Как «расщедрился» Вознесенский тракт

Расхожее выражение «аттракцион неслыханной щедрости» как нельзя лучше подходит к событиям, которые в феврале происходят с Вознесенским трактом — первой платной автомобильной дорогой в Казани. На прошлой неделе дорога вдруг стала бесплатной, а теперь, как обнаружил «БИЗНЕС Online», автомобилистам начали возвращать ранее уплаченные за проезд денежные средства. И это не технический сбой.

Напомним, дорога открылась в декабре 2024 года и до завершения новогодних каникул ее «обкатывали» в бесплатном, тестовом формате. В ночь с 11 на 12 января трасса поехала с взиманием платы за проезд. Компания-концессионер — зарегистрированное в Набережных Челнах ООО «Оптима-Технологии» — готова запустить дорогу в платном режиме, отчиталось тогда министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана. Новые «приключения» тракта в республиканском ведомстве не комментируют и адресуют все вопросы к концессионеру. Там официальных комментариев до сих пор не давали.

17 февраля в 17:00 на дороге перестали брать плату за проезд. На официальном сайте появилось краткое сообщение: «Взимание платы за проезд по платному участку Вознесенского тракта не осуществляется. Проезд бесплатный». Тогда в справочной службе подтвердили, что дорога теперь бесплатная, но объяснить причину не смогли и посоветовали следить за новостями на официальном сайте. Таким образом, платный режим для новой дороги продлился чуть больше месяца.

А теперь, как обнаружил «БИЗНЕС Online», автомобилистам начали возвращать ранее уплаченные за проезд денежные средства. И это не технический сбой А теперь, как обнаружил «БИЗНЕС Online», автомобилистам начали возвращать ранее уплаченные за проезд денежные средства. И это не технический сбой Фото: «БИЗНЕС Online»

Чуть позже плашку на сайте обновили, и теперь в качестве причины отмены платы указан «приказ концессионера». Сегодня «БИЗНЕС Online» обнаружил этот документ на сайте дороги. Вероятно, опубликовали его не сразу. Приказ от 17 февраля №06/ПД-ВТ подписан гендиректором ООО «Оптима-Технологии» Рустемом Рафиковым. Этот документ отменяет ранее вышедший приказ об установлении платы за проезд и вводит новые тарифы на дороге, а по сути, бесплатный проезд. В документе перечислены категории транспортных средств, и для каждой тариф установлен в размере 0 рублей круглосуточно. Исполнение приказа поручено проконтролировать начальнику юридического отдела компании.

При этом документ не отвечает на вопрос, как долго будет действовать нулевой тариф и почему он введен. Есть ссылки на федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», на несколько постановлений кабинета министров РТ, прописывающих порядок работы платных дорог и взимания платы, и на концессионное соглашение от 12 декабря 2024 года.

Осведомленный источник газеты подтвердил, что концессионер возвращает уплаченные деньги, но причину назвать не смог Осведомленный источник газеты подтвердил, что концессионер возвращает уплаченные деньги, но причину назвать не смог Фото: «БИЗНЕС Online»

«Да, это правда. Все деньги за проезды будут возвращены»

О том, что ранее уплаченные за проезд средства возвращают, сегодня рассказал источник «БИЗНЕС Online». По нашим данным, часть автовладельцев уже получили средства.

В справочной по номеру 0612 (обозначена как компания «Единый оператор». Оператор платных дорог Республики Татарстан) подтвердили информацию о возврате средств. «Да, это правда. Все деньги за проезды будут возвращены. За все проезды, которые вы совершали по Вознесенскому тракту. В какие сроки, не могу сказать, но сейчас идет возврат денежных средств. Ожидайте просто возврата», — отметила оператор Алена по телефону. На вопрос, сколько еще можно будет ездить по Вознесенскому тракту бесплатно, девушка посоветовала «смотреть всю информацию на сайте»: «Как только все будет известно, информация будет на сайте, на главной странице».

Источник газеты тоже не смог назвать причину возврата средств. По его словам, «Оптима-Технологии» готовят официальное сообщение, но, когда оно будет опубликовано, неясно. Ранее собеседники газеты предполагали, что причиной могут быть бюрократические сложности. Дескать, поторопились с вводом, не оформили как нужно все документы, а у надзорных органов возникли вопросы.

Кстати, бесплатной остается и еще одна платная дорога — Алексеевское – Альметьевск. Концессионер АО «Автострада» ранее сообщал, что взимать плату на дороге начнут «в конце февраля». Срок наступил, но объявлений пока нет. Ранее в компании объясняли, что деньги не берут, поскольку идет тестовая эксплуатация оборудования. Так что водителям пока остается только радоваться новым дорогам и успевать ездить по ним бесплатно.

