Выставка современного финно-угорского искусства «Безмолвие священной рощи» в казанской галерее «БИЗON» работает последние три дня — до воскресенья, 16 марта, включительно. Завтра, 15 марта, в 17:00 куратор проекта Александр Шагулин и художник Марк Берман проведут финальную экскурсию по выставке.
Экспозиция призвана показать историю болезненной трансформации национальной культуры, которая издревле черпала вдохновение в языческом мировоззрении. Сегодня многие элементы богатой финно-угорской культуры не только не забыты, но и переосмысляются, получают новое прочтение. На выставке представлено более 100 произведений художников, исследующих эти удивительные метаморфозы: от основоположника марийского этнофутуризма Измаила Ефимова до 24-летнего Бермана, помещающего на свои живописные полотна ветки из священных марийских рощ, в которых уже не проводят обряды.
Образ священных рощ появился в названии проекта неслучайно. Они издревле были местом для проведения ритуалов, молитв. Искусство также часто воспринимается как нечто сакральное, имеющее особую ценность, способность вдохновлять и излечивать. «Художники в некотором смысле становятся для нас жрецами, создающими объекты для поклонения и созерцания. Мы приглашаем зрителя в особое пространство для размышлений и контакта с тем, что выходит за рамки повседневности», — гласит кураторский текст выставки.
Настоящего жреца, марийского карта, на выставке тоже можно увидеть, посмотрев 8-минутный фильм «Голос священной рощи». Съемочная группа побывала в отдаленных марийских деревнях и, разумеется, в священной роще. Зрители могут увидеть деревню Шоруньжи, которая в 2019 году была избрана культурной столицей финно-угорского мира, и деревню Токпердино. У местного населения нет газа, но они бережно хранят одну из древнейших религий мира — традиционную марийскую веру. «В церковь мы не ходим — в лес идем», — признается одна из героинь мини-фильма.
Специальный художественный текст «Ледоход» к выставке подготовил известный писатель Денис Осокин. «Я очень давно вынашиваю внутри что-то важное, связанное с ледоходом, — объяснил Осокин в своем интервью. — И этот текст родился такой первой сокровенной дверью в эту сторону. Этот текст — такая сжатая пружина, которой еще предстоит распрямиться в будущем, даст бог… А все потому, что сокровенен для меня и финно-угорский мир. И одно соединилось с другим, и это для меня просто эврика! И мой поклон галерее „БИЗON“, устроившей финно-угорскую выставку в моем родном городе, за приглашение меня стать сопричастным».
Также на выставке можно увидеть работы молодого удмуртского автора Максима Агафонова, имеющие успех на ярмарках современного искусства в Москве. Максим часто дает вторую жизнь предметам, найденным в родительском доме в постепенно исчезающем удмуртском селе Квардавозь. Еще один лидер этнофутуризма Кучыран Юри работает вместе с другим ижевским художником Жон-Жон Сандыром в составе творческой группы «Эмноюмно». Зрителям рекомендуют обратить внимание на объект «Личная переписка», сделанный из панелей ткацкого станка. В них вложены письма двух возлюбленных, которые вели переписку с 1979 по 1980 год.
А в центре первого зала находится инсталляция из работ художницы Ульяны Константиновой, которая уже во взрослом возрасте начала открывать в себе «внутреннюю Удмуртию». Объект «Что, если у цветов тоже есть глаза?», украсивший афишу выставки, посвящен теме памяти. В детстве Ульяна жила в окружении цветов, потому что ее бабушка и мама были их большими любительницами. И ей казалось, что не только мы видим цветы, но и цветы видят нас.
Накануне выставку «Безмолвие священной рощи» высоко оценил генконсул Турции в Казани Угур Йылмаз, а ранее она произвела большое впечатление на французского коллекционера Пьера Броше. Узнайте 7 причин успеть на выставку современного финно-угорского искусства.
В эти дни галерея работает с 12:00 до 20:00.
0+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.