И вообще, с «девелоперскими проектами» в области культуры во времена министра Аюповой в Татарстане все очень хорошо. Кажется, осталось только открыть центр ремесел в ЦУМе и отремонтировать Казанский ТЮЗ, а так многочисленные театры и прочие дома культуры в столице РТ и за ее пределами уже подверглись капремонту или отстроены заново.
Еще одна победа Аюповой за последнее время — Казань станет культурной столицей исламского мира в 2026-м. Министр культуры Татарстана немало вложила в эту победу, не зря именно она вместе с раисом РТ Миннихановым поехала представлять в феврале текущего года заявку в Саудовскую Аравию на XIII Конференцию министров культуры исламского мира.
Через несколько дней Ирада Хафизяновна отметит 7-летие на посту главы минкульта. Напомним, что в сентябре по итогам выборов раиса республики будет сформировано новое правительство. И кажется, кресло министра культуры станет одной из интриг. Очевидно, что одним из факторов сохранения должности для Аюповой станут первые итоги работы театра им. Камала на новом месте. Впрочем, даже если в Татарстане сменится министр культуры, за дальнейшей карьерой Ирады Хафизяновны будет интересно последить. Подходящий возраст и известность даже на федеральном уровне позволяют предположить, что здесь могут быть любопытные зигзаги.
Ильгиз Зайниев возглавляет главный татарский театр планеты, одновременно оставаясь худруком театра кукол «Экият»
2 (5). Ильгиз Зайниев — директор театра им. Камала, художественный руководитель театра кукол «Әкият»
Новый директор Камаловского театра Ильгиз Зайниев стремительно начал подниматься в нашем рейтинге еще в прошлом году, когда «рванул» с 17-й позиции на 5-ю. Тогда некоторые критиковали авторов рейтинга за столь высокие позиции уроженца Аксубаевского района. Но не можем не отдать должного прозорливости экспертов «БИЗНЕС Online»: через год Зайниев и вовсе остановился в шаге от вершины списка.
Внешне 37-летний драматург, режиссер и менеджер выглядит настоящим баловнем судьбы. Сегодня он возглавляет главный татарский театр планеты, одновременно оставаясь худруком театра кукол «Экият» (в прошлом году спектакль «Авиатор» получил три «Золотые маски»), входит в секретариат союза театральных деятелей РФ, а также является депутатом Госсовета РТ.
Но на самом деле все не так просто. Наши собеседники рассказывают, что Зайниев себя не очень комфортно чувствует в новых стенах театра им. Камала и ему хочется больше времени уделять своему «кукольному» детищу, с руководством которым он отнюдь не хочет расставаться. Но и отказаться от предложения стать директором главного татарского театра не мог — не каждый день руководство республики делает такое щедрое предложение. Как отмечают источники газеты, Зайниеву не то чтобы предложили эту должность, а скорее поставили перед фактом назначения. При этом новый директор не имел никакого отношения к формированию репертуара камаловцев на сезон 2024/25 и пока может только наблюдать за не самыми удачными экспериментами театра в новом здании. Но за сезон 2025/26 нести ответственность будет уже директор.
Столь высокая занятость пока не дает себя показать Зайниеву и в качестве депутата Госсовета РТ, где лоббистов татарской культуры и языка и так раз-два и обчелся.
Марат Ахметов по-прежнему одна из тех важных политических фигур региона, чья работа и заслуги остаются за кадром
3 (6). Марат Ахметов — глава комиссии при раисе Татарстана по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов РТ, вице-спикер Госсовета республики
На три пролета вверх в нашем топ-50 самых влиятельных людей в культуре Татарстана поднялся зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов. Это по-прежнему одна из тех важных политических фигур региона, чья работа и заслуги в интересующей нас сфере остаются за кадром. Да, сложно с ходу назвать что-то масштабное, что сделала вверенная ему комиссия, но это весомая структура с финансовыми возможностями и инструментами для выделения грантов, проведения фестивалей и т. д. Не зря именно Ахметову — ходят такие слухи — доверили реформировать фестиваль татарской песни «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»), который якобы из-за саммита БРИКС не стали проводить в прошлом году. Однако до сих пор нет четкого ответа минкульта РТ о том, будут ли дальше проводить мероприятие или пришло время перевернуть страницу этой истории и придумать совершенно новый формат, который действительно поднимет татарскую песенную культуру на ступеньку выше.
