«В нашей сети около 60 процентов цветов сейчас российские, хотя до 2022 года эта доля составляла 20 процентов» «В нашей сети около 60 процентов цветов сейчас российские, хотя до 2022 года эта доля составляла 20 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

О цветочной географии и санкциях

Продажи российских цветов увеличиваются. После введения санкций и проблем с логистикой очень много инвестиций пришло в строительство теплиц в России. Сейчас их количество увеличилось, тех же тюльпанов в нашей стране выращивают намного больше, поэтому доля российского цветка растет ежегодно.

Эквадорские розы, к сожалению, сложно заменить. Стойкость розы зависит от того, где она росла, на какой высоте над уровнем моря. В России качество роз растет, но стойкость оставляет желать лучшего.

Интересно, что с поставками цветов из Голландии больших проблем нет, настолько эта страна очень сильно зависит от экспорта, а РФ — самый крупный импортер цветка. Все поставляется по-прежнему — с тем отличием, что оплата идет не в евро напрямую, а в «крипте». В этом, конечно, есть свои минусы, возникают сложности с декларацией.

Но то, что появилось огромное количество российских плантаций и уже можно стопроцентно вбелую работу оплачивать, в рублях, это хорошо. В нашей сети около 60% цветов сейчас российские, хотя до 2022 года эта доля составляла 20%.

«В том году у нас средний чек в регионах был 3,6 тысячи рублей, а сейчас — около 4 тысяч» «В том году у нас средний чек в регионах был 3,6 тысячи рублей, а сейчас — около 4 тысяч» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ценах

Самые продаваемые цветы 8 Марта — это тюльпаны. В прошлом году закупочная цена тюльпана даже на российских плантациях была 35 рублей, в этом — уже 65 рублей за цветок. Если закупочная цена увеличилась в 2 раза, чтобы заработать, предпринимателям придется цены поднимать тоже вдвое. Поэтому тюльпаны дешевле, чем за 140 рублей, найти сложно. Хотя есть одна лазейка: некоторые за год закупаются тюльпанами, сразу после 8 Марта заказывают поставку и переводят предоплату буквально через 10−15 дней после праздника. А придут цветы только через год, в следующий Международный женский день, зато по цене сильно ниже рынка. Представляете, какую кассу сделают сейчас те, кто продает по 140 рублей тюльпаны, закупленные по 35−40 рублей!

В том году у нас средний чек в регионах был 3,6 тыс. рублей, а сейчас — около 4 тысяч. Это очень маленькое увеличение среднего чека с учетом инфляции. Люди за те же деньги покупают букеты поменьше, покупательная способность у населения заметно снижается. Это больше всего сказывается на товарах не первой необходимости. Когда ситуация в экономике улучшится, процентная ставка снизится, мы ждем снова увеличения продаж.

Но это в регионах, в Москве и Санкт-Петербурге как покупали 101 розу, так это и остается. Правда, раньше такой букет стоил 15 тыс. рублей, а сейчас — 25 тысяч.

У нас на маркетплейсе сейчас активно продаются цветы пачками. Люди вообще не хотят красивую обертку, просто выбирают, допустим, букет из 25 роз, получатель сам их подрезает, ставит в вазу. Раньше вообще такого не было. Это связано и с дешевизной, и с тем, что люди теперь хотят сами за цветами ухаживать. Те, кто предпочитает цветы без упаковки, часто стараются их брать. А между прочим, самая высокая маржа не у цветов, а у оберток и ленточек. Покупая букет, вы сильнее всего переплачиваете за упаковку.

Самый дорогой заказ был очень давно — это букет из 1001 розы. В то время один цветок стоил 50 рублей, весь букет — 55 тысяч.

Даже больше скажу, если заказ на 101 розу прилетит в какой-нибудь маленький город, то местные флористы от него откажутся и вернут деньги, потому что поставка цветов в такие населенные пункты происходит раз в неделю. Если человек зайдет в магазин, купит 101 розу, то бедные работники будут неделю без роз просто куковать и ничего не делать! В больших городах, конечно же, это суперзаказ.

«В этом году мы планируем выполнить 5 тысяч заказов, хотя в обычные дни в среднем обрабатываем порядка 200» «В этом году мы планируем выполнить 5 тысяч заказов, хотя в обычные дни в среднем обрабатываем порядка 200» Фото: «БИЗНЕС Online»

О 8 Марта и других праздниках

В Казани на 8 Марта популярны, как и всегда, тюльпаны. Сейчас идет тренд на монобукеты и букеты пачками без упаковки. Каждый год появляется новый тренд, но это все временно. Тюльпаны и розы всегда топ продаж.