«Может, какая-то ошибка произошла… Самое главное, что деньги возвращают. Это благо, люди бесплатно поездили [по дороге], а кто пожадничал, тот пострадал. Я думаю, что это нормальное явление», — поделился в беседе с «БИЗНЕС Online» основатель СМП «Нефтегаз» Фоат Комаров, добавив, что не в курсе о точных причинах коллизии с Вознесенским трактом.

Что касается начала взимания платы за проезд на трассе Алексеевское – Альметьевск (инвестором выступила СМП), точная дата Комарову неизвестна. «Там пока, видать, тоже технические проблемы или другие нюансы. Нас пока не информировали, что начинают взимать плату. Не мы регулируем эту ситуацию, этим занимается государство. У нас нет рвения немедленно получить деньги», — добавил собеседник.

Платный отрезок Вознесенского тракта построили за 26 млрд рублей, из которых 80% оплатили бюджеты РТ и РФ. Еще 20%, или 5,4 млрд рублей, — частные инвесторы Платный отрезок Вознесенского тракта построили за 26 млрд рублей, из которых 80% оплатили бюджеты РТ и РФ. Еще 20%, или 5,4 млрд рублей, — частные инвесторы Фото: «БИЗНЕС Online»

Сколько мог потерять концессионер?

Лоббировать стройку Вознесенского тракта стали летом 2020 года, а поделенное на два этапа строительство начали в 2021-м. Общая стоимость первого этапа составила 13,4 млрд рублей. Часть денег — бюджетный кредит, взятый республикой под 3% годовых со сроком до 15 лет. Отрезок длиной 3,8 км от улицы Гвардейской до проспекта Победы открыли в октябре 2023-го.

О том, что оставшиеся 8 км вылетной магистрали будут платными, в феврале 2024 года объявил раис РТ Рустам Минниханов. Отрезок построили за 26 млрд рублей, из которых 80% оплатили бюджеты РТ и РФ. Еще 20%, или 5,4 млрд рублей, — частные инвесторы. Официальное открытие платного участка состоялось в минувшем декабре. Максимальная скорость движения по дороге — 90 км/ч.

«Все, как говорится, – дитя выросло»: Татарстан открыл две платные дороги и стоянку самолетов

Стоимость проезда для легковых автомобилей I категории составила 90 рублей, в часы пик (06:30–09:00 и 17:00–19:30) ценник выше — 150 рублей. Хотя сначала планировалось 176 рублей. Для машин II категории проезд — 150 рублей, для III категории — 250 рублей, для IV категории — 350 рублей. В часы пик стоимость выше только для легковушек, для остальных машин она фиксированная. Срок окупаемости платного отрезка Вознесенского тракта с утвержденными на 2025 год тарифами составит от 14 до 20 лет, рассказывали в «Оптима-Технологии». Финансовую модель рассчитывали с прогнозным трафиком в 13,5 тыс. автомобилей в сутки с ежегодным ростом до 3% в год.

Исходя из этого, по очень грубым подсчетам за 37 дней, пока отрезок был платным, водители заплатили за проезд минимум 40 млн рублей Исходя из этого, по очень грубым подсчетам за 37 дней, пока отрезок был платным, водители заплатили за проезд минимум 40 млн рублей Фото: © Maksim Konstantinov / Global Look Press / www.globallookpress.com

Из озвученных ранее данных известно, что 27 декабря по Вознесенскому тракту проехали 44 тыс. автомобилей в обоих направлениях, 28 декабря — 27 тыс. машин, за 29 и 30 декабря — по 24 тыс. авто. В новогодние каникулы, с 31 декабря по 9 января, когда проезд все еще был бесплатным, по дороге проехало 191,9 тыс. автомобилей. А уже после введения платы трафик пошел на спад.

За первые пять «платных» дней, с 12 по 16 января, по тракту проехали 34,6 тыс. автомобилей (т. е. в среднем 7 тыс. проездов в день). Для сравнения: транспортный поток на Мамадышском тракте за это же время составил 261,6 тыс. проездов. В час пик за эти же дни по Вознесенскому тракту проехали 14,3 тыс. авто (в среднем 2,8 тыс.), а по Мамадышскому — 86,6 тысячи.

Исходя из этого, по очень грубым подсчетам за 37 дней, пока отрезок был платным, водители заплатили за проезд минимум 40 млн рублей. Т. е. примерно 23,3 млн в обычные часы и 15,8 млн в час пик, если считать по тарифу легкового автомобиля. Таким образом, в день дорога приносила больше 1 млн рублей. А следовательно, за дни простоя уже «потеряно» более 9 миллионов. Выходит, всего 50 млн рублей неполученных средств.