Режиссера лучше, чем Фарид Рафкатович, в театре им. Камала быть не может
4 (1). Фарид Бикчантаев — главный режиссер театра им. Камала
Год назад Фарид Бикчантаев возглавлял наш рейтинг — все же именно с его желания и стремления началась эпопея с появлением нового здания театра им. Камала. Но с тех пор позиции главрежа в списке явно пошатнулись. Во-первых, если раньше творческую и административную власть Бикчантаев и директор Якупов делили поровну, то теперь устами министра Аюповой четко объявлено, что театр им. Камала возглавляет Зайниев. Во-вторых, пока программа первого сезона камаловцев в «ледяной глыбе», за которую, очевидно, несет ответственность главный режиссер, выглядит довольно беспомощно, где спектакли от приглашенных малоизвестных режиссеров словно должны показать, что режиссера лучше, чем Фарид Рафкатович, в театре им. Камала быть не может.
Причем отношение самого Бикчантаева к происходящему тоже не до конца понятно, кажется, что его даже больше плохих премьер волнуют какие-то критические суждения прессы относительно самого режиссера и вверенного ему театра. В общем, если ничего не изменится, то Фарид Рафкатович, которому в мае исполнится 63 года, для вершины нашего рейтинга скорее натура уходящая, тем более что его ученик Зайниев спокойно может взять на себя и функции худрука.
Скорее есть надежды на Бикчантаева-педагога, в этом году Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с театром им. Камала набирает заочный национальный актерско-режиссерский курс, мастером на котором будет наш герой.
Сладковский, безусловно, один из главных людей культуры республики
5 (4). Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ
Государственный академический симфонический оркестр РТ по-прежнему одна из самых успешных культурных институций Татарстана. Это единственный региональный оркестр, у которого, например, имеется свой личный ежегодный абонемент в Московской филармонии. И все же есть ощущение, что после 2022-го коллектив Александра Сладковского, до этого уверенно и довольно успешно работавшего на покорение западного музыкального рынка, в последние годы находится в поисках новой идеологии, но пока ее не нашел.
Да, ГАСО РТ по-прежнему выдает качественный контент, исполняя музыку Малера или Брукнера, за что берутся редкие региональные коллективы, но активность самого худрука и главного дирижера оркестра немного снизилась, он все реже выступает со своим коллективом в Казани, хотя это и дает возможность познакомиться с яркими приглашенными музыкантами. Как бы то ни было, Сладковский, безусловно, один из главных людей культуры республики, но в нашем рейтинге он на одну строчку ниже, чем годом ранее.
«Кажется, он чей-то талисман», — так объясняют долгожительство и непотопляемость Рауфаля Сабировича, в вотчине которого даже билеты продают не так, как везде
6 (3). Рауфаль Мухаметзянов — директор Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля
«Пожизненный директор театра имени Джалиля», как называют Рауфаля Мухаметзянова некоторые из наших экспертов, несколько снизил свои позиции в рейтинге. Все же, судя по всему, его флагманский продюсерский проект — фестиваль «Үзгәреш җиле» — стал историей, а сам Мухаметзянов не попал в новый состав Госсовета РТ. Однако об «осени патриарха» в случае с 75-летним директором Казанской оперы, возглавляющим театр им. Джалиля уже 44 года, пока говорить не приходится. «Кажется, он чей-то талисман», — так объясняют долгожительство и непотопляемость Рауфаля Сабировича, в вотчине которого даже билеты продают не так, как везде.
Не секрет, что директор фонда татарской культуры РТ им. Вагапова умеет «выбивать» деньги для своих фестивалей, а это большой плюс
7 (7). Рифат Фаттахов — продюсер, директор фонда татарской культуры РТ им. Вагапова
Умение выстраивать грамотные дипломатические отношения с татарстанскими властями, в результате которых развивается целый ряд его музыкальных национально-культурных проектов, позволяет музыкальному продюсеру Рифату Фаттахову не терять позиций в нашем рейтинге. Не секрет, что директор фонда татарской культуры РТ им. Вагапова умеет «выбивать» деньги для своих фестивалей, а это, подчеркивают эксперты газеты, большой плюс. Ведь то, что музыкальный менеджер их реализует на республиканские средства, говорит о том, что его деятельность поддерживает правительство региона.
