По информации «БИЗНЕС Online», сегодня специальная комиссия определит лауреатов ежегодной премии им. Тукая — главной государственной награды республики в области культуры, которую торжественно вручат в эту субботу, 26 апреля, в День родного языка. На награду претендуют 10 деятелей культуры и творческих коллективов, среди них определят тройку лауреатов, каждый из которых получит по 1 млн рублей. О том, почему без премии могут остаться фавориты Ирады Аюповой, как жюри решит вопрос интернационализма премии и кто подал заявку сегодня, чтобы получить награду завтра, — в материале «БИЗНЕС Online».
Награждение премией им. Тукая запланировано на 26 апреля, день рождения поэта
«Сложно сравнивать кандидатов с теми, кто уже стал классиком»
Татарская общественность в последние дни жарко спорит о том, что основные празднования 26 апреля, в День родного языка, пройдут в этом году в новом здании театра им. Камала. Включая поэтический митинг по случаю 139-летия со дня рождения Габдуллы Тукая, который перенесли с канонического места у памятника поэту возле оперного театра.
Данная интернет-дискуссия несколько сместила фокус внимания с премии им. Тукая, главной культурной награды республики, которую ежегодно вручают в этот день. Между тем список кандидатов в 2025-м разнообразный и достойный, что вновь дает повод поговорить о настоящем и будущем премии, которую в последние годы больше принято ругать, прежде всего за то, что ее часто дают «по выслуге лет», пожилым творцам, чьи крупные творческие успехи, если таковые и были, остались в довольно далеком прошлом. И это приводит к падению престижа награды.
В список потенциальных номинантов на Государственную премию Республики Татарстан им. Тукая в 2025 году вошли:
• Курбанов Рафис Харисович — за поэтический сборник «Рафис Корбан шигырьләре» («Стихотворения Рафиса Курбана»);
• Шарипов Раниф — за книги «Җомга» («Пятница»), «Бөртек бөртек яктылык» («Крупицы света»);
• Гилязов Мансур Аязович — за сборник пьес «Словарь любви» (пьесы «Бичура», «Баскетболист», «Игезәк» («Близнецы») и др.);
• Творческая группа «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая») — Зайниева Резеда Рифатовна, Заббаров Айдар Талгатович, Талипов Эмиль Мансурович — за спектакль «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая»);
• Авторский коллектив Кашаев Айрат Рустемович, Полубенцев Александр Михайлович, Гайфуллин Ильнур Юрикович — за постановку балета «Иакинф»;
• Закирова Чулпан Ринатовна — за хореографические композиции «Первый поцелуй», «Цыганская сюита», «Арабский танец», «Черемшанские вечера», «Сабантуй», «Казанское полотенце», музыкально-хореографические спектакли «Зәңгәр шәл», «Казанские сокровища» и др.;
• Ибушев Георгий Мифодиевич — за высокопрофессиональное исполнительское мастерство, пропаганду песенного наследия татарских классических композиторов, а также татарского, в том числе татаро-кряшенского, музыкального фольклора; за цикл авторских литературно-музыкальных вечеров «Тукай моңы»; за издание авторских поэтических сборников стихов «Рәхмәт сиңа», «Балачакны сагынып», «Рәшә чыны»;
• Гвоздь Юрий Константинович — за фильмы «Поэт на все времена», «Возвращение памяти», «Духовные родники Татарстана», «Краски памяти»;
• Шамсутов Рустем Ильшатович — за серию керамических и живописных работ «Глиняная книга»;
• Якупов Рифхат Гусманович — за развитие фотоискусства Татарстана и отражение в своем творчестве духовной и культурной жизни татарского народа, за значительный вклад в сохранение его культурного наследия и фотоальбом «Сабантуй».
Напомним, что состав комиссии, определяющей судьбу претендентов, устанавливает раис Татарстана Рустам Минниханов, он же ее и возглавляет. Хотя понятно, что сам лидер республики в дискуссиях участия не принимает и соглашается с решениями, которые приняли его коллеги. Согласно положению о премии, «в состав комиссии могут входить представители Государственного совета Республики Татарстан, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, руководители творческих союзов Республики Татарстан, а также иные лица». Сегодня это довольно разношерстная публика — от отвечающего за внутреннюю политику в аппарате раиса РТ Руслана Мухарлямова и главы профильного комитета Госсовета РТ Айрата Зарипова до, скажем, «предводителей» союзов театральных деятелей и кинематографистов республики — Фарида Бикчантаева и Ильдара Ягафарова. Входят в комиссию и такие политические «тяжеловесы», как министр культуры РТ Ирада Аюпова и глава языковой комиссии при раисе РТ, вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов.
