До 15 марта в галерее современного искусства «БИЗON» можно увидеть выставку «Безмолвие священной рощи». Магическую атмосферу финно-угорских преданий здесь создают более 100 произведений художников из Удмуртии и Марий Эл — от живописи и графики до масштабных инсталляций и скульптур. Специальный художественный текст для проекта написал Денис Осокин, а 8-минутный докфильм демонстрирует, как жители отдаленных марийских деревень берегут традиции, основанные на языческом мировоззрении. Куратор выставки Александр Шагулин рассказывает, почему образ священных рощ появился в названии проекта, объясняет, как старое корыто и веретено стали произведениями современного искусства, и дает рекомендации, на какие экспонаты необходимо обратить особое внимание.
1. Ощущать атмосферу священных рощ
Выставка «Безмолвие священной рощи» призвана показать историю болезненной трансформации национальной культуры, которая издревле черпала вдохновение в языческом мировоззрении. Сегодня многие элементы богатой финно-угорской культуры не только не забыты, но и переосмысляются, получают новое прочтение. На выставке представлено более 100 произведений художников, исследующих эти удивительные метаморфозы: от основоположника марийского этнофутуризма Измаила Ефимова до 24-летнего Марка Бермана, помещающего на свои живописные полотна ветки из священных марийских рощ, в которых уже не проводят обряды.
Образ священных рощ появился в названии проекта неслучайно. Священные рощи издревле были местом для проведения ритуалов, молитв. Искусство также часто воспринимается как нечто сакральное, имеющее особую ценность, способность вдохновлять и излечивать. «Художники в некотором смысле становятся для нас жрецами, создающими объекты для поклонения и созерцания. Мы приглашаем зрителя в особое пространство для размышлений и контакта с тем, что выходит за рамки повседневности», — гласит кураторский текст выставки.
Настоящего жреца, марийского карта, на выставке тоже можно увидеть, посмотрев 8-минутный фильм «Голос священной рощи». Съемочная группа побывала в отдаленных марийских деревнях и, разумеется, в священной роще. Зрители увидят деревню Шоруньжа, которая в 2019 году была избрана культурной столицей финно-угорского мира, и деревню Токпердино. У местного населения нет газа, но они бережно хранят одну из древнейших религий мира — традиционную марийскую веру. «В церковь мы не ходим — в лес идем», — признается одна из героинь мини-фильма.
Также рекомендуем к прочтению художественный текст, который специально к выставке подготовил известный писатель Денис Осокин. Фильм «Овсянки» по его одноименной повести о жизни финно-угров завоевал три награды на Венецианском фестивале в 2010 году и поразил самого Квентина Тарантино. Ранее Осокин рассказал о том, как на него повлияла выставка «Безмолвие священной рощи», и объяснил, почему в своем эссе сравнил традиционное и современное искусство с зимним и весенним ледоходом.
2. Увидеть акварели, вызвавшие фурор на арт-рынке
В начале 1990-х годов заслуженный мастер соцреализма Ефимов, живущий в Йошкар-Оле, неожиданно для всех встал на путь экспериментов, полностью отказавшись от реализма. Он переключился на условно-символические формы и образы. Новое стилистическое направление было обозначено культурологами как «этнофутуризм»: историческое прошлое, духовное наследие (этно) и открытое будущее (футуризм), выраженное в авангардных формах. Идея состоит в слиянии двух противоположностей в культуре: с одной стороны, свое и древнее, с другой — всемирное и новое.
В 1993 году на выставке в Хельсинки Ефимов представил около 30 акварельных работ, в которых зрители увидели совершенно новое направление в искусстве с переплетением элементов архаики, язычества и модернизма. Это вызвало настоящий фурор. В 2020-м часть этой серии выкупил музей современного искусства Антверпена, а те акварели, которые остались в России, могут увидеть зрители выставки «Безмолвие священной рощи».
