Мурат Сиразин: "Социальный бизнес на селе, скорее всего, - путь, позволяющий сделать Россию снова крупнейшей сельскохозяйственной державой в мире" |
"А ЭТО НАМ НАДО - ТЕРПЕТЬ РЯДОМ УСПЕШНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ?"
В чем проблема - в наших генах, или мы что-то делаем не так? Бизнес - это прежде всего нажива, хапание. И те, кто не хочет и не может это делать, задаются вопросом: "А это нам надо - терпеть рядом успешных предпринимателей?"
Поэтому даже на Западе, где бизнес не прерывался пролетарскими революциями и гражданскими классовыми войнами, тем не менее начал успешно распространяться социальный бизнес. И прежде всего в тех отраслях, где государство не в состоянии дофинансировать в необходимых объемах бизнес. Это, как правило, сельский бизнес.
В чем суть социального бизнеса на селе? Богатый бизнесмен, банкир, футболист, танцор балета, зарабатывающий огромные деньги, тратит их не на антиквариат, рестораны, церкви, яхты, скачки, а вкладывает в одержимых фермеров, выпускающих экопродукцию. Естественно, честные фермеры не могут конкурировать с крупными хозяйствами, выращивающими свою продукцию на гмо-кормах, с добавлением антибиотиков и биостимуляторов роста. А при переработке еще добавляют полифосфаты, усилители вкуса и консерванты. И вместо мяса кладут сою или другие заменители. А вместо молока - растительные масла. Народ ест дешевые суррогаты, в стоимости которых до 40% составляет хорошо раскрученный бренд известных производителей!
СОЦИАЛЬНЫЕ БИЗНЕСМЕНЫ НАЧАЛИ С ТОГО, ЧТО ПОДНЯЛИ ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА КОФЕ
И вот находятся люди, которые, заработав на чем-то, сами не становятся у руля сельского бизнеса, а просто находят успешных одержимых фермеров, кредитуют их (и не по бросовым ценам, как это обычно бывает!) за сельхозсырье, покупают и передают им в аренду с правом выкупа хорошее перерабатывающее оборудование, а потом помогают за счет своего имиджа реализовать товар по ценам основных производителей.
Естественно, фермер большую часть прибыли отдает меценату, но в выигрыше остаются и фермеры, и потребители продуктов, так как они едят не сплошную химию, и меценаты, которые ничего почти не делают своими руками, но получают доход и престиж. А еще и поддерживают в обществе социальный мир, так как не хапают, не разбрасываются деньгами, а занимаются социальным предпринимательством! И тогда народ начинает этих промышленников, банкиров, адвокатов, артистов, футболистов, хоккеистов не ненавидеть, как у нас, а благотворить. Так как такой социальный бизнес всем по душе!
Как это происходит на практике? В мире существует где-то около трех знаменитых игроков, производящих шоколадную продукцию. Они за бесценок покупают в Африке у фермеров кофе в зернах (как у наших крестьян по остаточному принципу молоко - по 8 рублей за литр, чтобы не сдохли с голода). А вот социальные бизнесмены начали с того, что подняли закупочные цены на кофе. Потом закупили такое новейшее оборудование и начали производить с отличным качеством шоколад. Не было, наверное, артистов, министров, депутатов, которые бы бесплатно не порекламировали этот социальный шоколад, вы наверняка угадаете марку.
Этот проект стал лучшим социальным проектом 2010 года. На нем фермеры и меценаты заработали десятки миллионов фунтов стерлингов, которые тоже вложили в другие социальные проекты на селе.
ПРОДАВАТЬ КИРПИЧ С ШАМПАНСКИМ ЛЕГЧЕ И ВЕСЕЛЕЙ
В моей жизненной практике тоже были подобный случай. Когда я работал директором кирпичного завода в Ульяновской области, мы до 70% процентов своей продукции отправляли в Европу. И естественно, мне пришлось участвовать в ежегодной специализированной выставке в Эссене в Германии. Мой хозяин, напутствуя меня перед поездкой, просил познакомиться с директорами - конкурентами из Европы. И заметил, что они необычные люди: помимо кирпича один делает шампанское, а другой - сыр козий! На выставке их найти было легко, так как шампанское там лилось рекой, а в качестве закуски был козий твердый сыр. Я познакомился и спросил одного из них: «А зачем тебе это надо?»
