«Эпоха доллара завершается. Все меньше стран рассматривает эту валюту как резервную, она стала политически токсичной. Чем быстрее мы создадим валютно-финансовую архитектуру, которая нас защитит от конвульсий разлагающейся долларовой системы, тем более устойчивым будет наше финансовое развитие», — рассуждали участники дискуссии «Новое блоковое разделение мира. Стратегия России», которая развернулась на полях Московского экономического форума (ставшего одним из ключевых событий в стране уходящей недели). Эксперты обсудили возможность войны США и Китая, русофобов в американском правительстве и вспомнили деда Илона Маска. О том, будет ли блоковое разделение мира и почему в глобальной экономике важно доверие, — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам Сергея Глазьева, на смену имперскому мирохозяйственному укладу приходит новый — интегральный мирохозяйственный. Его центр находится в Восточной и Южной Азии, а в основе лежит ядро Китай – Индия
Россия как сырьевая периферия и политически токсичный доллар
«Та система управления, которая сначала рухнула в СССР вследствие перегруженности централизованного директивного управления из-за расширения неэффективных производств, сейчас рушится в США вследствие перегруженности экономической системы „финансовыми пузырями“», — открыл одну из ключевых дискуссий Московского экономического форума академик РАН и известный экономист Сергей Глазьев. По его словам, на смену имперскому мирохозяйственному укладу приходит новый — интегральный мирохозяйственный. Его центр находится в Восточной и Южной Азии, а в основе лежит ядро Китай – Индия.
Новый мирохозяйственный уклад, как отметил Глазьев, отличают особые нравственные характеристики. Это примат общественных интересов над личными, право граждан на достойную жизнь и гармоничное свободное развитие, экологические ограничения, социальная справедливость, прозрачные отношения собственности и соотнесение прав, обязанностей и ответственности. При этом государство остается правовым, развивающимся и гуманным. «Значительную роль играет стратегическое планирование и неэкономические цели», — добавил он.
При этом кардинально меняется целеполагание в экономической политике. Например, главной целью денежно-кредитной политики становится рост инвестиций, внешнеэкономической — повышение национальной конкурентоспособности. Налогово-бюджетная политика должна стимулировать инновации, а государство — регулировать пропорции в ценообразовании. Кроме этого, вся банковская система должна работать как один большой институт развития.
Что касается России, то она, по словам Глазьева, интегрируется в новый мирохозяйственный уклад как сырьевая периферия. Это связано с тем, что наша страна не обладает той системой управления, которая характерна для интегрального мирохозяйственного уклада: нет системности, понимания роли институтов развития, которые на два порядка меньше, чем должны были быть, и нет участия трудящихся в управлении. Кроме этого, Россия не обладает самым главным — сочетанием стратегического планирования и рыночной самоорганизацией в контурах управления.
«Чтобы выйти из [этой] ситуации, необходимо подчинить все макроэкономическое регулирование задачам наращивания инвестиций и роста производства в интересах общественного благосостояния, — подчеркнул экономист. — Для этого надо выйти из примитивной денежной политики, которая сегодня крутится вокруг манипулирования ключевой ставкой в целях борьбы с инфляцией и лишает экономику кредитной возможности».
Российским властям надо перейти на другую макроэкономическую политику, где целевое кредитование обеспечивает опережающий рост передовых производств, т. е. заемщики могут получать кредиты не более чем под 2–3% годовых для освоения новых технологий, а ЦБ будет создавать эти условия с помощью специальных инструментов рефинансирования, объяснил Глазьев.
В целом же, как отметил выступающий, миру нужно создавать новую валютно-финансовую архитектуру. Например, именно продвижением на новую цифровую расчетную валюту заняты члены БРИКС. «Эпоха доллара завершается, все меньше стран рассматривает эту валюту как резервную, она стала политически токсичной. Чем быстрее мы создадим валютно-финансовую архитектуру, которая нас защитит от конвульсий разлагающейся долларовой финансовой системы, тем более устойчивым будет наше финансовое развитие», — подвел итог Глазьев.
