Карина Пикулева: «В 2024 году мы приняли такую политику: приглашаем хороших специалистов с „прямыми“ руками и обучаем у себя, под надзором опытных мастеров» Карина Пикулева: «В 2024 году мы приняли такую политику: приглашаем хороших специалистов с «прямыми» руками и обучаем у себя, под надзором опытных мастеров»

«Некоторые материалы просто пропали с российского рынка»

— Расскажите, как прошел 2024 год для мебельной отрасли? Насколько удалось оправиться от кризисов предыдущих лет, ухода зарубежных брендов и поставщиков?

— В первой половине 2024 года мебельный рынок подрос, по оценкам экспертов, примерно на 15%. Но в сентябре, на фоне отмены льготной ипотеки, началось снижение спроса. Люди покупали меньше квартир, а следовательно, и потребность в мебели снизилась.

Думаю, это коснулось прежде всего среднего и экономсегмента. Наша компания последствий практически не ощутила и даже выросла на 70% по сравнению с 2023-м. Спад в строительной отрасли чувствуем косвенно — например, несколько застройщиков приостановили заказы на меблировку готовых квартир.

В целом в прошлом году я отмечала на мебельном рынке скорее положительную тенденцию. Если в 2020−2022 годах можно было говорить о дефиците мебели в стране, то сейчас такого уже нет.

В Москве и других крупных городах России проводятся мебельные выставки, и заметно, что на рынке появляется все больше новых игроков. Продукция становится более качественной, рождается конкуренция.
Карина Пикулева Основательница бренда CARIN CASA
Карина Пикулева основательница бренда CARIN CASA

Уход IKEA уже не особенно чувствуется. Многие бывшие подрядчики гиганта остались на рынке, кто-то вышел на маркетплейсы, кто-то стал работать с крупными российскими брендами. Да и в премиальном сегменте, когда итальянская мебель стала менее доступной, появился спрос на отечественных производителей.

— Были ли другие сложности, помимо отмены льготной ипотеки? Ощущаете ли, например, дефицит кадров?

— Кадры вообще одна из основных трудностей. В прошлом году мы увеличили штат сотрудников на 30%, и людей пришлось искать очень долго. В Казани подходящих специалистов практически не осталось, многих сотрудников мы в итоге нашли в других городах.

Большая проблема в том, что сейчас таким специальностям толком не обучают. Я пыталась выходить на казанские учреждения, строительные колледжи для поиска кадров, но пока, к сожалению, вопрос никуда не сдвинулся. Так что в 2024 году мы приняли такую политику: приглашаем хороших специалистов с «прямыми» руками, например с той же самой стройки, и обучаем у себя, под надзором опытных мастеров.

«В феврале мы уже успели принять участие в самой ожидаемой выставке года — ART DOM в КРОКУС-ЭКСПО в Москве» «В феврале мы уже успели принять участие в самой ожидаемой выставке года — ART DOM в КРОКУС-ЭКСПО в Москве»

— Сказались ли на вашей отрасли санкции? Насколько вы зависимы от импортных комплектующих, которые стали труднодоступными?

— Сложности с комплектующими, безусловно, были и сохраняются. Фурнитура, лакокрасочные материалы, шпон — как правило, все это мы покупаем у зарубежных поставщиков. И хотя ситуация с логистикой в целом выровнялась, доставка окольными путями через Турцию или Грузию все-таки существенно отразилась на себестоимости.

Кроме того, некоторые материалы просто пропали с российского рынка. Например, по каталогу мы предлагали клиентам такой материал, как полированная бронза. В один момент она просто исчезла у всех поставщиков, а мы уже взяли заказ с ее использованием. С трудом нашли аналог в Европе: он давал такой же эффект, но требовал другой технологии в работе. Соответственно, нам пришлось перестроиться на эту новую для нас технологию.

Так получилось, что для нашей компании 2024 год ознаменовался огромными вложениями в парк оборудования. Это и малярные комнаты с мощными системами приточки и вытяжки, и станки с ЧПУ, и другое дерево- и металлообрабатывающее оборудование. Столкнулись с тем, что известные итальянские марки оборудования стали недоступными вовсе. Поэтому пришлось переориентироваться на китайское оборудование. А на интересные экземпляры китайских поставщиков тоже есть очередь ожидания из покупателей.

Но для меня главное, что мы смогли сохранить сотрудничество с нашими поставщиками итальянской керамики. Именно с этого материала в 2019 году началась моя любовь к мебели.
Карина Пикулева Основательница бренда CARIN CASA
Карина Пикулева основательница бренда CARIN CASA

На российские, китайские, турецкие аналоги мы переходить не стали: к сожалению, это совсем другое качество, рисунок, фактура, даже прочность.

«Стенд CARIN CASA принял более тысячи посетителей и занял одно их центральных мест в павиольоне российских производителей, а представители итальянских фабрик не оставили нас без внимания, что было очень приятно» «Стенд CARIN CASA принял более тысячи посетителей и занял одно их центральных мест в павиольоне российских производителей, а представители итальянских фабрик не оставили нас без внимания, что было очень приятно»

— Что еще сейчас влияет на себестоимость мебели?

— Среди основных факторов — курс доллара и налоговая реформа: с этого года мы перешли на пятипроцентный НДС. Растет стоимость аренды производственных помещений: у нас в прошлом году ставка увеличилась примерно на 30%. В Казани есть еще и такая тенденция, что производственные базы сносят под жилые комплексы. В итоге технических площадей становится меньше, а в оставшихся собственники поднимают аренду.

