Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении законопроект об организации местного самоуправления (МСУ). Поправками предлагается позволить регионам самостоятельно решать, оставить ли двухуровневую систему МСУ или перейти на одноуровневую или смешанную, передает корреспондент «БИЗНЕС Online».

 Фото: «БИЗНЕС Online»

«Приняли решение, что надо предоставить право субъектам Федерации при их желании с учетом национальных и культурных особенностей сохранить двухуровневую систему», — заявил председатель комитета Павел Крашенинников.

По его словам, редакцию законопроекта ко второму чтению обсуждали не только в Госдуме, но и в администрации президента РФ, где присутствовал, по данным «БИЗНЕС Online», раис РТ Рустам Минниханов. После этого совещания стали думать, как новые предложения встроить в законопроект, чтобы «сама структура и система получившегося свода законов не развалились».

В итоге к законопроекту за все время поступили 952 поправки. На сегодняшнем заседании члены комитета проголосовали за таблицу из 64 поправок, которые предлагается одобрить. «Они направлены на возможность функционирования системы публичной власти на двухуровневых принципах. Нам было важно прописать особенности организации деятельности муниципалитетов. В противном случае у нас могла получиться дуалитическая система. Нам удалось эти нормы записать в законе. Но при этом мы на такое пошли, сделали так, что, если возникают вопросы, которые в данном законе не указываются, они могут решаться законами субъектов Федерации», — пояснил Крашенинников.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

В итоге ко второму чтению законопроекта поправками предлагаются три вида муниципальных полномочий. Первый — неотъемлемые, которые базируются на перечисленных в Конституции РФ. Например, принятие устава, составление бюджета и т. д. Второй — полномочия, которые априори осуществляет муниципалитет, но они законом субъекта могут передаваться региону. Например, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и т. д. Третий — полномочия, которые априори осуществляет регион, но они законом субъекта могут быть распределены муниципалитетам. Например, организация транспортного обслуживания населения, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и т. д.

Депутат Госдумы от РТ Айрат Фаррахов заявил, что принятие законопроекта «необходимо и целесообразно». «Мне звонил раис Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Я ему подробно все доложил, он просил передать слова огромной благодарности лично вам, Павел Владимирович, за то, что вы многократно с ним связывались, обсуждали этот вопрос, всем членам комитета и особо аппарату комитета за профессиональную работу. На наш взгляд, ценность данного закона не только в том, что он решает системные, масштабные проблемы, но и в том, что здесь отражена позиция региональных парламентов, органов управления», — сказал депутат.

«Я удовлетворен, что на комитете обсудили второе чтение. Еще в пятницу были поправки, которые я не понимал. Некоторые поправки сегодня утром отозвали. Коммунисты были против одноуровневой системы и против двухуровневой. Где логика?» — прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Крашенинников итоги заседания комитета.

Напомним, законопроект о реформе местного самоуправления, предусматривавший в числе прочего ликвидацию сельсоветов, был внесен в 2021 году Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Первое чтение документ прошел в январе 2022 года, к дальнейшему рассмотрению вернулись только осенью 2024-го. Однако Татарстан высказался против перехода на одноуровневую систему МСУ, критические замечания высказывали Минниханов и спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. В итоге в декабре 2024 года Госдума решила отложить рассмотрение скандального законопроекта, а уже в январе 2025-го председатель ГД Вячеслав Володин заявил, что будет внесена межфракционная поправка, предусматривающая право регионам самим выбирать систему МСУ.