Он пояснил так:
- Я получаю удовольствие, помогая фермеру. Меня никто, конечно, не обязывает ходить вечерами вдоль виноградников, делать обрезку, проводить дегустацию виноградного сока и шампанского. Я бы, может, и хотел быть виноградарем, но это каторжная работа, как и любая другая сельская фермерская работа, но я, как могу, помогаю другу-фермеру. И хотя основной доход у меня идет с кирпича, но продавать кирпич с шампанским легче и веселей…
Тут он захохотал, чокнувшись со мной очередным бокалом шипучего напитка.
Производитель сыра мне тоже рассказал, что он дал в лизинг автоматическую итальянскую сыроварню другу-фермеру, выращивающему зааненских коз. И фермер производит теперь сыр не хуже знаменитых швейцарских сыроваров. Его марку сыра в мире, конечно, не знают, но на местном рынке продажи составляют значительную часть сегмента рынка, так как меня в провинции этого фермера знает каждая собака, и все знают, что в сыр этот, кроме козьего молока и порошка из желудков ягнят, ничего больше не кладется!
- Фермер, как и я, доволен и процветает, - добавил собеседник. - А я всем говорю, что делаю не только лучший кирпич во Франции, но и лучший сыр!
БАНЬКА, КИТАЙСКАЯ ВОДКА И ОХОТА НА РУЧНЫХ ФАЗАНОВ
Но больше всего, конечно, меня тогда удивил китайский коллега. Когда мы пришли знакомиться, то он по-русски знал всего четыре слова: охота, кирпич, шаром-даром, фазаны. Он нас принял за крупных русских металлургических олигархов и начал рассказывать не про свой кирпич, а про то, какая у него бесплатная охота на фазанов хорошая! Через его переводчика мы узнали, что в Китае запрещена всякая охота, а в России есть временные ограничения по сезонам. И поэтому у него есть фермер, который у него на карьере разводит фазанов. Туда приезжают русские директора - покупатели кирпича на weekend, и он им бесплатно организует в перерывах между банькой и трапезой с китайской водкой охоту на ручных фазанов. А сколько у нас любителей охоты и рыбалки, которые изнемогают во внесезонье охоты?..
БЕЗ ВЕДРА С МЕДОМ НИКТО НЕ УЕЗЖАЕТ
В Татарстане тоже есть люди, занимающиеся социальным бизнесом. Они просили не называть фамилий, но один крупный строитель помогает пчеловоду производить и реализовывать мед. И все, кто к нему приезжает, из комнаты отдыха без ведра с медом не уезжает. И самое смешное, не жалеет - зачем купил мед, в течение года вечерами сидя с семьей у самовара!
"Бизнес в России - это подвиг, потому что предприниматель для бандитов - это барыга, которого надо щемить, а для чиновников - чепист со всеми вытекающими последствиями" |
Другой крупный торговец помогает разводить коров - купил доильный аппарат фирмы "Ле Доваль". Я спросил этого успешного предпринимателя: зачем ты помогаешь фермеру? Он сказал мне:
- Ты знаешь, как надоели мне девочки, карты, бильярд, лежание на берегу моря с бутылкой пива в руках! Денег немерено, а что делать с ними, я не знал! И вот теперь мне не стыдно, как Павке Корчагину, за проживаемые годы! Я занимаюсь социальным бизнесом и пою всех молоком!
…С некоторой натяжкой, но можно назвать социальным бизнесом и то, чем занимаются братья Хайруллины, Иван Егоров и другие наши агротяжеловесы. Они не дают окончательно умереть сельчанам. Но если бы у деревенских был выбор, то, думаю, никто бы трактористами, доярками, скотниками не работал бы на агрофирмах!..
