Центральной темой сегодняшнего делового понедельника в исполкоме Казани стало состояние дел в МУП «Метроэлектротранс» Центральной темой сегодняшнего делового понедельника в исполкоме Казани стало состояние дел в МУП «Метроэлектротранс» Фото: metshin.ru

Масштабы недоремонта в хозяйстве «Метроэлектротранса» нарастают

Центральной темой сегодняшнего делового понедельника в исполкоме Казани стало состояние дел в МУП «Метроэлектротранс», который в прошлом году поставил четырехлетний рекорд по числу перевезенных пассажиров: услугами воспользовались 80,5 млн человек. Доля метро, трамвая и троллейбуса в городских пассажирских перевозках выросла до 35,6%. Электротранспортом пользуется каждый третий житель города. Но остается проблема недоремонта на 6 млрд рублей.

«Пока, к сожалению, решения этого вопроса нет», — докладывал генеральный директор МУПа Айдар Абдулхаков.

С предельным износом 53% из 132 км трамвайных путей. До сих пор в работе участки кабельных линий, построенных в 1960-х, остро необходима модернизация четырех тяговых подстанций за 232 млн рублей — ремонт там не проводили с 1970-х. Всего в городе 30 подстанций.

«Доносим эту проблему до руководства республики, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин и напомнил о коллегии миндортранса, на которой раис РТ Рустам Минниханов поручил правительству подготовить программу ремонта городского наземного электротранспорта — контактных путей и рельсового хозяйства. — Будем докладывать раису о проблеме комплексно, поскольку одними рельсами вопрос не решить. Ежедневно общественным транспортом пользуются свыше 700 тысяч человек — это главный вызов городского хозяйства на ближайшую пятилетку. Объем недоремонта, скопившийся за несколько десятилетий, настолько огромен, что имеющихся финансовых ресурсов предприятия и наших дополнительных ресурсов не хватает».

Электротранспортом пользуется каждый третий житель города. Но остается проблема недоремонта на 6 млрд рублей Электротранспортом пользуется каждый третий житель города. Но остается проблема недоремонта на 6 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Капитальный ремонт трамвайных путей оценивается в 4,8 млрд рублей, контактной сети — в 468 млн рублей, кабельных линий — в 222 млн рублей. Замену аварийных опор оценивают в 33 млн рублей. Еще 150 млн рублей надо вложить в оборудование ремонтных цехов.

Пока справляются как могут. Летом предприятие меняет стрелочные переводы, сгнившие шпалы, температурные компенсаторы. Впервые с 2021 года вместо сгнивших шпал в городе уложили 500 бетонных. Благодаря этому число сходов трамваев сократилось на 13%, количество простоев по вине службы путевого хозяйства снизилось на 68%. Но средняя скорость пока недотягивает до нормативных 22–24 км/ч и составляет 15,8 км/ч. На замену 8,7 км контактного провода и восстановление 78 участков кабельных линий в прошлом году направили 30,6 млн рублей. А еще заменили 313 новых опор. Это позволило сократить простой на 44% до 81 часа.

Фото: пресс-служба мэрии Казани

Регулярность движения составляет 85%, выпуск подвижного состава — 99,5%, выполнение рейсов — 89%. «Эти показатели незначительно снизились, что связано с обильными снегопадами в начале прошлого года, которые на неделю парализовали движение наземного электрического транспорта», — объяснил Абдулхаков. Зато вырос трафик в метро, что и позволило нарастить общий пассажиропоток предприятия на 3 млн человек за год.

Экономия на фонде оплаты труда кондукторов существенная: 224 млн рублей за год Экономия на фонде оплаты труда кондукторов существенная: 224 млн рублей за год Фото: «БИЗНЕС Online»

Бескондукторный проезд: 1% неплательщиков, первые штрафы

«Метроэлектротранс» первым из транспортных предприятий города преодолел психологический барьер и отказался от кондукторов. Из 337 высвобожденных кондукторов 24 перевели в контрольно-ревизионную службу, 23 переобучили на водителей трамваев и троллейбусов, 37 трудоустроили по другим специальностям. Экономия на фонде оплаты труда кондукторов существенная — 224 млн рублей за год.

