Музыкант с большой буквы — так можно описать героя минувшего вечера Музыкант с большой буквы — так можно описать героя минувшего вечера Фото: Анастасия Попова

«Главный посыл — в простоте»

Еще несколько дней назад Айдар Салахов выступал в ГБКЗ им. Сайдашева на фестивале татарской музыки «Мирас», а теперь творческий вечер звезды одного из первых сезонов «Yзгәреш җиле» и постоянного участника «Летних вечеров в Елабуге» случился на площадке арт-кафе столичного театра им. Вахтангова.

Музыкант с большой буквы — так можно описать героя минувшего вечера. Уже в два года уроженец Елабуги начал осваивать баян, во время обучения в Российской академии музыки им. Гнесиных побеждал на престижных конкурсах баянистов в России, Германии и Испании. В свои 32 года он уже выступал с маэстро Владимиром Спиваковым и Юрием Башметом, гастролировал в Китае, Японии и Финляндии, основал собственное трио Elegato и сочинил немало пьес для баяна, в том числе и ту, которая позавчера открыла его творческий вечер в театре им. Вахтангова.

«Название концерту дала моя композиция „Случайная встреча“, — рассказал нашему корреспонденту перед выступлением Салахов. — Я написал ее в 2015 году и понял, что все наши встречи, возможные и невозможные, неслучайны. Хочется, чтобы мы с публикой находились в „настоящем времени“, в одном состоянии переживания; чтобы между нами возникла химия — благодаря этому рождается настоящая музыка, которая объединяет. Сегодня мы с замечательными музыкантами из моего трио будем импровизировать, и наш главный посыл — в простоте. Я не разделяю зрителя, себя и своих музыкантов. Мы все делаем одно дело и радуемся этому».

Действительно, в уютном подвальчике под Новой сценой театра царила доверительная атмосфера. Под классические шлягеры и легкий джаз гости за столиками баловались пирожными, потягивали шампанское и подпевали солистам — вместе с Салаховым для них играли контрабасист Дмитрий Тарбеев и ударник Дмитрий Олехов. Но чувство, что на маленькой сцене разместился целый оркестр, не покидало — таким разнообразием тембров и звуков владеет Elegato. Барочный клавесин звенел в «Итальянском концерте» Баха, который вместе с джазовой ритмикой обрел драйв и смодулировал в Con te partiro. Труба звала в виртуозной фантазии «Кармен», там же «пели» цыганка и Тореадор, а барабанные палочки имитировали кастаньеты.

Но изюминкой часового вечера стала изящная авторская музыка Салахова (кстати, он композитор фильма «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова). Например, «Пассакалия», где задушевная кантилена льется по регистрам под фигурации баяна и пиццикато контрабаса. Экстравагантный Improve («Улучшать»), где в пассажах-импровизациях и трелях прячется татарский мелос. Или Sunny Mood, где солнечное настроение создают не только пляшущие синкопы, но и зажигательный танец автора на стуле. Многие из этих пьес музыкант создал в ранние годы (некоторые еще в студенчестве), но их отличает стройность формы, богатство гармонии и пластика мелодики. Так что в союз композиторов РТ вполне можно брать нового члена, но не факт, что Салахову это нужно. Сочиняет он прежде всего, чтобы расширить возможности своего кнопочного брата.

«Баян для меня больше, чем инструмент, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ солист. — Это в первую очередь мой проводник. Благодаря ему я изучаю себя, открываюсь своему дню. Мой инструмент — это частичка меня. С его помощью я выражаю свои чувства, эмоции и, конечно, говорю о настоящем времени. На баяне я творю именно ту музыку, которую хочу. И подготовленные вещи, и импровизация — все это мое самовыражение через инструмент».

В родном Татарстане Салахов чувствует себя комфортно и может реализовывать свои творческие потребности В родном Татарстане Салахов чувствует себя комфортно и может реализовывать свои творческие потребности Фото: «БИЗНЕС Online»

«Всегда с радостью приезжаю в Казань»

Эту магию накануне наблюдали и в Казани 12 февраля, где Салахов выступил на закрытии «Мираса». Вместе с ГАСО РТ он сыграл концертино современного композитора Эльмиры Галимовой «Идель-йорт», где отметился графичными мелизмами и отправил публику в увлекательный музыкальный круиз по Поволжью (его природой вдохновлено симфоническое произведение). Впрочем, и для самого баяниста поездка в Татарстан — приятное, насыщенное путешествие.

Праздник национальной музыки: от татарской скаковой до посвящения героям СВО

«Я всегда с радостью приезжаю в Казань — и с концертами, и просто посмотреть город. В этот раз побывал в детской музыкальной школе №2, где пять часов давал мастер-классы и сыграл двухчасовой концерт, — поделился музыкант. — На „Мирас“ меня пригласила Эльмира Галимова, через концертино дав [возможность] показать многогранность моего инструмента. Я вижу, что фестиваль „Мирас“ имеет большой потенциал: то, что сегодня в Казани создается новая музыка, появляются молодые композиторы, — прекрасно! Я поддерживаю всех, кто трудится на таких проектах».

В родном Татарстане Салахов чувствует себя комфортно и может реализовывать свои творческие потребности. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он отмечал, как важно для него «общаться с людьми, поддерживать молодое поколение музыкантов — делиться знаниями и просто говорить о жизни». Но когда в следующий раз приедет с гастролями в Казань, не сообщил.

Апофеозом вечера стала «Советская фантазия», где бисерная техника солиста сплелась с размахом его души Апофеозом вечера стала «Советская фантазия», где бисерная техника солиста сплелась с размахом его души Фото: Анастасия Попова

Из Кейптауна в Советский Союз

А вот гости арт-кафе отправились сначала в рыбацкий поселок Кэтфиш-Роу (в джазовой обработке предстала Summertime Гершвина из оперы «Порги и Бесс»), потом в Кейптаунский порт, где мелькнуло танго Розенфельда «Счастье мое», а под занавес обосновались в Советском Союзе. Трогательной интермедией пронеслась «Детская фантазия», где Elegato «спели» «Колыбельную медведицы», понежились на солнышке с Львенком и Черепахой и покатались на «Крылатых качелях». Но главное блюдо ждало зрителей в финале.

Апофеозом вечера стала «Советская фантазия», где бисерная техника солиста сплелась с размахом его души. Эшпаевский хит «А снег идет» в певучей декламации баяна звучал щемящей исповедью. «Лесной олень» с полетными фиоритурами — ирреальной мечтой, в которую, судя по тихому хору, поверили зрители. Затем Салахов вновь убаюкал их «Колыбельной медведицы», перешедшей в следующий эпизод и бравурную коду. А напоследок торжественно сыграл гимн России.