Илья Родькин (в центре), Алексей Батраков (слева), Никита Васильев (справа) Илья Родькин (в центре), Алексей Батраков (слева), Никита Васильев (справа) Фото: предоставлено собеседником, fclm.ru, «БИЗНЕС Online»

«Дзагоеву сразу пророчили большое будущее»

— Илья, в свое время вы тоже начинали футбольную карьеру. Расскажите, почему она у вас не сложилась?

— Да, действительно, у меня не особо задалась футбольная карьера. После выпуска из академии имени Коноплева я играл в клубах Второй лиги и высшей лиге Литвы в команде «Банга». И в 22 года я решил продолжать заниматься любимым делом, но в качестве тренера.

— Сами как считаете, почему не заиграли?

— Свою роль сыграла совокупность факторов: это мои антропометрические данные, было понимание, что выше головы я уже не прыгну. Поэтому и завершил карьеру. Когда я стал тренером, то понял, что мне это нравится больше, чем играть.

— Вы воспитанник академии имени Коноплева. Расскажите, с кем из известных футболистов вместе воспитывались?

— Я был в одном возрасте с Аланом Дзагоевым, Килиным Антоном, Арсеном Хубуловым, Асланом Дудиевым, который сейчас завершил карьеру, Александром Фильцовым, Станиславом Крицюком. Тренером у нас был Родькин Игорь Николаевич.

— А какие у вас отношения с Дзагоевым?

— С Аланом у нас всегда было приятельское общение. Не могу сказать, что мы были друзьями, но общались хорошо. Сейчас общаемся и пересекаемся редко.

— Уже тогда, в детстве, было понятно, что Алан очень талантливый игрок?

— Да, это было сразу видно. В академии все ему пророчили большое будущее, и так оно и вышло.

«С Аланом у нас всегда было приятельское общение» «С Аланом у нас всегда было приятельское общение» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Когда вы закончили карьеру, то сразу пошли работать в академию имени Коноплева, где уже был ваш отец Игорь Родькин?

— Да, там я работал с маленькими возрастами, а потом отца позвали в «Рубин» и я перешел вместе с ним.

— А из тех футболистов, с которыми вы работали в академии имени Коноплева, кто-то заиграл на высоком уровне?

— Не могу сказать, что кто-то из них закрепился в РПЛ или Первой лиге. Насколько знаю, бо́льшая часть выступает во Второй лиге.

Амплуа: полузащитник

Дата рождения: 26 мая 1990 года

Место рождения: Димитровград

Игровая карьера: «Академия Тольятти» (2010–2011), «Локомотив» (Лиски) (2011–2012), ФК «Елец» (2012–2013), «Банга» (Литва) (2013–2014); «Носта» (Новотроицк) (2014–2015).

Тренерская карьера: Академия им. Коноплева (Тольятти) (2016–2017), академия «Рубина» (2018–2019), академия «Локомотива» (Москва) (2019–2021), академия «Рубина» (2021–2023), академия «Чертаново» (Москва) (2023 – настоящее время).

«Не понимал требований Данильянца»

— В «Рубине» у вас было два захода, как вообще вспоминаете работу в казанском клубе?

— Я очень благодарен этому клубу за то, что научили меня работать, понимать футбол, смотреть на него под другим углом. Мы очень много работали, но это было не в тягость. Все делали с воодушевлением. Было тяжело, но интересно.

— Почему в первый раз ушли из академии?

— В первый раз я работал в академии, когда там руководителем был Нияз Акбаров. Тогда я занимал должность тренера по технике младших возрастов. Потом мне последовало предложение возглавить команду 2006 года рождения. С ней я работал 3,5 года.

«Иван Альбертович ставил под сомнение каждое мое решение» «Иван Альбертович ставил под сомнение каждое мое решение» Фото: «БИЗНЕС Online»

Впоследствии академией стал руководить Иван Данильянц. В процессе работы я не понимал его требований. На тот момент мне поступило предложение из академии «Локомотива». Я слетал на собеседование, и мы обо всем договорились. Переживал тогда, что бросаю рубиновских пацанов, это была моя первая команда, и решение покинуть клуб далось мне очень тяжело. Но отсутствие точек взаимопонимания с руководителем стало точкой невозврата.