Потери от зайцев есть, но они не так велики — только 1% пассажиров выбирают ехать на дармовщинку. Оплачивают проезд 86% пассажиров, 13% — после обращения ревизора. Простимулировать несознательных граждан решили, подняв штраф за безбилетный проезд до 2,5 тыс. рублей. Уже проведены первый рейды по безбилетникам и составлены первые протоколы.

Среди других достижений прошлого года:

  • Покупка и монтаж двух полуавтоматических автомоек в троллейбусных депо — в 2 раза сократилось время на мойку.
  • Замена колесных пар на трех поездах метрополитена.
  • Запуск малярного участка в электродепо, поезда перекрасили по новым эскизам.
  • Косметический ремонт станций метро «Кремлевская», «Площадь Тукая», «Северный вокзал», «Суконная слобода», «Дубравная». В подземке меняют доводчики дверей, ставят тепловые завесы на входах. В этом году займутся станциями метро «Проспект Победы», «Яшьлек» и «Северный вокзал».
  • Замена на энергосберегающие 754 ламп освещения тоннелей. На платформах и в вестибюлях появились 450 новых светильников.
  • На Аллее славы у станции «Суконная слобода» появился новый ретротрамвай «МТВ-82» 1953 года выпуска — это один из 8 сохранившихся экземпляров в мире. Восстановили его работники-энтузиасты предприятия. К слову, в прошлом году казанскому трамваю исполнилось 125 лет.
  • Косметический ремонт трамвайного депо.
  • Запуск движения 6-го троллейбусного маршрута с остановками «Зооботсад», «Квартал юстиции», «Танковое училище» — туда общественный транспорт прежде не ходил вообще. Часть нового отрезка троллейбус проходит на автономном ходу.

Из любопытного. Предприятие с 2023 года ведет «большую стирку» — за 20 лет на сводах тоннелей и узлах контактного рельса накопилась сажа и металлическая пыль. Из 30 км промыли уже треть.

«Проделан гигантский объем работы, впечатляют и цифры, и слайды, и результаты работы, — оценил результаты прошлого года Метшин. — Хозяйство большое и хлопотное. Чего стоит один метрополитен — это город под городом. Видим, насколько он дружелюбнее становится по отношению к пассажирам: светлее, чище, теплее».

По штату в МУПе должны работать 2,1 тыс. человек, а работают 1755. Нужен еще 391 человек, из них 314 — водители и ремонтные рабочие По штату в МУПе должны работать 2,1 тыс. человек, а трудятся 1 755. Нужен еще 391 человек, из них 314 — водители и ремонтные рабочие Фото: kzn.ru

Кадровый кризис и подержанный трамвай из Санкт-Петербурга

Трудности создает и кадровый дефицит. По штату в МУПе должны работать 2,1 тыс. человек, а работают 1755. Нужен еще 391 человек, из них 314 — водители и ремонтные рабочие. Специалистов ищут в соседних регионах и ближнем зарубежье, обучают на предприятии — в прошлом году подготовили 76 человек, но трудоустроились в МУПе 46.

Для иногородних предприятие обновляет общежития, для улучшения труда водителей ремонтируют туалеты на конечных остановках, капремонт прошел в центральной диспетчерской на улице Саид-Галеева, впервые за многие годы приступили к ремонту базы отдыха на «Светлой поляне», открыли музей истории МУПа.

Средняя зарплата на предприятии за прошлый год выросла на 23% до 73,9 тыс. рублей. Самый высокий рост у водителя троллейбуса — плюс 31% до 97 тыс. рублей, на 30% выросла зарплата вагоновожатого до 97 тыс. рублей, а на 17% до 100 тыс. рублей — машиниста электропоезда. В этом году зарплату намерены поднять на 10%.

В прошлом году МУП закупил 39 новых троллейбусов. Половину оплатил бюджет РТ, а половину предприятие оформило в лизинг. В 2023-м по такой же схеме приобрели 25 троллейбусов. За два года обновлена треть троллейбусного парка.

