«Мы не просто выполняем задачи — мы эффективно реализовываем стратегию. Например, анализируем, какие технологии будут актуальны через 3–5 лет, и стараемся заложить фундамент уже сегодня», — рассказывает о работе Центра цифровой трансформации РТ его директор Алексей Едельсков. Команда, в которой работают чуть более сотни человек, отвечает за более чем 50 информационных систем и свыше 300 контрактов ежегодно. Именно она занималась разработкой приложения «Я — школьник», сервисов «Локоло», «Мои субсидии», «Я — строю» и десятков других решений, не считая постоянной модернизации существующих продуктов и создания закрытых госсистем. О том, как центру удается создавать государственные сервисы на уровне коммерческих IT-компаний, — в материале.
Это уникальная структура в регионе — по сути, ее можно назвать единым проектным и продуктовым офисом, ответственным за цифровизацию всей республики, или даже государственной IT-компанией, которая выполняет задачи, которые ставит минцифры РТ
Центр, который отвечает за стратегию цифровизации Татарстана
Татарстан — один из передовых регионов в части цифровизации госуправления. Республика первой оцифровала все значимые госуслуги и создала целый ряд сервисов для жителей региона: учащиеся школ смотрят свои оценки через приложение «Я — школьник», жители многоквартирных домов и садоводы решают любые вопросы ЖКХ через сервис «Локоло», фермеры и предприниматели находят меры господдержки и подают на них заявки онлайн через сервис «Мои субсидии», жители сообщают о нарушениях ПДД в «Народном инспекторе» и так далее. Невидимыми для жителей, далеких от госслужбы, остаются целый ряд закрытых информационных систем, благодаря которым оцифрован документооборот между ведомствами, работа МФЦ, мониторинг состояния окружающей среды, создана платформа по управлению данными «Татсфера» и многое-многое другое.
Многие цифровые продукты в республике зародились в офисе Центра цифровой трансформации РТ, который находится в технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк» в Казани. Это уникальная структура в регионе — по сути, ее можно назвать единым проектным и продуктовым офисом, ответственным за цифровизацию всей республики, или даже государственной IT-компанией, которая выполняет задачи, которые ставит минцифры РТ.
Алексей Едельсков: « Мы анализируем, какие технологии будут актуальны через 3–5 лет, и стараемся заложить фундамент уже сегодня»
«Наша роль заключается в том, чтобы эффективно реализовывать стратегию цифровизации. Мы проводим глубокую аналитику, оцениваем рыночные продукты и предложения, учитываем федеральные планы, чтобы наши решения интегрировались в общий ландшафт. В ряде случаев мы не просто выполняем задачи — мы являемся непосредственными участниками формирования стратегии. Например, мы анализируем, какие технологии будут актуальны через 3–5 лет, и стараемся заложить фундамент уже сегодня», — рассказывает директор ЦЦТ РТ Алексей Едельсков.
Так, искусственный интеллект будет играть ключевую роль, в том числе в госсервисах, считает эксперт. «Мы увидим больше цифровых помощников, которые упростят взаимодействие с государством и повысят эффективность работы. В разработке уже применяются ИИ-технологии, и этот тренд будет только усиливаться», — говорит Едельсков.
ЦЦТ работает в тесной связке с Центром информационных технологий РТ, который сейчас отвечает за техническую часть и является одним из ключевых исполнителей критически важных проектов. ЦЦТ своим появлением в 2019 году по инициативе главы минцифры РТ Айрата Хайруллина как раз снял с ЦИТ часть задач и сделал структуру более эффективным исполнителем и рыночным игроком. «Мы рассматриваем их опыт, перенимаем лучшие практики и принимаем их конструктивную критику. В целом мы работаем в одном направлении, но с разных сторон: мы заказчики, они исполнители», — рассказывает Едельсков.
Центр непрерывно работает над улучшением и оптимизацией предоставления услуг, совместно с органами власти решает возникающие задачи и проблемы
Искусственный интеллект, оптимизация услуг и цифровизация объектов культурного наследия: чем ЦЦТ занимается сейчас?
ЦЦТ не только создает новые продукты, но и обеспечивает стабильную работу и обновление существующих. «Татарстан рано начал цифровизацию, и у нас накопилось много систем, которые нужно поддерживать и модернизировать. Например, некоторые системы были разработаны 10–15 лет назад, и их необходимо адаптировать к современным требованиям безопасности и производительности», — рассказывает Едельсков.
Центр непрерывно работает над улучшением и оптимизацией предоставления услуг, совместно с органами власти решает возникающие задачи и проблемы. Сейчас, к примеру, переводит устаревшую систему соцзащиты на новую платформу. Она важна для огромного количества жителей, включая незащищенные социальные группы. В области искусственного интеллекта прорабатывается большой спектр решений: от экологии и сельскохозяйственного комплекса до голосового помощника горячей линии МФЦ. Также центр занимается проектом «Госпромпт», который поможет госслужащим автоматизировать рутинные задачи с помощью ИИ. А еще совсем скоро в РТ появится и система учета объектов культурного наследия: информация из несистематизированных таблиц и бумаг объединится в единой цифровой базе.
