Программа концерта просто радовала глаз (подчеркнем, его первого отделения), здесь сплошь были представлены фрагменты опер, которых сегодня нет в репертуаре театра им. Джалиля (на фото Михаил Казаков)Фото: республика21век.рф

Два по 150

Похоже, что боссы театра им. Джалиля всерьез увлечены нумерологией. Иначе как объяснить их буквально маниакальную тягу ко всякого рода юбилеям и круглым датам. Любое серьезное мероприятие в этих стенах непременно посвящается очередной цифре с ноликом на конце. Вот и на этот раз на обложке буклета 43-го Шаляпинского фестиваля красовалось: «150 лет казанской опере». Но, позвольте, разве эта прекрасная дата не отмечалась весь 2024 год, начиная с 42-го Шаляпинского?

Впрочем, к таким трюкам в ТАГТОиБ не привыкать. В 2014-м здесь праздновали 140-летие казанской оперы, но пригласить на торжественный вечер главу РТ Рустама Минниханова смогли только годом позже, так что на Шаляпинском-2015 также отметили… 140-летие казанской оперы.

И, кстати, с юбилеями театру в последнее время везет, в 2023-м случилось 150-летие самого Федора Шаляпина, а в 2026-м можно радостно встретить 70 лет с открытия нынешнего здания ТАГТОиБ им. Джалиля. И не просто отметить, а, как водится, под это дело попросить дополнительное бюджетное финансирование.

Постоянство в этих стенах чувствуется во всем, даже в фестивальном буклете. Его обложка от прошлогодней отличается только одной палочкой, XLII Шаляпинский стал XLIII. Даже внутреннее содержание во многом неизменно. Если в прошлом году в приветственном слове раис РТ желал участникам форума «неизменного вдохновения и радости увлеченного творчества», то на этот раз — «неиссякаемого вдохновения и творческого подъема». Лишний раз улыбнешься, когда задумаешься над тем, кто и как составляет подобные документы.

Сам гала-концерт, по сути, претендовал на главное свершение 43-го Шаляпинского Сам гала-концерт, по сути, претендовал на главное свершение 43-го Шаляпинского Фото: республика21век.рф

Однако дальнейшее изучение полиграфической продукции привело корреспондента «БИЗНЕС Online» к некоторым приятным открытиям. И дело не в том, что приветствие от Рауфаля Мухаметзянова называлось «Слово директора театра» (практически «Слово пастора»), статус руководителя в этом учреждении давно понятен. Удивила программа гала-концерта, прежде всего его первого отделения.

Дело в том, что автор этого материала всерьез раздумывал над походом в буфет перед началом мероприятия, чтобы при помощи повышения градуса без лишних стрессов пережить будущие неаполитанские песни, куплеты всевозможных тореадоров и прочие «Куда вы удалились?», ведь радость узнавания этих мелодий неизменно приводит в состояние экзальтации оперных неофитов, которых традиционно много бывает в Казани. Привет в том числе непрозрачной системе продажи билетов, о которой недавно рассказывала наша газета.

Реквием по билетам: почему в театр им. Джалиля вечно не попасть?

Но нет, программа концерта просто радовала глаз (подчеркнем, его первого отделения), здесь сплошь были представлены фрагменты опер, которых сегодня нет в репертуаре театра им. Джалиля: «Макбет» и «Отелло» Верди, «Андре Шенье» Джордано, «Адриана Лекуврер» Чилеа и т. д. В общем, вечер обещал быть познавательным. А сам гала-концерт, по сути, претендовал на главное свершение 43-го Шаляпинского, поскольку все другие мероприятия, которые претендовали на данный статус, его не оправдали.

Новая «Кармен» от группы итальянских ремесленников от оперы, традиционная и скучная, заменила в репертуаре подобную же старую постановку, порождая вопросы: а нужно ли было ради этого тратить миллионы рублей? Концертная версия «Манон Леско» Пуччини больше всего запомнилась тем, что юного героя оперы изображал 60-летний Ахмед Агади. Наконец, «Реквием» Верди, выглядевший очень достойно музыкально, был испорчен антрактом посреди, по сути, католической мессы на эчпочмаки и «Очи черные» от местного скрипача в фойе.

Московский ведущий обнаружил «элитарность высшей интеллигенции» Татарстана

Уже после начала вечера случилось еще одно радостное открытие. Не было огромной фотографии Шаляпина на весь задник, из-за чего вкупе с цветами, которые обрамляют сцену, подобные оперные гала порой напоминали поминки по усопшему. Вместо этого на задник транслировали в меру раздражавшие картинки от художника Гарри Гуммеля.