В этом году МУП «Метроэлектротранс» безвозмездно передадут подержанный трехсекционный трамвай «Белкоммунмаш» модификации 843, который с 2012 года работал в ГУП «Горэлектротранспорт» Санкт-Петербурга. Стоимость нового сегодня превышает 165 млн рублей.

«Заключили договор о передаче, проводятся торги по доставке, — сказал Абдулхаков. — После необходимого ремонта и технического обслуживания планируем выпустить его на линию».

Работающие в городе 20 трехсекционных трамваев той же модели выпущены «Белкоммунмашем» в 2012 году. Они оснащены импортной электроникой и немецкими вагонными тележками.

«Все комплектующие, узлы и агрегаты произведены в Германии, — описал ситуацию Абдулхаков. — Основной проблемой является отсутствие оригинальных запасных частей, тягового оборудования и электроники ввиду окончания производства и введения санкционных ограничений на рынке».

КирМос на взлете: рекордный ремонт дорог и самая большая в городе поликлиника

Следом на совещании оценили развитие в 2024 году Московского и Кировского районов Казани. С апреля прошлого года администрацией руководит Владимир Жаворонков — бывший замминистра здравоохранения Татарстана. На этом посту он сменил уволенного по решению суда Сергея Миронова.

Приглядимся к итогам прошлого года для двух районов:

  • Построили 9 новых домов на 1 627 квартир.
  • Открыли новую поликлинику в микрорайоне «Салават Купере» — самую большую в городе. Она может принять в смену 500 взрослых и 250 детей.
  • Отремонтировали 66 дворов. Во дворе на улице Ферганской в Юдино высадили 279 деревьев и кустарников. А во дворе дома №23 на ул. Воровского установили солнечные панели для уличного освещения, систему сбора дождевой воды с последующим использованием для автополива, тренажеры с подзарядкой от вращения педалей, а еще первые в Казани дворовые экоматы для пластиковых бутылок и одежды для переработки — туда уже сдали 6,5 тыс. ПЭТ-бутылок, 2,6 тыс. алюминиевых банок и свыше 100 кг одежды.
  • Открыли инклюзивный бульвар на улице Серова, благоустройство которого продолжится и в этом году.
  • Обновили сквер у ж/д вокзала «Казань-2».
  • Капитально отремонтировали 47 домов.
  • Реконструировали Горьковское шоссе.
  • Отремонтировали улицы Баруди, Ибрагимова, Моисеева. Расширена улица Фаттаха в «Салават Купере».
  • В городских поселках возвели 10 мусорных площадок.
  • Капитальный ремонт провели в клинической больнице №2, госпитале ветеранов войн, городской больнице №16.
  • Открыли обновленный молодежный центр «Вертолет» и загородный лагерь «Молодая гвардия».
  • Построили детский сад в «Салават Купере». Текущий ремонт провели в 8 детсадах.
  • Построили дополнительный корпус Татарской гимназии №2 им. Марджани с новым музеем просветителя

Самый масштабный ремонт дорог — только расширение Горьковского шоссе сильно преображает не только инфраструктуру Кировского и Московского районов, но и всей столицы» «Самый масштабный ремонт дорог — только расширение Горьковского шоссе сильно преображает не одну лишь инфраструктуру Кировского и Московского районов, но и всей столицы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Коротко о планах. В этом году в районе введут 7 многоквартирных домов в жилых комплексах на улицах Ягодинской, Адмиралтейской, Большой, Луговой, Урицкого, дом в «Салават Купере». А еще отремонтируют 86 дворов, откроют новый детсад на улице Ягодинской.

«Район динамично подтягивает инфраструктуру, подготовка к саммиту БРИКС, другие международные мероприятия в Казани дают ускорение этому процессу, — сказал Метшин. — Самый масштабный ремонт дорог — только расширение Горьковского шоссе сильно преображает не одну лишь инфраструктуру Кировского и Московского районов, но и всей столицы».