На практике видим действие эффекта — масштабная стройка всегда подтягивает к себе и соседнее благоустройство На практике видим действие эффекта — масштабная стройка всегда подтягивает к себе и соседнее благоустройство Фото: Сергей Елагин

Будущее площади Вахитова: пешеходная зона и подземных паркинг

Перекресток улиц Назарбаева, Тукая и Технической нуждается в переосмыслении. Свое видение данной точки Казани предложили в Институте развития города. По мнению градостроителей, движение здесь можно изменить, а на освободившихся территориях — организовать городскую площадь. Если позволит конфигурация инженерных сетей, то здесь можно организовать и подземный паркинг.

Такую концепцию обсуждали на одном из экспертных заседаний.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Здесь мы на практике видим действие эффекта — масштабная стройка всегда подтягивает к себе и соседнее благоустройство. Необходимость реконструкции объясняется тем, что данная территория находится в непосредственной близости к новому театру им. Камала. Помимо этого, на перекресток выходит здание конторы братьев Крестовниковых, где готовится реновация по проекту московского архитектора Рубена Аракеляна.

Фуд-молла не будет: как московский архитектор и СМУ-88 реанимируют контору Крестовниковых на Кабане

«Здесь концентрируется большое количество жителей, поэтому площадь Вахитова должна стать красивым акцентом», — считает один из экспертов. Но как это сделать? Одна из идей — отказаться от прямого проезда потока по Назарбаева в сторону улицы Тукая. В этом случае территория у бывшей конторы завода Крестовниковых получит свободный участок, где может появиться новая городская площадь. А под ней авторы концепции предлагают построить подземный паркинг. В идеале, конечно, строительство паркинга сделало бы погоду всем объектам на этой территории — и театру, и набережной, и обновленному зданию конторы завода братьев Крестовниковых. Достаточно вспомнить споры о том, что посетителям нового театра не хватит парковочных мест. Впрочем, это из серии дискуссионных идей, поскольку планам могут помешать инженерные сети и сложная геология участка.

При этом на улице Технической градостроители предлагают следующее. У подъезда к перекрестку необходимо расширить правую сторону дороги до трех полос, а в месте слияния потоков — до четырех. Реорганизация движения в свою очередь потребует переноса остановочных павильонов и трамвайных путей.

Вопрос в другом — через площадь Вахитова проходит большой грузовой поток. Такая особенность данного участка возникла из-за близости к нему крупных производственных площадок. После реорганизации движения водители грузовиков и фур могут просто не проехать под ж/д путепроводом, к примеру на пересечении улиц Тимер Юл и Тукая. Поэтому к концепции прилагаются некоторые предложения и по соседним улицам.

Пока сам образ улицы выглядит печально: разрозненные частные кварталы с гаражами вперемежку с неприметного вида офисами Пока сам образ улицы выглядит печально: разрозненные частные кварталы с гаражами вперемежку с неприметного вида офисами Фото: Сергей Елагин

Переходный мост параллельно «Миллениуму», новая пешеходная улица Казани и другие детали концепции развития Подлужной

Еще один концепт — преобразование улицы Подлужной. К проектам застройки участков здесь относятся очень тщательно: они должны не только вписываться в местные нормы, но и образовывать единый ансамбль. Причины очевидны: здесь и главная пешеходная артерия от набережной до парка им. Горького, и развернувшаяся недавно стройка канатной дороги — одна из станций «сядет» как раз в конце Подлужной.

Пока сам образ улицы выглядит печально: разрозненные частные кварталы с гаражами вперемежку с неприметного вида офисами. Оставлять все в таком виде невозможно, поэтому на свет родилась концепция развития улицы.

Какие идеи предложили авторы Института развития города? Одна из первостепенных и вполне выполнимых задач — оформить пешеходный путь к парку. Архитекторы предложили замостить улицу Поперечно-Подлужную, сделав ее еще одной пешеходной улицей Казани. Она возьмет свое начало от экстрим-парка «Урам», поднимется к Подлужной и закончится у парка им. Горького. На самой Подлужной предусматривается велодорожка.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Еще одна идея — пешеходный мост вдоль «Миллениума». Наверное, именно он станет связующим звеном пешеходного трафика между набережной и планируемым парком «Спортивный» на другом берегу Казанки. Последний анонсировали еще в 2021 году. Сейчас концепция проходит доработку в связи со строительством остановочных станций канатной дороги.

«Изначально проект был о Казанке»: почему «Манзару» и «Спортивный» поставили на стоп?

Помимо этого, концепция выражает мечты города о появлении в этой части Казани маршрута общественного транспорта, который сегодня на Подлужную не заезжает. В предлагаемых схемах продумывают движение микроавтобуса. Кроме Подлужной, он заденет Профсоюзную, Дзержинского, Пушкина, Горького и другие центральные улицы города.

В целом Подлужная как привлекательная локация толкает многих инвесторов разворачивать здесь строительство своих проектов — в основном офисов. Чарующий вид на Казанку и близость к главным прогулочным маршрутам города — кажется, это формула самого удачного места для работы. Вся застройка по концепции развития Подлужной разбавляется парковыми пространствами — одно из таких, кстати, должно появиться вокруг станции канатной дороги.

Как говорят собеседники «БИЗНЕС Online», пока это лишь концепция, но при должном финансировании она может выйти за рамки эскизов и превратиться в реальный проект.

