На прошлом заседании сумма иска к Линару Закирову выросла вдвое — с 60 до 121 млн рублей, а в списке ответчиков прибавилось два человека На прошлом заседании сумма иска к Линару Закирову выросла вдвое — с 60 млн до 121 млн рублей, а в списке ответчиков прибавилось два человека Фото: «БИЗНЕС Online»

Какая связь между Закировым и сыном некогда самого богатого депутата Госсовета РТ

Одна из главных интриг очередного процесса по иску прокурора РТ Альберта Суяргулова к главе Бугульмы заключалась в том, будет ли надзорное ведомство увеличивать свои требования. На прошлом заседании сумма иска к Линару Закирову выросла вдвое — с 60 млн до 121 млн рублей, а в списке ответчиков прибавилось два человека. Теперь, помимо Закирова, его матери Фатымы Закировой и его двоюродного брата Альберта Газизова, отвечать придется еще и родителям его жены ИндирыРашиду и Резиде Хамзиным. Их интересы будет представлять тот же юрист, что защищает интересы Закирова — вообще, ордеров от защитников в деле 10 штук, но на этом заседании уже второй раз участвовал юрист Ленар Шакиров. Интересы Газизова представляет Нияз Халитов.

В этот раз в защиту Закирова пришли выступить три свидетеля. Один из них еще перед заседанием, сидя на заднем ряду в зале, громко рассуждал о мировой политике, санкциях, ресурсах России — кажется, происходящее здесь и сейчас его волновало в меньшей степени. Это был Булат Фахрутдинов, первый замгендиректора ЗАО «Кулон», сын основателя предприятия и бывшего депутата Госсовета РТ Альберта Фахрутдинова.

Альберту Шамиловичу 72 года, он заслуженный строитель РТ, родом из небольшой деревни в Рыбно-Слободском районе Татарстана. В советские годы преподавал в КГУ и прошел путь от инструктора до первого секретаря в Советском РК КПСС Казани. В 1992 году основал фирму «Кулон», которая работает и по сей день.

43-летний Булат Альбертович трудится первым замгендиректора ЗАО «Кулон». Однако до этого он успел побывать и на госслужбе. Карьеру он начинал в ЗАО «Кулонстрой», в 2010 году был и. о. замглавы минпромторга РТ. В 2011–2015 годах работал в аппарате президента РТ — главным советником управления по работе с территориями. С 2015 года был депутатом Казгордумы. К слову сказать, учился в Лондоне.

На Фахрутдинове-старшем зарегистрировано, по данным сервиса «Контур.Фокус», с два десятка фирм (как действующих, так и уже закрытых). ЗАО «Кулон», например, где работает Фахрутдинов-младший, по итогам 2023 года показало чистую прибыль в 570 тыс. рублей при выручке в 158 млн рублей. Владеет Альберт Шамилович фирмами «Кулон Агро», «Кулон Инвест», «Кулонэнергомаш» и др. По данным деклараций за 2017 год, Фахрутдинов стал «самым богатым депутатом Госсовета»: как подсчитал тогда «БИЗНЕС Online», вместе с супругой он заработал более 618,9 млн рублей. Таким образом, он почти повторил свой рекорд 2014 года, тогда депутат задекларировал 727,5 млн рублей. Оба раза Фархутдинов был самым богатым депутатом парламента республики.

Да и сам Булат Альбертович, когда был депутатом Казгордумы, например, по итогам 2019 года занимал 2-е место по доходам среди коллег-депутатов. Так, он задекларировал доход в 58,3 млн рублей, а также отразил в собственности нежилые и жилые помещения и земли.

Судье Раису Гаязову он представился родственником Закирова: как оказалось, бывшая (вторая) жена Фахрутдинова — Гульназ — является двоюродной сестрой Закирова. Поженились они в 2009 году, а знакомство с братом состоялось в 2012-м при печальных событиях — на похоронах отца Закирова. «После этого мы общались, дружили семьями и до сих пор продолжаем. Несмотря на то что в 2019 году со второй женой мы развелись, у нас остались дружеские отношения с его семьей в целом», — рассказывал Фахрутдинов. Причем, по его словам, отношения у них достаточно «тесные»: они встречаются по праздникам, их дети ездят вместе отдыхать в лагеря.

