Тарифы, которые ввел президент США Дональд Трамп, сбивают с толку экономистов. Масштабы торговой войны тревожат и аналитиков внешней политики: все это может привести к изоляции США, лишает Вашингтон доверия союзников, ставит вопрос надежности как партнера. Теряют и инвесторы внутри страны. Так есть ли стратегия у действующего главы Белого дома или он все придумывает на ходу? Этими вопросами задается американская пресса, публикации которой анализирует газета «Завтра».
«Реальность такова, что Трамп придумывает все на ходу, и было бы неплохо, если бы у него была реальная стратегия, в частности по отношению к Китаю»
Есть ли у Трампа стратегия или он ею импровизирует?
Этому вопросу посвящен анализ Дэна Бальца в «Вашингтон пост» (13.04.2025). Автор пишет, что стратегия Трампа объединяла политику, изложенную в Проекте 2025 Фонда наследия: давнее желание Трампа использовать тарифы для наказания стран, которые, по его мнению, обокрали Соединенные Штаты (особенно Китай), и решимость накопить как можно больше власти на посту президента. К этому добавилась жажда мести Трампа тем, кто осмеливался бросить ему вызов в прошлом.
Эти факторы привели к ряду действий: депортации нелегальных иммигрантов, массовым увольнениям федеральных служащих, ликвидации некоторых федеральных агентств, отстранению от должности руководства различных агентств и подразделений правительства, попыткам запугивания внешних учреждений (в частности, университетов и юридических фирм), а теперь, возможно, самое главное, торговой войне, которая переворачивает мировой экономический порядок.
Но, продвигаясь вперед, администрация споткнулась на многих из этих фронтов, возобновив вопросы о возможностях президента и тех, кого он уполномочил. То, как Трамп ведет торговую войну, — это Доказательство А.
Тарифы, которые он ввел более недели назад, были основаны на формуле, которая сбила с толку экономистов-мейнстримовцев. Масштаб тарифов, ударивших по союзникам по всему миру, встревожил аналитиков внешней политики, которые увидели, что это приведет к изоляции Соединенных Штатов и лишит страну доверия как надежного партнера.
Падение рынков акций и облигаций заставило президента частично откатить политику, 90-дневную паузу во многих тарифах, что вызвало ралли на Уолл-стрит. После этого Трамп еще больше повысил тарифы для Китая, вызвав эскалацию по принципу «око за око», которая может нанести значительный ущерб мировой экономике.
Заместитель главы аппарата Белого дома Стивен Миллер подытожил все это в недавнем посте в соцсетях: «Вы наблюдали величайшую экономическую стратегию американского президента в истории». Однако редакционная страница «Уолл-стрит джорнал» высказала 11 апреля мнение: «Реальность такова, что Трамп придумывает все на ходу, и было бы неплохо, если бы у него была реальная стратегия, в частности, по отношению к Китаю».
Трамп сказал журналистам, что «рынок облигаций пережил небольшой момент, но я решил эту проблему очень быстро. Я очень хорош в этом деле».
Никакие спекуляции Белого дома не могут развеять впечатление, что президент, напуганный финансовыми рынками и находящийся под влиянием публичного предупреждения о грядущих тяжелых экономических проблемах от генерального директора JPMorgan Джейми Даймона, моргнул. Хаос на рынке облигаций, скорее всего, обойдется правительству — и, следовательно, налогоплательщикам — в миллиарды долларов в виде процентов по государственному долгу.
Непоследовательность в тарифах с Китаем
Белый дом также не может уверенно объяснить, к чему должна привести «гонка вооружений» в тарифах с Китаем, его самым значительным экономическим противником. Является ли это концом торговых отношений между двумя крупнейшими экономиками мира? Является ли это созданием более равных условий для страны, которая нарушила правила? Если последнее, то каковы условия мирного соглашения?
Трамп ввёл тарифы на Китай в свой первый срок, но так и не предпринял успешных шагов по исправлению основных проблем.
Теперь он значительно поднял ставки и должен доказать, что знает, чего хочет и как получить это от китайского лидера Си Цзиньпина. Но он также подстраивался на ходу, о чем свидетельствует внезапное снижение тарифов на электронику и компьютеры, из-за чего цены на популярные продукты, такие как iPhone, могли бы вырасти более чем на 700 долларов.
