Учителя во многих регионах России отказываются участвовать в государственной итоговой аттестации (ГИА), узнали «Известия». Причина — в низкой доплате за организацию и проведение ГИА. В Татарстане она составляет 19,26 рубля в час, сообщили в пресс-службе министерства образования и науки РТ корреспонденту «БИЗНЕС Online». Это 115,5 рубля за рабочий день, длящийся порядка 6 часов.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Согласно ежегодному мониторингу профсоюза «Учитель», низкие компенсации преподавателям за организацию и проведение ГИА также в Туве — 20 рублей в час, т. е. 120 рублей в день за 6 часов экзамена. В Алтайском крае платят 125 рублей, в Марий Эл — 150 рублей, в Адыгее — 160 рублей в день.

Однако самая низкая оплата оказалась в Татарстане. «В Республике Татарстан размер компенсации к основной заработной плате за один час участия в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации с 2017 по 2024 год составлял 19,28 рубля», — сообщили в пресс-службе минобрнауки РТ. Это примерно 115 рублей за рабочий день. В ведомстве уточнили, что размер доплаты учителям устанавливает кабмин РТ, исходя из выделенного бюджета на проведение ГИА.

Как отметили в минобрнауки РТ, по поручению раиса Татарстана Рустама Минниханова разрабатывается законопроект по увеличению доплаты педагогам за работу во время ГИА до 200 рублей в час. Сейчас проект проходит процедуры согласования.

Низкие доплаты педагогам за участие в ГИА зафиксированы и в других регионах России. От 200 до 300 рублей за день работы получают в республиках Дагестан, Алтай, Калмыкия, а также в Саратовской, Челябинской, Костромской, Тульской, Брянской, Амурской, Липецкой и Рязанской областях. Более 1 тыс. рублей за день работы в аудитории учителя получают в Астраханской области (1 041 рубль), Калужской области (1 080 рублей), Красноярском крае (1,1 тыс. рублей), Волгоградской области (1 166 рублей), Якутии (1 314 рублей). В Москве педагогам платят 1,4 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 1 763 рубля, в Ленинградской области — 1 530 рублей.

Напомним, в Татарстане в начале 2024/2025 учебного года потребность в учителях составила около 2 тыс. человек. Больше всего требуется учителей математики (344), русского языка (334), начальных классов (310), иностранного языка (180), физики (124), истории (94), информатики (86), химии (77). Самая большая потребность в учителях в городах Казань и Набережные Челны, Нижнекамском, Высокогорском, Лаишевском и Альметьевском районах.

Вопрос нехватки учителей зачастую решается увеличением нагрузки. Сегодня почти 32% педагогов имеют нагрузку более полутора ставок, в том числе более 50% учителей двух ключевых предметов — математики и русского языка. У 5,5% педагогов нагрузка более двух ставок.