«Для этого надо выйти из примитивной денежной политики, которая сегодня крутится вокруг манипулирования ключевой ставкой в целях борьбы с инфляцией и лишает экономику кредитной возможности», — подчеркнул Глазьев
Ждать ли войны Китая и США?
Пока еще не сложилось нового блокового разделения мира. Так считает редактор по вопросам международных отношений журнала Chronicles (США), профессор международных отношений в Университете Баня-Луки (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) Срджа Трифкович. «Что мы видим после инаугурации Дональда Трампа? Перекалибровку внешней политики США. Но начались ли тектонические сдвиги? Я так не считаю», — заявил он.
По его словам, в администрации американского президента по-прежнему существует неоконсервативная русофобская группа. Ее яркими представителями является генерал Кит Келлогг и госсекретарь Марко Рубио. Трифкович предупредил, что России уготована ловушка, подобно прошлым Минским соглашениям, если ее руководство согласится на обсуждаемые ныне мирные инициативы по Украине. Здесь он провел аналогию с раком: «Если не вырезать все раковые клетки, то его можно победить только временно». Напоследок же он предсказал возможную войну между США и Китаем в ближайшие десятилетия.
«Что мы видим после инаугурации Дональда Трампа? Перекалибровку внешней политики США. Но начались ли тектонические сдвиги? Я так не считаю», — заявил Срджа Трифкович
По мнению директора Объединенного института оборонных исследований в Нью-Дели Бала Кришана Шармы, мир вступает в эпоху «асимметричной биполярности», т. е. противостояния США и Китая. «Крупный стратегический вызов появился, когда произошел ковид. И большинство стран стало брать на вооружение менталитет осады. И Pax Sinica (китайский мир — прим. ред.), и Pax Americana начали разрушаться», — при этом добавил эксперт.
Помимо пандемии коронавируса, случились еще два стратегических шока — СВО на Украине и война в секторе Газа. «После этого к власти пришел Дональд Трамп. И эта версия Трампа 2.0 только усугубила проблемы. Он вызвал не только внутренний хаос, но и пробудил внешние политические шоки», — отметил Шарма. При этом американский президент соблюдает три важных аспекта своей философии: он помогает в демонтаже существующего миропорядка, вся его политика нацелена на заключение сделок, а также он увязывает возможности в экономическом и военном планах.
Эмоциональным вышло выступление директора по стратегии китайского медиапортала Guancha Ли Бо. «Помню, [Барак] Обама приезжал в Китай и уже тогда говорил о концепции G2. Но Китай отказался от нее, потому что в рамках этой конструкции ему была отведена роль большой Японии, подчиненной США», — напомнил эксперт и привел фразу американского экс-президента о том, что «если дать подняться КНР с населением 1,4 миллиарда человек, то это будет губительно для всего мира».
По мнению директора Объединенного института оборонных исследований в Нью-Дели Бала Кришана Шармы, мир вступает в эпоху «асимметричной биполярности», т. е. противостояния США и Китая
При этом гость из Поднебесной не считает, что между двумя державами будет горячая стадия войны. «Добавленная стоимость промышленности в Китае составляет 33 процента от общего объема производства в мире, и это в 2 раза больше, чем в США. Если будет горячая стадия войны, нужны будут дроны, роботы. Не просто солдаты, но и снаряды…» — намекал спикер на промышленное преимущество своей страны.
По его мнению, в будущем появится два блока, между которыми будет существовать цифровой разлом. Чтобы противостоять американскому цифровому лидерству и избежать этого разлома, Ли Бо призвал создать цифровое сообщество «Россия – Китай». «Русские очень талантливые. У вас есть „Касперский“, есть „Телеграм“. И микросхемы становятся стратегически важным вопросом. Китай должен открыть лицензии для российского IT-сообщества. Давайте делиться ключевыми технологиями!» — предложил эксперт.