Но до первых нот пришлось потерпеть еще пятиминутный спич ведущего Владимира Челядинова, судя по всему, «шишки» с канала «Россия К», который мы привычно называем «Культурой». Необходимого для конферансье темперамента у Челядинова, очевидно, нет, но в своем «слове ведущего» он все-таки выдал: «И вот такая элитарность духа, элитарность высшей интеллигенции — это огромное достижение директора казанской оперы, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, лауреата премии имени Габдуллы Тукая и премии ассоциации музыкальных театров России „Легенда“ Рауфаля Сабировича Мухаметзянова». В общем, дух Леонида Ильича появился на сцене раньше духа Федора Ивановича.

Но, кстати, Челядинова можно понять. Каналу «Культура» нынче непросто, актуальные западные оперные постановки по понятным причинам недоступны, Большой и Мариинка давно используют для тех же трансляций собственные медиаресурсы, более того, тем же занимаются и Пермь, и даже Уфа. В этих условиях московские телевизионщики нашли верных друзей в лице Мухаметзянова и Ко. Так что теперь на «России К» можно регулярно видеть что-то, связанное с казанской оперой, и это наверняка радует местных профильных чиновников.

После этого, собственно, начался концерт, который прямо со старта порадовал логичной стройностью номеров и выступлением большинства солистов. Отдали должное памяти Шаляпина — среди первых номеров были выступления главных басов вечера Михаила Казакова и Михаила Колелишвили, вспомнили о русской народной песне («Дубинушку» солист Мариинки Колелишвили исполнил вместе с хором), не забыли о татарской музыке (пианист Зульфат Фахразиев исполнил с оркестром фрагмент Концерта для фортепиано с оркестром Рустема Яхина). Хор оркестра также очень эффектно смотрелся в сцене бури из вердиевского «Отелло».

Не сильно портили впечатление и небольшие технические накладки, хотя, когда Казаков уже начал исполнять на авансцене рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки, за полупрозрачным занавесом что-то громыхнуло прямо во время «Близится час торжества моего».

А потом на сцену вышла она, дама пик…вернее дама ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян Светлана Касьян подтвердила тезис о «Нетребко для бедных» в одной из рецензий газеты с Шаляпинского-2025, отправившись раздавать цветы в очередном радовавшем глаз открытом платье публике в зал Фото: республика21век.рф

Дама пик

А потом на сцену вышла она, дама пик… вернее, дама ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян. Причем так было даже написано в программке, т. е. там присутствовали «заслуженный артист РФ Ахмед Агади», «заслуженная артистка Татарстана Гульнора Гатина» и «дама ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян». Напомним, что последнее — это награда Ватикана, которую Касьян получила благодаря своему супругу Леониду Севастьянову, близкому к действующему папе римскому.

Вообще, Севостьянов, судя по материалам медиа, чрезвычайно любопытный персонаж. Учился на Западе в иезуитском колледже, занимался бизнесом, а теперь возглавляет всемирный союз староверов, который, впрочем, сам и создал. В сети, кстати, старообрядцы настойчиво объясняют, что к ним Севостьянов и его организация никакого отношения не имеют. При этом главный старовер регулярно встречается с папой Франциском и даже доводил позицию Ватикана по российско-украинскому вопросу до тогда еще госсекретаря США Энтони Блинкена. Короче говоря, все это ужасно интересно. То ли это человек с внешностью голливудского мачо — наш человек там, то ли их — у нас.

А еще все это намного интереснее, чем пение его супруги, чье первое появление на гала-концерте с арией Маддалены из «Анри Шенье» скорее было продолжением дискуссии на тему «может ли платье быть заменой вокалу».

Причем подает себя Касьян в Казани как абсолютная примадонна, хотя последние 10 лет на ее счету лишь выступления в европейской оперной провинции вроде Дюссельдорфа, Варшавы или Бонна. Таких певиц театр им. Джалиля видел огромное количество. Но именно нашу героиню здесь подают сейчас как первостатейную звезду и лицо Шаляпинского фестиваля. На гала-концерте у нее было три номера, больше, чем у других артистов, при том что настоящая прима казанской оперы Гульнора Гатина смогла «выбить» себе только один дуэт. Также Касьян наряду с Мухаметзяновым раздавала интервью местным СМИ, где отвечала на неудобные вопросы в духе «Вот вы такая великая, а как вы стали такой великой?».