В прошлом году мы переехали в производственное помещение площадью 2 тысячи «квадратов». На текущей производственной базе мы забрали под свое производство все свободные помещения, расти здесь уже становится сложно. Я понимаю, что в перспективе нескольких лет встанет вопрос о переезде производства. Но где искать такие большие помещения в Казани? А строить их самим при текущей ставке кредитования невозможно.

— Как вы считаете, возможно ли в таких условиях сдерживать рост цен для потребителя?

— На мой взгляд, у бренда CARIN CASA цены по-прежнему одни из самых лояльных в нашем сегменте. Чтобы поддерживать их на этом уровне, стараемся пересматривать методы изготовления продукции. Например, если раньше столяры могли собрать в месяц порядка 10−15 столов, то после закупки нового оборудования выпуск продукции увеличился примерно вдвое. Конечно, когда в основе продукта лежит, как у нашей компании, деревообработка и металлообработка, то всегда остается большая доля ручного труда. Но так можно хотя бы часть работы переложить на станки.

Хотя и тут есть свои проблемы: такое оборудование сложно обслуживать. В нашем регионе крайне мало людей, способных отремонтировать станки, — приходится звонить поставщику, чтобы к нам командировали мастеров из Москвы.

«Клиентам из близлежащих регионов часто удобнее приехать именно в казанский шоурум» «Клиентам из близлежащих регионов часто удобнее приехать именно в казанский шоурум»

Шоурум в ЖК Altura, «звездный» стол и расширение линейки

— Несмотря на вызовы, бренду CARIN CASA удается развиваться: в прошлом году вы открыли шоурум в Москве, а в конце декабря 2024-го переехали в новое помещение и в Казани. Почему для вас важно сохранять присутствие в Казани, хотя бренд уже востребован на столичном рынке?

— Потому что Казань — это мой дом (смеется). Но, кроме того, на наш город и республику приходится значительная доля клиентов бренда — порядка 30 процентов. Это и предприниматели, и застройщики, и ведущие казанские дизайнеры. Да и клиентам из близлежащих регионов часто удобнее приехать именно в казанский шоурум.

Поэтому мы решили его масштабировать и переехали в просторное помещение в ЖК Altura на Касаткина, 23. Узнали о комплексе, кстати, из публикации «БИЗНЕС Online»! В новый шоурум мы вложили душу, начиная с интерьера. Проект реализовывала дизайн-студия Оксаны Шейх. Здесь много натуральных материалов: тканевые обои, шпоновые панели, наша любимая керамика. Конечно, завезли еще больше мебели из своей линейки и создали уютное пространство, где можно получить консультацию, познакомиться с нашим продуктом, потрогать изделия и лично убедиться в их качестве. В будущем планируем проводить здесь тематические мероприятия с дизайнерами.

«Если в Казани обычно покупают большие столы — под стать большим квартирам и домам, — то в Москве, где площади меньше, на ту же сумму могут купить совсем маленький стол, но в более дорогой отделке» «Если в Казани обычно покупают большие столы под стать большим квартирам и домам, то в Москве, где площади меньше, на ту же сумму могут купить совсем маленький стол, но в более дорогой отделке»

— Замечаете разницу между аудиторией шоурума в Москве и Казани?

— Наверное, москвичи чаще останавливаются на премиальных вариантах отделки, например итальянской керамике премиум-класса. И если в Казани обычно покупают большие столы под стать большим квартирам и домам, то в Москве, где площади меньше, на ту же сумму могут купить совсем маленький стол, но в более дорогой отделке.

А еще Москва любит комплектовать все сразу в одном месте. Приходят к нам за столом, но покупают еще и стулья, консоли, комоды, стеллажи — в общем, все под ключ для экономии времени.

Карина Пикулева, CARIN CASA: «Раскола в мировом мебельном сообществе из-за СВО не чувствуется»

— Какие еще планы по развитию на будущий год?

— Прежде всего, расширять производство и развивать шоурумы. Продолжим принимать участие в отраслевых выставках. В феврале мы уже успели принять участие в самой ожидаемой выставке года — ART DOM в КРОКУС-ЭКСПО в Москве. Подготовка к ней длилась более полугода. Стенд CARIN CASA принял более тысячи посетителей и занял одно их центральных мест в павильоне российских производителей, а представители итальянских фабрик не оставили нас без внимания, что было очень приятно.

В апреле планируем в очередной раз посетить мебельную выставку iSaloni в Милане, уже в качестве гостей. Такие события — это и развитие насмотренности, и выход из рутины, и приятные знакомства. Так что темпы снижать не хочется.

«Москва любит комплектовать все сразу в одном месте. Приходят к нам за столом, но покупают еще и стулья, консоли, комоды, стеллажи — в общем, все «под ключ» «Москва любит комплектовать все сразу в одном месте. Приходят к нам за столом, но покупают еще и стулья, консоли, комоды, стеллажи — в общем, все под ключ»

— Линейку пополнять собираетесь?

— В том году мы выпустили крутящиеся стулья и планируем развивать это направление дальше. Стулья — одновременно и большая любовь, и вызов: это, наверное, самое сложное изделие с точки зрения эргономики, устойчивости, габаритов. Надеюсь, введем в линейку больше комодов и стеллажей. Но в корпусную мебель не уйдем, для меня это принципиально: фокусируемся на премиальном качестве и на изделиях, которые хорошо умеем делать.