Внезапный сдвиг в сторону смартфонов, компьютеров и другой электроники добавляет еще один слой непоследовательности к заявлению администрации о том, что цель президента — вернуть производство в Соединенные Штаты. В то же время, когда он призвал Конгресс отменить двухпартийный закон о поощрении производства чипов в Соединенных Штатах, одобренный при администрации Байдена, он теперь создал еще большую путаницу относительно того, какие секторы производства он хочет вернуть домой.
Мексика и политика депортации
Тарифная политика — это лишь самый крайний пример того, как администрация буксует по мере продвижения. У Трампа сильная общественная поддержка закрытия границы между США и Мексикой и депортации нелегальных иммигрантов с криминальным прошлым, а также у него есть общая поддержка более широкой политики более существенных депортаций. Однако реализация грозит подорвать общественное доверие.
10 апреля Верховный суд заявил администрации Трампа, что она должна «содействовать» возвращению Килмара Абрего Гарсии, иммигранта из Сальвадора, женатого на гражданке США и жителя Мэриленда, которого по ошибке отправили в тюрьму в Сальвадоре. Администрация признала, что Абрего Гарсия был депортирован по ошибке, но заявила, что не имеет возможности добиться его возвращения. Даже несмотря на постановление, администрация не смогла уложиться в установленный федеральным окружным судьей срок, чтобы объяснить, как они вернут Абрего Гарсию домой.
Это дело представляет собой одну гигантскую ошибку, но проблемы политики депортации выходят за рамки этого одного инцидента. Трамп обещал депортировать миллионы. Пока что цифры далеки от идеала. Администрация в ответ принимает более радикальные меры.
Последним было решение Администрации Трампа социального обеспечения перевести более 6000 мигрантов в так называемый файл Death Master File, по сути объявив их мертвыми, что означает, что они не могут законно получать заработную плату. Команда Трампа надеется, что это заставит мигрантов самостоятельно депортироваться. Изменения были внесены вопреки возражениям высокопоставленного чиновника социального обеспечения, который в результате был вынужден покинуть свой офис.
Лихое шествие Илона Маска
Затем следует Илон Маск и его лихое шествие по федеральному правительству под эгидой US DOGE Service. Маск и компания заявили об огромной экономии, хотя эти заявления преувеличены.
Инициатива разрушила или закрыла различные агентства, от Министерства образования до Агентства США по международному развитию и Голоса Америки. В некоторых случаях обоснованием действий была экономия денег, хотя некоторые предупреждают, что сокращения могут означать голод для миллионов людей во всем мире. В других случаях обоснованием является то, что агентства стали гнездами левых бюрократов. В некоторых случаях обвинение заключалось в мошенничестве и злоупотреблении деньгами налогоплательщиков.
Сокращение раздутой бюрократии является необходимой и постоянной задачей в широком смысле. Многие чиновники, которые курировали государственные учреждения, признают, что реформа необходима. Но, как и в случае с тарифной политикой президента, грубые инструменты и отсутствие четкой стратегии заставляют усомниться в том, есть ли у администрации цель, выходящая за рамки чистого нарушения.
Бессистемный характер сокращений рабочих мест вызвал предупреждения о последствиях для здоровья и безопасности американцев. А поспешность, с которой были проведены некоторые сокращения, заставила чиновников администрации отменить их в некоторых случаях.
Прогноз: доверие к Трампу будет падать
Трамп утверждает, что он одержал убедительную победу на выборах и имеет полную свободу действий. В действительности ему не хватило доли, чтобы набрать большинство голосов избирателей, и он победил вице-президента Камалу Харрис всего на 1,5 процентных пункта. Его большинство в коллегии выборщиков, отрыв в 86 голосов, не может считаться убедительным перевесом.
Среди современных президентов победа Трампа меркнет в сравнении с перевесом в коллегии выборщиков, достигнутым Бараком Обамой, Биллом Клинтоном, Джорджем Бушем-старшим, Рональдом Рейганом, Джимми Картером, Ричардом М. Никсоном, Линдоном Б. Джонсоном и Джоном Ф. Кеннеди. Некоторые могут посчитать его убедительную риторику безобидной гиперболой. На практике она оправдывала самые радикальные усилия по смене правительства любого недавнего президента.