Еще одна уникальная возможность — наглядно увидеть в одном из залов, как Ефимов «нащупывал» свой новый стиль. В этих минималистичных работах через движение узоров и линий, взаимодействие плоскостей, элементы марийского орнамента и их символику художнику удается показать место исконных ценностей в современном мире. Выбранная художественная форма, которую можно назвать и «орнаментальной», и «декоративно-узорчатой», максимально погружает в традиции мифологического и языческого миропонимания марийцев.
3. Почитать трогательную переписку двух влюбленных
На выставке представлены необычные объекты творческой группы из Ижевска «Эмноюмно». Особое внимание обращает на себя произведение «Личная переписка» с уникальной историей создания. В модули от ткацкого станка помещены письма, которые художник Жон-Жон Сандыр нашел в заброшенном доме удмуртской деревни. Это переписка молодого парня и девушки, которые когда-то жили там. Когда они окончили школу, молодой человек пошел служить в армию на два года, а девушка отправилась учиться в Пермь. Они разъехались, но периодически обменивались письмами. Все они начинаются примерно одинаково: с погоды. Затем девушка обычно делится какими-то личными переживаниями, иногда вскользь возникает тема любви.
В качестве драматургического хода один из модулей размещен не вертикально, а горизонтально, в него помещено письмо молодого человека с душераздирающей фразой: «На этой неделе было пять писем… и ни одного от тебя». Молодым людям не удалось быть вместе, но известно, что девушка назвала впоследствии своего ребенка именем этого парня. Зрители выставки могут почитать их письма, но художники просят относиться к артефактам из прошлого бережно, а после прочтения вернуть их на прежнее место.
4. Узнать, как старое корыто и веретено стали современным искусством
На стене, выкрашенной в небесный цвет, зрители видят работы молодого художника Максима Агафонова. Максим вырос в постепенно исчезающем удмуртском селе Квардавозь. Он дает вторую жизнь предметам утвари, оставшимся от его дедушек и бабушек, соседей по поселку. Обязательно обратите внимание на работу «Мама» в виде корыта. Это единственное произведение Агафонова, у которого нет удмуртского названия. Все потому, что в семье художника с детства маму называли мамой, а не по-удмуртски — «анай», хотя дома все говорили только на удмуртском языке. Старое корыто отсылает художника к воспоминаниям из детства, где мама рубит капусту или картошку для выпечки, слышен треск дров в печи, а вокруг пахнет пирогами.
Еще одна любопытная работа — «Черс» («Веретено»). Она посвящена дедушке и бабушкам Максима. В центре находится деревянное веретено, которое когда-то очень давно изготовил собственноручно дед художника. По краям от веретена две удмуртки — это бабушки Максима по отцовской и материнской линиям. Они искусно прядут шерстяные нити. В идеале это веретено должно вращаться вокруг своей оси, формировать клубок нитей, но оно остановилось, вращаясь только в воспоминаниях художника.
5. Изучить марийские предания в стиле, близком к аниме
Самый молодой участник выставки — 24-летний художник из Йошкар-Олы Берман. Он внедряет на свои полотна ветки из священной рощи, в которой марийцы уже не проводят обряды. Марк исследует мистику заколдованных марийских лесов, используя визуальный стиль массовой культуры, отсылающий нас к формату комиксов и аниме.
Рекомендуем обратить внимание на работу «Проклятие Овды». Овды в марийской мифологии — вредные и хитрые существа. Они говорят на марийском языке, но часто поют песни на своем непонятном людям завораживающем диалекте. Время от времени они крадут людей и учат их творить зло: пьянствовать, курить, распутничать, ссориться и красть. Им нравится смотреть, как человечество постепенно убивает и портит само себя.