Еще один член комиссии, театральный критик Нияз Игламов, не согласен с тем, что престиж Тукаевской премии падает. «Вы понимаете, всегда сложно сравнивать кандидатов с теми, кто уже стал классиком, — сказал Игламов нашему корреспонденту. — Ну, например, кто сейчас Аяз Гилязов, кто сейчас Мударис Аглямов? Но я не думаю, что наши современники чем-то хуже, просто у нас отношение к ним не сформировалось как классикам. Да, когда-то Назиб Жиганов получил, Рустем Яхин, а кто у нас сейчас Рустем Яхин? Но у нас есть немало действительно мощных композиторов, которые, может быть, через 100 лет будут через запятую писаться с Яхиным».
Еще один член комиссии, театральный критик Нияз Игламов, не согласен с тем, что престиж Тукаевской премии падает
Один из лауреатов премии, писатель Рабит Батулла, также считает, что престиж премии им. Тукая меньше не стал, просто число достойных ее сокращается. «Но это естественное явление, в русской литературе сейчас тоже нет каких-то выдающихся произведений, и у татар тоже, — сказал Батулла „БИЗНЕС Online“. — Чтобы получить Тукаевскую премию, нужно хорошенько потрудиться. Одно дело выпускать толстые книги, а другое — качественные ли они?»
А литературовед, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова обращает внимание еще и на то, что статус лауреата главной культурной награды республики накладывает определенные моральные обязательства перед человеком, чему не все соответствуют. «Меня беспокоит поведение лауреатов Тукаевской премии. Складывается впечатление, что в последнее время предается забвению ее духовная составляющая, — сказала она в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Лауреаты не считают нужным даже прийти на поэтический митинг, а если и приходят, то не выступают с приветственным словом. Это мероприятие не рядовой концерт художественной самодеятельности. Это живое свидетельство связи поколений. Мы демонстрируем не только уважение к гению Габдуллы Тукая, но и отдаем дань уважения национальной культуре, поэтическому слову».
В этом году на Тукаевскую премию выдвинуты трое литераторов: писатель, экс-глава союза писателей РТ Рафис Курбанов (на фото), поэт Раниф Шарипов и драматург Мансур Гилязов
Литераторское трио
Из положительных веяний последних лет — наши многочисленные собеседники говорят, что сегодняшнее заседание комиссии отнюдь не будет формальным. В последние годы в республике честно отказались от указаний сверху о том, кого награждать, так что серьезные споры внутри жюри, судя по всему, неизбежны.
При этом какие-то контуры будущего награждения понятны. Во-первых, будет трое победителей, каждый из которых получит по 1 млн рублей (или разделит их внутри творческой команды). Порой победителей бывает четверо (по согласованию с раисом РТ), но наши собеседники, знакомые с ситуацией, считают, что в этом году обойдется без дополнительной награды. Во-вторых, премию им. Тукая обязательно получит как минимум один литератор. В-третьих, чаще всего среди награжденных бывает и нетатарская фамилия — такова традиция.
В этом году на Тукаевскую премию выдвинуты трое литераторов: писатель, экс-глава союза писателей РТ Рафис Курбанов, поэт Раниф Шарипов и драматург Мансур Гилязов. Преимущество первых двоих — их выдвинул союз писателей Татарстана.
«Курбанов пришел в литературу как детский поэт, писал и драматические произведения, в последние годы перешел на прозу. С прозаическими произведениями был представлен к Тукаевской премии. При этом он детский поэт со своим внутренним миром. Его произведения привлекают психологией, чувственным восприятием душевного состояния, — рассказывает нашей газете завотделом литературоведения ИЯЛИ Альфат Закирзянов. — Шарипов — хороший лирик. В его стихах особенно доминируют две темы. Одна связана с вопросами национального бытия, он пишет о татарской истории, также в центре внимания писателя распространение родного языка, его преподавание. Вторая серьезная тема — социальное неравенство и связанные с этим несправедливости».
При этом личный фаворит Закирзянова — драматург Гилязов. «Татарский народ, слава богу, любит театр, — напоминает наш эксперт. — В условиях сокращения читательской аудитории театр стал прекрасным местом для донесения слов писателя до широкой общественности. Поэтому считаю, что в дальнейшем место театра в культурной жизни будет только расти. Сегодня в татарской драматургии я бы выделил трех авторов: Зульфата Хакима, Мансура Гилязова, Ильгиза Зайниева». Первый из них получил Тукаевскую премию еще в нулевые.
Личный фаворит Альфата Закирзянова — драматург Гилязов. «Татарский народ, слава богу, любит театр, — напоминает наш эксперт. — В условиях сокращения читательской аудитории театр стал прекрасным местом для донесения слов писателя до широкой общественности»
Интересно, что Гилязов пару лет назад очень сильно переживал, когда не получил награду, выдвигаясь за свои киноработы в паре с режиссером Ягафаровым («Куктау», «Байгал», «Исәнмесез?!»). Литератор тогда в сердцах грозился больше не претендовать на премию. Но время лечит, и накануне сам Мансур Аязович сказал нашему корреспонденту, что будет и дальше выдвигаться, если не станет лауреатом в текущем году, т. к. это «соревнование достойных».