— А в каких вопросах вы не сошлись?

— Иван Альбертович ставил под сомнение каждое мое решение. Было в тягость так работать. Я передал команду и ушел.

«Никита Васильев вообще из другой вселенной»

— Кто из той команды сейчас уже заметен?

— Конечно же, это Никита Васильев. Он дорос до главной команды и сейчас активно тренируется с ней. Илья Ежов привлекается в главную команду, Артем Корнеев — сейчас он подписал контракт с «Локомотивом» и улетел на сборы с основной командой. В «Рубине-2» играет Даниил Кирягин, Дамир Багаутдинов. Могу назвать еще Дмитрия Желтухина, тоже из второй команды. Мне многие говорили, что у меня не сильный возраст, а уже вон сколько человек получилось.

— Хотелось бы подробнее спросить о Васильеве. Сразу был виден его талант?

— Когда я принимал их возраст, то мне сразу сказали, что Никита вообще из другой вселенной. Васильев может делать то, чего не могут остальные. Все это я ощутил в рабочем процессе. Мы говорим о таланте, но это тоже понятие относительное. Ведь Никита поздно пришел, все детство он был маленьким и щуплым, но то, что он делал с мячом, — это просто другой уровень.

«Васильев может делать то, чего не могут остальные» «Васильев может делать то, чего не могут остальные» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Ходили слухи, что он мог покинуть академию, ведь им интересовался «Спартак».

— Я слышал об этом, но все, что ни делается, к лучшему. Никита принял решение остаться в «Рубине» и быть в любимом клубе. Я это уважаю, и, возможно, Никита сделал правильный выбор. Ему надо было быть там, где его любят, а не в московской мясорубке. Уже в академии его все любили, он был как сын полка, выделялся своими кудряшками. А сам по себе скромный, застенчивый парень. Сейчас Никита окрепнет и у него будет шанс больше заявить о себе.

— Но сегодня у него складывается такая ситуация, что он и за основу получает не так много минут, и за двойку толком не играет из-за того, что календари накладываются друг на друга. Как быть в такой ситуации?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо находиться в команде. Но однозначно могу сказать, что Никите нужно играть. И причем неважно, что это будет за команда, хоть молодежка, хоть основа.

«С Уткульбаевым у нас разные взгляды на футбол»

— Давайте теперь о вашем втором заходе в «Рубин» поговорим. Когда вы снова вернулись, то Данильянца уже не было?

— Нет, тогда стал руководить Марсель Малюков, а методистом был Эфрен Петейро. Они меня и позвали обратно. На тот момент я работал в «Локомотиве», там тоже началась смена руководства. Мне захотелось обратно в Казань. И мы с семьей приняли решение вернуться.

Но через два месяца после моего прихода Марсель Маратович написал заявление и ушел. На его месте появились Юрий Уткульбаев и Вячеслав Медянский. Позже ушел еще и Эфрен Петейро. Получилось так, что все, к кому я шел, уже уволились.

«С Уткульбаевым у нас разный взгляд на футбол» «С Уткульбаевым у нас разные взгляды на футбол» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Так понимаю, что с Юрием Анваровичем у вас не сложились отношения?

— Нет, такого не было. Просто у нас разные взгляды на футбол. Не могу сказать, что это хорошо или плохо, но я принял решение во второй раз покинуть академию.

— Сейчас в академию вернулся Акбаров. Чего ждете от него?

— Когда мы работали вместе, он мне дал проявить себя. Поэтому я ему пожелаю удачи, успехов, чтобы все в академии «Рубина» было хорошо. Да и в целом хочу, чтобы у клуба все было хорошо, потому что он мне не чужой.

«Было видно, что Батраков растет мастеровитым футболистом»

— Между первым и вторым заходами в «Рубин» вы работали в академии «Локомотива». Наверняка успели застать Алексея Батракова, который сейчас феерит в главной команде?

