Дорогу Алексеевское-Альметьевск открыли 26 декабря, позади 2 месяца, но и сегодня она продолжает работать без оплаты Дорогу Алексеевское – Альметьевск открыли 26 декабря, позади два месяца, но и сегодня она продолжает работать без оплаты

Дорога Алексеевское – Альметьевск: халява продолжается

Так и не состоялся намеченный на конец февраля запуск платного режима на трассе Алексеевское – Альметьевск (АА) в Татарстане. Дорогу открыли 26 декабря, позади два месяца, но и сегодня она продолжает работать без оплаты.

«В настоящее время движение по автомобильной дороге Алексеевское – Альметьевск осуществляется бесплатно, — подтвердили „БИЗНЕС Online“ в миндортрансе РТ. — По информации концессионера дороги, АО „Автострада“, сейчас проходит тестовая эксплуатация оборудования по взиманию платы. Информация о дате начала платной эксплуатации концессионером будет заблаговременно представлена пользователям».

В компании-концессионере не рассказали «БИЗНЕС Online» о причинах продления бесплатного режима работы, но ранее ситуацию прокомментировал инвестор, основатель СМП «Нефтегаз» Фоат Комаров. Ему тоже неизвестна точная дата начала взимания платы.

Фоат Комаров: «Не мы регулируем данную ситуацию, этим занимается государство. У нас нет рвения немедленно получить деньги» Фоат Комаров: «Не мы регулируем данную ситуацию, этим занимается государство. У нас нет рвения немедленно получить деньги»

«Там пока, видать, тоже технические проблемы или другие нюансы, — говорил Комаров. — Нас пока не информировали, что начинают взимать плату. Не мы регулируем данную ситуацию, этим занимается государство. У нас нет рвения немедленно получить деньги».

С момента запуска новой дороги 26 декабря и по 22 января по ней проехало 102,4 тыс. машин, докладывал ранее миндортранс РТ. Наибольшее количество зафиксировали 6 января — 6,4 тыс. автомобилей.

Ежедневно проезжает в среднем 3 тыс. транспортных средств, говорил в январе генеральный директор компании-концессионера, АО «Автострада», Александр Комлев. Один день простоя при таком трафике — это несколько миллионов рублей.

«Схема такая: каждая машина проехала — заплатила деньги. Сбор ведется централизованно «Автодором», — рассказывал в декабре 2024 года Комаров «Схема такая: каждая машина проехала — заплатила деньги. Сбор ведется централизованно «Автодором», — рассказывал в декабре 2024 года Комаров

Тормозит «Автодор»?

Взимать плату и сделать дорогу частью собственной системы «Свободный поток» по заключенной концессии должна госкомпания «Автодор», а еще принять АА в доверительное управление.

«Схема такая: каждая машина проехала — заплатила деньги. Сбор ведется централизованно „Автодором“, — рассказывал в декабре 2024 года Комаров. — Сумму, которая поступила в счет оплаты за проезд, должны перечислять инвестору в течение 99 лет!»

Дорога АА — это часть проекта по строительству дороги Шали – Бавлы (ШБ), перемычки между трассами М7 и М5, и одновременно один из этапов коридора Европа – Западный Китай (ЕЗК). Но сначала, в ранних 1990-х, первый президент РТ Минтимер Шаймиев решил построить дорогу Шали – Сорочьи Горы (ШСГ). Она виделась обходящим столицу РТ дублером участка федеральной дороги Р239 Казань – Оренбург. Тогда же республика возобновила начавшиеся в 1989-м и остановленные в 1991-м работы по возведению там моста (вместо парома).

В итоге идея трансформировалась до трассы к Бавлам, т. е. к границе с Оренбургской областью. 299 км пути разделили на четыре участка: ШСГ (40 км), мостовой переход через Каму (14 км), АА (145 км), Альметьевск – Бавлы (100 км).

Строительство ШСГ начали в 1998 году и первую очередь завершили в 2010-м, вторая ожидалась к 2012-му, но планы так и не реализовались: дорога осталась двухполосной. Первую очередь мостового перехода запустили в 2002 году, вторую завершили в 2016-м.

За дорогу Алексеевское – Альметьевск Комаров принялся в 2005 году, строить он начал на свои деньги. На этот шаг бизнесмен пошел в расчете на то, что дорога в перспективе станет первой в стране платной автомагистралью.

Судьба участка Альметьевск – Бавлы на данный момент неизвестна. В дальнейшем планировалось, что дорога пройдет через Башкортостан (Кумертау), протянется до Оренбурга. Далее через пропускной пункт «Сагарчин» зайдет на территорию Казахстана (Актобе, Алма-Ата) и завершится в Китае (Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу и Ляньюньган).

Получается, что на южном конце коридора Европа – Западный Китай на территории России остается достроить «всего» порядка 566 км: Альметьевск – Бавлы (100 км), Бавлы – Кумертау (290 км), Кумертау – граница с Казахстаном (176 км).

Китай и Казахстан свои отрезки ЕЗК уже давно построили.

По договору 2022 года «Автострада» арендует дорогу 99 лет у госкомпании и все это время эксплуатирует и управляет трассой. Впрочем, АА пока не появилась на сайте «Автодора» в числе других платных дорог госкомпании, нет и ни одного упоминания этой трассы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» направил запрос в госкомпанию, но на момент сдачи материала ответа не получил.

Трассу Алексеевское-Альметьевск протяженностью в 145 км построили за 97,6 млрд рублей Трассу Алексеевское – Альметьевск протяженностью в 145 км построили за 97,6 млрд рублей

Цена дороги и тарифы

Трассу Алексеевское – Альметьевск протяженностью 145 км построили за 97,6 млрд рублей, из которых 23 млрд рублей вложил «СМП-Нефтегаз», 30,6 млрд рублей — федеральный бюджет, 44 млрд рублей — бюджет Татарстана. На воплощение проекта ушло 20 лет.

Фоат Комаров: «Дорога нужна была до Альметьевска, я сделал. Моя душа спокойна»

Финальную цену проезда по АА раис РТ Рустам Минниханов согласовал 24 декабря 2024 года. Ценник зависит от категории автомобиля:

  • I — ТС с двумя и более осями высотой до 2 м (легковые авто, в том числе с прицепом, многоцелевые ТС и мотоциклы, в том числе с прицепом, коляской);
  • II — ТС с двумя и более осями высотой от 2 м до 2,6 метра (фургоны, в том числе с прицепом);
  • III — ТС с двумя осями высотой 2,6 м и более (грузовые автомобили и автобусы, в том числе туристические и междугородние);
  • IV — ТС с тремя и более осями высотой 2,6 м и более (грузовые автомобили и автобусы, в том числе туристические и междугородние).

Поездка по трассе от начала до конца на легковом автомобиле обойдется в 653 рубля Поездка по трассе от начала до конца на легковом автомобиле обойдется в 653 рубля

Для легковых автомобилей I категории стоимость проезда составит 4,50 рубля за 1 км, для II категории — 6,75 рубля, для III категории — 9 рублей, для IV категории — 18 рублей. Поездка по трассе от начала до конца на легковом автомобиле обойдется в 653 рубля. Для машин II категории это 979 рублей, III категории — 1 305 рублей, IV категории — 2 610 рублей.

P. S. «Указанный участок не передан в доверительное управление», — сообщила госкомпания «Автодор» в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» о введении платы на трассе Алексеевское – Альметьевск. Вопросы о сроках и причинах остались без ответа.