«В последнее время много говорится о проблемах с ресурсной базой в стране. Но малым нефтяным компаниям можно передать 26 тысяч законсервированных скважин», — рассуждает Тимур Шаймиев в статье, которую сегодня опубликовало издание «Известия». Это уже второе публичное выступление гендиректора МНКТ и внука первого президента Татарстана в прессе с начала года. Бизнесмен развивает мысль о том, что малым нефтяникам нужно объединиться, чтобы вместе решить проблемы, и предлагает создать ассоциацию при правительстве России. По замыслу Шаймиева, новая организация «наконец» решит вопрос со статусом малых компаний: у них тот же налоговый режим, что у крупных, но экономика и условия бизнеса «абсолютно разные». Детали — в нашем материале.
Тимур Айратович предложил расконсервировать и передать малым нефтяным компаниям 26 тыс. старых скважин
Внук Шаймиева снова выступает в прессе
Тимур Шаймиев, который прежде тихо руководил ООО «МНКТ» (Малая нефтяная компания Татарстана) и не отличался публичными выступлениями, снова пробует заявить о своих идеях на федеральном уровне. В начале января внук первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева неожиданно выступил с довольно содержательным и откровенным интервью «Российской газете», а теперь появился на страницах другого крупного российского издания — газеты «Известия». Статья, в которой Шаймиев-младший обозначен в роли главы компании и эксперта, посвящена идее МНКТ создать новую ассоциацию малых нефтяных компаний.
Таким образом, во второй раз от внука Шаймиева звучит публичный призыв к российским малым нефтяным компаниям (МНК): «Давайте объединяться». Проблем в отрасли предостаточно, и не все из них можно решить в одиночку, говорил ранее гендиректор МНКТ. «Время шальных денег — оно же уходит. И только общая работа для общего блага даст результат: один ты не выживешь», — предупредил тогда предприниматель. Вышедшая статья раскрывает, как в понимании МНКТ должно выглядеть объединение нефтяников.
Однако теперь Шаймиев обращается уже не только к бизнесу, но и к руководству страны. Ведь новую организацию он предлагает создать при правительстве РФ и даже говорит о неурегулированных на государственном уровне проблемах, которые решит новый орган. Как отмечается в материале, привлечение государства позволит собрать нефтяников вместе. Выходит, своими силами «сдружить» компании не удается, и эта мысль читается в тексте. Возможно, потому гендиректор и основной владелец МНКТ и действует публично, через прессу, а не кулуарно. Как и в прошлый раз, материал производит впечатление парадного, с нужными посылами и тезисами и «правильным» экспертом, который поддерживает замысел руководителя МНКТ.
Сам Шаймиев в статье не уточняет, обращался ли в правительство РФ и к другим участникам рынка с идеей создания ассоциации и была ли какая-то ответная реакция. При этом он не стесняется, критикуя созданные прежде организации подобного рода — московскую «АссоНефть», которая работает более 30 лет, и созданный в 2002 году в республике «Нефтеконсорциум». Материал из двух частей рассказывает, почему нужно создавать ассоциацию и что даст отрасли «инициатива татарских нефтяников».
Помимо уже знакомой идеи объединиться, прозвучали и новые. Тимур Айратович предложил расконсервировать и передать малым нефтяным компаниям 26 тыс. старых скважин. Это немало, если учесть, что в фонде самой МНКТ сейчас 400 месторождений с так называемой трудной нефтью, добыча которой требует дополнительных усилий и затрат. Также предприниматель намекает на то, что малым нефтяникам нужно предоставить налоговые льготы.
В России сегодня нет организации, которая бы координировала работу малых нефтяных компаний, сетуют эксперты издания
Владельца МНКТ беспокоит «явная разобщенность внутри сектора»
Почему надо объединяться? В России сегодня нет организации, которая бы координировала работу малых нефтяных компаний, сетуют эксперты издания. Помимо Шаймиева, в этой роли выступает эксперт инновационно-технологического центра «Фэмоил» Фиалка Хасанова. Центр был создан в 2023 году в Казани и известен, в частности, созданием программного комплекса для оценки экономической эффективности разработки месторождений нефти. На основе оценки можно понять, выгодно ли производителю применять тот или иной способ месторождения. Судя по открытым данным, ранее МНКТ использовала модуль для оценки собственных месторождений, а Хасанова не только эксперт «Фэмоила», но также учредитель и генеральный директор организации.
Внутри сектора малых компаний, констатирует газета, есть «явная разобщенность». К примеру, ассоциация «АссоНефть» позиционирует себя как российская организация, но интересы всех игроков рынка не отражает, говорится в публикации. «В ее составе всего три-четыре компании, и говорить за всех у нее как не получалось, так и не выходит», — сказано в материале. Заметим, сама «АссоНефть» в ноябре 2023 года сообщала, что в ее составе 8 организаций, а в ноябре 2024 года, отмечая 30-летие, приглашала к сотрудничеству новых участников.
АО «Нефтеконсорциум», созданное в Татарстане в 2002 году, занималось вопросами развития малых нефтяных компаний в республике, но только поначалу, следует из статьи. «Чем занимается консорциум в настоящее время, мало кто понимает», — пишет газета, а следом приводит язвительный комментарий Шаймиева-младшего.
