В эту среду, 12 февраля, состоялся гала-концерт III Детского фестиваля «Гәүһәр», объединивший на одной сцене около 500 детей В эту среду, 12 февраля, состоялся гала-концерт III детского фестиваля «Гәүһәр», объединивший на одной сцене около 500 детей

Что такое «Гәүһәр»?

Мэрия Казани с 2022 года проводит проект «Гәүһәр», направленный на развитие татарской культуры. С октября по январь школьники и воспитанники детских садов учатся хореографии, искусству слова, вокалу и игре на национальных музыкальных инструментах. Их преподаватели — известные артисты, хореографы, дикторы и музыканты. Все занятия проводятся на татарском, что вызывает искренний интерес к изучению родного языка через творчество.

Итогом ежегодной программы становится масштабное выступление, где ученики представляют лучшие номера. В эту среду, 12 февраля, состоялся гала-концерт III детского фестиваля «Гәүһәр», объединивший на одной сцене около 500 детей. А всего в проекте исполкома Казани поучаствовали более тысячи школьников и 250 воспитанников детских садов столицы РТ. Если в первом сезоне ученики выступали только с хореографией и сценической речью, то сейчас у юных талантов есть еще больший выбор.

О подробностях проекта и планах на будущее «БИЗНЕС Online» поговорил с куратором национальной тематики в руководстве Казани, замглавы исполкома столицы РТ Гузель Сагитовой.

«Фестиваль — итог большой работы, которая начинается в октябре с прибытия десанта педагогов в детские сады и школы»

«Мы смотрели на их выступления не через критику, а глазами, наполненными любовью и поддержкой»

— Гузель Рамзилевна, состоялся гала-концерт фестиваля «Гәүһәр», многие зрители говорят, что это было очень эффектно. Можете рассказать, как прошло мероприятие?

— Наши гости действительно были очень довольны. Ркаил Зайдулла (депутат Госсовета Татарстана и председатель союза писателей РТприм. ред.) даже сказал: «Я человек, который пессимистично настроен насчет будущего нашего народа, а здесь будто душа очистилась. Когда видишь столько детей, говорящих на татарском языке, действительно просыпается надежда». Ильсур Раисович [Метшин] тоже сказал: «Мы можем строить большие дома, мосты, организовывать всемирные форумы, но все сведется к нулю, если мы не будем работать с детьми».

Фестиваль — итог большой работы, которая начинается в октябре с прибытия десанта педагогов в детские сады и школы. Самое важное, что педагогами являются не школьные учителя, а профессиональные артисты, хореографы, музыканты и вокалисты. Они обучают детей искусству владения словом, татарскому танцу, народным песням и игре на народных инструментах. Главное условие — проведение уроков на татарском языке. Трудно мотивировать ребенка, когда речь идет об оценках, домашних заданиях, а тут популяризация идет через творчество. Тем более интересно, когда у тебя преподает известный артист театра.

Вчера многие дети впервые вышли на большую сцену. Они все переживали, особенно волновались их наставники, родители и руководители учебных заведений. Мы смотрели на их выступления не через критику, а глазами, наполненными любовью и поддержкой.

«Дети же на самом деле наши драгоценности. Наша задача заключается в том, чтобы через национальную культуру эти драгоценные камни засияли еще ярче»

— Сколько школ и детских садов участвуют в этом проекте?

— Начинали в 2022 году с 40 школ, без детских садов. А сегодня задействованы в проекте 46 школ и 20 детских садов. В первый год в финал вышли 160 детей, а вчера на сцене стояли уже 500 ребят, пройдя отбор среди 1,3 тысячи сверстников. Мы до этого проводили гала-концерт в КЦ «Чулпан», но в прошлом году поняли, что уже не помещаемся там. Нужно было расширять масштабы, поэтому перешли в КЦ «Сайдаш». Я вчера очень волновалась, что дети потеряются на большой сцене, но все прошло хорошо.

«Для мэрии работа с детьми — важная часть деятельности» «Для мэрии работа с детьми — важная часть деятельности»

— А что означает «Гәүһәр»?

— «Гәүһәр» в переводе с татарского — «драгоценность». Дети же на самом деле наши драгоценности. Наша задача заключается в том, чтобы через национальную культуру эти драгоценные камни засияли еще ярче.

Для мэрии работа с детьми — важная часть деятельности. Мы делаем «Большую перемену» для всех школ, проводим очень много конкурсов, проектов. И по линии управления образования, и управления культуры, и комитета по делам детей и молодежи, и по спорту. А вот масштабного детского городского национального мероприятия не было.

«Убрать уроки легко, но как сохранить татарский язык, если сферы его применения сжимается? И главное, — как не обрубить детям связи с родным языком и национальной культурой?» «Убрать уроки легко, но как сохранить татарский язык, если сферы его применения сжимаются? И главное — как не обрубить детям связи с родным языком и национальной культурой?»

«Как не обрубить детям связи с родным языком и национальной культурой?»

— Как вообще появился проект «Гәүһәр» и в чем его особенность?

— Когда 2021-й объявили Годом родных языков в Татарстане, мы первым делом провели мониторинг татарских школ и детских садов (это делали специалисты Академии наук РТ и Казанского федерального университета), и картина была не совсем положительная. Тогда поняли, что работа со школами и мотивация учителей первостепенна, потому что после 2017 года сократилось количество уроков татарского языка в школах. Убрать уроки легко, но как сохранить татарский язык, если сферы его применения сжимаются? И главное — как не обрубить детям связи с родным языком и национальной культурой?