— В «Локомотиве» у нас была та же самая система, что сейчас у меня в академии «Чертаново». Я тренировал команду 2007 года и помогал тренеру Алексею Румянцеву, который работал с 2005-м, где был Батраков. Совместная работа заняла около года.

— Какие впечатления о нем остались? Понятно было, что растет звезда?

— Хоть ему и не хватало антропометрических данных и физических качеств, но видно было, что Алексей растет мастеровитым футболистом. Такие, наверно, раз в 100 лет рождаются. У него компьютер в голове, Батраков очень умный игрок. Всегда транслирую своим спортсменам: если ты дисциплинированный и порядочный в быту, то все это переносится на поле. Такой же и Алексей — добрый, отзывчивый, дисциплинированный в быту и профессионал на поле.

«У него компьютер в голове, Батраков очень умный игрок» «У него компьютер в голове, Батраков очень умный игрок» Фото: fclm.ru

— А если говорить о таланте — не конкретно в контексте Батракова, а в целом, — можно ли талантливого игрока сразу разглядеть?

— Я не знаю, что такое талант, я знаю, что такое способности. Они есть у каждого игрока, а задача тренера — их раскрыть. Например, тот же Никита Васильев, он всегда был способным парнем, но нельзя назвать его талантливым. Если у ребенка есть желание, то умения на него накладывать легче.

— Вы сказали об Артеме Корнееве, который сейчас в «Локомотиве», до этого он был у вас в «Рубине». Что это за игрок?

— Уникальный игрок! Он переподписал контракт с «Локомотивом» до 2028-го. В казанской команде он был у меня четыре года. Позже он перебрался в Москву, а сейчас уже тренируется с главной командой.

— А в каком возрасте он покинул казанский клуб?

— В «Рубине» он был до 13−14 лет.

— Можно ли говорить, что его уход — упущение клуба?

— Сложно сказать, упущение это или нет. Корнеев, например, уехал в «Локомотив», дорос до капитана молодежной команды «Локомотива», вызывается в сборную своего возраста, входит в основной состав. А Никита Васильев остался, у него тоже все хорошо. Он тоже в главной команде, как и Артем. Это также хороший показатель.

«Не перетягивал игроков из академии «Рубина» в «Чертаново»

— Сейчас у вас в «Чертаново» выступают три футболиста, которые были в академии «Рубина». Как они у вас оказались?

— Да, в моей команде выступают Рамиль Гайнуллин, Данияр Саетбатталов и Карим Бикбулатов. Каждый из них появился в «Чертаново» разными путями. Например, Рамиль в академии уже был, когда я пришел. Данияр сначала ушел из «Рубина» в «Акрон», и оттуда я его пригласил к себе. Не перетягивал их из казанской академии.

— На данный момент это топовые футболисты в своем возрасте?

— Да, скажу честно, без привязки к тому, что я их тренирую, это хорошие футболисты уже сейчас.

— А какие у парней перспективы в будущем? Чего вы от них ждете?

— Перспективы хорошие, но все будет зависеть только от них самих — как будут работать, стараться, хотеть вгрызаться в место в составе.

— Раз вы с ними давно знакомы, нет ли предвзятости к ним с вашей стороны?

— Нет! Я со всех требую одинаково. Но все трое любят работать, никогда не ищут легких путей.

— Если говорить о самой академии «Чертаново», то сейчас у нее нет привязки ни к какому клубу РПЛ?

— Для нас главная задача — это воспитать футболиста для клубов РПЛ, а какой это будет клуб, «Спартак», «Динамо» или ЦСКА, нам неважно. Лишь бы парни играли на высшем уровне.

— А куда игроки после выпуска попадают, если их не забирают клубы РПЛ? Они же не оказываются в небытии?

— Мы стараемся сберечь каждого футболиста. Во-первых, у нас есть три команды в Юношеской футбольной лиге, молодежка, после выпуска футболисты могут выступать в команде Второй лиги. У каждого игрока академии свой путь: кто-то подписывает контракт с условным «Спартаком» уже в 17 лет, а кто-то еще в 20 выступает во Второй лиге, и потом ему приходит предложение.