Если говорить об уже реализованных проектах, то предметом гордости является перевод сервиса «Мои субсидии» на платформу «Гостех» — единое цифровое пространство для государственных информационных систем. По задумке, регионы смогут брать отсюда уже готовые решения и делиться своими. Так вот, Татарстан стал первым, кто смог перевести свое решение на платформу. По словам Едельскова, это был сложный и уникальный проект.
«Мы были первым регионом, который это сделал, и столкнулись со множеством технических и организационных сложностей. Например, нам пришлось адаптировать систему к новым стандартам, интегрировать ее с федеральной платформой и обеспечить новый уровень безопасности данных. Но результат того стоил: мы получили запросы от других регионов, которые хотят использовать наш опыт. Это был проект, который потребовал от нашей команды максимальной отдачи, но он открыл новые возможности для цифровизации в России. Теперь другие регионы могут использовать наши наработки», — рассказывает он.
Государственная информационная система «Электронное образование Республики Татарстан»
Информационная система «Мои субсидии»
Информационная система «Я — строю»
Государственная информационная система Республики Татарстан «Локоло»
Мобильное приложение «Я — школьник»
Информационная система «ТАТСФЕРА»
ЕГИС «ГЛОНАСС+112»
Единая межведомственная система электронного документооборота РТ
Государственная информационная система РТ «Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»
Геоинформационная система «Экологическая карта Республики Татарстан»
Государственная информационная система «Социальный регистр населения Республики Татарстан»
Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Татарстан
Государственная информационная система Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан»
Государственная информационная система «Национальная электронная библиотека Республики Татарстан»
Государственная информационная система «Обеспечение градостроительной деятельности Республики Татарстан»
Единая информационная система кадрового состава государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан
Государственная информационная система агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан
Как рождаются цифровые решения?
ЦЦТ хотя и структура государственная, но подход к решению задач у нее бизнесовый. «Бизнес-подход — это использование современных технологий и гибких методологий, клиентоцентричность, удобный, ориентированный на пользователя дизайн и минимизация рисков. Наши решения должны быть конкурентоспособными, иметь потенциал коммерциализации, хотя, как казенное учреждение, мы не можем зарабатывать деньги», — поясняет Едельсков.
Перед созданием каждого решения проводят тщательный анализ, изучают рынок, запросы пользователей, а в процессе разработки нередко сами сотрудники ЦЦТ берут на себя роль пользователей. «Если функционального заказчика нет, все остальное бесполезно. Это мое самое глубокое убеждение, потому что даже если мы создадим идеальный продукт, но не будет пользователя, которому он нужен, который будет его использовать для решения своих повседневных задач, не для галочки, то все это будет бесполезно», — говорит Едельсков.
При этом если у коммерческих компаний есть право на ошибку, то у ЦЦТ нет, отмечает он. «Ошибки в госсекторе могут иметь очень серьезные последствия: от потери доверия граждан до проблем с законом. Наша задача — идти по пути коммерческой организации, но в то же время нигде не оступиться. Мы несем ответственность и перед государством, которое выделяет деньги на цифровые решения и ставит перед нами большое количество задач, и перед жителями республики, для которых в конечном счете мы делаем продукты. Поэтому мы тщательно взвешиваем и тестируем все наши решения», — отмечает он.
Коллектив, в котором работают чуть более сотни человек, отвечает за более чем 50 информационных систем, более 100 контрактов на техническую поддержку и модернизацию и еще около 200 по инфраструктуре и закупке оборудования ежегодно
Кто разрабатывает решения?
Команда у ЦЦТ молодая и энергичная, средний возраст сотрудников — 33 года. Коллектив, в котором работают чуть более сотни человек, отвечает за более чем 50 информационных систем, более 100 контрактов на техническую поддержку и модернизацию и еще около 200 по инфраструктуре и закупке оборудования ежегодно.
«Мы предлагаем работу над масштабными проектами, доступ к передовым технологиям и возможности для профессионального роста. Наши сотрудники участвуют в совещаниях на уровне министров, получают доступ к уникальным проектам, которые имеют реальное влияние на жизнь региона. Это дает им чувство сопричастности и значимости», — объясняет мотивацию сотрудников директор ЦЦТ. Есть у Центра и примеры крутых карьерных взлетов. Например, Булат Габдрахманов, ранее занимавший должность начальника отдела цифровой трансформации в сфере культуры, образования и молодежной политики, стал заместителем министра. Другой пример, но уже в области технической компетенции — начальник сектора внедрения и поддержки технологических решений Александр Лебедев на сегодняшний день является одним из лучших региональных специалистов по «Гостеху», экспертом для коллег из других регионов страны.
«Наша ключевая миссия — повышение комфорта жителей Татарстана через цифровизацию. Мы стремимся устранить пробелы в компетенциях, поддерживать высокий уровень цифровизации и сохранять баланс между инновациями и ограничениями. Для нас важно, чтобы цифровые технологии улучшали жизнь людей», — заключает Едельсков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.