Тезис о том, что БРИКС — синоним многополярности, озвучил академический директор бразильского центра международных отношений, доцент Института международных отношений Университета Сан-Паулу Фелисиано де Са Гимарайеш. Кроме важной роли объединения, докладчик остановился и на том, почему Бразилия в последнее время чаще смотрит в сторону азиатских партнеров. «Нужен политический доступ на уровне президента [к решению мировых вопросов]. Запад никогда не предлагал таких возможностей», — заметил спикер. Сейчас же бразильские власти заключили одно из крупнейших оборонных соглашений с Индией, а экспорт бразильских товаров в Индонезию показывает бо́льшие показатели, чем в Германию.
«Но есть одна загвоздка — мы на другой стороне Атлантики. Мы традиционно были частью Запада. Для того чтобы играть роль в этой сложной игре, Бразилии необходимо налаживать мосты», — резюмировал Гимарайеш.
Тезис о том, что БРИКС — синоним многополярности, озвучил академический директор бразильского центра международных отношений, доцент Института международных отношений Университета Сан-Паулу Фелисиано де Са Гимарайеш
«Можно по-разному относиться к Pax Americana, но мы ему доверяли и пользовались его институтами»
«Пытаются ли США вернуть себе доминирование? Нет, это является попыткой сложить с себя ответственность мирового гегемона с наименьшими для себя издержками. Политика Трампа — это возрождение доктрины Монро (декларация принципов внешней политики США — прим. ред.) на новом геополитическом уровне», — заявил аналитик, эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский.
По его словам, нынешние власти США стремятся осуществить идею техната. Т. е. создания технологической ресурсно-самодостаточной зоны, которая могла бы полностью обеспечивать индустриальное развитие Североамериканского континента. «Идея была выдвинута еще до Второй мировой войны. Один из апологетов этой идеи был дед Илона Маска (речь о Джошуа Холдмане, который увлекался технократическим движением и считал, что страны Северной Америки должны объединиться в „Американский технат“, — прим. ред.)», — обратил внимание экономист.
Вспомнил он и слова Глазьева о том, что идет процесс отказа от обязательств. Пример тому — санкции в отношении России. «Этот процесс будет продолжаться. При этом США важно сохранить все компетенции, которые они наработали и которые позволяют им реализовывать технологический уклад и все необходимое ресурсное обеспечение для этого уклада. Это стратегическая цель их политики», — подчеркнул Голубовский.
Именно для ее реализации звучат заявления о намерении установить контроль над Панамским каналом, перенести производство чипов с Тайваня в США, найти контролируемые ресурсы редкоземельных металлов. «В чем проблема всех остальных? Можно по-разному относиться к Pax Americana, но мы ему доверяли и пользовались его институтами — финансовыми, банковскими, его валютой. Можно быть производителем какого угодно количества классных чипов, кофе, зерна, нефти, но у вас будут большие проблемы, если вы не можете этим торговать», — предупредил эксперт.
В качестве рабочей гипотезы он предложил принять тот факт, что по прошествии небольшого времени «у нас всех будут очень большие проблемы с международной торговлей». Поэтому сейчас перед странами стоит необходимость замещения того выпадающего доверия, которое уходит из глобальной экономики.
«Мы стоим перед кризисом затяжного падения глобального ВВП. Те, кто находится на более высоких позициях, будут падать глубже и больнее, — продолжил прогноз Голубовский. — Я вдохновлен мнением китайского коллеги о том, что многие китайские технологии следовало бы просто открыть для их распространения. Это не просто благородный жест, это то, что заложит основу сохранения коллективного рынка».
В заключение он добавил, что сегодня речь не идет о формировании нового блокового разделения мира — сейчас речь о том, что хаос, который будет расти на периферии, должен быть преодолен усилиями самой периферии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.