Крынки — тихая и неприметная деревенька на левом берегу Днепра, географически расположенная в самом центре Херсонской области. Абсолютно ничем не выделяющийся населенный пункт, но именно ему было уготовано стать огромной братской могилой для украинской пехоты. Почти полгода киевские части раз за разом отправляли боевые группы на левый берег, зная, что обратно вернется, дай бог, каждый третий. О том, что это было, кто задумал такую операцию и какие цели она преследовала, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Британская команда убедила Залужного, и он сказал: все, мы создаем корпус морской пехоты», — приводит слова BBC Кларенберг
«Здравое» решение
В начале месяца вышла крайне занятная статья американского журналиста Кита Кларенберга, в которой он обрисовал события, происходившие в 2023–2024 годах в районе населенного пункта Крынки Херсонской области. Напомним, операция в Крынках за всю военную кампанию, пожалуй, может считаться самой бездарной, бесчестной и откровенно бессмысленной относительно всех военных инициатив Киева. Крынки стали символом даже не бессмысленных военных действий, а некоей формы самоубийства.
Автор статьи опирается на ранее опубликованное расследование в «малоизвестной газете „Украинская правда“», а также на материал BBC. Текст вышел достаточно любопытным, вскрывая некую логику действий противника, пытавшегося атаковать в Крынках.
«То, что это была по всем намерениям и целям британская операция, от безумного начала до жалкого завершения, было, пожалуй, самым шокирующим открытием, — делится Кларенберг. — Поскольку прокси-война балансирует на грани краха, давно пора критически рассмотреть тайную роль Лондона в разжигании беспощадной эскалации и бессмысленной гибели огромного количества украинцев… Провал операции „Крынки“ был настолько вопиющим, что его легко можно отнести к высшему уровню крупнейших и худших современных военных катастроф».
Зачином этого замечательного начинания Кларенберг, ссылаясь на всю ту же «Украинскую правду», называет февраль 2023 года, когда было объявлено, что Лондон, «возможно, самый активный и решительный союзник Украины», начнет программу обучения украинских морских пехотинцев и летчиков. Чему может обучить держава, которая последний раз серьезно воевала 80 лет назад, вопрос открытый.
Стоит отметить, что «морская держава» тут же вышла с «занятной инициативой», предложив Киеву «начать использовать морских пехотинцев для морских операций», что, впрочем, «долгое время не находило отклика» у Владимира Зеленского или тогда еще главкому ВСУ Валерия Залужного. Однако официальный Лондон отказываться от данного решения не хотел и отправил «официальную делегацию» в Киев, чтобы убедить и Зеленского, и Залужного в том, что решение дельное.
«Британская команда убедила Залужного, и он сказал: все, мы создаем корпус морской пехоты», — приводит слова BBC Кларенберг. После этого Великобритания незамедлительно приступила к подготовке мероприятия.
Плацдарм в Крынках имел бы определенный смысл, если бы десант начался шаг в шаг с действиями основной группы войск в конце мая – начале лета 2023 года. Тогда Киев мог бы теоретически рассчитывать на то, что этот маневр отвлечет часть российских войск
«Хорошее» начало
В качестве подготовки к этому интересному мероприятию были введены пятинедельные программы обучения, где украинских «войскослужбивцев» обучали на британской территории, «как преодолевать водные преграды: переправляться через реку, высаживаться на берег и проводить операции на суше». Сказать, что британцы имели в виду с военной точки зрения, достаточно тяжело. Они, напомним, сами в большой десантной операции против превосходящего противника не участвовали уже очень много лет.
Напомним, Крынки — это деревня на самом берегу Днепра, которую во время разлива Каховской плотины сильно подтопило, но тем не менее не смыло полностью. Местность вокруг этой деревеньки болотистая, ширина реки — добрые полкилометра. Как голой пехотой можно взять плацдарм в таких условиях? Чем там вообще можно заниматься, кроме того что быть живой мишенью для FPV-дронов и артиллерийских снарядов? Как туда переправить должное количество бронетехники, средств обеспечения и боеприпасов?
И самое важное, плацдарм в Крынках имел бы определенный смысл, если бы десант начался шаг в шаг с действиями основной группы войск в конце мая – начале лета 2023 года. Тогда Киев мог бы теоретически рассчитывать на то, что этот маневр отвлечет часть российских войск. Но зачем это было устраивать в сентябре, когда результат контрнаступа уже был известен?
