«Несмотря на благополучие Татарстана, за контуром Казани не во всех медицинских организациях закрыты вакансии», — говорил накануне в Госдуме РФ министр здравоохранения Михаил Мурашко. Но это ерунда по масштабам страны: до 2030 года России нужно будет дополнительно по полмиллиона медиков и учителей, а целевики порой предпочитают доплачивать, чем отрабатывать. О том, что не так с зарплатами в медицине и образовании в РФ, почему программы переселения специалистов в села не всегда работают и какие претензии у спикера Госдумы Вячеслава Володина к частным вузам и минобрнауки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Глава минздрава Михаил Мурашко сообщил, что в 2024 году удалось сократить дефицит врачей на 6,1 тыс. до 23,3 тыс. человек
«За контуром Казани не во всех медорганизациях закрыты вакансии»
Накануне в Госдуме РФ отвели добрых три часа на обсуждение кадровых вопросов в образовании и медицине. Доклады профильных министров на правительственном часе хотя и затрагивали проблемы, но в основном выглядели позитивно. Так, глава минздрава Михаил Мурашко сообщил, что в 2024 году удалось сократить дефицит врачей на 6,1 тыс. до 23,3 тыс. человек. Дефицит по среднему медицинскому персоналу остается на уровне 63,5 тыс. человек. К тому же идет процесс омоложения в отрасли: треть врачей, по его словам, младше 36 лет.
Да и обеспеченность кадрами выросла: в госзвене на 2,5% за пять лет. Так, на 10 тыс. населения приходится 38,2 врача и 80,5 сотрудника среднего медицинского персонала (их стало меньше на 5,4%). В амбулаторном звене число врачей выросло на 5,6 тыс. человек, дефицит сократился на 31%, укомплектованность участковой службы составляет 88,5%.
Мурашко с удовлетворением отмечал популярность медицинских вузов, где конкурс в среднем превышает 10 человек на место. Всего за 2024 год приняты на обучение почти 150 тыс. студентов. Правда, из 8 тыс. целевиков свои обязательства выполнили порядка 6 тыс., у завершивших обучение в целевой ординатуре процент трудоустройства — 88.
Обеспеченность кадрами выросла: в госзвене на 2,5% за пять лет
Контрольные цифры приема за последние пять лет по медицинским специальностям выросли на 23%, а по педагогическим — на 14%, сообщил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Каждый 10-й врач воспользовался программой «Земский доктор» и переехал в село. Правда, из-за этого немного пострадали стационары, пришлось привлечь более 3,5 тыс. ординаторов второго года обучения к работе в регионах. Позже во время ответов на вопрос Мурашко рассказал, что с нехваткой кадров в сельских и районных больницах борются, в том числе направляя специалистов из областных больниц, — и лидер в этом направлении Татарстан.
«Там, несмотря на благополучие региона, тем не менее за контуром Казани не во всех медицинских организациях закрыты [вакансии]. Поэтому, используя сегодня работающих специалистов в качестве направления в командировку и условия для принятия в том числе в областные или республиканские учреждения, это нормальный путь», — рассказал он.
В то же время жилищные условия удалось улучшить только 14,4 тыс. медицинских работников, что требует внимания регионов. Не все регионы смогли довести зарплаты до требуемого уровня в 200% от среднего заработка по региону и 100% для среднего медицинского персонала. В 2024 году за счет средств ОМС дополнительно выделен 41 млрд рублей из бюджета фонда для выравнивания зарплат, заверил Мурашко.
Нагрузка на учителей доходит до 1,9 ставки, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов
Кравцов хочет упорядочить содержание образования
С образованием официальная ситуация не лучше. Нагрузка на учителей доходит 1,9 ставки, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов (Росстат называет цифру в 1,44 ставки). Впрочем, в разных регионах ситуация разная. В Ингушетии, например, одна ставка, сообщил министр. Но нужна работа по «упорядочиванию содержания образования», вводится единое планирование по всем предметам, следующий шаг — формирование примерных штатных расписаний школ и типовых положений об образовательных учреждениях. Увеличилось финансирование программы «Земский учитель». Выплаты в новых регионах и на Дальнем Востоке выросли до 2 млн рублей с этого года. Введены профильные педагогические классы в школах, а в вузах ввели единые программы подготовки, синхронизированные со школьным образованием.
Бюрократическая нагрузка на учителей и воспитателей и преподавателей СПО уже снизилась, а в закон об образовании в 2023 году введены нормы, направленные на защиту чести и достоинства педагогов. Но зарплаты учителей отличаются от региона к региону, как признал Кравцов, в 5 раз! «Очень важно, чтобы решение российской трехсторонней комиссии соблюдалось, в котором говорится о том, что в фонде оплаты труда педагогов 70 процентов должно приходиться на оклад, а 30 процентов — на компенсационные и стимулирующие выплаты», — указал министр.
Поднималась на встрече и проблема недостатка учителей предметников. Чтобы с ним справиться, студенты, которые обучаются на инженеров, математиков, физиков и другие профессии, смогут получить также дополнительную педагогическую квалификацию. А для повышения качества приема учителей-предметников сделают обязательной сдачу профильного ЕГЭ по предмету.
По данным замминистра, средний возраст занятых в отрасли образования, как и здравоохранения, составляет чуть более 44 лет, школьных учителей — 46
Зарплаты врачей в 2024 году не достигли требуемого уровня в 21 регионе
Ложку дегтя подготовил минтруд, озвучив пятилетний прогноз потребности в кадрах в различных областях. Так, дополнительная потребность в педагогах до 2030 года составит свыше 480 тыс. человек, сообщил замминистра труда РФ Андрей Пудов. По подсчетам министерства, потребуется готовить порядка 100 тыс. преподавателей ежегодно, из них по 40 тыс. школьных учителей.
