«Если выиграли это место, ставите объект именно на эту точку. Не правее, не левее…» — предупредила руководитель дирекции парков и скверов Казани Айгуль Латыпова предпринимателей, которые планируют участвовать в аукционе на размещение своих точек в парках. Этим летом бизнесменам станет доступно 39 точек в зеленых оазисах, где можно будет торговать хот-догами и мороженым. А пока предпринимателей призывают сортировать мусор и делать украшения из битой посуды. О том, в каких парках Казани бизнесмены смогут разместить фуд-траки и сезонные кафе, — в материале «БИЗНЕС Online».
Этим летом предпринимателям станет доступно 39 точек в зеленых оазисах, где можно будет торговать хот-догами и мороженым
«Давайте так: у кого команда прям сильно хочет сортировать мусор?»
Встреча дирекции парков и скверов Казани с городскими предпринимателями о торговле в зеленых променадах в летний сезон в новеньком «АРТ центре» началась с экоповестки и рассказов успешных бизнесменов о своем опыте. Председатель сообщества «ЭкоЛогично» Фарида Газимова решила поделиться устойчивыми решениями для бизнеса, которые можно внедрить. Здесь и раздельный сбор отходов, которому надо обучать сотрудников, и сортировка мусора, и участие в экологических мероприятиях. Бизнесу рекомендовали поощрять людей, приходящих со своей тарой, и ни в коем случае не отказывать в обслуживании. «По СанПиН можно это делать. В чистую тару потребителя вы можете наливать. Поэтому если вдруг гость у вас так будет требовать, говорить, что можно, — это действительно так», — сказала Газимова.
Помимо этого, предпринимателям рекомендовали задуматься о введении оборотной тары, замене одноразовых материалов на многоразовые и приспособлении вторсырья. «Например, сделать любую сувенирку из какого-то отхода, который есть у вас в заведении. Вы можете из битой посуды сделать украшение, если собираете макулатуру — из нее сделать открытки, из переработанной бумаги», — предложила спикер.
Валерий Плихта: «Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники, ваша команда делали классные вещи, они должны захотеть это делать. Нельзя сказать: «Теперь мы экологичные»
Однако идеи о минимизации мусора, экоответственности бизнеса немного ударились о реальность, когда слово взял сооснователь Make More Group (бары More, Zero, кафе «Утро») Валерий Плихта. «Тут все говорят об экологичности, сборе мусора, отходах. Но самая главная экологичность — в отношениях, — начал свое выступление спикер. — Давайте так: у кого команда прям сильно хочет сортировать мусор? Прямо такая: кушать не могу, дай мусор посортировать? Нет такой команды. Любое стремление строится на субъективной основе. Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники, ваша команда делали классные вещи, они должны захотеть это делать. Нельзя сказать: „Теперь мы экологичные“. Ваш сотрудник говорит: „Камон, я мусор выбрасываю в окно дома! Я не хочу дома в окно выбрасывать, а тут сортировать“». Сама команда Плихты приняла решение внедрять экопрактики после поездки одной из сотрудниц в Азию, где она увидела тонны мусора и страдающих черепашек. Так, сотрудники закупали чернеющие бананы, которые из-за внешнего вида никто уже не брал, делали на их основе коктейли, а кожуру отдавали на откуп червям, ферма которых расположилась в серой зоне бара. Помимо этого, в заведении поставили теплицу и выращивают микрозелень для коктейлей и украшения блюд. Сортировкой мусора занимается один человек из персонала в конце смены. Применение в More Group нашли и чекам, которые не перерабатываются. Из них делают костеры — подставки под напитки.
В конце выступления основательница сети ресторанов правильного питания «ПэПэ» Гульнара Галимова поинтересовалась, подходят ли под нормы СанПиН «живые» фермы в заведении. «Если бы сказали, что нельзя, мы бы убрали в другое место. Но на самом деле почти все, о чем мы сейчас говорим, — это серая зона. Я не думаю, что по нашим нормам можно сделать все экологично и законно одновременно, но надо стараться. Закон есть закон», — ответил Плихта. Однако задумки предпринимателя поддержали в экосообществе. «У нас мэр Казани анонсировал информацию о том, что будет компостирование, отдельный полигон для такого дела. Поэтому вполне вероятно, что в скором времени это будет не в какой-нибудь серой зоне», — сказала председатель сообщества «ЭкоЛогично» Газимова. Сама Галимова рассказала о развитии своей сети «ПэПэ» и открытии франшизы, по которой заведения с правильным питанием появятся в ряде городов России и Батуми.
Яркое выступление Плихты наконец заставило некоторых предпринимателей поднять руки в зале, чтобы задать вопрос, однако все они были не по теме. У основателя кофеен «Фильтр», «Ист!», «Диван» Ильдара Габидуллина после выступления лишь поинтересовались, как в одной из его кофеен очутился актер Рузиль Минекаев. Пришедшие на встречу изредка подходили к фуршету и снова возвращались на свои места, ожидая, когда будут рассказывать, как начать торговлю в городских парках и что для этого нужно.