Интересы Рашида и Резиды Хамзиных будет представлять тот же юрист, что защищает интересы Закирова. На фото — Ленар Шакиров Интересы Рашида и Резиды Хамзиных будет представлять тот же юрист, что защищает интересы Закирова. На фото — Ленар Шакиров Фото: «БИЗНЕС Online»

Как мэру Бугульмы на никах 5 млн рублей подарили

Фахрутдинов рассказал, что в 2016 году был на никахе у Закирова и его супруги Индиры: проводили мероприятие в узком кругу в мечети Аль-Марджани, никах читал Мансур хазрат Джалялетдин (в прошлом году он покинул пост и сейчас в качестве заммуфтия РТ курирует вопросы СВО). Фахрутдинов тогда подарил молодоженам 5 млн рублей.

«На тот момент он (Закиров прим. ред.) был моим родственником. Когда была свадьба у братишки Гульназ, я аналогичный подарок сделал, только это был земельный участок. [Закиров] отказывался, не знаю почему. Он же чиновник, муниципальный служащий — наверное, поэтому. Но я сказал: раз уж решил, то подарю», — заявил в суде Фахрутдинов. В итоге, по его словам, деньги он отдал маме Закирова — «тете Фае». Хотя она, конечно, сначала тоже отказывалась — скорее, наверное, от неожиданности. «Это было мое волевое решение, — сказал Фахрутдинов. — Я ее отвел в сторонку, в принудительном порядке отдал, и все. Кому это надо-то? У меня с самооценкой все нормально, я хотел сделать приятное человеку в тот день, но он отказался. Я же не повез бы подарок обратно».

У тестя – недвижимость в Сочи, у тещи – Porsche Cayenne: что еще Суяргулов нашел у семьи мэра Бугульмы?

По словам Фахрутдинова, деньги он передавал в пакете. «Небольшой же объем», — виртуально нарисовал он на трибуне руками размеры пакета.

И помогли с деньгами на квартиру в Москве

Это была не единственная финансовая помощь Фахрутдинова. По словам бизнесмена, в 2021 году они обсуждали, что Тигран — сын Закирова — собирался поступать учиться в Москву. «[Закиров] говорит, что надо как-то организовать быт. Все-таки, [говорил он] общежитие — это не то», — передал Фахрутдинов. Он тогда предложил Закирову свою помощь. Тот ответа сразу не дал, но через какое-то время этот разговор повторился. И тогда, по словам Фахрутдинова, Закиров заявил, что он собрался брать квартиру в Москве в ипотеку. Бизнесмен начал его отговаривать. «У нас возможности в моменте есть, возьмешь в долг [у меня], не надо ипотеку», — сказал он тогда мэру Бугульмы. В итоге Закирову одолжили 17,5 млн рублей.

Причем, по словам Фахрутдинова-младшего, у него самого таких денег на руках не было («Я бизнесмен, у меня все средства в работе»), а потому он обратился к отцу. Тот сказал: «Решим». И решили. Сам Фахрутдинов-младший в передаче денег не участвовал — по его словам, всем занимался его помощник Алексей: тому дали поручение, и он все отработал. Более того, по словам бизнесмена, бо́льшую часть из этих 17,5 млн рублей (около 13 млн) выделил не он, а его отец. Объяснение простое: у отца финансовые обороты больше и, когда сыну нужна помощь, он обращается к нему.

Булат Фахрутдинов: «В том, что [наша] семья состоятельная, сомнений нет — это 100%» Булат Фахрутдинов: «В том, что [наша] семья состоятельная, сомнений нет — это 100 процентов» Фото: Анастасия Гусева

Примерно в начале 2022 года деньги передали главе Бугульмы. Составили расписку. Но вот незадача: Фахрутдинов ее потерял. «Когда это все началось (имеется в виду когда был подан искприм. ред.), [Закиров] попросил расписку. Но я ее до сих пор не нашел, — усмехнувшись, заявил Фахрутдинов. — Видимо, где-то хорошо ее спрятал. Поэтому пришлось новую написать». По словам бизнесмена, написали бумагу примерно месяц назад, но дату указывать не стали. Получатель денег по расписке — опять «тетя Фая» (наверное, по той же причине, по которой Закиров не хотел брать подарок на никах — госслужба, предположил бизнесмен), срок — до 2030 года, без процентов. Это «стандартная схема» для родственников, пояснил свидетель.

«Он говорил, конечно, что вернет. Я говорю: „Хорошо, вернешь“. У него Индира (жена прим. ред.) вроде зарабатывает со своего ресторана. Но срок я не оговаривал: это же был не коммерческий кредит, я же просто помочь хотел. Задача стояла не создать ему проблемы, а решить их», — объяснял Фахрутдинов.

Иск не признал, часть поездок – служебные, ситуация – «надуманная»: как Закиров ответил Суяргулову?