Трамп представил себя как успешного руководителя бизнеса, способного контролировать экономику. Многие избиратели поверили в это. Его самым большим экономическим обещанием было снижение цен. Теперь это поставлено под вопрос.
Спад на финансовых рынках стал одной из реакций на действия Трампа. Падение потребительских настроений на фоне опасений рецессии стало еще одной мерой. Средний показатель опросов Washington Post показывает, что рейтинг одобрения Трампа снизился за последний месяц, а несколько опросов в начале апреля показывают более резкое падение.
Пока Трамп не продемонстрирует компетентность, ожидаемую от руководителя, и не начнет давать обещанные результаты, эти тенденции, скорее всего, будут продолжать снижаться, беспокойство республиканцев будет расти, а доверие к его руководству будет падать, — делает вывод автор.
«Чего команда президента США Трампа хочет от остального мира»
Так озаглавлена статья в «Вашингтон пост» от 13 апреля 2025 года.В статье делается вывод о том, что «хотя сохраняется значительная неясность относительно целей Белого дома, начинает вырисовываться более ясная картина торговых переговоров»:
«Больше закупок природного газа у американских фирм. Меньше пошлин на экспорт из США. Снижение налогов для технологических гигантов Кремниевой долины. Обещания не допустить, чтобы Китай использовал другие страны для поставок своей продукции в США».
Это лишь некоторые из требований, которые администрация Трампа, как ожидается, выдвинет на переговорах с десятками стран, пытающихся избежать высоких пошлин, которые были ненадолго введены на прошлой неделе, а затем резко отложены. Хотя сохраняется значительная путаница относительно того, чего именно захочет Белый дом, начинает вырисовываться более ясная картина того, как могут выглядеть эти двусторонние соглашения, согласно интервью с более чем дюжиной людей, участвовавших в переговорах или проинформированных о них, некоторые из которых говорили на условиях анонимности, чтобы отразить частные обсуждения.
9 апреля президент США Трамп внезапно приостановил действие крупномасштабных пошлин, которые должны были вступить в силу в отношении более чем 70 стран, что он частично объяснил тревожными колебаниями на рынке облигаций. Трамп сказал, что пошлины будут приостановлены на 90 дней, чтобы дать его советникам и их иностранным коллегам время для достижения индивидуальных соглашений — процесс, по его словам, уже начался с Вьетнамом, Японией, Южной Кореей и Израилем, среди других стран.
Одновременно Трамп оставил в силе 10-процентную пошлину практически на весь импорт в США, одновременно увеличив пошлины на Китай до более чем 100 процентов, поскольку пауза для других стран остается в силе.
После объявления 90-дневной паузы по некоторым тарифам президент Дональд Трамп 9 апреля заявил, что многие страны, включая Китай, хотят вести переговоры.
Представители Белого дома выразили оптимизм относительно возможности достижения соглашений в ближайшие несколько недель.
Но остается существенная неопределенность относительно того, как именно могут выглядеть эти сделки, отчасти из-за неопределенности относительно целей президента. Даже некоторые советники Трампа в частном порядке признают, что им не хватает ясности относительно целей, сказали двое из источников.
Трамп, например, неоднократно подчеркивал, что он хочет закрыть торговый дефицит США с другими странами. Эта идея была раскритикована как либеральными, так и консервативными экономистами — для США не имеет смысла экспортировать в бедные страны столько же, сколько они импортируют, и даже попытка сделать это может оказаться болезненной.
Возможно, Трамп мог бы согласиться на сделки, которые сократят эти дефициты посредством соглашений, требующих от Соединенных Штатов продавать больше в эти страны. Но это все равно оставит неясным контур переговоров с развитыми экономиками, имеющими профицит в торговле с Соединенными Штатами, такими как Австралия и Великобритания. И сделки, в которых иностранные государства соглашаются покупать больше продукции, произведенной в США, вряд ли достигнут глобального баланса торговли, к которому стремится Трамп, который в первую очередь подпитывался торговой практикой нескольких стран, являющихся крупными экспортерами.
Еще более смутившими некоторых иностранных и американских чиновников стали комментарии помощника Белого дома Питера Наварро, прозвучавшие на прошлой неделе, который раскритиковал многомиллиардные инвестиции немецкого автопроизводителя BMW в завод в Южной Каролине, назвав их «вредными для Америки». Этот завод, по-видимому, отражает именно тот тип американского производства, которого Трамп требует уже много лет.
