Из трех концертов, экспонировавших контрастные жанры, формы, стили и имена татарской музыки, кульминационным стал именно финальный Из трех концертов, экспонировавших контрастные жанры, формы, стили и имена татарской музыки, кульминационным стал именно финальный

Парадный дивертисмент

В этом году фестиваль «Мирас», основанный художественным руководителем ГАСО РТ Александром Сладковским, отметил свое 10-летие. Из трех концертов, экспонировавших контрастные жанры, формы, стили и имена татарской музыки, кульминационным стал именно финальный. Закрытие форума прошло на прошлой неделе в виде парадного дивертисмента из музыки действующих композиторов РТ, также организаторы почтили память татарских классиков Рената Еникеева и Алмаза Монасыпова, последнему в этом году исполнилось бы 100 лет (его поэма «В ритмах Тукая» стала апофеозом вечера).

В числе здравствующих героев вечера оказались татарский Прокофьев Ильгам Байтиряк, победитель престижного композиторского конкурса «Партитура» Миляуша Хайруллина, заведующий музыкальной частью Госансамбля песни и танца РТ Радик Салимов, автор оперы «Кул Шариф» Эльмира Галимова и местный любимец Эльмир Низамов. Так, один вечер в ГБКЗ им. Сайдашева позволил оценить уровень композиторской школы РТ и понять, чем дышат ее представители.

Так звучит БРИКС: казанский саммит с Путиным и Си «отлили» в нотах

Сегодня композиторская школа РТ как никогда мозаична, как и программа закрытия «Мираса», впечатлившая охватом жанров и тем. Здесь и ориентальные отсылки к русской истории (симфонический диптих Байтиряка «Война и мир»), и обращение к национальным сюжетам (сюита Хайруллиной из спектакля «Материнское поле», поставленного в театре кукол «Экият» по повести Чингиза Айтматова), и яркие программные зарисовки (увертюра Салимова «Чапкын», посвященная татарской скаковой), и любование чистыми жанрами («Песня без слов» Низамова для виолончели с оркестром). Зрителя призывают то посетить «Идель-Йорт», то плясать кобанский танец. В этой пестрой панораме порой сложно сориентироваться, но меломанам помог опытный Ринат Халитов, вставший за дирижерский пульт ГАСО РТ.

Динамичный тон вечера задала «Чапкын» — увертюра об аллюре (движении) лошади Динамичный тон вечера задала «Чапкын» — увертюра об аллюре (движении) лошади

В глубинах национальной культуры

Динамичный тон вечера задала «Чапкын» — увертюра об аллюре (движении) лошади. В ней Салимов искусно упражняется в звукоизобразительности. Начальные фанфары меди знаменуют выход породистого скакуна, кружева скрипок — его грациозный шаг, упругие тутти — бег рысью, а ритмы скачки в кульминациях напоминают о галопе. По энергетике ему не уступает диптих «Война и мир», где Байтиряк симфонизировал две татарские народные песни — «На рассвете» и «Вперед, товарищи!». Первая с пленэрными соло «дерева» и раздольной кантиленой струнных олицетворяет идиллическую природу, символизируя мир. Вторая с характерной прокофьевской ритмикой, призывами трубы и ударами колокола воскрешает баталии Гражданской войны и призывает биться за Родину во все времена (диптих посвящен 80-летию победы в Великой Отечественной войне и героям СВО).

После зрители отправились на музыкальную экскурсию по Поволжью от композитора Эльмиры Галимовой. Ее провел баянист Айдар Салахов Затем зрители отправились на музыкальную экскурсию по Поволжью от композитора Эльмиры Галимовой. Ее провел баянист Айдар Салахов

В истории советских женщин, семей и народов погружает «Материнское поле» Хайруллиной. В инструментальную сюиту из спектакля Ильгиза Зайниева вошли музыкальные эпизоды «Мать», «Время любви», «Детство», «Испытания», «Скорбь», «Поле» и «Надежда». В них предстает музыкальный синопсис катарсической трагедии, где вдова, потерявшая мужа и сыновей, исповедуется матери-земле. А дышащую, колористичную оркестровую ткань обогатили соло курая, кыл-кубыза и думбыры — их исполнили Ильяс Фахруллин, Ильяс Камал и Айдар Абдрахимов.

Затем зрители отправились на музыкальную экскурсию по Поволжью. Ее провел баянист Айдар Салахов, для которого Галимова создала виртуозное «Концертино». Картинная партитура пронизана татарским мелосом: в графичных мелизмах и длиннотах оживают плеск реки и цветные пейзажи, а пластичную мелодику композитор усложняет заостренным ритмом.

К исповедальности меломанов возвратила «Песня без слов» для виолончели с оркестром К исповедальности меломанов возвратила «Песня без слов» для виолончели с оркестром

Посвящение Тукаю и защитникам Отечества

К исповедальности меломанов возвратила «Песня без слов» для виолончели с оркестром. «Тембр этого инструмента (виолончели прим. ред.) по праву считается наиболее близким человеческому голосу, — говорит автор опуса Низамов. — И потому у меня родилось лирическое произведение». Камерная пьеса — дань музыкальному романтизму. Певучая тема проходит путь от меланхолии к щемящей патетике, а затем истаивает в разнорегистровых финальных звуках оркестра. Ее экспрессию чуть приглушил Александр Дульнев, отметившийся интеллигентным звуком. Кобанский танец, напротив, искрил сочной звукописью и пряными гармониями. Так в представлении композитора звучала музыка этой древней культуры, о которой композитор узнал, посетив Кавказ.

«Тембр этого инструмента по праву считается наиболее близким человеческому голосу, — говорит автор опуса Низамов, — и потому у меня родилось лирическое произведение» «Тембр виолончели по праву считается наиболее близким человеческому голосу, — говорит автор опуса Низамов. — И потому у меня родилось лирическое произведение»

Вторую половину вечера отдали искусству национальных классиков, а ГАСО РТ на сцене сменил Концертный камерный оркестр Казанской консерватории под управлением ректора вуза и научного руководителя «Мираса» Вадима Дулата-Алеева. Они исполнили поэму Монасыпова «В ритмах Тукая». Масштабное вокально-симфоническое полотно создано на стихи знаменитого поэта — на фестивале их презентовали певцы Динар Шарафетдинов и Айгиз Хайдаршин. В 7 частях композитор экспериментирует с традициями аутентичных мунаджатов и баитов, европейской музыкальной классики, эстрады. Все это звучит самобытно и актуально, хотя в этом году поэме исполняется 50 лет.

А завершился фестиваль «музыкальным мемориалом». В исполнении новоиспеченного главы союза композиторов РТ Камала (виолончель) и камерного оркестра прозвучала «Ариетта» Еникеева. Инструментальную арию, объединившую стиль высокого барокко и экспрессию романтизма, посвятили памяти защитников Отечества.