Кроме того, международный фестиваль национальных культур «Россия – Восток» («Восточный базар в Казани») Фаттахова (в октябре 2024-го он прошел в третий раз), на который в столицу Татарстана приезжают высокопоставленные лица из Узбекистана, Казахстана, Нигерии и Эфиопии, отлично вписывается в рамки внешней международной политики России, чей курс теперь движется на Восток. Все-таки «Восточный базар» едва ли не единственный в нашей стране крупный музыкальный фест с участием исполнителей всего восточного мира. Ну и нельзя отрицать, что и остальные проекты Вагаповского фонда («Яңа татар җыры», «Народные жемчужины») — это по-прежнему высокая музыкальная татарская культура.
Салават — один из самых титулованных артистов современной татаро-башкирской сцены
8 (9). Салават Фатхетдинов — певец, руководитель театра песни «Салават»
Куда без Салавата-абыя? В этом году в десятке самых влиятельных героев в культуре РТ певец номер один на татарской эстраде поднялся на одну строчку. Он один из самых титулованных артистов современной татаро-башкирской сцены: в 1991 году ему присвоили почетное звание заслуженного артиста РТ, в 1995-м стал народным артистом РТ, в 2005-м — заслуженным артистом России, в 2008-м — лауреатом республиканской премии им. Тукая, а в 2019-м удостоился звания народного артиста РБ. Только за это ему обеспечено место в десятке самых-самых. Кроме того, благосклонность к легенде сцены со стороны властей выражается и в том, что театр песни «Салават» планируют сделать резидентом старого здания театра им. Камала, чья судьба до сих пор не решена. Однако для детища Фатхетдинова там уже подыскали уголок.
Эксперты газеты отмечают также, что у Розы Шайхайдаровны очень хорошие связи с региональными министрами и руководителями профильных вузов
9 (13). Роза Ахмадиева — ректор Казанского государственного института культуры
Деятельность ректора КазГИКа Розы Ахмадиевой на культурном поле Татарстана становится все заметнее и заметнее. Оттого и растет ее место в нашем топе. «Наш вуз, пожалуй, единственный в стране, где соединились творчество и технологии», — хвасталась Ахмадиева в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» успехами своего детища, отмечая, что в рамках нацпроекта в Казанском институте культуры созданы инжиниринговый центр в сфере культуры, VR-тренажеры для работы с виртуальной реальностью, а также вуз координирует 26 творческих «лабораторий будущего», где художники, дизайнеры и т. д. осваивают цифровые технологии и виртуальную реальность. Но это лишь в рамках института, а на самом деле ее влияние простирается куда шире: например, ректор КазГИКа сегодня может реализовывать многие проекты через Академию наук РТ, чей президент Рифкат Минниханов давно благоволит Ахмадиевой.
Эксперты газеты отмечают также, что у Розы Шайхайдаровны очень хорошие связи с региональными министрами и руководителями профильных вузов, что укрепляет ее позиции. И нынешняя должность Ахмадиевой, возможно, не пик ее административной карьеры.
По нашей информации, прошлогодний триумф татарских театров на «Золотой маске» можно причислить к заслугам ректора из Москвы, который был членом жюри премии и фактически «выбил» для Татарстана 6 наград
10 (-). Григорий Заславский — ректор ГИТИСа
Впервые в нашем рейтинге ректор ГИТИСа, главного театрального вуза страны, Григорий Заславский. Возможно, кого-то удивит появление здесь такого крупного федерального игрока, к тому же на столь высокой позиции, однако в последние годы связи Татарстана и ГИТИСа прочно развиваются и расширяются. Например, есть режиссерский курс, который курирует главреж Тинчуринского театра Туфан Имамутдинов и после которого выпускники поступают в ГИТИС, а в этом году московский вуз, как уже было сказано выше, совместно с театром им. Камала набирает заочный актерско-режиссерский курс, мастер курса — Бикчантаев. Кроме того, студенты и выпускники московского театрального института постоянно приезжают в Казань и Набережные Челны проводить режиссерские лаборатории.
