«У нас нет рвения немедленно получить деньги. Не мы регулируем данную ситуацию, этим занимается государство», — говорит основатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров, чья компания инвестировала в трассу Алексеевское – Альметьевск 23 млрд рублей (оставшиеся 74,6 млрд — бюджеты РФ и РТ). По договору 2022 года дорога должна перейти в доверительное управление госкомпании «Автодор», она же будет взимать плату, которую потом 99 лет станет перечислять концессионеру, на плечах которого уже лежит обслуживание и управление. Почему трасса все еще бесплатна — в «Автодоре» пока молчат, а миндортранс РТ говорит о «тестовой эксплуатации оборудования по взиманию платы». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Дорогу Алексеевское – Альметьевск открыли 26 декабря, позади два месяца, но и сегодня она продолжает работать без оплаты
Дорога Алексеевское – Альметьевск: халява продолжается
Так и не состоялся намеченный на конец февраля запуск платного режима на трассе Алексеевское – Альметьевск (АА) в Татарстане. Дорогу открыли 26 декабря, позади два месяца, но и сегодня она продолжает работать без оплаты.
«В настоящее время движение по автомобильной дороге Алексеевское – Альметьевск осуществляется бесплатно, — подтвердили „БИЗНЕС Online“ в миндортрансе РТ. — По информации концессионера дороги, АО „Автострада“, сейчас проходит тестовая эксплуатация оборудования по взиманию платы. Информация о дате начала платной эксплуатации концессионером будет заблаговременно представлена пользователям».
В компании-концессионере не рассказали «БИЗНЕС Online» о причинах продления бесплатного режима работы, но ранее ситуацию прокомментировал инвестор, основатель СМП «Нефтегаз» Фоат Комаров. Ему тоже неизвестна точная дата начала взимания платы.
Фоат Комаров: «Не мы регулируем данную ситуацию, этим занимается государство. У нас нет рвения немедленно получить деньги»
«Там пока, видать, тоже технические проблемы или другие нюансы, — говорил Комаров. — Нас пока не информировали, что начинают взимать плату. Не мы регулируем данную ситуацию, этим занимается государство. У нас нет рвения немедленно получить деньги».
С момента запуска новой дороги 26 декабря и по 22 января по ней проехало 102,4 тыс. машин, докладывал ранее миндортранс РТ. Наибольшее количество зафиксировали 6 января — 6,4 тыс. автомобилей.
Ежедневно проезжает в среднем 3 тыс. транспортных средств, говорил в январе генеральный директор компании-концессионера, АО «Автострада», Александр Комлев. Один день простоя при таком трафике — это несколько миллионов рублей.
«Схема такая: каждая машина проехала — заплатила деньги. Сбор ведется централизованно «Автодором», — рассказывал в декабре 2024 года Комаров
Тормозит «Автодор»?
Взимать плату и сделать дорогу частью собственной системы «Свободный поток» по заключенной концессии должна госкомпания «Автодор», а еще принять АА в доверительное управление.
«Схема такая: каждая машина проехала — заплатила деньги. Сбор ведется централизованно „Автодором“, — рассказывал в декабре 2024 года Комаров. — Сумму, которая поступила в счет оплаты за проезд, должны перечислять инвестору в течение 99 лет!»
Дорога АА — это часть проекта по строительству дороги Шали – Бавлы (ШБ), перемычки между трассами М7 и М5, и одновременно один из этапов коридора Европа – Западный Китай (ЕЗК). Но сначала, в ранних 1990-х, первый президент РТ Минтимер Шаймиев решил построить дорогу Шали – Сорочьи Горы (ШСГ). Она виделась обходящим столицу РТ дублером участка федеральной дороги Р239 Казань – Оренбург. Тогда же республика возобновила начавшиеся в 1989-м и остановленные в 1991-м работы по возведению там моста (вместо парома).
В итоге идея трансформировалась до трассы к Бавлам, т. е. к границе с Оренбургской областью. 299 км пути разделили на четыре участка: ШСГ (40 км), мостовой переход через Каму (14 км), АА (145 км), Альметьевск – Бавлы (100 км).
Строительство ШСГ начали в 1998 году и первую очередь завершили в 2010-м, вторая ожидалась к 2012-му, но планы так и не реализовались: дорога осталась двухполосной. Первую очередь мостового перехода запустили в 2002 году, вторую завершили в 2016-м.
За дорогу Алексеевское – Альметьевск Комаров принялся в 2005 году, строить он начал на свои деньги. На этот шаг бизнесмен пошел в расчете на то, что дорога в перспективе станет первой в стране платной автомагистралью.
Судьба участка Альметьевск – Бавлы на данный момент неизвестна. В дальнейшем планировалось, что дорога пройдет через Башкортостан (Кумертау), протянется до Оренбурга. Далее через пропускной пункт «Сагарчин» зайдет на территорию Казахстана (Актобе, Алма-Ата) и завершится в Китае (Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу и Ляньюньган).
Получается, что на южном конце коридора Европа – Западный Китай на территории России остается достроить «всего» порядка 566 км: Альметьевск – Бавлы (100 км), Бавлы – Кумертау (290 км), Кумертау – граница с Казахстаном (176 км).
Китай и Казахстан свои отрезки ЕЗК уже давно построили.
По договору 2022 года «Автострада» арендует дорогу 99 лет у госкомпании и все это время эксплуатирует и управляет трассой. Впрочем, АА пока не появилась на сайте «Автодора» в числе других платных дорог госкомпании, нет и ни одного упоминания этой трассы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» направил запрос в госкомпанию, но на момент сдачи материала ответа не получил.
Трассу Алексеевское – Альметьевск протяженностью в 145 км построили за 97,6 млрд рублей
Цена дороги и тарифы
Трассу Алексеевское – Альметьевск протяженностью 145 км построили за 97,6 млрд рублей, из которых 23 млрд рублей вложил «СМП-Нефтегаз», 30,6 млрд рублей — федеральный бюджет, 44 млрд рублей — бюджет Татарстана. На воплощение проекта ушло 20 лет.
Финальную цену проезда по АА раис РТ Рустам Минниханов согласовал 24 декабря 2024 года. Ценник зависит от категории автомобиля:
- I — ТС с двумя и более осями высотой до 2 м (легковые авто, в том числе с прицепом, многоцелевые ТС и мотоциклы, в том числе с прицепом, коляской);
- II — ТС с двумя и более осями высотой от 2 м до 2,6 метра (фургоны, в том числе с прицепом);
- III — ТС с двумя осями высотой 2,6 м и более (грузовые автомобили и автобусы, в том числе туристические и междугородние);
- IV — ТС с тремя и более осями высотой 2,6 м и более (грузовые автомобили и автобусы, в том числе туристические и междугородние).
Поездка по трассе от начала до конца на легковом автомобиле обойдется в 653 рубля
Для легковых автомобилей I категории стоимость проезда составит 4,50 рубля за 1 км, для II категории — 6,75 рубля, для III категории — 9 рублей, для IV категории — 18 рублей. Поездка по трассе от начала до конца на легковом автомобиле обойдется в 653 рубля. Для машин II категории это 979 рублей, III категории — 1 305 рублей, IV категории — 2 610 рублей.
P. S. «Указанный участок не передан в доверительное управление», — сообщила госкомпания «Автодор» в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» о введении платы на трассе Алексеевское – Альметьевск. Вопросы о сроках и причинах остались без ответа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.