Казалось бы, каждый год педагогические вузы и колледжи выпускают даже больше — порядка 120−130 тыс. человек (и тут доклад Кравцова это подтверждает). Однако трудоустраиваются по специальности лишь 40−50% выпускников вузов. «Неготовность работать по специальности подтверждают и данные целевого приема. По итогам прошедшей кампании почти на 32 тысячи мест подали заявки менее 20 тысяч абитуриентов», — сообщил Пудов.
Вызывает тревогу и старение профессий. По данным замминистра, средний возраст занятых в отрасли образования, как и здравоохранения, составляет чуть более 44 лет, школьных учителей — 46. Доля педагогов и медиков старше 50 лет достигает 43%, хотя в других отраслях доля возрастных специалистов составляет 31%.
«С учетом возрастной характеристики занятых, в перспективе до 2030 года необходимо дополнительно привлечь в отрасль 496 тысяч медработников со средним специальным и высшим образованием. Это порядка 100 тысяч медиков ежегодно», — озвучил вердикт замглавы минтруда. Сейчас здравоохранение — лидер по использованию инструментов целевого набора. 28% предложений работодателей приходится именно на эту отрасль, каждое второе заявление на целевой набор поступило от желающих учиться по медицинской специальности. В результате в 2024 году по медицинской специальности было заключено более 23 тыс. договоров. Это 53% от общего объема целевого приема. При этом мониторинг трудоустройства показывает, что по специальности устраиваются 75% выпускников. Но каждый четвертый идет в смежную область — спортивную медицину, фармакологию, медицинское страхование, индустрию красоты и др.
Зарплаты врачей в 2024 году не достигли требуемого уровня в 21 регионе, а зарплаты среднего медперсонала — в 19 регионах, сообщила зампред Счетной палаты РФ Галина Изотова. Хуже то, что в соседних регионах зарплаты могут отличаться в 3 раза, что подогревает трудовую миграцию.
Еще одной причиной оттока является недостаточность мер социальной поддержки медицинских работников со стороны регионов, заявила Изотова. «В 2024 году жилищные условия улучшили около 7 тысяч человек, или 39 процентов. Но в ряде регионов в 2024-м жильем было обеспечено менее 10 процентов от числа нуждающихся медицинских работников. Ранее мы рекомендовали министерству здравоохранения разработать меры по обеспечению медицинских работников жильем для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Данный вопрос остается нерешенным», — сообщила Изотова.
Недостаточно результативно, по ее словам, реализуется и программа «Земский доктор», сказала зампред Счетной палаты. «Выявлен высокий процент расторжения трудового договора до истечения срока обязательной отработки, непривлекательность самой выплаты, размер которой для большинства регионов не пересматривался с 2012 года. При наличии в 2023-м в сельской местности более 10 тысяч вакансий врачей и 22 тысяч вакансий среднего медперсонала выплаты получили по программе только 42 процента от числа вакансий врачей и 10 процентов от числа вакансий средних медицинских работников», — сообщила Изотова. Учителя также расторгают договоры по программе «Земский учитель» — 7% педагогов, получивших выплаты, расторгли трудовой договор, в том числе по причине отсутствия жилья и работы для членов семьи.
Наибольший рост вакансий в 2024 году приходится на высшее образование. Сохраняется повышенный уровень нагрузки на одного работника по всем формам образования, добавила Изотова. На долю сельских школ приходится почти 30% всех вакантных должностей в общем образовании. В особенном дефиците учителя математики, иностранного языка, русского и литературы.
Володина заинтересовал тот момент, что вузы выпускают достаточное количество специалистов, но только далеко не все из них доходят до больниц и школ
«Мы вообще будем осознавать, что надо прекращать в каком-то иллюзорном мире находиться?»
Спикер Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание, что цифры, предоставленные минтрудом и другими министерствами, расходятся. Но больше его заинтересовало то, что вузы выпускают достаточное количество специалистов, но только далеко не все из них доходят до больниц и школ. Об этом он упомянул несколько раз за сессию. Ежегодно из медвузов выпускаются 150 тыс. человек, тогда когда в отрасль идут 60 тыс., в педагогическую отрасль при 120 тыс. — 50 тысяч.
«Когда мы слышим из уст министра, что дефицит — всего 1,5 процента учителей, но при этом президент говорит, что 33 процента нам не хватает математиков, 26 процентов — учителей физики, мы вообще-то будем осознавать, что надо прекращать в каком-то иллюзорном мире находиться, если уже президент наш обращает внимание на проблемы? А мы все равно уходим на какие-то средние показатели», — спросил Володин.
Но в особенности его возмутило то, что непрофильные вузы берутся за подготовку медиков, не имея соответствующей базы. «Вот Московский финансово-промышленный университет начал готовить уже врачей, причем разного профиля. Стал в соответствии с рейтингом министерства Высшей школы вузом номер один в стране, обучая более 75 тысяч студентов, имеет 43 филиала. Подчеркиваю — финансово-промышленный университет. Коллеги, мы будем все-таки говорить о качестве образования?» — обратился Володин к депутатам и министрам. К вопросу о качестве: чтобы поступить в ведущие вузы Москвы на медспециальности, нужно сдать ЕГЭ с результатом от 70 баллов и выше, а в финансово-промышленный хватит и 40 баллов.
«Это что, не заботит никого из тех, кто должен принимать решение? Мы не понимаем, что завтра те, кто сидит здесь в ложах, сами окажутся у врача, который получил этот диплом, или придут с проблемами в банк, где сидит специалист после такого вуза», — бил тревогу спикер Госдумы. Мурашко уточнил, что с 1 января министерство здравоохранения может принимать участие в лицензировании открытия медицинских факультетов в вузах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.