Кроме того, Заславский приезжает в Казань, кажется, на все главные культурные мероприятия. И это притом что география поездок ректора очень обширна. Например, недавно он организовывал мастер-классы под брендом «Школа ГИТИСа» на острове… Маврикий. Кстати, Заславский, сам профессиональный театральный критик, крайне отрицательно относится к тем критическим стрелам, которые летят сегодня в театр им. Камала (о чем шла речь и в нынешнем тексте) в части начала работы в новом здании, что лишний раз подчеркивает вовлеченность московского гостя в культурную жизнь Татарстана.
Но столь высокое место в рейтинге Заславский все же получил по другой причине. По нашей информации, прошлогодний триумф татарских театров на «Золотой маске» можно причислить к заслугам ректора из Москвы, который был членом жюри премии и фактически «выбил» для Татарстана 6 наград, что, собственно, особо не скрывает в частных беседах. Кстати, на той церемонии Заславский действительно много говорил о театрах республики.
Новые лица рейтинга
Среди десятка новых имен в рейтинге есть и те, кто вернулся в него, но имеются и абсолютные новички.
Так, в этом году наши эксперты больше внимания уделили татарской эстраде, все-таки нам песня строить и жить помогает, особенно в нынешние непростые времена. Скажем, вернулся в рейтинг народный артист РТ Филюс Кагиров, расположившись на 24-й строчке. Сразу за ним коллега по цеху и земляк — народный артист РТ и РБ Ришат Тухватуллин (25), о котором наши эксперты говорят как об исполнителе, закрывшем свои «базовые» финансовые потребности и теперь приобщающем через свои концерты с оркестром деревенскую (в хорошем смысле) публику к серьезному музыкальному искусству.
Но нашлось у нас место и высокой литературе, а именно известному казанскому писателю и сценаристу Денису Осокину (32). А еще из федеральных игроков у нас дебютирует Борис Березовский (37) — всемирно известный пианист, который после начала СВО сделал четкий выбор, предпочтя западной карьере работу в родной стране. На главный open air Татарстана, ежегодный фестиваль «Летние вечера в Елабуге», худрук Березовский умеет зазывать звезд уровня Аиды Гарифуллиной (в 2024-м) и Эмира Кустурицы (в 2023-м).
А новый глава союза композиторов РТ, композитор и дирижер татарского театра им. Тинчурина Ильяс Камал стартует с 40-й строчки, он сменил на посту титана музыкальной культуры РТ Рашида Калимуллина (14), больше 30 лет возглавлявшего организацию.
Некоторые эксперты уверены, что стендап-комедия, которая появилась и развивается на татарстанской земле благодаря сооснователю Stand Up Club в Казани Артур Шамгунову, тоже часть культуры республики
Еще один дебютант нашего рейтинга Михаил Волконадский (43) — ведущий, режиссер, генпродюсер казанского камерного театра SDVIG. Знаковость фигуры на культурном поле столицы РТ сомнений не вызывает. Во-первых, множество городских культурных мероприятий, корпоративов и частных торжеств организовывает именно он. Часто именно от его выбора зависит, каких федеральных и местных звезд увидят VIP-персоны высокого звена. Во-вторых, он более 10 лет пишет сценарии и режиссирует.
Некоторые эксперты уверены, что стендап-комедия, которая появилась и развивается на татарстанской земле благодаря сооснователю Stand Up Club в Казани Артуру Шамгунову (44), тоже часть культуры республики. Кроме того, комика нередко можно увидеть на каком-нибудь юмористическом шоу в интернете, где он рассказывает и шутит о татарах, что можно называть своего рода популяризацией культуры.
Основатель и куратор казанского медиафестиваля «НУР» Рашид Османов (49) в этом году отпразднует пятилетие своего детища. За эти годы Османов приглашал в Казань на фестиваль звезд (причем и зарубежных) мультимедийного искусства, что в том числе помогло сделать «НУР» знаковым культурным проектом, который проходит в столице Татарстана.