После антракта певица подтвердила и тезис о «Нетребко для бедных» в одной из рецензий газеты с Шаляпинского-2025, отправившись раздавать цветы в очередном радовавшем глаз открытом платье публике в зал. Сама ария Анны-Элизы из оперетты «Паганини» Легара в этот момент уже никого не интересовала.

Между тем до антракта было еще несколько достойных выступлений. Прежде всего, статусный баритон из Большого Игорь Головатенко, пожалуй, единственный из участников казанского гала-концерта строящий действительно большую международную карьеру, перевоплотился в вердиевско-шекспировского Макбета и сначала спел сольно, а потом старался подстроиться под эмоциональный настрой Касьян в дуэте Макбета и Леди Макбет. Уверенными профи в который раз показали себя меццо-сопрано Екатерина Сергеева и тенор Алексей Татаринцев с ариями из «Адрианы Лекуврер» и «Манон» Массне. Порадовала виртуозной арией Лакме Антонина Весенина из Мариинки.

«Рога — это Ивенко, — объясняла в антракте одна дама своим не столь сведущим подругам «Рога — это Ивенко», — объясняла в антракте одна дама своим не столь сведущим подругам Фото: республика21век.рф

«Вагнера я вообще считаю своим вторым сыном»

А дальше были танцы. Честно говоря, привычку вставлять регулярно в оперные представления театра им. Джалиля балетные дивертисменты понять трудно, тем более что вроде как на гала Нуриевского фестиваля не блистают басы и сопрано. Здесь же «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Гуно, по сути, одноактный балет внутри этого произведения, стала кульминацией первого отделения. Пан в исполнении Олега Ивенко, Вакх Вагнера Карвальо и Вакханка Кристины Андреевой сорвали шквальные овации, и было уже не совсем понятно, а точно ли мы на оперном фестивале.

«Рога — это Ивенко, — объясняла в антракте одна дама своим не столь сведущим подругам. — А Вагнера я вообще считаю своим вторым сыном».

К сожалению, после антракта стало не так интересно. Ведущий Челядинов (надо сказать, что его еще один выход с парой баек о Шаляпине был более удачным) сообщил: «По традиции фестиваля второе отделение будет отдано легкому жанру».

Выступление специалистки в легком жанре, Оксаны Крупновой из Санкт-Петербургской музкомедии, выглядело «вставным зубом»Фото: республика21век.рф

Неизвестно, была ли и вправду такая традиция или она родилась здесь и сейчас, но обилие номеров из оперетт потерялось на фоне художественно насыщенного первого отделения. Так что выступление специалистки жанра, Оксаны Крупновой из Санкт-Петербургской музкомедии, выглядело «вставным зубом», впрочем, как и явление греческой пианистки Теодосии Нтоку с джазовой сюитой Цфасмана. Без джаза на Шаляпинском никуда, как бы странно это ни звучало, ведь этот жанр так жалует директор Мухаметзянов.

Дальше снова подняли настроение новые сольные выходы Татаринцева и Весениной, последняя вообще стала открытием этого гала, ее ария Кунигунды из мюзикла «Кандид» Бернстайна была интересна и вокально, и актерски. Снова превосходен был казанский хор, уверенно отработал концерт и оркестр театра им. Джалиля, которым по очереди руководило трио маэстро — Андрей Аниханов, Марко Боэми и Эйюб Кулиев.

А на закуску снова были танцы. Ради сцен из «Дон Кихота» Минкуса даже выписали ведущую солистку Большого театра Маргариту Шрайнер, наверняка она удивила друзей и коллег новостью о том, что едет выступать на оперном фестивале. Дальше был опять длинный дивертисмент, овации… Но при всем уважении к Ивенко и его товарищам стало даже немного обидно за такую победу за явным преимуществом балетных над оперными на их же поле. А еще стало понятно, что после лицезрения красивых тел танцовщиков и вечного манящего взгляда холодной красавицы от балерины Андреевой оставаться на финальный номер концерта — арию Калафа от «антикварного» Агади — смысла уже нет.

«Все, вода пошла!» — так встречал возле гардероба первых зрителей под занавес вечера один из работников охраны. Возможно, эта шутка отсылает к прошлогоднему потопу в здании. Но одновременно подумалось, что театр им. Джалиля вот так и затягивает публику в глубокие воды Оперы Ивановны, и кажется, что это будет продолжаться бесконечно. А что, певица Касьян вполне напоминает древнегреческую сирену.