«Мы понятия не имеем, чего они хотят от других стран, и хуже всего то, что другие страны не знают, чего хочет от них Трамп», — сказал Дуг Хольц-Икин, президент American Action Forum, правоцентристского аналитического центра, который скептически относится к тарифам Трампа. «Я не знаю, как вести переговоры в таких обстоятельствах».
В отсутствие информации послы, торговые представители и другие высокопоставленные должностные лица звонили и отправляли друг другу сообщения, чтобы попытаться поделиться своими идеями. Они говорили об относительных преимуществах назначения министра финансов Скотта Бессента или министра торговли Говарда Лютника в качестве своего собеседника и пытались понять, какие идеи заряжают энергией команду Трампа.
Но это происходит медленно. Один высокопоставленный дипломат из крупного торгового партнера США сказал, что в дни после объявления тарифа в Розовом саду Белый дом не ответил на вопрос о том, что можно предложить для снижения тарифов. Теперь, когда самые высокие тарифы были приостановлены, чиновники Трампа, наконец, кажутся готовыми вести нормальные переговоры, а не просто требовать уступок, ничего не предлагая взамен — но все еще остается неясным, как именно Белый дом хочет действовать, сказал дипломат.
Однако основные контуры того, чего добивается команда Трампа, были выявлены в ходе их первых бесед, заявили чиновники и эксперты.
Сделки, скорее всего, будут касаться конкретных проблем, выявленных официальными лицами США в каждой стране. Старшие помощники Трампа, такие как Наварро и торговый представитель США Джеймисон Грир, заявили, что хотят, чтобы другие страны снизили как тарифные, так и «нетарифные» барьеры, такие как кража интеллектуальной собственности и импортные квоты. Чиновники Совета экономических консультантов Белого дома и Торговый представитель США потратили недели на изучение политики, которая, по их мнению, подпитывает большой торговый дефицит со странами, такими как Китай, и потенциальных возможностей для продвижения экспорта США. Эта работа может дать информацию для конкретных запросов, сделанных администрацией.
Главным среди ожидаемых требований является то, чтобы такие страны, как Вьетнам и Мексика, больше не использовались в качестве промежуточных остановок для китайских фирм и товаров, пытающихся обойти пошлины США — практика, которая встревожила чиновников обеих партий.
Соединенные Штаты будут сосредоточены на том, чтобы «товары из Вьетнама были настоящими вьетнамскими товарами», — сказал Дэниел Киши, политический советник American Compass, правоцентристского аналитического центра. Киши сказал, что команда Трампа, вероятно, будет подталкивать другие страны к тому, чтобы их тарифы на Китай соответствовали ставкам, которые Соединенные Штаты применяют к Китаю, и синхронизировать использование других инструментов, чтобы помешать Китаю контролировать цепочки поставок в критических секторах.
«Я был убежден, что центральным направлением был Китай», — сказал Ричард Мохика, торговый юрист Miller & Chevalier, ранее работавший в Таможенной и пограничной службе США. Мохика сказал, что ожидает, что Мексика достигнет соглашения с Соединенными Штатами, в частности, согласившись ограничить импорт продукции китайского происхождения: «Это полностью соответствовало бы идее не только получения большего доступа на рынки других стран для продукции США, но и ограничения доступа Китая в США».
Но иностранные государства могут не захотеть соглашаться на эти ограничения. Вьетнам зависит от Китая примерно на 40 процентов своего импорта, и председатель КНР Си Цзиньпин собирается посетить страну на этой неделе. Другие азиатские страны, с которыми США хотят заключить соглашение — Малайзия, Бангладеш и Таиланд — также более экономически связаны с Китаем, чем с Соединенными Штатами.
Сара Бьянки, второй по значимости торговый чиновник в администрации Байдена, которая сейчас является старшим управляющим директором Evercore ISI, заявила, что у многих из этих стран нет стимулов настраивать против себя Пекин, особенно после того, как односторонние угрозы Трампа ввести пошлины вызвали глобальный хаос.