«На данный момент мы получаем от них („Нефтеконсорциума“ — прим. ред.) приглашения на мероприятие и просьбы о благотворительных взносах, на выставку нефтегазовой промышленности в Казани или ежегодную Олимпиаду юных геологов, только мы пока не видели этих геологов», — цитирует издание гендиректора МНТК (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.).
«Вот здесь и появилась идея создания ассоциации при правительстве России. По мнению Тимура Шаймиева, привлечение государства позволит собрать нефтяников вместе и решить проблемы отрасли. Почему руководить должно государство? Это избавит ассоциацию от необходимости выбирать лидера, а сами нефтяники сконцентрируются на другом», — сказано в статье. Причем создавать новую организацию нужно не на базе какой-то одной нефтяной компании, а под «патронажем» правительства, «то есть с гарантированно равным представительством всего бизнеса».
На сегодня в нашей стране существует 800 малых компаний, которым выдано более 4 тыс. лицензий. На их долю приходится 23% от всей добычи российской нефти
Намек на налоговые послабления и просьба передать скважины
Как следует из текста, новая ассоциация должна работать «с государством или под началом государства» и «наконец решить» вопрос со статусом малых компаний. «На сегодня эти небольшие предприятия имеют такой же налоговый режим, как и крупные компании России. При этом экономика и условия для ведения бизнеса абсолютно разные», — сказано в статье. Очевидно, намек на то, что сектору нужны льготы, послабления.
«Взять дебет скважины, то есть посуточную добычу по малым НК. Он составляет около 5 тонн, что не очень много, — уточняет Шаймиев. — Отрицательно сказывается высокая серность этой нефти, что влияет на ремонт, так как идут коррозия, ускоренный износ оборудования». Ассоциация, по замыслу МНКТ, поможет государству «поближе познакомиться с экономикой малых НК, их затратами и определиться с поддержкой там, где это необходимо». Выходит, пока государство в понимании МНКТ не полностью понимает специфику.
Как и в предыдущей статье, в этой присутствует небольшой «экскурс» в то, что такое малые нефтяные компании. Они стали появляться в России в середине 1990-х, после приватизации нефтедобывающего сектора страны. На эти компании в свое время «сбросили» нерентабельные месторождения, вспоминает издание. Как подчеркивает Хасанова, крупные вертикально интегрированные компании отказывались разрабатывать месторождения, где нефть высоковязкая и сернистая, скважины с постоянно падающим внутренним давлением.
На сегодня в нашей стране существует 800 малых компаний, которым выдано более 4 тыс. лицензий. На их долю приходится 23% от всей добычи российской нефти. Шаймиев предлагает передать им в пользование 26 тыс. законсервированных месторождений. «Их разработка и в советское, и в российское время была нерентабельной. МНК в состоянии вести с них добычу и получать прибыль», — приводят его слова «Известия».
Еще Шаймиев объясняет, что малые компании зависят от передовых технологий. Переработкой они не занимаются и зарабатывают только на том, что добыли и продали. У компании может быть несколько лицензий на разработку двух-трех месторождений, и работа на некоторых из них «может генерировать только убытки». И только за счет технологий можно снижать издержки, держаться на плаву и развиваться. Если в крупной нефтяной компании сложно, а «иногда и не нужно» внедрять мелкие новые технологии, то малые организации «более мобильны» и «всегда готовы использовать любые прогрессивные методы увеличения нефтеотдачи», подчеркивает Хасанова.
США добывают 400 млн т нефти из сланцевых пород, а начинали все с нуля малые компании, ведь ни одна большая компания поначалу добычей из сланцев не занималась
«Сегодня ситуация такова, что импортное оборудование пока еще лучшего качества»
Снова прозвучала и «научная» тема. Но если в первой статье Шаймиев критиковал качество обучения специалистов, то теперь сетует на качество российского оборудования для нефтедобычи. Как отмечают в МНКТ, привлечение государства поможет нефтяникам «решить и вопрос с вузами», а именно — обязать их плотно работать с сектором в разработке оборудования. Каждой компании по отдельности не придется обращаться к вузам, появятся общие запросы и технические задания с учетом региональной специфики.
«Нам важно использовать научный потенциал вузов, так как на сегодня ситуация такова, что импортное оборудование пока еще лучшего качества. Редукторы, винтовые насосы, станки-качалки и другое оборудование — они более энергосберегающие. Увеличен срок межпериодного ремонта, они более долговечные, по многим параметрам превосходят наше оборудование. И нам надо вместе стремиться к тому, чтобы сделать не хуже иностранного», — указал Шаймиев.
Обращается предприниматель и к коллегам. По словам Шаймиева, уже сейчас малым компаниями следует открыть для государства доступ к первичной документации своих компаний. «Это, по замыслу Тимура Шаймиева, несмотря на существующий налоговый мониторинг, позволит государству понять, где проседают компании, а где на подъеме. Будет производиться полный анализ отрасли, что позволит более эффективно регулировать деятельность компаний», — говорится в публикации.
Чтобы описать результат от создания ассоциации и передачи законсервированных скважин малым компаниям, газета использует фразу из выступления президента союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля в декабре 2024 года. Тот замечал, что США добывают 400 млн т нефти из сланцевых пород, а начинали все с нуля малые компании, ведь ни одна большая компания поначалу добычей из сланцев не занималась.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.