Он заявил, что в целом для их семьи эта сумма вообще не существенна. «Компания „Кулон“ работает с 1992 года. В том, что [наша] семья состоятельная, сомнений нет — это 100 процентов. Если брать 2021–2022 годы, доход по „Кулону“ чуть меньше 1 миллиарда рублей. А Альберт Шамилович был самым богатым депутатом с доходом в 700 миллионов рублей. Для него и для меня, как для его сына, это незначительная сумма. Мы можем себе позволить», — говорил Фахрутдинов-младший, сверкая золотыми часами на руках.

Адвокат Закирова попросил перечислить имущество, которым владеет семья Фахрутдиновых. Свидетель усмехнулся: «Мы уже куда-то в сторону уходим!»

— Это просто для того, чтобы понять, что для вашей семьи это несущественная сумма! — объяснялся адвокат.

Альберт Фахрутдинов Альберт Фахрутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

— Альберт Шамилович — очень состоятельный человек, — говорил свидетель, добавляя, что у него много недвижимости, люксовая машина, американский вертолет — все это есть в открытом доступе. У самого Фахрутдинова-младшего — дом, иномарка, поездки на отдых… «Я благодарен, что я в такой семье родился, — сказал бизнесмен. — Но надо понимать, что мы вообще в целом помогаем, не хотел об этом говорить, но мы и детские сады строим, во всех социальных программах участвуем. Если мы ремонтируем детский дом, почему мы не можем помочь близкому человеку?»

После порции вопросов от адвокатов и прокурора Лилии Фаттаховой Фахрутдинов уже как будто начинал «обороняться».

— Мы как будто сейчас ролями меняемся. Деньги-то мне должны, моей семье! А не я должен! — взбудоражился бизнесмен.

— Мы вас не упрекаем, — сбавил градус председательствующий по делу.

— Ощущения именно такие, — заявил свидетель.

— Вы называете себя потерпевшей стороной. Почему? — снова раскаляла обстановку прокурор.

— Это фигура речи. Получается, я помог человеку, и я сейчас нахожусь в суде. Кто я после этого, по-вашему? — задавался вопросом Фахрутдинов.

— Вы по доброй воле сюда пришли, — парировала прокурор.

— Я понял. Я просто говорю, что я человеку помог, и при этом нахожусь здесь и докладываю вам обстановку, — другими словами выразился свидетель.

— Я вам больше скажу, вы несете ответственность за дачу ложных показаний… — напомнила ему прокурор. 

После этого свидетеля отпустили. К слову, адвокат позже приобщил фотографию с никаха, которую журналистам показать наотрез отказался — личное.

Булат Фахрутдинов и Линар Закиров Булат Фахрутдинов и Линар Закиров Фото: «БИЗНЕС Online»

Как риелтор заработала на продаже квартиры маме Закирова в Москве

Еще до того как Закиров получил взаймы денег на квартиру, его супруга Индира начала подыскивать варианты в Москве (хотя, стоит отметить, квартиру искали тогда для сына Закирова от первого брака, а Индира — вторая жена). Помочь им взялась риелтор Оксана Алистарова, которая, судя по всему, на заседание приехала прямиком из Подмосковья. По словам риелтора, заказ поступил ей не напрямую, а от коллеги, с которым она сотрудничала 8 лет, — тот попросил подобрать квартиру «знакомым». В Москву приезжала Индира, которая, по словам Алистаровой, при каждом осмотре квартиры звонила по видеосвязи пожилой женщине — матери Закирова. Искали квартиру не торопясь, тем более что покупателям надо было время, чтобы в принципе изучить рынок в Москве.

«Поторопился что-то…»: продавец пентхауса мэра Бугульмы объяснил, зачем скинул полцены

В итоге весной 2022 года риелтор нашла в интернете объявление о продаже квартиры в ЖК на Шелепихинской набережной. Оказалось, что сам владелец и продавец был не в России, а жилье показывала его гражданская супруга. Риелтор с точностью чуть ли не до дня помнила подробности той сделки: и что продавец был не судим, дееспособен, и что в залог они внесли 150 тыс. рублей, и где примерно находилась квартира, и что в ней были упакованы вещи и мебель, и что продавец аж за день прилетел, успел выписаться из квартиры и банк провел сделку.