Выжившие в операции рассказали «Украинской правде», что «они поняли, что их готовят к чему-то большому и отличающемуся от их предыдущих задач во время пребывания в Великобритании». А вот тут не поспоришь, спектакль, который нам предстояло посмотреть, был действительно необычный.
Где-то в августе почти 1 тыс. морских пехотинцев были посчитаны как прошедшие обучение «операциям по высадке на малых лодках и десантным операциям» в учебных условиях, идентичных тем, в каких они высадятся в Крынках. Повторим еще раз: к августу 2023 года уже было предельно понятно, что «всегалактический контрнаступ» провален, остатки 9-го и 10-го армейских корпусов раздираются на отдельные составляющие с откровенно непонятной целью. Им нужно было бы продолжать наступление, несмотря ни на что? Наверное, но каких-то целей эти силы уже достигнуть не могли. Впрочем, Зеленский даже осенью будет говорить, что наступление продолжается успешно и остановим мы его тогда, когда нам будет выгодно.
«Нам нужно максимально освободить нашу территорию и двигаться вперед. Даже если это меньше [полмили или] 100 [ярдов], мы должны это сделать. Мы не можем терять времени. Забудьте о погоде и тому подобном. В местах, куда на бронетехнике не проехать, летим. Если мы не умеем летать, давайте отправим дроны. Мы не должны давать Путину передышку», — заявлял он в сентябре 2023 года.
И вот в сентябре Киев как будто бы с запозданием стал забрасывать десант на южный берег реки, контролировавшийся российскими войсками. Чисто географически этот участок был самой ближней точка высадки к Крыму. Если бы у противника было вдоволь личного состава, бронетехники, толковых командиров, а главное, не было реки — можно было бы сказать, что это была важнейшая часть военной кампании того года. Однако вместо этого Зеленский и генерал Юрий Содоль сделали нечто, что больше напоминает психологическую атаку.
«Они высадили десант, когда с „линией Суровикина“ все было понятно, там уже все штурмовики полегли. Как мне рассказывал источник, который воевал в Запорожье, там трупный запах стоял невыносимый, на 7 километров воняло. Бойцам забивало носы, невозможно было дышать. Там столько людей порвало в клочья! Они лежали на земле, по ним ездили танки, все это смешивалось с грязью, там просто чернозем с мясом. После всего этого они высаживают десант. Это чисто пропагандистская история. Безумная, бессмысленная и безжалостная», — рассказывает военный журналист Влад Шлепченко.
Киевским морпехам сначала пришлось пересечь Днепр на лодках либо высаживаться на каком-нибудь из островов и уже оттуда добираться вплавь. Пополнение запасов также должно было осуществляться на лодках. План был примерно следующий (тут Кларенберг цитирует BBC): ожидалось, что как только киевские войска высадятся, то противник «сбежит и тогда мы сможем спокойно перевезти все необходимое».
Получилось все несколько иначе. «Вся переправа через реку находится под постоянным обстрелом. Я видел, как лодки с моими товарищами на борту просто исчезали в воде после попадания, навсегда потерянные для Днепра… Когда мы прибыли на [восточный] берег… Они точно знали, где нас найти. Они бросали в нас все — артиллерию, минометы и огнеметные системы. Я думал, что никогда не выберусь», — делится Кларенберг с читателями неожиданной активностью российских солдат и офицеров.
Стоит отметить, никакого «геройства», превозмогания и прочих благородных качеств российские части не проявили. Они просто выполнили свою военную работу. Разведчики разведывали, артиллеристы стреляли из артиллерии, операторы дронов наводили своих крылатых хищников на прущую с запада нацистскую нечисть. Это была слаженная работа достаточно ограниченной группы людей.
«Прекрасное» продолжение
Далее оказалось, что сложившаяся ситуация, в рамках которой украинские солдаты один за другим гибли на днепровском берегу, может быть усугублена. Где-то к зиме тысячи подготовленных Британией морпехов кончились, в Крынки стали направлять «множество молодых парней» с нулевым боевым опытом. «Это полный кошмар… Некоторые из наших морских пехотинцев даже плавать не умеют», — с горечью передал попавший в боевую готовность морской пехотинец BBC. Т. к. разогнать российские части не удалось, а британские ученики легли в землю, решать уже поставленную задачу было принято испробованным методом — заваливать мясом.
«Мясо», впрочем, не сильно сопротивлялось, но устроить хоть что-то деятельное было не в состоянии. Стоит отметить, что винить украинского комбатанта тут смысла нет, в аналогичной ситуации никто бы не смог как-то результативно действовать.
