Новые пошлины Трампа могут привести к худшей неделе для цен на нефть за последние месяцы Новые пошлины Трампа могут привести к худшей неделе для цен на нефть за последние месяцы Фото: © Chris Kleponis / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Акции по всему миру упали, облигации выросли, а нефть достигла четырехлетнего минимума»

Если накануне после объявления Дональдом Трампом масштабного повышения пошлин на ввозимые в США товары для почти 200 стран на мировых рынках взяли паузу для осмысления произошедшего, то сегодня уже можно говорить о первых последствиях. Так, цена нефти Brent на лондонской бирже рухнула на 8,02% и на минимуме опустилась до $64,35 за баррель. В предыдущий раз нефть была дешевле $65 более 3,5 года назад — в августе 2021-го.

Обвал на рынке нефти начался накануне. Но сегодня котировки ускорили падение. Как пишет РБК, помимо американских пошлин, сказались и ответные меры Китая, который c 10 апреля вводит дополнительные пошлины в размере 34% на весь импорт из США. За последние две торговые сессии нефтяные котировки обвалились на 13,59%. К пошлинам Трампа и Китая добавилось и решение ОПЕК+ от 3 апреля о том, что 8 стран ускорят рост добычи нефти в мае до 411 тыс. б/с вместо запланированных изначально 135 тыс. б/с.

Цена нефти Brent на лондонской бирже рухнула на 8,02% и на минимуме опустилась до $64,35 за баррель Цена нефти Brent на лондонской бирже рухнула на 8,02% и на минимуме опустилась до $64,35 за баррель Фото: © IMAGO/Westlight / www.imago-images.de / www.globallookpress.com

«Акции по всему миру упали, облигации выросли, а нефть достигла четырехлетнего минимума, в то время как Китай активизировал борьбу с торговой войной президента Дональда Трампа», — констатирует Bloomberg.

«Экономический порядок, выстроенный после Второй мировой, мертв»: как Трамп перевернул шахматную доску

Новые пошлины Трампа могут привести к худшей неделе для цен на нефть за последние месяцы, т. к. у инвесторов возникли опасения, что глобальная торговая война нанесет ущерб спросу на нефть, пишет Reuters. Фьючерсы на марку Brent упали до $64,84 за баррель, в то время как фьючерсы на нефть WTI — до $61,48. «Оба индекса оказались на пути к самым большим недельным потерям в процентном отношении за последние два года», — отмечает агентство. «ПСБ Аналитика» прогнозирует цену Brent на следующей неделе в $60–65 за баррель.

«Агрессивные ответные действия Китая на пошлины США фактически подтверждают, что мы движемся к глобальной торговой войне, войне, в которой не будет победителей и которая нанесет ущерб экономическому росту и спросу на ключевые сырьевые товары, такие как сырая нефть и нефтепродукты», — цитирует агентство главу отдела стратегии на сырьевых рынках Saxo Bank Оле Хансена.

В первую очередь СМИ ожидают роста цен в США. «Экономисты считают, что пошлины, скорее всего, приведут к тому, что именно потребители будут расплачиваться за рост цен на одежду, электронику, машины и многие другие товары», — отмечает The Wall Street Journal. Новые тарифы Трампа побуждают некоторых покупателей запасаться, заметили в издании. «Американцы бросились скупать телевизоры, соевый соус и спортивную одежду Lululemon», — добавляет издание.

Экономике РФ потребуются дополнительные усилия на фоне турбулентности, которую сейчас переживает мировая экономика, отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Сейчас, конечно, экономику мировую лихорадит. Мы слышим с вами весьма неблагоприятные прогнозы разных экономистов, в том числе всемирно известных. <…> При таком шторме нам нужно быть очень внимательными, чтобы минимизировать негативные последствия для нашей экономики», — сказал он.

России в тарифном списке США не было. Однако, как ранее отмечала эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская, страна косвенно пострадает из-за введенных Соединенными Штатами пошлин при падении цен на нефть и торможении темпов роста мировой экономики. Один из собеседников «БИЗНЕС Online» также предположил, что ситуация отразится на российской нефти, а потом и на курсе российской валюты.

