От 10 млн до 20 млн рублей ежедневно падает из Татарстана на счета злоумышленников, бо́льшая часть из которых находится за рубежом. Исключение — выходные дни: мошенникам, кажется, тоже хочется отдыхать. Число таких неприятных инцидентов только растет, чего нельзя сказать об их раскрываемости. О том, в чем причины неутешительной статистики и стали ли обманывать «по-новому», — в материале «БИЗНЕС Online» с брифинга в МВД по РТ.
Рафаэль Мусаев: «2024 год показал, что ситуация у нас в целом стабилизировалась»
О нехватке специалистов: «Мы не можем набрать абы кого»
В Татарстане за прошлый год резко возросло число регистрируемых IT-преступлений — сразу на 20%. И все это на фоне снижения общей раскрываемости таких преступлений. За год данный показатель упал с 21,6 до 15,4%. Речь главным образом о мошенничествах в «сфере информационно-телекоммуникационных технологий», как принято обозначать их в МВД. По факту это случаи телефонного мошенничества, «увода» личных данных граждан и дистанционные кражи.
Основной прирост пришелся на преступления, квалифицированные ст. 272 УК РФ («Неправомерный доступ к компьютерной информации»). Их за 2024 год зарегистрировано в Татарстане 8 268 (против 2 441 преступления в 2023-м, т. е. прирост составил почти 240%). Расследовать из них удалось только 36 (раскрываемость — 0,4%). Всего же преступлений в сфере IT зарегистрировано свыше 32 тыс., чуть больше половины из них — преступления, связанные с кражей денег (по п. «г» ч. 3 ст. 158 и ст. 159 УК РФ). Расследовано таких преступлений чуть больше 2 тысяч. По остальным производства приостановлены.
«2024 год показал, что ситуация у нас в целом стабилизировалась», — доложил на брифинге замначальника отдела по раскрытию мошенничества управления угрозыска МВД по РТ Рафаэль Мусаев. И вот почему: основной пик IT-преступлений приходился на 2020–2021-е.
Телефонных мошенничеств же за прошлый год зарегистрировано почти 13,6 тыс. случаев. Из них расследовано только чуть более 1 тыс. преступлений, раскрываемость составила 7,8% — за года она упала на 12,3%.
С чем связана такая низкая раскрываемость? По словам Мусаева, в том числе с нехваткой кадров. В профильном отделе МВД по РТ трудятся 17 человек, хотя ставок 30 (с прошлого года их увеличили, было 20). Просто естественный некомплект. Над устранением которого, разумеется, работают, начиная с университетской скамьи. «Мы не можем набрать абы кого [для раскрытия данного вида преступлений], надо, чтобы человек понимал, как это все совершается, — и с этим есть сложности», — объяснил Мусаев. По его словам, КЮИ МВД по РТ ежегодно выпускает всего около 100 человек, из которых лишь единицы доходят до профильного отдела. Но это не главное.
Задержание сотрудников мошеннических кол-центров в Москве
«В IT-преступлениях латентность очень маленькая»
К сожалению, отметил Мусаев, источник значительной доли преступлений в сфере дистанционного мошенничества — зарубежные страны, в том числе Украина. Злоумышленники часто используют подменные или виртуальные телефонные номера, отчего отследить их крайне сложно, не говоря уже об их поимке. «В этих преступлениях, кроме того, что подтвердить информацию, что они совершены из-за рубежа, мы, к сожалению, попадаем в тупик», — отметил Мусаев. По работе с зарубежными злоумышленниками правоохранители бессильны. Поэтому основной упор по-прежнему делается на профилактику.
Определенные результаты есть. Например, с теми же подменными номерами, которые сами по себе вполне доступный механизм сегодня, — их добросовестно используют на тех же самых сайтах бесплатных объявлений. По словам Мусаева, правоохранителями за последние три года проделана колоссальная работа с операторами мобильной связи по предупреждению и блокировке сомнительных номеров. В КоАП, напомнил Мусаев, предусмотрена ответственность для операторов за пропуск звонка в виде российского номера, но поступающего на самом деле из сопредельных стран. За прошлый год судебными решениями за такие оплошности сотовые операторы в Татарстане были оштрафованы на общую сумму более 10 млн рублей. Эффект был — по словам Мусаева, операторы стали более ответственно подходить к этой теме.