Овды крайне мстительны. Они могут заявиться темной ночью в деревню и потребовать разрешения войти в дом, сыграть там свадьбу или устроить пиршество. При отказе способны наложить проклятье на всю деревню и ее население, которое постепенно начинает разъезжаться и умирать. Когда деревня полностью опустеет, она становится царством Овд. Рядом вы увидите полотно «Глаз Онара». Онарами в марийской мифологии называли великанов, живущих в горах и с высоты своего огромного роста незримо наблюдающих за жизнью людей. В мифах онары предстают персонажами, которые не хотят навредить человеку, но сам Марк постоянно думает о двойственности этого образа: образ великана, который следит за нами свысока, он сравнивает с образом Большого Брата из поп-культуры, с тем, кто точно так же следит за всеми и знает наши тайны.
6. Ощутить взгляд цветов, у которых тоже есть глаза
Большое впечатление на зрителей могут произвести инсталляции молодой художницы Ульяны Константиновой. Уже во взрослом возрасте Ульяна начала интересоваться историей своей семьи. Эти поиски, по ее словам, открыли в ней «маленькую Удмуртию», которая хоть и проросла в художнице уже после переезда в Екатеринбург, но все же стала главным источником вдохновения.
В центре первого зала находится инсталляция Константиновой «Что, если у цветов тоже есть глаза?». Эта работа основана на детских воспоминаниях. Бабушка и мама Ульяны всегда были большими любительницами цветов. Именно они научили девочку видеть красоту и ценить ее. В детстве ей казалось, что у цветов тоже есть глаза, что они тоже видят нас, как и мы их. Мы смотрим на цветы своими глазами и видим их красоту, а что, если бы цветы смотрели на нас? Подумали бы они, что мы тоже красивые?
Здесь же находится работа Ульяны «Грезы». В ней она хотела показать мир детского воображения как Солнечную систему, в которой ребенок находится в центре, а вокруг него кружат волшебные существа из удмуртских сказок.
7. Оценить триптих от автора флага и герба Удмуртии
Участник творческой группы «Эмноюмно» Кучыран Юри — автор флага и герба Удмуртии. Его триптих MUU-MAA отсылает нас к легенде об удмуртском боге Кылдысине. «Муу» в переводе с финского означает «другой», «иной», «прочий», а «маа» — «земля», «территория». Другая земля… Туда невозможно дойти или доплыть, это некое запределье. В понимании художника это такая земля, где когда-то боги и люди жили в одной плоскости. Легенда о Кылдысине гласит, что когда-то люди настолько возгордились собой, что начали приравнивать себя к богам. В какой-то момент боги разозлились и решили, что мир должен разделиться на три части, три плоскости. Нижний мир, где будут обитать такие сущности, как водяные, лешие и прочая нечисть. На среднем уровне оказались люди, на верхнем — боги. Три круглые двухсторонние работы MUU-MAA напоминают нам о том, что еще совсем недавно мировоззрение удмуртов было именно таким — трехчастным. Здесь же мы видим три главных для удмуртов цвета: белый, черный и красный. К слову, именно они отражены на флаге и гербе республики. Черный — подземный мир, красный символизирует мир людей и белый — возвышенный мир богов.
Кстати, у этой истории есть продолжение. Рядом с триптихом MUU-MAA находится экспонат «Воршубный короб». Это предмет, который у удмуртов находился во всех молебных домах. Там же хранились беличья шкурка, крыло рябчика, рыбья чешуя или челюсть щуки, отсылающие к легенде о волшебных превращениях Кылдысина. Когда мир был разделен на три части, удмурты попросили бога вернуться к ним. Но тот был неумолим: «От вашего раздора мой лик раздроблен на 42 части. Если вы увидите, каким я стал, вы все умрете от страха». Художники «Эмноюмно» задумались: как сегодня можно собрать божество воедино? Тогда они изготовили 42 деревянных предмета неправильной формы и разных размеров, а затем сожгли их. Из полученного пепла сделали шар как символ единения и поместили его в святой короб.
Пепел играет важную роль в истории удмуртского народа. Когда на их деревни происходили набеги и им приходилось покидать родные дома, они забирали с собой не столько уцелевшую утварь, сколько пепел из молебных домов. Считалось, что он несет в себе всю информацию о прошлом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.