В день, когда президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп проводили телефонные переговоры, Киев начал свой третий штурм Белгородской области. Действовать было решено регулярной армией. Какие цели у данной операции могут быть? Чего добились киевские военные за почти две недели натиска? Какие мотивы были у главы украинского режима, когда он ее санкционировал? Попытка получить ответы на эти вопросы — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Боевые действия, которые происходят сейчас, — это финальные этапы затянувшейся паузы, в рамках которых обе стороны пытаются занять более удобное положение к началу будущих боевых действий»
Вторжение в Белогорье
18 марта губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков в своем телеграм-канале сообщил: украинские боевики активизировались в Краснояружском районе Белгородской области и пытаются перейти государственную границу.
Прикрываясь ударами дронов, противник выдвинулся к государственной границе, пытаясь завладеть инициативой. Впрочем, быстро у киевских отрядов ничего не получилось — противник не смог преодолеть первую линию обороны и завяз в пассивных оборонительных укреплениях.
«ВСУ в районах населенных пунктов Графовка и Прилесье предприняли попытку вторжения на территорию Белгородской области, используя для прорыва три группы десанта под прикрытием танков и применив инженерную технику (УР-77, ИМР) для проделывания проходов в минных заграждениях. Попытка противника безрезультатна!» — отметил телеграм-канал группы войск «Север».
В этот же день, напомним, состоялся телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа, в ходе которого президенты РФ и США обсуждали в том числе возможное перемирие. В результате провокация была охарактеризована министерством обороны РФ как намерение создать негативный фон для переговоров.
Однако противник не успокоился. 19 марта натиск продолжился: киевские части предприняли не менее двух накатов на Белогорье, что подтвердил и президент Украины Владимир Зеленский. «Есть там операция: кому-то кажется, что кто-то побежал, а где-то в другом уголке зашел. Это абсолютно понятные наши стратегические шаги», — сказал он.
В этот же день власти Белгородской области начали эвакуацию населения из приграничных деревень. Натиск продолжался.
Киевские боевики в сутки теряли по 100–150 человек личного состава, подходя к границе на квадроциклах. Объясняется это тем, что, во-первых, крупная бронетехника не могла пройти через пассивные укрепления, а инженерные машины не смогли пробить бреши. Во-вторых, бронетехники просто не хватало — вся, что была, уничтожалась на подходе или в момент спешивания десанта.
Изоляция
Спустя примерно неделю стало понятно, что блицкриг не удался. Натиск, который должен был стать стремительным ударом, пройти сквозь бреши обороны, пробить коридор для входа, обеспечивающий подход основных сил, не дал результата. К этому времени российские части уже понимали, с чем имеют дело, относительно точно обладали информацией и представляли намерения противника, а главное, располагали необходимыми резервами для ведения активных боевых действий.
Киевские войска, будто играя неудачный спектакль, когда все валится из рук, попробовали совершить следующий акт, а именно — изолировать театр боевых действий в момент, когда их непосредственного присутствия там еще не наблюдалось. 24 марта противником были нанесены удары по мостам, а киевский спецназ после длительной череды неудач наконец-то смог зайти в западную окраину села Демидовка и какое-то время побыть в селе Поповка. Однако принципиально это ничего не изменило. Более того, бойцы-пограничники не дали захватить даже опорный пункт.
«Прежде всего хочется отметить героев-пограничников, которые вели бой со спецназом ВСУ и не дали занять опорный пункт в населенном пункте Поповка. Мужики из резерва ПУ ФСБ России по Приморскому краю. На данный момент всех эвакуировали, среди раненых есть тяжелые. Вход в опорный пункт был завален, так что подоспевшие на помощь нашим пограничникам парни из 128-й бригады буквально руками разгребали завалы. Эвакуация осложнялась тем, что по позиции работал вражеский танк и постоянно прилетала „Баба-яга“, делая сбросы. Позиция не сдана, наоборот, усилена подошедшими подразделениями МО РФ», — пишет телеграм-канал «Старший погранотряда».
Ситуация описывается примерно так: небольшие группы пехоты перемещаются по лесопосадкам, ударные дроны и артиллерия пытаются наносить удары по противнику с целью заставить российские части покинуть занимаемую территорию. Наши бойцы делают примерно то же самое с поправкой на то, что в основном работают как раз по лесопосадкам.
Чуть позже стало известно, что с помощью инженерной техники киевские боевики смогли расширить коридор для входа. Однако продвинуть бронетехнику ближе к занимаемым позициям не вышло — авиации, которая сбрасывала американские планирующие бомбы типа JDAM, было недостаточно, а держаться на голом энтузиазме не получалось.
«Противник, подойдя к „зубам дракона“ и растащив ИМР небольшой участок, пошел в прорыв, но практически сразу же был остановлен ударами наших дронов. Технику, включая инженерную, наши парни сожгли, но часть пехоты противника осталась в лесном массиве у населенного пункта Демидовка. Ночью враг попытался перекинуть живую силу на квадроциклах — какая-то часть была уничтожена, какая-то смогла пройти. В Демидовке завязался бой, и противник попытался укрепиться как в самом поселке, так и в лесных посадках юго- и северо-западнее», — пишет телеграм-канал «Старше Эдды».
