Марат Нуриев: «Тема ЖКХ очень значимая, непростая, и мы эту работу проводим системно, ежемесячно, проводили заседания в Москве в Государственной Думе. Но все-таки хотелось бы выехать в регионы и выслушать их позицию» Марат Нуриев: «Тема ЖКХ очень значимая, непростая, и мы эту работу проводим системно, ежемесячно, проводили заседания в Москве в Государственной Думе. Но все-таки хотелось бы выехать в регионы и выслушать их позицию» Фото: «БИЗНЕС Online»

Общим собраниям предпишут новый порядок

«Сфера ЖКХ замерла — все действующие лица собрались здесь», — шутили накануне в зале минстроя Татарстана, где прошло выездное совещание рабочей группы комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. В зале собрались представители управляющих компаний, эксперты и чиновники.

«Тема ЖКХ очень значимая, непростая, и мы эту работу проводим системно, ежемесячно, проводили заседания в Москве в Государственной Думе. Но все-таки хотелось бы выехать в регионы и выслушать их позицию, — открыл совещание депутат Госдумы РФ от Татарстана Марат Нуриев. — В рабочую группу вошли очень сильные эксперты, и благодаря нашей совместной работе уже появился ряд законопроектов, которые приняты и работают».

Сергей Пахомов: «Какие изменения ждут систему ЖКХ? Радикальные!»

Одну из законодательных инициатив представили и на совещании. Это проект федерального закона о реформировании общих собраний собственников (ОСС) в МКД — о нем рассказала директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Ирина Генцлер. Над документом, по ее словам, рабочая группа трудилась практически со дня ее основания — около трех лет.

«Сейчас все находится в стадии экспертного обсуждения. Официально никто никуда еще это не вносил, поэтому есть очень хорошая возможность покритиковать, внести предложения и взаимными усилиями действительно сделать документ, который будет полезен потом на практике и реализуем», — отметила эксперт.

Одну из законодательных инициатив представили на совещании. Это проект федерального закона о реформировании общих собраний собственников (ОСС) в МКД — о нем рассказала директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Ирина Генцлер Одну из законодательных инициатив представили на совещании. Это проект федерального закона о реформировании общих собраний собственников (ОСС) в МКД — о нем рассказала директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Ирина Генцлер Фото: © Нина Зотина, РИА «Новости»

Цель законопроекта — упростить процедуру проведения ОСС и ускорить принятие решений по разным проблемам жителей МКД. Что предлагается для этого сделать?

Прежде всего — определить те вопросы, которые требуют исключительной компетенции общего собрания. Сюда относится, во-первых, все, что касается личных имущественных прав граждан, т. е. затрагивает судьбу их помещений в многоквартирном доме и все, что создает для собственников существенное финансовое бремя. Во-вторых, те вопросы, которые затрагивают интересы большей части собственников. Для решения первой категории вопросов потребуется не менее 2/3 голосов собственников, второй категории — более 50% от общего числа голосов всех собственников помещений в МКД.

Общее собрание вправе принимать решения:

  • о реконструкции МКД;
  • о размере дополнительного взноса на капремонт (в размере 50–100% и более обязательного минимального взноса);
  • о включении МКД в проект комплексного развития территорий (снос МКД);
  • о выборе способа управления МКД;
  • о выборе способа формирования фонда КР;
  • о капитальном ремонте МКД;
  • о получении кредита на капремонт МКД;
  • о переводе жилого помещения в нежилое;
  • о делегировании полномочий по принятию решений совету МКД или правлению ТСЖ.

Прочие вопросы можно будет решать большинством участников голосования либо делегировать совету МКД (правлению ТСЖ).

«Решения будут приниматься меньшим количеством людей, но зато более оперативно, — отметила Генцлер. — Естественно, сегодня можно посмотреть на перечень вопросов, сказать, мол, неправильно распределили. Все обсуждаемо — мы готовы рассмотреть ваши предложения».

Кроме того, предлагается расширить сами механизмы принятия решений. Например, внедрить для текущего ремонта процедуру «ускоренного опроса», когда собственников уведомят о проекте решения. В течение 10 дней им предстоит выразить свое мнение — если против проголосовали менее 50% собственников, решение будет считаться принятым. «Пока этот способ предлагается только для текущего ремонта, — подчеркнула эксперт. — Хотя, если подумать, есть масса вопросов, которые можно было бы таким ускоренным способом решить. Если человек не против, ему не надо всю эту процедуру проводить, а те, кто имеет совершенно отчетливую позицию, выражают ее явным образом».

В числе прочих предложений законопроект предусматривает и меры по защите персональных данных в рамках проведения различных голосований собственников, а также по снижению рисков фальсификации решений собственников. Так, инициатор внеочередных собраний будет получать данные из реестра собственников только в неперсонифицированном виде. «Управляющая организация как юрлицо имеет обязанности по защите персональных данных, а если инициатор — гражданин, то он никакой ответственности не несет. Поэтому надо защитить эти данные и предоставлять их только в неперсонифицированном виде», — пояснила Генцлер.

Чтобы избежать фальсификаций, все решения собственников должны сопровождаться записью из ЕГРН, подтверждающей право собственности на помещение. До оформления протокола собрания всем собственникам будут рассылать в табличной форме итоги голосования: так каждый сможет перепроверить, верно ли учтен его голос.

Впрочем, собравшиеся активнее всего высказывались по другим вопросам — например, призывали к запрету товариществ собственников жилья. «Управляющие компании все разные, вот и товарищества все разные, — возразила Генцлер. — Не знаю, почему Татарстану так не повезло с ТСЖ, но вот, например, в других городах, Москве, Питере, есть прекрасно работающие товарищества».