Разумеется, доставалось по шапке не только штурмовикам, под удары попадали все, в том числе лодки снабжения. В итоге, констатирует автор статьи, снабжение морпехов даже самыми необходимыми вещами, включая боеприпасы, бинты, еду, лекарства и воду, было практически невозможным. Как-то поставки устраивались средствами гексакоптеров, тех, что на фронте зовут «Бабой-ягой», но много ими доставлять не получалось.
Притом, что занятно, по сообщениям морпехов, не было сразу всего. Снабжения, обеспечения, поддержки, а также обещанного артиллерийского прикрытия. «HIMARS будут стрелять, как пулеметы обещали нам… Но в итоге нас обманули», — приводится комментарий безымянного солдата.
Выживший в операции в Крынках сказал, что эта «конечная цель» была «почти невыполнима». Чтобы достичь ее, украинским морским пехотинцам «нужно было преодолеть огромное расстояние — 80 километров — по территории, которая находилась под [плотным российским контролем] в течение 18 месяцев. Более того, было „невозможно закрепиться“ во многих районах, где высаживались морские пехотинцы, которые были „не чем иным, как болотом“. Не имея возможности вырыть убежища или траншеи на местности, они были вынуждены прятаться от российской бомбардировки в воронках, оставленных предыдущими атаками», — пишет Кларенберг.
Кончилось все предельно предсказуемо. Зимой 2023–2024 годов говорить о каком-либо снабжении уже было нельзя вовсе, все что можно было разбомбить — было разбомблено. Держаться было просто негде, буквально нельзя было разжечь костер — открытое пламя просто выдаст позицию. Крынки стали дорогой в один конец, раненый в Крынках в лучшем случае попадал в плен к российским военным, что могло хотя бы в теории гарантировать ему жизнь. В худшем его ждала тихая смерть от холода. Эвакуироваться было практически невозможно.
«Где-то с конца зимы – начала весны стало очень грустно. Фактически лодки уже не доходили до левого берега. На переходе из Днепра в Конку уже были пристреляны входы. Лодки подбивали на подходах, или лодка успевала заходить, забирала людей, и на выходе ее уничтожали. В какой-то момент ни одна лодка не смогла пройти. И все поняли, что мы больше не можем унести оттуда наших людей. Своим последним людям мы сбрасывали жилеты дронами, и они возвращались вплавь», — рассказывает офицер-морпех. Заплыв по ледяной реке, разумеется, тоже пережили не все.
«Счастливый» конец
А кончилась история и вовсе до неприличия предсказуемо: о Крынках просто забыли. Была такая операция, а теперь не стало.
Кларенберг, все так же ссылаясь на «Украинскую правду», сообщает, что погибших было примерно 700. Назвать реальную цифру сегодня не представляется возможным просто потому, что официальные данные не включают попавших в плен, пропавших без вести и в целом склонны к тому, чтобы минимизировать потери, дабы медиаэффект был не столь болезненным. Однако приблизительные оценки, взятые на основании примерного подсчета от российских военных, говорят о том, что погибших могло быть от 1–1,5 тыс. и до 3–4 тысяч. Фактически целая бригада была уничтожена в рамках работы британской военной мысли.
В целом же можно сказать, что смертоубийство украинской пехоты в Крынках никак не повлияло на киевскую армию. Организаторы этой бойни, ее фактические руководители, не понесли за нее никакой ответственности.
Залужный, тогдашний главком ВСУ, ныне находится в должности посла в Великобритании. Причина увольнения банальная — конфликт с Зеленским.
Генерал Содоль с Зеленским не конфликтовал, но 1 ноября прошедшего года был уволен со службы. Официальная причина — он провалил военно-медицинское обследование. Впрочем, еще летом 2024 о Содоле очень недурно написала депутат Рады Марьяна Безуглая: «По моей информации, в час пропущенного прорыва на Торецк (Дзержинск) начальник восточного фронта генерал Содоль пьянствовал в ресторане „Облака“ в Одессе. Делаю официальный запрос по поводу его командировки».
Видимо, его увольнение со службы, скорее всего, связано с итогами кампании 2024 года в целом, когда оказалось, что ему не просто наплевать на вверенный личный состав, но и на планы командования. В этом смысле Содоль буквально воспроизвел анекдот, заканчивающийся афоризмом «выгнали за распутство из борделя».
Британцы же, организовавшие это мероприятие, скорее всего, и вовсе не обратили никакого внимания на то, что произошло, пользуясь максимой «ну умерли и умерли». Впрочем, других союзников у Киева нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.