«Только дикость, подлость и невежество

не уважает прошедшего,

пресмыкаясь пред одним настоящим».

(Александр Пушкин)

Рустам Курчаков: «Родовая память семьи это и есть волшебный ключ к подлинной исторической памяти своего народа» Рустам Курчаков: «Родовая память семьи — это и есть волшебный ключ к подлинной исторической памяти своего народа» Фото: «БИЗНЕС Online»

Об актуальности родовой и личной исторической памяти

На крутых поворотах истории каждый жизнеспособный народ мобилизует свою историческую память, чтобы трезво разобраться в настоящем и уловить образ лучшего будущего. Так и в жизни каждого человека: осмысленный опыт прошлого должен быть важнее настоящего, которое обычно заполняется суетой и пустыми разговорами.

При этом надо понимать, что речь идет не о книжной, а о личной исторической памяти. Это звучит непривычно, но, наверное, поймут те, кто, преодолев рубеж 40–50+, сознательно или подсознательно стал восстанавливать свою родовую память — в форме генеалогического древа, описания родословной или просто галереи образов и кейсов из жизни своих родителей, бабушек и дедушек.

Родовая память семьи — это и есть волшебный ключ к подлинной исторической памяти своего народа.

А разницу между личной и социально отформатированной исторической памятью я однажды остро прочувствовал на одной местной академической конференции, посвященной очередной годовщине обретения Татарстаном «экономической и политической самостоятельности» и договорного статуса в составе Российской Федерации. Наверное, многие из сидевших тогда в зале, лично знакомые участники данного рабочего процесса, тоже понимали эту разницу между тем, что и как на самом деле было и как потом об этом напишут историки.

К чему это? К тому, что осмысленный тысячелетний опыт страны, ее коренных народов, как и личный опыт каждого, обогащенный его родовой памятью, востребован именно сейчас, на крутом повороте перемен. Востребован практически и даже технологически, для того чтобы не ошибиться в оценке диспозиции, наметить верный маршрут к общей цели и точно определить участников общего дела, а также попутчиков и саботажников.

Особенно опыт последней российской «смуты», третьей по большому счету начиная с позднего СССР 70-х годов. Она длится уже примерно полвека, и пора бы уже чему-то научиться. Тем более что разумному человеку, обладающему волей и вниманием, понятно, что «поражение учит лучше, чем победа».

«Пребывающий в потоке не сходит с ума,

Даже на крутых поворотах реки жизни.

Он всегда бросает якорь в нужной точке /бифуркации/,

Фиксируя свою точку восприятия здесь и сейчас».

(Алтайский Билик Перемен)

Вас скоро попросят на выход из «зоны комфорта»

Почему-то столь популярный в начале XXI века термин NBIC-convergation теперь позабыт и заброшен в файловые архивы. А ведь он не сходил с языка недавних «инноваторов», и, казалось, именно нанобиоинфокогни-прогресс совсем скоро определит облик ближайшего будущего — «экономику знаний» и нового гомо сапиенса, оснащенного экзоскелетом и набором нанобиозапчастей для «вечной жизни».

Для молодых и тех, кто успел позабыть, можно напомнить еще недавно бывшие в приоритете тренды и бренды: госкорпорация «Роснано», большое семейство корпораций биотеха и айтека, а также пять направлений инновационного развития экономики по Дмитрию Медведеву, который в то время занимал пост президента РФ.

Но что-то пошло не так, и не только у нас. «Человейник», похоже, наступил на старые грабли, которые вот-вот ударят сапиенса по лбу и напомнят, что материальный научно-технический прогресс — это только инструмент, а не самоцель. Для чего же этот инструмент и средство? Ну как для чего? Для прогресса вашей человечности прежде всего, для развития души, ума и сердца.

Ведь для того и работает «большой сепаратор» по отбору человеков из накопившейся массы людей — разве не видите и не слышите? Добрее надо быть, умнее и скромнее, разве недавний кейс коронавируса ничему не научил? Посмотрите, ведь корону на голове сапиенса, возомнившего себя царем природы, у многих уже снесло, а у других она в странном положении набекрень…

Видимо, соблазн мнимого комфорта так велик, что люди готовы променять свой последний ресурс и вместо мобилизации остатков своего естественного интеллекта (ЕИ) легкомысленно заменить его искусственным (ИИ). Который на самом-то деле является не просто увлекательной игрушкой для взрослых и детей, но крайне важным и необходимым в нашей ситуации средством перехода ЕИ на новый когнитивный мыследейственный уровень. Без этого в нынешнем тупике цивилизаций никакие умники своим лишь умом не разберутся.

А между тем деградация рационально-логического способа мировосприятия, прошедшего свой пик на Западе и его периферии еще в конце XIX века, за последние полвека заметно ускорилась. Это видно даже по динамике такого упрощенного индикатора, как IQ. В доковидный период данные о снижении IQ можно было найти только в глубинах интернета, а теперь можно встретить уже в лентах новостей.