Возможным решением проблемы эксперт назвала внедрение стандартизированных образовательных услуг и отлаженной системы оценки профессиональной квалификации для лиц, занимающихся управлением домов внутри ТСЖ. Проводить же тесты по аналогии с лицензированием управляющих компаний, по мнению Генцлер, метод неэффективный, т. к. не позволяет реально оценить профессиональную квалификацию представителя ТСЖ.

Общий долг жителей РТ приближается к 10 млрд рублей Общий долг жителей РТ приближается к 10 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как «управляйки» мечтали о возвращении к УСН

Еще одним вопросом стало взыскание долгов — напомним, общий долг жителей РТ приближается к 10 млрд рублей. Примерно такую сумму, к слову, Татарстан намерен потратить на годовую программу ремонта сетей. Альтернативные формы борьбы с должниками представила член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Сусана Киракосян.

«Хочется начать с общих слов о том, что всех здесь находящихся объединяет общая боль. Это бессистемное и хаотичное законодательство, которое в большинстве своем носит заплаточный характер, — эмоционально начала спикер. — Потому что, к сожалению, у нас нет какого-либо научно-исследовательского института при министерстве, при Государственной Думе, который бы осмысливал все происходящее и предлагал стратегические вещи, которые бы решали проблему, а не носили характер заплаток».

Киракосян привела впечатляющую статистику: из 28,3 млн судебных дел в 2023 году львиная доля — 11 млн дел — это жилищные споры. И 10,7 млн из этого количества — это именно дела по взысканию долгов за ЖКХ. Киракосян считает, что сейчас нет системного понимания, как решать глобальную проблему неплатежей. А инструментарий взыскания долгов и решения споров неэффективен.

К примеру, те же коллекторы, которых в Госдуме в принципе предложили запретить, в части ЖКХ и сейчас работают так себе. По мнению Киракосян, большинство коллекторов просто выжидают нужный срок для обращения к приставам. Особое внимание эксперт обратила на потенциал института медиации как возможности досудебного решения проблем с должниками. Интерес к этому инструменту растет, однако сторонам не хватает четкого и понятного алгоритма работы в рамках медиации, считает она.

Бурные обсуждения вызвала и тема НДС: с 2025 года налог стал неожиданным сюрпризом от государства. Раньше УК при работе по упрощенной системе налогообложения его не платили. Теперь же НДС не платят, если доходы УК в 2024 году — до 60 млн рублей. При сумме в 60–250 млн ставка — 5%, 250–450 млн — 7%, свыше 450 млн рублей доходов — переход на общую форму налогообложения. А большинство крупных УК в Татарстане имеют оборот как раз свыше 60 миллионов. Причем, по словам гендиректора «Института управления ЖКХ» Ирины Маликовой, это всего лишь начало. «Налоговое законодательство будет развиваться дальше и где-то уже к 2030 году планируется вообще запретить упрощенную систему налогообложения», — считает она. Понятно: в любом случае начинается дробление бизнеса, оставлять эти лазейки для бюджета смысла нет.

Сами компании, однако, к пессимизму Маликовой не присоединились и наперебой призывали продолжать борьбу за возвращение «управляек» к упрощенной системе. Ведь, к примеру, с законом Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова о местном самоуправлении такая борьба оправдалась! В зале резонно заявляли: НДС, как косвенный налог, бьет по карману потребителя — за ту же сумму люди будут получать уже меньший объем услуг… Спор вокруг этой темы на заседании разгорался и затухал не раз, а окончательно угас только после примирительного обещания Шайдуллина по возможности продолжать работу в соответствующем направлении. Тем более что такую позицию по налогообложению УК поддерживает и раис РТ Рустам Минниханов — соответствующее письмо было направлено премьеру Михаилу Мишустину.

Рафар Шакиров подсветил разительный контраст между минимальным и максимальным средним тарифом в разных муниципальных районах РТ Рафар Шакиров подсветил разительный контраст между минимальным и максимальным средним тарифом в разных муниципальных районах РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Жилищные тарифы в районах разнятся в разы

Руководитель управления госэкспертизы и ценообразования РТ Рафар Шакиров подсветил разительный контраст между минимальным и максимальным средним тарифом в разных муниципальных районах РТ. Например, житель Сабинского района за уборку придомовой территории на «квадрат» заплатит в среднем 46 копеек, и это в 16,3 раза меньше, чем в Азнакаевском районе, где за это требуют 7,5 рублей. Или взглянем на средние расходы за содержание МКД в целом: 7 рублей за «квадрат» в Черемшанском районе против 59 в Алькеевском!

Тарифы муниципалитет устанавливает для муниципального жилья, но управляющие компании по факту всегда ориентируются на цифры, предложенные чиновниками. Если тариф слишком низкий — нормально обслуживать дома невозможно, но уговорить людей раскошелиться побольше тоже практически нереально. Поэтому очень важен баланс, тарифы должны быть экономически обоснованными. Шакиров призвал районы с перекосами в обе стороны обращаться в госэкспертизу, чтобы определить, насколько такие тарифы соответствуют реальности.

«Дальше будем продолжать работу, и другие регионы также услышим, я считаю, это очень полезно, — подытожил двухчасовую встречу Нуриев. — А вообще в республике 15 депутатов Государственной Думы, они есть в каждом районе. Каждый депутат имеет право вносить за своей подписью ваши предложения. То есть возможности у нас, и у вас велики. Поэтому не молчите — говорите, предлагайте! А мы вместе с рабочей группой будем это дальше продвигать».