«Многие страны, особенно в Азии, имеют экономики, которые чрезвычайно переплетены с Китаем», — сказал Бьянки. «Они не стремятся объединяться с США, чтобы открыто противостоять Китаю, особенно после того, как они пережили глубокий политический шок, вызванный США».
Сделки могли бы быть проще, если бы Трамп согласился повторить модель, которую он установил во время своего первого срока. В 2019 году Китай согласился покупать больше американских товаров в рамках сделки по снятию пошлин — хотя Трамп позже жаловался, что Пекин так и не выполнил ее.
Два человека, проинформированные о взглядах администрации Трампа, заявили, что сделки, вероятно, будут включать ряд обязательств в пользу конкретных внутренних отраслей. Например, японцев могут побудить взять на себя обязательство покупать большие объемы природного газа, добываемого в Соединенных Штатах. В Европе есть налоги и правила для интернет-гигантов и ограничения на импорт говядины, которые могут стать предметом переговоров.
Американские фермеры, до сих пор страдающие от торговой войны, также могли бы выиграть от соглашений, специфичных для отдельных стран, особенно если европейские страны захотят ослабить ограничения на экспорт некоторых видов американской сельскохозяйственной продукции.
Некоторые торговые эксперты сомневаются, что эти отраслевые сделки смогут вернуть Соединенным Штатам славу их производственных возможностей. Но поскольку рынок облигаций продолжает колебаться даже после тарифной паузы, президент может почувствовать, что ему следует заключить более узкие сделки, а не позволить разрушительным импортным пошлинам для десятков стран снова вступить в силу.
Другие государства также могут принять собственные контрмеры, особенно если они готовы избавиться от своих активов казначейских облигаций США. И Трамп уже продемонстрировал готовность отступить перед лицом волатильности финансового рынка, которая может ослабить позиции США.
«Трудно представить себе постамериканский мир»
Так озаглавлена статья Несрин Малик в «Гардиан» (13.04.2025). «Трудно представить себе постамериканский мир, потому что Америка создала этот мир. Когда США становятся нестабильным игроком, сама архитектура мирового финансового порядка начинает шататься. Мы видели это в кризисе доверия к доллару после тарифов „дня освобождения“ Трампа. Прочность верховенства закона и разделения властей — краеугольные камни доверия к экономике — теперь также находятся под вопросом, поскольку администрация Трампа вступает в войну со своей собственной судебной системой, а сам президент хвастается тем, как много людей в комнате с ним нажили кучу денег на его крахе фондового рынка».
«Многие отменили рабочие поездки в США из-за страха депортации или внесения в чёрный список. С этой неуверенностью приходит осознание того, что для некоторых на глобальном юге, которые всегда знали, что США не являются благотворным присутствием, все еще существует вера в то, что в пределах их собственных границ есть что-то, что сдерживает их эксцессы. Это было отчасти правдой, но также отражением культурной мощи США».
«Несмотря на все его нарушения, наступление постамериканского мира вызывает чувство головокружения. Мир, в котором вообще нет окончательной власти, может быть страшнее, чем мир, в котором есть глубоко порочная власть. Что пугает, так это перспектива анархии, нового мира, в котором нет организующего принципа в пост-идеологической системе, где каждый сам за себя. Не порядок холодной войны, разделенный на капиталистический, коммунистический и неприсоединившийся. И не порядок после холодной войны, разделенный на западных либеральных повелителей, конкурирующие недемократии и, ниже их, более мелких клиентов обоих.
Но то, что на самом деле должен вызвать крах США, — это не подавленность и замешательство, а проект по построению нового мирового порядка. То, что США решат сделать с точки зрения внешней и экономической политики, может повлиять на вашу потребительскую корзину и границы национального государства, в котором вы живете. Они остаются крупнейшей экономикой мира, имеют крупнейшие в мире военные силы и являются домом для самого мощного в мире развлекательного комплекса. Эта центральность в сочетании с их крахом показывает, что проблема глубже Трампа. Мир всегда был опасно подвержен влиянию любого направления, в котором шли США».
«По иронии судьбы, все это может быть началом процесса, который приведет к подлинным „дням освобождения“ для других стран, но не для самих США. Впереди боль, но также и некая независимость. Прежде всего, может быть, наконец, признание того, что определение мира и процветания в США всегда было их собственным, навязанным чистой силой власти и пропаганды».
Источник: газета «Завтра»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.