Сценарий абсолютно такой же, как был в 1929 году — это будет Великая депрессия 2.0 «Сценарий абсолютно такой же, как был в 1929 году, это будет Великая депрессия 2.0» Фото: © Arne Dedert / dpa / www.globallookpress.com

«В этом году будет рецессия, практически 100-процентная вероятность. Во втором полугодии ждите спада глобального ВВП»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют «мировой шторм» и рассуждают, как долго продлится падение цен на нефть.

Дмитрий Голубовский — аналитик, эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс»:

— Связано ли нынешнее падение цен на нефть с введением Трампом торговой пошлины? Конечно, потому что резко выросли риски глобальной рецессии. Началась торговая война всех против всех. Трамп ввел — Китай ответил. Поскольку американский рынок для китайских товаров стал гораздо менее привлекателен, они перенаправляются в Евросоюз. Европа готовится к наплыву этих товаров, тоже обсуждает защитные меры против Китая. В общем, камушек, который запустил Трамп, сейчас спровоцирует обвал всей мировой торговли и, как следствие, мирового производства. А это падение спроса и цены на сырье. Так что нас ждет глобальная рецессия.

Сценарий абсолютно такой же, как был в 1929 году, это будет Великая депрессия 2.0. Кстати, через пару лет — 100-летний юбилей. Ничему не учит история. Просто умерли все, кто помнил, как это было, глупости повторяются. Но тогда Великобритания начала торговую войну, закрыв рынки сбыта в своих колониях, и Америка применила ответные меры. Сейчас так не будет, потому что мировая экономика и производительные силы, конечно, гораздо более развиты, чем 100 лет назад. Плюс Трамп все-таки человек, который начинает жестко, а потом отступает понемногу. Это его стиль политики. Я думаю, сейчас пойдут переговоры по пошлинам, какие-то взаимные уступки, начнут всю эту ситуацию смягчать.

В общем, какой-то катастрофы не произойдет. Но то, что в этом году будет рецессия, — практически 100-процентная вероятность. Во втором полугодии ждите спада глобального ВВП. У нас (в Россииприм. ред.) тоже, конечно, будет рецессия, а куда мы денемся? Рубль будет ослаблен. Сейчас уже «сыпятся» все акции, и они будут падать дальше. NASDAQ уже на 20 процентов упал от максимума годовых, а если брать семерку крупнейших по капитализации компаний, то они потеряли 35 процентов. Весь основной пузырь был сосредоточен там. Американский рынок большой по капитализации, поэтому мелкие рынки будут терять еще больше. Там, где американский упадет на 40 процентов, какие-нибудь рынки периферийных стран могут падать и на 70, и на 80 процентов. Сейчас будет сдуваться этот глобальный финансовый пузырь, который был надут на коронавирусные деньги. Получается, они прокрутились у них пять лет.


Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:

— Падение цен на нефть — в основном действительно реакция на решение ОПЕК+ повысить добычу нефти более чем на 400 тысяч баррелей в сутки. Они планировали начать это в мае, но начнут гораздо раньше. На мировом рынке никакого дефицита нефти нет. Более того, накоплены существенные резервные мощности. Добыча в США, скорее всего, продолжит расти или останется на высоком уровне. Соответственно, избыток предложения нефти на фоне тарифных войн, которые могут повлечь за собой спад в мировой экономике, приведет к снижению ее стоимости на мировых рынках. Сейчас практически прекратился рост потребления нефти в мире, в связи с тем что стали расти продажи электромобилей и гибридов. В Китае это уже рынок более 1,2 миллиона единиц в месяц, что сказывается на потреблении топлива. И продажи подобного транспорта растут также в Европе и Северной Америке. Топливный спрос снижается, за счет этого снижается общее потребление нефти.