По словам риелтора, на сделку прилетала сама мама Закирова. Оплатили по безналу, а риелтор заработала на продаже 175 тыс. рублей — процент от сделки. Причем, по ее словам, цена квартиры (за время допроса она ее не назвала) показалась ей заниженной. Продавец объяснил, что «скидывают» недвижимость по причине того, что хотят уехать из России: «Скорее всего, начиналась СВО и они приняли такое решение». Сама риелтор посчитала, что нормальная цена для такой квартиры была 23–25 млн рублей. В свою очередь, прокурор отмечала: в марте 2022-го квартира меньшей площадью в том же корпусе была продана за 26,8 млн рублей. «Возможно, был ремонт более дорогостоящий», — предположила риелтор.

Роберт Закиров: «Маме всегда помогал бабай, ветеран Великой отечественной войны, мой дедушка. Когда он был жив, всю пенсию отдавал маме — у них в семье так было принято, потому что мама была единственной дочкой» Роберт Закиров: «Маме всегда помогал бабай, ветеран Великой Отечественной войны, мой дедушка. Когда он был жив, всю пенсию отдавал маме — у них в семье так было принято, потому что мама была единственной дочкой» Фото: Анастасия Гусева

Как родной брат Закирова брал кредиты, пока у мамы были «свободные деньги»

Последним на заседании допросили родного брата мэра Бугульмы — 35-летнего Роберта Закирова. Суду он представился жителем Казани и заместителем председателя комитета земельных и имущественных отношений исполкома города. Он рассказал, что его мама всю жизнь работала в торговле и продолжала торговать даже после выхода на пенсию. Папа работал в органах, после пенсии — в частной охране и параллельно занимался металлом. «Маме всегда помогал бабай, ветеран Великой Отечественной войны, мой дедушка. Когда он был жив, всю пенсию отдавал маме — у них в семье так было принято, потому что мама была единственной дочкой», — рассказывал свидетель о семейном укладе. Вспоминал, что у них был дом в районе под названием Поле Чудес рядом с Бугульмой — папа его построил, а потом продал. Когда дедушка умер, его имущество поделили между детьми: старший сын остался жить в его доме, а брату и сестре выплатил по 400 тыс. рублей.

Потом в какой-то момент мама решила продать трешку на улице Сайдашева в Бугульме: по словам Закирова-младшего, сам он там жил до 2006 года, пока не переехал в Казань. При этом он имел долю в квартире наряду с матерью. В день продажи, по словам Закирова-младшего, он приехал, подписал документы у нотариуса и уехал. Денег не взял — все оставил маме, но у себя в декларации доход от продажи недвижимости отразил, иначе проверяющие сочли бы за нарушение. В те времена (год продажи квартиры в суде, к слову, не прозвучал — это было после смерти отца) продать квартиру удалось то ли за 2,7 млн, то ли за 2,9 млн рублей, вспоминал Закиров.

Он также опроверг доводы прокуратуры о том, что дом на улице Подгорной в селе Берлек принадлежит его родному брату. По словам Закирова-младшего, они со старшим братом туда приезжали как гости, ходили в баню, отдыхали. А по факту же дом принадлежал их двоюродному брату Газизову.

После этого почти все вопросы прокуратуры были адресованы к личности самого свидетеля. Было похоже на блиц-опрос — настолько быстро чеканил ответы Закиров-младший. Так, например, он рассказал, что у него есть жена, двое детей, квартира в Высокой Горе в ипотеку, которую они взяли в 2021 году с использованием маткапитала за 1,8 млн рублей. У жены есть машина TANK. Живут они вчетвером в квартире площадью 59 кв. м на улице Вербной, которую покупали в 2013 году за 3,5 млн рублей, из которых 3 млн взяли в кредит. 

— Квартира, которая оформлена на вашу мать на улице Кави Наджми площадью 122 квадратных метра. Вы не обращались к матери? — спрашивала прокурор. 

— А зачем? У меня есть где жить, — парировал свидетель.

— По утверждениям вашего брата, у вашей матери были в свободном распоряжении денежные средства. Почему вы к ней не обратились? — резонно спрашивала прокурор. 

— А зачем? — искренне недоумевал Закиров. — У меня не было необходимости обращаться к маме, я спокойно оплачивал, вносил взносы. Это мое право, я не обращался, я так решил.

При этом на логичные вопросы прокурора о том, почему Фахрутдинов дарил деньги Закирову-старшему, но не дарил Закирову-младшему, свидетель лишь развел руками. «Булат был женат на моей двоюродной сестре. Я не участвовал в их взаимоотношениях», — пояснил свидетель.

После допроса Закирова отпустили, а адвокаты приобщили очередной ответ от Сбера, который теперь гласил, что, оказывается, у мэра Бугульмы все-таки была банковская ячейка. В прошлый раз ответ был получен отрицательный. Почему так получилось, никто объяснить не смог. Процесс продолжится уже на следующей неделе.