Подарки в виде плюшевых медведей, конфет, открыток являются лишь дополнением к букетам, но не заменой. Игрушки стали покупать реже, особенно просели продажи больших медведей. Пять лет назад это был тренд.

В этом году мы планируем выполнить 5 тыс. заказов, хотя в обычные дни в среднем обрабатываем порядка 200. Но мы маркетплейс, у нас нет собственных курьеров и флористов, нет ограничений по масштабам.

Кстати, 8 Марта — единственный день в году, когда цветочным реально не хватает флористов. Магазины, которые на рынке не первый год, уже в январе привлекают дополнительную рабочую силу: списываются со знакомыми мастерами, договариваются о ценах, совершают предоплату. Потолка по заработку в Международный женский день нет. Есть флористы, которые за 8 Марта могут заработать 50 тыс., если не больше. Понятное дело, что речь идет о крупных городах. Один магазин только с нашего маркетплейса в праздник сделал оборот в 1,5 миллиона. Это без учета розничного трафика и других онлайн-площадок, таких как flowwow и «Флорист.ру».

Интересно, что с каждым годом растут продажи в День матери. Этот праздник сейчас догоняет Международный женский день. Для людей мама — самое дорогое, и букеты выбирают дороже, средний чек выше. К тому же этот праздник хорош для доставки: все-таки большинство покупателей уже не живут с мамами. Букеты для них тоже отличаются: покупатели выбирают больше хризантем, белые розы вместо красных. Средний чек обычно выше.

А вот 14 февраля, в День всех влюбленных, продажи постепенно спадают, люди отдают предпочтение другим презентам. Мужчины думают, что лучше подарить один букет на 8 Марта, но очень красивый, чем на оба праздника два каких-то посредственных.

На 1 сентября продажи падают из года в год. Я думаю, в доставке скоро упадут до нуля. Сейчас постоянно проходят флешмобы, рекламные кампании: «Не дарите учителям цветы, дарите деньги». Флешмоб или как это называется? И я, даже имея свой цветочный маркетплейс, только за, если честно. У меня мама работает учительницей, ей точно будет приятнее получить подарок или деньги вместо букета.

Заказы с СВО

В маленьких городах сейчас увеличился процент заказов на доставку цветов от участников СВО. Онлайн-доставка цветов им очень подходит, они ведь не могут звонить и принимать вызовы. Средний чек таких букетов, как правило, выше. Еще один важный момент — нам не всегда нужен адрес доставки, мы сами его узнаем, когда звоним получателю, поэтому доставляем в любое место — на работу, в ресторан, магазин, домой.

Маркетплейс дает дополнительные возможности: наличие мобильного приложения, push-уведомления, гарантия от маркетплейса, бонусы. Но это и дополнительные вызовы: в праздники одна из главных задач — обеспечить стабильную работу сайта и приложений.

У меня был случай, когда я на одном известном сайте оставил комментарий. Первый и, похоже, последний раз в жизни. Там кто-то жаловался, что в России очень высокие налоги, а я год жил в Европе, пытался там открыть компанию и написал, что, по моему опыту, по сравнению с Европой в РФ налоги очень низкие. И все. Я получил больше миллиона писем с комментариями в духе: «Ага, тебе в России хорошо? Сейчас мы тебе сделаем плохо!» У меня четыре дня шла DDoS-атака на сайт, четыре дня не работало ничего! Я получил 500 тыс. сообщений в соцсетях с вопросом, не умер ли я. В общем, тогда понял, почему нет положительных комментариев нигде: ни на YouTube, ни на других площадках. Эти четыре дня простоя мне обошлись примерно в полмиллиона рублей. Если бы атака шла еще неделю, я мог бы просто потерять бизнес.

Сейчас, конечно, обновил защиту от DDoS-атак, используем классные сервера, которые автоматически расширяются при увеличении количества трафика. Также у нас полностью не связаны между собой мобильный админ и сайт. Если сайт ляжет, то мобильное приложение продолжит работу, и наоборот. Понятно, что защититься полностью невозможно, при желании можно и VK «заддосить».

При всем при этом продажи цветов тотально не уходят и никогда не уйдут в онлайн. Знаете, зачем мужчины ходят в цветочные? Поболтать с флористами! Они по полчаса общаются, покупают, отдыхают. Это невозможно заменить онлайн-доставкой!

Булат Вахитов — основатель и владелец сети «Цветов.ру» и одноименного маркетплейса с доставкой в 200 городах России.

Свой первый цветочный магазин открыл в 2013 году в Нефтекамске. С 2015-го «Цветов.ру» развивается по франшизе — сейчас по ней работают 45 магазинов в 42 городах по всей РФ. Цветочный маркетплейс функционирует с 2023 года. На данный момент к нему подключены порядка 400 цветочных магазинов, в том числе пять магазинов в Казани.