За кого будет театральное лобби?
Кстати, театральная тема в случае с премией им. Тукая сегодня выглядит самой интригующей. Все-таки и вручать ее будут в новом здании ТГАТ им. Камала. Однако есть вероятность, что сценические произведения в этом году жюри проигнорирует, хотя и имеются два сильных кандидата.
Фаворит министра культуры РТ Аюповой — это спектакль театра им. Камала «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая»)
По словам источников газеты, фаворит министра культуры РТ Аюповой — спектакль театра им. Камала «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая»). Действительно яркое событие в татарском театре, постановка, стряхивающая пыль с канонического образа «нашего Пушкина», показывающая Тукая человеком со своими слабостями. Думается, что «Возвращение Тукая» войдет в историю татарского театра благодаря как минимум выдающейся работе Эмиля Талипова в главной роли.
И вообще, поддержка Аюповой этого номинанта, если она есть, ничуть не удивляет. «Возвращение Тукая» от 33-летнего режиссера Айдара Заббарова — это смело и свежо. Но, говорят собеседники газеты, даже театральное лобби внутри комиссии якобы не готово поддержать данный спектакль, считая настоящим свершением здесь только актера Талипова.
А кто-то даже в пику хочет проголосовать за «Иакинфа» Татарского театра оперы и балета им. Джалиля, балет об архимандрите РПЦ XIX века, одном из первых отечественных китаеведов Иакинфе Бичурине, который, впрочем, не оценил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.
«Иакинф» Татарского театра оперы и балета им. Джалиля — балет об архимандрите РПЦ XIX века
«Иакинф», безусловно, серьезная работа, хотя и есть некоторые вопросы к тому, что за последние два десятка лет каждый проект, претендующий на звание национального, рожденный в театре им. Джалиля, получал Тукаевскую премию — это оперы «Любовь поэта» и «Сююмбике», а также балет «Золотая Орда». И этом притом, что все эти постановки идут в оперном театре 1–2 раза в год. Судя по всему, и композитору Эльмиру Низамову суждено получить свою премию, когда в театре им. Джалиля поставят его новую оперу «Шаляпин».
Но зато награждение «Иакинфа» решит проблему интернационализма награжденных, поскольку хореографом здесь выступил питерский балетный ветеран Александр Полубенцев. Если же историю архимандрита РПЦ все-таки прокатят, тогда хорошие шансы у режиссера и оператора Юрия Гвоздя, живого свидетеля всех важных событий в жизни республики за последние полвека. Его прекрасно знают и уважают в татарстанской элите, вряд ли кто-то будет сильно против такого лауреата.
Одновременно у театральной общественности есть и еще один скрытый фаворит — это фотограф Рифхат Якупов, который много лет сотрудничает с театром им. Камала.
Георгий Ибушев — один из немногих оставшихся в строю артистов, который связывает нас с традицией высокопрофессиональной советской татарской эстрады
Премию Ибушеву!
Что касается оставшихся кандидатов, то среди них настоящим колоссом смотрится Георгий Ибушев — один из немногих оставшихся в строю артистов, который связывает нас с традицией высокопрофессиональной советской татарской эстрады. Но, что интересно, никто из наших собеседников не называл его фаворитом среди кандидатов. Возможно, Ибушеву может помешать природная скромность, он никогда не производил впечатление человека, готового на все ради каких-то регалий.
Хотя даже формулировка его выдвижения показывает масштаб артиста и разнообразие творческих интересов: за высокопрофессиональное исполнительское мастерство, пропаганду песенного наследия татарских классических композиторов, а также татарского, в том числе татаро-кряшенского, музыкального фольклора; за цикл авторских литературно-музыкальных вечеров «Тукай моңы»; за издание авторских поэтических сборников стихов «Рәхмәт сиңа», «Балачакны сагынып», «Рәшә чыны».
Еще один молодой претендент на премию им. Тукая — художественный руководитель Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирова. О ней в один голос говорят, что, скорее всего, лауреатом в 2025 году она не станет, но в «очереди» за премией точно продвинется серьезно, тем более что ее коллектив становится все более заметным в культурной жизни Татарстана.
Наконец, венчает список номинантов архитектор, художник, кандидат искусствоведения Рустем Шамсутов. Лауреат премии им. Урманче имеет очень высокую репутацию в профессиональных кругах. Почему бы ему не вмешаться в спор, если комиссия не определится между «настоящим» Тукаем и танцующим Бичуриным?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.