Близость к Казанскому Кремлю, несмотря на внешнюю неприглядность района, привлекает застройщиков и экспертов-градостроителей Близость к Казанскому кремлю, несмотря на внешнюю неприглядность района, привлекает застройщиков и экспертов-градостроителей Фото: Сергей Елагин

«Городские зонтики» и дождевая тропа: как хотят облагородить казанскую Гривку

А вот что однозначно сейчас выглядит фантазией, так это предложенный вариант преобразования Гривки в Кировском районе.

В основном сегодня эти территории заняты частным сектором, который разбавляется многоквартирными комплексами. Близость к Казанскому кремлю, несмотря на внешнюю неприглядность района, привлекает застройщиков и экспертов-градостроителей. Поэтому и появилась идея благоустройства с учетом водного потенциала Гривки. Здесь имеется и уже порядком загрязненная протока Казанки, и небольшое озеро, которые, по задумке, должны стать частью дождевой тропы — идея совершенно новая для Казани.

Шойгу считает приоритетной задачей создание на базе КАМАЗа производства пожарной техники

Архитекторы предложили использовать ряд уникальных особенностей, которые позволяют рассматривать этот уголок Казани в качестве одного из ядер водно-зеленого каркаса города. Это прибрежные территории, где соединяются главные существующие и перспективные зеленые оси столицы РТ. Одна из них кажется самой долгожданной — это 12 парков стратегии развития Казанки. Кстати, один из парков — «Манзара» — должен появиться как раз в пределах Гривки. Другая же ось прорезает весь город вдоль, собирая по пути пространства Казанского кремля, экопарка «Харовое», «Сосновой рощи», сквера «Тебриз», благоустроенной в этом году территории «Северного вокзала» и других зеленых островков города.


История с озером Харовое началась уже больше 10 лет назад. Тогда баталии жителей, экологов и застройщиков превратились в подобие реалити-шоу с острой завязкой и гражданским протестом.

В 2013 году на месте озера планировалось возведение 14-этажных домов. Строительством должно было заниматься ООО «Защитные инженерные системы», где в собственниках тогда значились члены семьи бывшего министра земельных и имущественных отношений Азата Хамаева. Жители забили тревогу. Инициативная группа защитников озера направила десятки писем в различные инстанции. На защиту озера встали и экологи — засыпка водоема грозила бы экологической катастрофой и даже подтоплением метро.

Инициативной группе удалось привлечь внимание главы республики и его помощника Олеси Балтусовой. Побывав на берегах озера, Рустам Минниханов предложил отменить все принятые решения по передаче земли в аренду, перезонировать их обратно в рекреационную зону и создать здесь парк.

Проект переделывался аж 8 раз, в результате там разобьют экопарк за 29 млн рублей. Кстати, в мае 2017 года там появились бобры.

В целом же Гривка сейчас не похожа на образец для подражания в части озеленения, считают эксперты. Зелень в основном расползается здесь точечно: самый большой массив находится в прибрежной части, а следующий — только возле Харового. Упомянем, что в идеале при планировании любой территории — от небольших жилых кварталов до городских агломераций — стараются ориентироваться на создание целостного зеленого каркаса, непрерывности озеленения. Поэтому создатели проекта концепции развития Гривки отмечают необходимость обыкновенного на первый взгляд внутриквартального озеленения — вдоль дорог и парковок. Вроде ничего особенного, но и этим территория небогата.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Поэтому предложили использовать водный потенциал Гривки. Сейчас там находится одноименная протока, которая со временем, к сожалению, потеряла какую-либо связь с Казанкой, и уже упомянутое нами озеро Харовое. А ранее территорию пронизывали ручьи и речушки, каналы и озера. К примеру, там проходила река Безымянная, которая брала свое начало от Казанки, впадала в утраченное озеро Комаровка.

«Дальше, в процессе развития Казани и появления водохранилища, там появился еще один канал, который замкнул все водные объекты — реки, протоку и озеро — в одну циркулирующую историю», — рассказывает один из собеседников «БИЗНЕС Online». Ранний облик района натолкнул авторов концепции на интересную мысль: а почему бы не восстановить это водное кольцо?

Эскиз предоставлен Институтом развития города

Получается, придется рыть целый канал под эту водяную мечту градостроителя? Нет! Как известно, ливневые канализации не всегда выдерживают непогоду. В результате после каждого ливня здесь образуются локальные места подтопления — они как раз и станут основой для кольцевой дождевой тропы. Собрать воду помогут и городские зонты — фантазия авторов данной концепции, которая позволит не только не прятаться под собственным зонтиком (а ведь он всегда норовит улететь!), но и обеспечить постоянное наполнение тропы необходимым уровнем дождевой воды.

Можно подумать, что вся эта творческая мысль — та самая бесполезная красота, но в мире есть аналоги. «Города-губки» — такое любопытное название получила одна из национальных программ в Китае. Во многих таких городах там создают зеленые крыши, искусственные водоемы и другие водонепроницаемые поверхности. Все это приводит к тому, что нагрузка на классическую инженерную систему в виде обычных ливневок в разы падает — в Шанхае, допустим, более 80% осадков удерживается как раз в проницаемой почве или в водоемах вроде казанской дождевой тропы. В этом состоит инженерный смысл той мечты, которую предложили архитекторы.

***

В заключение отметим, что предложенные концепции пока имеют статус идей, а не проектов для реализации. Но без идей нет развития, поэтому в недрах Института развития города и разрабатывают проекты, которые не только воплощаются в реальность, но и позволяют проследить линии вероятности будущего города.