— А когда вы ребенка отчисляете из академии, взамен вы помогаете ему попасть в другое место?

— Это все индивидуально. Если мне игрок не подходит, то это не значит, что он не может остаться в системе академии. Мы предлагаем футболисту выступать в лиге ниже за «Чертаново-2», но при этом он остается в нашей системе.

— Не секрет, что Москва всасывает в себя кучу талантливой молодежи. Можно ли это вообще исправить?

— Отвечу так: когда я переехал из Казани в Москву, то для меня это был стресс, потому что было все в новинку, здесь настоящая мужская конкуренция. То же самое и для игроков. Тут даже в матче против условных «Химок» бьются, все матчи от ножа, не говоря уже об играх против «Спартака», ЦСКА, «Динамо». За счет этого дети в Москве развиваются быстрее.

— А как тогда поступать регионам? Просто отдавать своих лучших игроков?

— Это палка о двух концах. Например, если «Рубин» и «Акрон» понимают, как развивать футболиста, знают его путь и готовы его удержать, то почему ему обязательно ехать в Москву? К тому же сейчас есть ЮФЛ, у всех команд каждую неделю хорошие спарринги, и они могут за счет этого развиваться. Для примера можно вспомнить о тех же Никите Васильеве и Илье Рожкове, которые спокойно прогрессировали в системе клуба. Поэтому здесь настолько все индивидуально, что необходимо учитывать множество факторов: тренерский штаб, окружение, руководство, амбиции и так далее.

— Хотелось бы спросить о вашем тренерском пути и ваших бывших коллегах по «Рубину». Сейчас Дмитрий Игдисамов работает в молодежке ЦСКА, Ринат Мифтахов возглавляет «Акрон-2», Дмитрий Архипов работает в штабе Вадима Гаранина, и они тренируют команду Медиалиги. Вы остаетесь на связи с ними?

— Да, мы и не прекращали общаться. С Димой Игдисамовым мы учимся на инструкторов в академии РФС, еще и попали в одну группу, Дима Архипов переехал в Москву. Разве что с Ринатом Мифтаховым общаемся чуть меньше. А так мы постоянно на связи, обмениваемся опытом, идеями.

— Пока никто из них не тренирует большую команду. Ждете, что кто-то из коллег в ближайшее время возглавит команду хотя бы Первой лиги?

— Конечно, просто дайте время, и я уверен, что все сложится на 100 процентов.

— А вы лично какую цель перед собой ставите? Планируете и дальше оставаться в детском футболе?

— Хочу найти себя в профессиональном футболе, для меня это что-то новое, и у меня есть цель там закрепиться.

«Отказал Шаронову, потому что хочу довести свой возраст до конца»

— Поступают ли предложения от взрослых команд?

— Предложения есть от больших клубов по работе в детско-юношеских командах. Это очевидно, потому как я себя зарекомендовал в данном направлении. У меня были предложения по работе в молодежке, но в должности ассистента я себя не вижу. Я по характеру другой человек и не вижу себя в этой роли.

Роман Шаронов приглашал Родькина в штаб «СКА-Хабаровск» Роман Шаронов приглашал Родькина в штаб «СКА-Хабаровск» Фото: «БИЗНЕС Online»

Единственный, кто меня приглашал в профессиональную команду, — это был Роман Шаронов, когда он работал в хабаровском СКА. Но так как у меня были обязательства перед командой и клубом, я принял решение остаться в «Чертаново». Я много вложил в игроков жизненных и футбольных принципов. Не хочу, чтобы повторилась история, как с командой в «Рубине». Мне необходимо закончить то, что я начал.

— Жалеете, что покинули «Рубин»?

— Нет, сейчас я нахожусь в том месте, где мне доверяет руководитель, Савченко Илья Георгиевич. Другой бы подумал, что с таким отношением можно расслабиться, но я не такой человек и мне нужно держать марку. В прошлом сезоне мы закончили на третьем месте, а теперь я хочу, чтобы мы стали первыми. Поэтому сожаления у меня нет. «Рубину» желаю процветания и двигаться только вперед.