Замыкает рейтинг топ-50 влиятельных людей культуры по версии «БИЗНЕС Online» 10-летний вундеркинд из Набережных Челнов Лука Моромов, покоривший сердца глав мировых держав на саммите БРИКС в Казани прошлой осенью. Учитывая, что есть в нашем рейтинге и «уходящие натуры», появление в нем Моромова — это своего рода надежда на то, что в культуре Татарстана есть преемственность, а соответственно, будущее.
Продолжает жить и процветать международный музыкальный фестиваль «Татар җыры», отметивший 25-летие, а соответственно, председатель совета директоров ГК «Барс-Медиа» Камиль Гараев
Кто покинул список, а кто укрепил позиции
Значительный рост показала замруководителя исполкома Казани по соцвопросам Гузель Сагитова (13). Соратница Ильсура Метшина заявляет о себе через продвижение городских культурных и национальных проектов, что уже не замечать ее влияния невозможно. Помимо прочего, нельзя упускать из вида детскую театральную студию «Апуш», которая стала резидентом нового здания театра им. Камала, театрализованный перформанс «Голоса Казани – Казан тавышлары» и творческое объединение «Калеб», поддерживающее современную татарскую культуру. И как тут не вспомнить, что работа в мэрии Казани была карьерным трамплином для многих татарстанских чиновников.
Продолжает жить и процветать международный музыкальный фестиваль «Татар җыры», отметивший 25-летие, а соответственно, председатель совета директоров ГК «Барс-Медиа» Камиль Гараев (19). Усилил позиции и Нияз Игламов (23), известный театральный критик нынче является советником министра культуры РТ и главой общественного совета при минкульте республики, и его мнение очень весомо, к примеру, при распределении различных ведомственных наград.
Серьезно поднялась в рейтинге директор Казанского цирка Эльмира Булатова (28), которая в том году порадовала публику первым татарским цирковым шоу «На Сенном базаре», посвященным творчеству Тукая. Ее ведомство из года в год остается самым доходным объектом культуры по внебюджету. Неспроста ей одобрили новое национальное шоу за 100 млн рублей.
Саида Мухаметзянова (45) стала человеком года в культуре Татарстана по версии «БИЗНЕС Online», а также удостоилась звания заслуженной артистки РТ.
Что касается перемещения вниз, то композитору Эльмиру Низамову и худруку Государственного камерного хора РТ Миляуше Таминдаровой вряд ли стоит расстраиваться, они уверенно занимают места во второй десятке, что очень почетно.
Саида Мухаметзянова стала человеком года в культуре Татарстана по версии «БИЗНЕС Online», а также удостоилась звания заслуженной артистки РТ
А вот директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева, что называется, выходит в тираж после серии выставок сомнительного тиражного искусства. Один из столпов новой татарской культуры Имамутдинов переживает непростые времена в качестве главного режиссера театра им. Тинчурина и, возможно, покинет этот пост.
Что касается тех, кто покинул рейтинг, то надеемся, что некоторые из них скоро в него вернутся. Например, глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров, чьи идеи вернуть кино статус важнейшего из искусств в республике пока не находят отклика у властей Татарстана.
А вот исчезновение из списка вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой, куратора сферы культуры в кабмине, скорее техническое решение, правительство в рейтинге представляет профильный министр, причем на самой его вершине. Наконец, экс-депутат Госдумы от Татарстана Елена Ямпольская, покинув парламент и став советником президента России, потеряла видимую связь с республикой.
***
По традиции в завершение вспоминаем тех деятелей культуры, которых мы потеряли за минувший год. К сожалению, без этого не обходится, и вот буквально накануне стало известно о смерти певца, народного артиста России Фидана Гафарова.
Если продолжать разговор о популярной музыке, то, конечно, надо вспомнить об уходе Зули Камаловой: самая известная певица татарского зарубежья прожила всего 55 лет и умерла после тяжелой болезни. Кроме того, не стало певца и музыканта Фана Валиахметова, а также национального классика, композитора Анвара Шарафеева. Ну и конечно, особняком стоит смерть всемирно известного композитора Софии Губайдулиной.
В списке потерь еще несколько очень крупных имен: актер театра им. Камала Ренат Тазетдинов, искусствовед Розалина Шагеева, поэтесса Нажиба Сафина.




Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.