Впервые снижение среднего интеллекта было отмечено в 80-е годы прошлого века среди призывников в армию в одной из скандинавских стран (!). Но с появлением смартфонов процесс пошел по экспоненте. Теперь средний уровень IQ у населения развитых стран примерно равен интеллекту шимпанзе, наших ближайших родственников, или немного ниже. Понятно, что страны и правительства не заинтересованы открывать подобную статистику, а в большинстве случаев она просто закрыта. Хотя достаточно посмотреть на поведение некоторых европейских лидеров.

Лет 5–6 назад доклад Андрея Курпатова на тему массовой деградации интеллекта и его последствий прозвучал в Госдуме, на правлении Сбербанка и др. С тех пор, прошу прощения, без обид, думцы непохоже, чтобы сильно продвинулись, а Сбер выстроил свою экосистему как раз с учетом доминирующего тренда.

Поэтому стоило бы прекратить лицемерные ахи-охи по поводу ЕГЭ. Корень гораздо глубже, и он у всех под носом или возле уха. А ЕГЭ — это уже контрольный выстрел в ЕИ следующих за нами поколений.

Предчувствие возникает впереди прогноза

Сейчас пока трудно и, пожалуй, было бы безответственно прогнозировать масштаб начавшегося цивилизационного кризиса. Можно лишь предчувствовать и догадываться, что эпоха глобальных перемен, скорее всего, выйдет за рамки деятельности ныне живущих поколений.

Чтобы как-то нащупать временные вехи, придется реконструировать историческую память народов, выходя за рамки официальной «писаной и переписанной истории», которая теперь доминирует в исторической науке.

Одним из обнадеживающих признаков назревшего поворота в историческом дискурсе стала, например, книга Джеймса Скотта «Против зерна». В таком же аспекте следует рассматривать и появившиеся труды по «структурам повседневности» в Золотой Орде, истории народов Сибири, в средневековой Франции, Англии и др. Конечно, нелегко будет сделать осторожную «сапу» под Китайской стеной, но и это со временем произойдет естественным ходом реконструкции исторической памяти народов и цивилизаций.

Короче, именно в сфере исторической памяти нам предстоит множество «открытий чудных», которые постепенно сформируют новое сознание народов. И тогда, кстати, можно будет обнадежить славян и тюрков — у них появился шанс с неоспоримыми артефактами на руках доказать свое «право первородства» — историческое старшинство по отношению к народам Западной Европы и многим другим.

Не менее, а скорее более важным методологическим источником для реконструкции исторической памяти народов является единая линия пророческих откровений, которая более или менее достоверно отражена в Книге Писаний, включая Ветхий и Новый завет и завершающий Коран.

Внеконфессиональный взгляд на этот важнейший исторический источник раскрывает «историю болезни» народов — каждого по-своему, а в итоге диагностирует главную причину хронической болезни всех цивилизаций без исключения. А в завершающем Коране содержится краткий анамнез, уточняющий диагноз и исправляющий ошибки и издержки прошлых «врачебных тайн».

Почему люди стремятся и одновременно боятся своего будущего

Познавательная способность есть у всех, но потребность знать и познавать проявляется у людей по-разному. У одних страсть «хочу все знать!» стоит на первом месте, у других она подавлена заботами и суетой, а третьи проявляют осторожность к новым знаниям, понимая, что «многое знание есть многая печаль», как было сказано царем Соломоном (Екклезиаст).

Люди стремятся и боятся узнать свое будущее. Примерно так же, как забыть свое прошлое. Здесь важную роль играет субъективное ощущение дискомфорта в ситуации перемен и личное восприятие перемен как временного нарушения привычной стабильности….

В Билике Перемен (Узгэреш Белеме — Знание Перемен) отражены базовые архетипы поведения людей в потоке перемен:

«Плывущие в мейнстриме».

«Гребущий против течения».

«Сидящие на берегу».

«Блуждающие в засушливых полях словесности» и др.

Образы людей разного психотипа иносказательно описаны в поэмах Максима Горького «Песня о буревестнике» и «Песня о соколе». Неслучайно эти образы возникли как раз в предреволюционное время. В сети можно найти много ярких иллюстраций и остроумных мультфильмов по этим произведениям.

Разнообразные этносоциальные типы пассионариев, субпассионариев и т. п. можно найти в пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева.

Образная натурология человеческих типов гораздо точнее, чем сухой «объективный» анализ рационалиста.

В чем суть натурологии в отличие от социологии, политологии, психологии и т. п.? Дело в том, что она основывается на природе людей и различении личных особенностей психосоматики в единстве тела и души, а главное — на различении специфики мировосприятия конкретного человека. Т. е. натурология рассматривает людей и их поведение без их социальных масок и декораций, как говорится, «без галстуков, мундиров и погон» — такими, каковы они на самом деле, без прикрас и социального лицемерия.

Возможен ли прогноз («про-гнозис» — знание, продвинутое вперед, в будущее) перемен или лучше опираться на трезвый расчет, основанный на здравом смысле?

Об этом — в завершающей части цикла.