ДЛЯ БАНДИТОВ ПО ПОНЯТИЯМ ФЕРМЕР - МУЖИК, ЛОМОМ ОПОЯСАННЫЙ
Вот Алексей Семин надумал организовать агротуризм в нашем Верхнеуслонском районе. Но все это, ребята, не то. Не получится ли так, как в деревне Александровка Ульяновской области? Там местный олигарх вложил миллиарды в деревню, создал, как он считает, новых фермеров, дал им комфортабельные коттеджи, построил минифермы по последнему слову техники… Но "фермеры", выращивающие свиней, не имеют права зарезать поросенка, а люди, выращивающие помидоры, съесть с куста овощ! И вообще, как при Хрущеве, не имеют права держать кур, постороннюю живность, даже выращивать редиску. И всю свою продукцию обязаны сдать на мясокомбинат хозяина или на его перерабатывающий цех. А потом то, что надо, могут купить в минимаркете хозяина. Возле дома можно выращивать только газонную травку и клумбовые цветочки…
Пока не будет на селе крестьянина, и не будет у него рядом монетного двора в виде государства или спонсора в виде социального бизнеса - ничего не получится! В республике пробовали безработным сельчанам раздать халявные деньги и на бумаге создать крестьянско-фермерские хозяйства. Создали более 20 тысяч КФХ, но результаты засекретили, потому что результат близок к нулю. Бизнес в России - это подвиг, потому что предприниматель для бандитов - это барыга, которого надо щемить, а для чиновников - чепист со всеми вытекающими последствиями. Фермерам несколько легче: для бандитов по понятиям фермер - мужик, ломом опоясанный, а мужика обижать западло. А чиновникам дана команда сверху не кошмарить фермеров, поскольку их и так почти нет, а отчитываться перед Миннихановым надо за каждого, и поэтому каждый живет своей жизнью: фермер - мучительной, а чиновник всегда находит оправдание своему бездействию.
ПРОВАЛ ПОЛИТИКИ «АГРОХОЛДИНИЗАЦИИ» В РЕСПУБЛИКЕ И «ЛАТИФУНДИЗАЦИЯ» ВСЕХ ЗЕМЕЛЬ
Опыт моногородов тоже показывает, что раздача денег на халяву для создания бизнеса успешной бывает только в 2% случаях. Почему? Потому что предприниматели не готовы быть один на один с бандитами, с чиновниками, а фермеры еще и с погодой! И будущее в нашей стране - только за социальным бизнесом. И каждый фермер, наверно, видит сны, когда к его дому подъезжает Семин, или Шигабутдинов, или Тахаутдинов и спрашивает: "Брат, что я должен сделать, чтобы твой бизнес и наш совместный социальный бизнес стал процветающим, и нас вместе народ стал бы обожать?»
Тем более перед руководством республики встал снова земельный вопрос - с провалом политики «агрохолдинизации» в республике и «латифундизации» всех земель! Встает проблема: что делать с «ВАМИНом» и другими монстрами на селе? Встает проблема: как отдать обратно технику, здания, паи обманутым колхозникам? И как не потерять показатели, урожаи, скот, пашню, создав новых фермеров и крестьян?
Социальный бизнес на селе, скорее всего, - путь, позволяющий сделать Россию снова крупнейшей сельскохозяйственной державой в мире, как было при Столыпине. И Татарстан может опять стать впереди планеты всей! Нужно уравнять город и деревню или компенсировать нам, фермерам, социальные, моральные и финансовые издержки. И если это не может сделать родное государство, то пусть хотя бы не мешает это сделать тем, кто захочет заняться социальным бизнесом на селе. А еще лучше - пусть поможет законами, налоговыми послаблениями сделать приход бизнеса не только престижным, но и выгодным!
А будут свободные и богатые крестьяне - будут школы, клубы и инфраструктура. И тоже все через социальный бизнес на селе! Будет хорошо в деревне - и поверьте, побегут трудяги из города на хутора. А будет хорошо фермеру, будет хорошо республике и стране!
Мурат Сиразин, фермер, Верхнеуслонский район, село Шеланга
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.