Увеличение предложения со стороны ОПЕК+ приводит к тому, что потребители уже не готовы переплачивать, они будут искать все более и более выгодное предложение для себя. Давление на цены увеличится. Насколько это будет продолжительный срок, я не знаю. Тут многое зависит от позиции самой ОПЕК+, потому что если они сохранят такой уровень добычи и будут его увеличивать, то мы можем столкнуться с тем, что котировки упадут и до 60, а то и до 50 долларов за баррель. Хотя это крайне невыгодно самим арабским производителям, потому что бюджет Саудовской Аравии рассчитывается, насколько мне известно, по цене барреля около 80 долларов [за баррель]. Для них это минус в бюджете, а у них очень серьезные расходы на поддержание своей экономики, инфраструктурное строительство и так далее. Мне решение картеля кажется недальновидным.

Последствия [на мировом рынке от введения пошлин] будут в том, что нарушится мировая логистика товаров. Подорожание из-за тарифов приведет к тому, что на некоторых рынках продукция перестанет быть востребованной в связи с ростом цены на нее. Соответственно, нужно будет искать новые рынки. При этом есть очень высокий риск того, что вновь разогреется инфляция, причем не только в США, но и в глобальном плане. Рост инфляции заставит центральные банки вновь прибегнуть к ужесточению монетарной политики, и это еще больше окажет давление на экономический рост.


Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:

— Конечно, есть связь [с введением пошлин]. Судя по всему, это реакция на ожидание того, что введение Трампом пошлин приведет к глобальной экономической рецессии, соответственно, спрос на черное золото может упасть. По сути дела, затевается торговая война, а торговые войны иногда переходят в горячую фазу. Там уже, знаете, не до прогнозов. Даже в Первой мировой войне на самом-то деле была очень жесткая торговая борьба между странами. Мне трудно сказать, что там ощущают мировые рынки. Думаю, Трамп рассчитывает, что импорт товаров будет замещен импортом капитала. Поскольку доступ товаров извне на внутренний американский рынок сегодня затруднен или даже невозможен, то Трамп рассчитывает, что будет притекать капитал для того, чтобы создавать производство внутри страны. То есть перескочить таким образом через этот протекционистский забор.

Уже даже [президент Франции Эмманюэль] Макрон призвал европейский бизнес не бежать в Америку. Так что последствий очень много. Тем более импортные пошлины — это только часть плана Трампа. Он ведь говорит, что торговый баланс Соединенных Штатов имеет громадный дефицит, там более триллиона долларов. Надо решать задачу путем не только сокращения импорта, но и наращивания экспорта, а там тоже есть целый ряд идей, которые пока еще не особенно озвучиваются и обсуждаются. Например, экспортное субсидирование, хотя это противоречит правилам ВТО. Еще одно универсальное средство, которое вроде бы тоже противоречит правилам ВТО, но его довольно часто используют, — занижение курса национальной валюты. В прошлом десятилетии, например, американцы постоянно жаловались на то, что китайцы занижают курс юаня, и даже временно вводили компенсационные пошлины для того, чтобы как-то нивелировать действия заниженного курса юаня. А сейчас Трамп поступает так же. Он говорил, что нужен заниженный курс доллара, и, после того как он объявил о введении пошлин, курс доллара действительно упал. Не знаю, хотел того Трамп или нет, но на 2,1 процента (это индекс Bloomberg) доллар упал. Они говорят, что с 2005 года ни разу не было, чтобы за сутки было такое падение курса доллара. А это уже опасно. Это, знаете, как самолет, который резко начинает разворачиваться в сторону земли, он может попасть в штопор. То есть доллар может выйти из-под контроля, вот и все.

Сейчас почти нулевая торговля [России с США]. Тем более Трамп сейчас ведет напряженные переговоры с Москвой, вернее пытается, и естественно, что для таких переговоров как-то неприлично объявлять о введении импортных пошлин. Так что здесь, я думаю, чистая политика. Потом они могут это ввести, но не сейчас. Да и, честно говоря, нам вообще должно быть наплевать, какие у них пошлины, потому что торговать в Америке всегда себе дороже. Поэтому пусть хоть 100 процентов вводят.