Практически все автовладельцы знают, что при выборе моторного масла нужно обращать внимание на его вязкость и на рабочий диапазон температур, т.е. на сезонность. Однако существуют и другие, не менее важные характеристики, о которых многие вообще никогда не слышали. Одна из них – зольность смазочной жидкости.

Что такое зольность

Если моторное масло или любое другое органическое вещество сжечь, по окончании горения обнаружится некоторое количество твёрдого остатка, или золы. Процент этого остатка в исходной массе вещества принято называть зольностью. В его состав входят различные неорганические соединения: соли металлов, фосфаты, соединения серы и т.д. Чем больше минеральных присадок содержит исходный продукт, тем выше его зольность.

В число показателей, характеризующих свойства масла, входят два вида зольности.

  • Базовая – свидетельствует о степени очистки базового масла. Этот показатель особенно важен для минеральных масел, которые получают, очищая фракции сырой нефти от примесей, и для полусинтетики, в состав которой входит определённое количество минеральной основы. Синтетические масла, получаемые методом синтеза из исходного нефтегазового сырья, как правило, не имеют минеральных примесей, поэтому базовая зольность у них равна нулю.
  • Сульфатная – показывает долю солей серной кислоты, которые обычно добавляют в базовое масло для повышения его противозадирных свойств и улучшения скольжения.

Помимо сульфатов, в золе могут содержаться другие неорганические соединения, входящие в состав присадок.

Как уровень зольности влияет на двигатель

Производители масел для легковых авто выделяют три категории продуктов, различающиеся по количеству золы.

  • Полнозольные (от 1% до 1,1%). Присадки в них содержатся в максимальной концентрации, а значит, обеспечивают высокую защиту металлических деталей от задиров и износа. Однако они подходят не для всех автомобилей: на трёхступенчатые катализаторы и фильтры DPF такие присадки действуют разрушительно. Не следует их применять в автомобилях с двигателями стандарта Euro 4 и выше.
  • Среднезольные (от 0,6% до 0,9%). Рекомендуется применять их в четырёхтактных ГБО двигателях, снабжённых турбированным наддувом, чтобы защитить металл от коррозии и увеличить периоды между сервисным обслуживанием.
  • Малозольные (менее 0,5%). Содержат минимальное количество сульфатов и фосфатов, так как в них используются другие, более современные пакеты присадок. По своим защитным и противоизносным свойствам они не уступают полнозольным составам, но такие масла необходимо использовать с топливом высокого качества. Как правило, они рекомендованы для современных автомобилей европейского производства.

При выборе масла обязательно следует учитывать уровень зольности, руководствуясь при этом рекомендациями производителя. Ни в коем случае не следует смешивать продукты с разными уровнями зольности, так как используемые в них присадки могут вступить в химическую реакцию, результаты которой вряд ли повысят качество моторной жидкости.

ООО "Аллея Групп"

18+ 

Реклама