Т. е. по всем признакам на окраине Белгородской области идет встречный бой, где обе стороны, маневрируя и действуя дронами и другими дальнобойными средствами поражения, пытаются ликвидировать друг друга. В силу того, что украинским боевикам приходится наступать, у них нет заранее подготовленных позиций, а также имеется меньшее количество артиллерии и иных средств поражения, все это представляется как очередная черная дыра в украинской обороне.
Дальнейшие боевые действия описывать нет смысла. Все они шли точно по такой же схеме: противник проникал через границу, доходил до одного из эвакуированных населенных пунктов, а потом уничтожался. Чем-то эта схема напоминает события в Крынках с поправкой на то, что пересекать реку не требовалось.
Вопрос возникает закономерный: а какие перспективы у этого наступления, зачем оно нужно?
Версии: почему Киев пошел на Белгородскую область
Наиболее простой по логике ответ будет звучать так: это отвлекающие бои, цель которых — вынудить российские части замедлить наступление в Курской области и перебросить часть войск на юг. Данный маневр вынудит ослабить наступление уже на Сумскую область, что скажется на временных параметрах. Как следствие, у киевских частей появятся лишние дни или даже недели, за которые они смогут оборудовать позиции уже на подступах к Сумам. Т. е. Киев покупает время.
Другая версия — это попытка сорвать договоренности между Москвой и Вашингтоном. Напомним, ровно год назад Киев со схожими целями точно так же безрезультатно штурмовал Белгородскую область. Тогда возможной целью был срыв выборов президента России.
Если предположить, что данная версия верна, а вкупе к ней идут удары по энергетической структуре, которые Киев наносит вопреки всем соглашениям, то логичное заключение — все это жертва политическим решениям, которые Зеленский принял, посовещавшись с европейскими «партнерами».
Еще есть версия, что данное наступление просто инерция приказа. Логика этого натиска может быть объяснена, если посмотреть на карту боевых действий конца февраля. На тот момент Киев еще держался в Курской области, но российские части уже подрезали его у основания. Как следствие, вполне вероятно, что мог быть разработан план, который предполагал, что наступающие с данного участка части (расстояние до театра боевых действий в Курске около 15 км) смогут осложнить задачу южной группировке российских войск, тем самым не давая им вести полноценный охват тогда еще занимаемой Киевом территории.
Однако что-то пошло не так: курская оборона рухнула, деблокировать стало некого. Но приказ на данное решение сохранился, по какой-то причине не был отменен, и его принялись выполнять с усердием, достойным лучшего применения.
Кроме того, можно предположить, что таким образом Зеленский пытается сорвать или хотя бы сдвигать сроки грядущей летней военной кампании. Некоторое время назад мы писали, что с достаточно высокой долей вероятности этим летом можно будет ожидать крупного наступления российских войск. Более того, нельзя исключать, что ВС РФ буквально готовят вторую армию для грядущей летней кампании. Так, сам украинский лидер подтвердил, что, по его мнению, Россия действительно готовит ее.
«Также могу подтвердить, что Путин пытается выиграть время и готовится к весеннему наступлению. Мы видим, что они ведут подготовку к этой предстоящей операции. Мы поделились разведданными с нашими союзниками. Мы должны ясно видеть ситуацию. Путин готовит новое наступление, в частности в Сумах и Харьковской области», — сказал Зеленский в интервью французскому изданию Le Figaro.
Что любопытно, косвенно это подтвердил и сам Путин. Не сказав прямо, он лишь чуть-чуть сменил акцент в собственной же фразе. «Я еще совсем недавно говорил: „Мы их дожмем“. Есть основания полагать, что мы их добьем», — сказал президент России на встрече с моряками атомного подводного крейсера «Архангельск».
Оперативная пауза
Какая из вышеуказанных мыслей верная — покажут практика и время, а уж наверняка узнаем только после того, как в архивном деле начнут снимать грифы «Cовершенно секретно» с документов, которые подписывали военные чины.
Очевидно другое: прямо сейчас активные боевые действия невозможны по причине весенней распутицы. Как следствие, обе стороны конфликта готовятся к тому дню, когда распухший от жидкости чернозем высохнет и техника сможет начать свое движение.
Боевые действия, которые происходят сейчас, — это финальные этапы затянувшейся паузы, в рамках которых обе стороны пытаются занять более удобное положение к началу будущих боевых действий. Насколько верное решение принято украинским командованием, сказать сложно. С практической точки зрения это дорога в никуда, цена за этот натиск огромная. А вот сказать, насколько полученный результат соответствует ожиданиям, уже нельзя. Во-первых, неясно, чего именно киевские военачальники ожидали. Во-вторых, это в любом случае отвлекает личный состав ВС РФ и ресурсы на решение данной проблемы.
А значит, нельзя исключать, что такое решение было не просто кровавой жертвой, а вполне осмысленным шагом, исполнение которого позволит Киеву решить другие задачи. В любом случае, скорее всего, о том, насколько решение было «судьбоносным», мы узнаем через полтора-два месяца.

Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
От 2 500 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и записывайтесь 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.