Айгуль Латыпова: «Если вы построите иной объект, его придется демонтировать»
«Если выиграли это место, ставите объект именно на эту точку. Не правее, не левее…»
Спустя час после начала встречи участники наконец перешли к сути. «Надеюсь, вы пока еще можете акцентировать внимание на этих презентациях», — пошутила руководитель дирекции парков и скверов Казани Айгуль Латыпова, обращаясь к залу. Дирекция курирует 38 общественных пространств, в том числе заказник «Голубые озера», и отвечает за содержание парков, связь с бизнесом и населением, культурное насыщение. За год в парках провели почти 1,6 тыс. мероприятий. «Это на самом деле очень много!» — отметила Латыпова и попросила аплодисментов для дирекции.
Сначала об итогах прошлого года. Порой предприниматели, даже работающие в парках, находятся в некотором информационном вакууме и не знают, куда идут уплаченные ими за аренду площадок деньги. В 2024 году в казанских парках работал 81 объект — кафе, лавки с мороженым, пункты проката, вендинговые аппараты с кормом для уток. По итогам аукциона предприниматель занимает точку на срок от трех до пять лет, и в прошлом году состоялось 43 аукциона. За 2024-й дирекция заработала 350,8 млн рублей, значительная сумма получена от предпринимателей, работающих в парках.
В 2024 году в казанских парках работал 81 объект — кафе, лавки с мороженым, пункты проката, вендинговые аппараты с кормом для уток
Еще один формат сотрудничества — партнерские договоры, когда бизнесу нужно не ставить свою точку в парке, а продвинуть товар либо услугу, провести мероприятие. В прошлом году таких договоров было 147. Проходимость парков подсчитать можно не всегда, но мероприятия за год посетили 1,9 млн раз, отметила Латыпова. Бюджетные средства на события в парках не выделяются, организация — за счет средств от бизнеса.
В этом году Казань разыгрывает новые площадки. К примеру, 39 точек, которые выставят на аукцион, предназначены для размещения спортивно-развлекательных объектов — проката оборудования (например, велосипедов или лыж) и аттракционов, но определенного вида и качества. Впервые будут доступны точки, например, в детском парке «Елмай», на Большом Голубом и Чайковом озерах.
Для спортивно-развлекательных объектов:
парк «Черное озеро»;
парк Победы;
ЦПКиО им. Горького;
бульвар «Фестивальный»;
центр семьи «Казан»;
Большое Голубое озеро;
Лебяжье озеро.
Для сезонного нестационарного кафе:
центр семьи «Казан»;
набережная реки Казанки;
Горкинско-Ометьевский лес;
парк у Чайковых озер;
сквер 100-летия строительной отрасли РТ.
Для мобильных торговых объектов (фуд-траков):
Большое Голубое озеро;
центр семьи «Казан» (3 места);
парк «Сосновая роща»;
набережная реки Казанки (6 мест);
детский парк «Елмай»;
озеро Лебяжье;
парк «Светлая долина»;
Лядской сад;
парк им. Урицкого.
Для вендинговых аппаратов:
парк «Сосновая роща»;
озеро Комсомольское.
Для сезонной торговой точки с мороженым:
детский парк «Елмай»;
озеро Лебяжье;
парк «Калейдоскоп».
Отдельно Латыпова, видимо с учетом опыта прошлых сезонов, подчеркнула, что разыгрывается конкретная площадка с координатами и размещать объект можно только там. «Если выиграли это место, ставите объект именно на эту точку. Не правее, не левее, не на другую аллею, где, по вашему мнению, больше людей проходит или где проводится мероприятие», — указала докладчица.
Впервые будут доступны точки в детском парке «Елмай», на Большом Голубом и Чайковом озерах
Еще объект должен соответствовать тому, что было указано в заявке. «Если вы построите иной объект, его придется демонтировать», — предупредила руководитель дирекции и уточнила, что есть комиссия по приемке. Касается требование не только внешнего вида, но и внутреннего, вплоть до того как выглядят продавцы и организована раскладка товара. «Это не наша прихоть. Это для того, чтобы качество ваших услуг было на той высоте, на которой наш город находится», — отметила Латыпова.
Один из вопросов у бизнеса — стоимость аренды точек. Цены устанавливает не дирекция, заверила руководитель дирекции парков и скверов, они определяются оценочной компанией. А если вы ведете сезонный бизнес, то придется заключать договор на консервацию объекта и все равно оплачивать аренду. Но ее стоимость будет ниже, чем в период, когда деятельность ведется. На всякий случай она напомнила, что тем, кто уже «стоит» в парках, договоры нужно оплатить до 1 апреля.
Пока бизнес может еще занять свое место в парках — аукционы запускаются 24 февраля. Они будут доступны на площадке sale.zakazrf.ru. При этом Латыпова выразила готовность сформировать новые лоты под конкретные запросы. «Если кто-то не увидел того вида бизнеса или того парка, в котором хотел бы разместить какую-то торговую точку, мы открыты. Пожалуйста, звоните, пишите, мы готовы рассмотреть ваше предложение. Если оно устроит и архитекторов и дирекцию, как пользователя парков в плане их эксплуатации, мы обязательно это объявим», — пообещала спикер.
А вот «заходить» в парки лучше в статусе юрлица, а не самозанятого, ответила Латыпова на вопрос присутствующих. «Скорее всего, при работе целый летний сезон в парках ваш объем выручки перевалит за тот, который может позволить себе самозанятый», — сказала она под удивленные возгласы. Отдельный интерес вызвали объекты под мостом «Миллениум». Как объяснила спикер, они будут разыгрываться отдельно, сейчас проходит согласование с УФАС.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.