Но появилась другая опасность — зарубежные мошенники стали применять подменные иностранные номера. Против них сотовые операторы уже бессильны. Но самое удивительное — это то, что ведь берут трубки даже и с таких номеров. Причем сценарии те же: «сотрудник службы безопасности банка», «ваши „Госуслуги“ взломали» и т. д. Поэтому только профилактика может уберечь граждан от обмана. «Мы считаем, что профилактика помогла стабилизировать ситуацию в части количества регистрируемых преступлений», — отметил Мусаев.
Но в трендах у жуликов старые направления. В основном это по-прежнему взломы аккаунтов на «Госуслугах» с целью получить личные данные и оформить на них кредиты с дальнейшей кражей. Обманывают под предлогом бронирования каких-то туристических поездок или оформления скидок. Стабильно много мошенников в интернете из раздела купли-продажи. Из новинок разве что силовики стали чуть чаще фиксировать мошенничества под предлогом оказания интим-услуг (но их очень мало — 1–2% от общего числа преступлений) и впервые стали встречать обманы с использованием ИИ — дипфейков. Правда, их пока тоже очень мало. Но есть.
«В IT-преступлениях латентность очень маленькая. Я бы даже сказал, что ее почти нет», — заявил спикер. По его словам, сегодня граждане почти всегда сообщают о преступлениях, даже если приходят с заявлениями о краже у них со счета тысячи рублей. Правда, по таким историям чаще всего выдается отказное по понятным причинам, но сам факт говорит о том, что в обществе возрос спрос на справедливость. Впрочем, от этой повышенной бдительности у МВД растет и статистика регистрируемых преступлений…
Денежные средства, обнаруженные у лиц, задержанных за причастность к организации незаконного виртуального узла связи, использовавшегося украинскими кол-центрами для телефонного мошенничества
«Есть большая вероятность, что деньги удастся вернуть…»
Самая крупная сумма, на которую обманули татарстанца по телефону в прошлом году, — порядка 15 млн рублей. Потерпевшего настолько обработали мошенники, что даже вынудили продать свою квартиру. Причем, обратил внимание Мусаев, по этому делу есть вопросы и к риелторам, у которых не возникло сомнений в проводимой ими сделке.
Это самая высокая сумма зафиксированного ущерба и самая же резонансная. В среднем ежедневно (кроме выходных почему-то — в такие дни, по статистике, регистрируется меньше преступлений) татарстанцы переводят мошенникам от 10 млн до 20 млн рублей. Всего за прошлый год телефонные злоумышленники выманили у жителей республики чуть больше 4,7 млрд рублей. В 2023-м сумма ущерба была скромнее — порядка 2 млрд рублей.
Учитывая, что не всех мошенников в конечном итоге удается выявить, бо́льшая часть этой суммы безвозвратна. Но часть вернуть можно, отметил Мусаев, если вовремя реагировать. Уже второй год МВД плотно работает с Банком России. Через специальную программу ведется база данных по счетам, которые использовались для совершения преступлений. Потерпевшим всегда рекомендуют как можно оперативнее обращаться в свой банк по «необдуманным» переводам, а также в полицию. В случае двух этих действий счета и все операции по ним блокируются. «Здесь есть большая вероятность, что деньги удастся вернуть», — отметил Мусаев.
В ином случае на возврат стоит надеяться только при задержании мошенника (или курьера, которых также никто не отменял). Как показывает практика, обычно пойманные за руку возвращают украденное для смягчения своей доли, которая им назначается в дальнейшем в суде. Но есть проблема — таких случаев, именно раскрытых преступлений, очень мало, собственно, как и возвращенных потерпевшим средств, — «несколько сотен миллионов» из почти 5 миллиардов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.