«На первый фестиваль пришел Марат Готович [Ахметов], очень был воодушевлен увиденным и сказал, что надо увеличить направления, создать больше возможностей» «На первый фестиваль пришел Марат Готович [Ахметов], очень был воодушевлен увиденным и сказал, что надо увеличить направления, создать больше возможностей»

Как раз тогда начали организовывать семинары по эффективному преподаванию родного языка, где учителя и эксперты делились лучшими практиками. Кстати, семинары мы проводим до сих пор. В 2024-м, например, среди спикеров были полиглот Дмитрий Петров из Москвы, Алексей Арзамазов (доктор филологических наук, профессор, полиглотприм. ред.), яркие представители регионов — Якутии, Чувашии, Удмуртии. А в 2022 году при поддержке комиссии по сохранению языков мы организовали проект «Сөйлә!» и «Хәрәкәттә — бәрәкәт» в школах. Это были уроки по мастерству слова и хореографии.

«Если в первый год не все были настроены положительно, воспринимали участие в проекте как обязаловка, то сейчас у нас идет борьба за педагогов» «Если в первый год не все были настроены положительно, воспринимали участие в проекте как обязаловку, то сейчас у нас идет борьба за педагогов»

Тогда у нас возник вопрос: а результат какой? Как его оценить? Не работают ли педагоги спустя рукава? Мы сделали итоги этих уроков, и Алия Файзрахманова (руководитель детской татарской театральной студии «Апуш»прим. ред.), тогда еще руководитель театрального кружка в школе №180, собрала концерт. Я смотрела и думала: это же готовый фестиваль, почему бы на следующий год не провести его? Так и родился «Гәүһәр», хотя все начиналось с обычных уроков.

На первый фестиваль пришел Марат Готович [Ахметов], очень был воодушевлен увиденным и сказал, что надо увеличить направления, создать больше возможностей. Так, мы ввели вокальное направление (вокальные ансамбли) и уроки игры на музыкальных инструментах. Это довольно сложно, например, курай (духовой музыкальный инструмент, похожий на флейту,прим. ред.) освоить за 20 уроков. Но при большом желании все возможно.

Не останавливает даже отсутствие инструментов. Например, в гимназии №155 родители поддержали и приобрели кураи. Теперь в школе есть свой ансамбль. И отношение директоров за эти годы тоже поменялось. Если в первый год не все были настроены положительно, воспринимали участие в проекте как обязаловку, то сейчас у нас идет борьба за педагогов. Есть даже некоторые директора, которые приходят на все финальные репетиции, плетут косы детям, помогают готовить костюмы.

«Сейчас, сохраняя курирование всего процесса, можно объявлять конкурс или среди педагогов, или среди школ. Но это потребует дополнительных средств» «Сейчас, сохраняя курирование всего процесса, можно объявлять конкурс или среди педагогов, или среди школ. Но это потребует дополнительных средств»

— Планируете ли еще как-то усовершенствовать программу «Гәүһәр»?

— Для того чтобы у школ была дополнительная мотивация, в проект предполагаем ввести конкурсную часть. Если бы изначально мы объявили конкурс творчества, по организационной части было бы легче. Школы готовят лучших, и мы отбираем среди них самых лучших. Тогда бы нам не пришлось собирать, выбирать, распределять педагогов, строить мосты между учреждением образования и педагогом, контролировать процесс обучения. За все бы отвечала школа, и они боролись бы за денежный приз. Но тут возникает опасность, что мы можем потерять главный смысл проекта — изучение языка через творчество. Сейчас, сохраняя курирование всего процесса, можно объявлять конкурс или среди педагогов, или среди школ. Но это потребует дополнительных средств.

«Во главе всей работы стоит мэр Казани Ильсур Раисович. Он с большим вниманием относится ко всем этим начинаниям» «Во главе всей работы стоит мэр Казани Ильсур Раисович. Он с большим вниманием относится ко всем этим начинаниям»

Татарские танцы на берегу озера Кабан и юбилей «стихов на балконе»

— Какие еще проекты Казани в направлении развития национальной культуры можете назвать флагманскими?

— У мэрии сейчас немало проектов. Это и детская театральная студия «Апуш», и проект «Хәрәкәттә — бәрәкәт», и фестиваль детских юношеских театров «Сайяр», и конкурс «Татар кызы. Татар егете» (у него еще есть дублер — «Добрый молодец. Красна девица»). Могу также выделить проект «Үз телем» — это грантовый конкурс для школьников и для казанской молодежи в целом. Мы предоставляем небольшие суммы, чтобы они могли реализовать свои проекты по популяризации татарского языка.

И во главе всей работы стоит мэр Казани Ильсур Раисович. Я ни разу ему не говорила напрямую слова благодарности за поддержку инициатив, а на фестивале появилась возможность со сцены поблагодарить за искреннюю заинтересованность, всестороннюю поддержку. Он с большим вниманием относится ко всем этим начинаниям.

«Про спектакль «О чем поют деревья» до сих пор очень многие обращаются: «Когда будет повтор? Почему не возродите?» «По поводу спектакля «О чем поют деревья» до сих пор очень многие обращаются: «Когда будет повтор? Почему не возродите?»

— В 2021 году в парке имени Горького показывали уникальный спектакль «О чем поют деревья» по сказкам народов Поволжья, многие до сих пор помнят эту постановку. Не было мысли продолжить проект?

— Для меня это так удивительно: мы делаем столько проектов, но о них как будто быстро забывают, а по поводу спектакля «О чем поют деревья» до сих пор очень многие обращаются: «Когда будет повтор? Почему не возродите?» Действительно, спектакль был по-настоящему межнациональным проектом: бурятский режиссер Сойжин Жамбалова, хореограф Мария Сиукаева — осетинка, художник русской национальности, а материалом послужили разнообразные сказки народов Поволжья.

Также вспоминают о поезде родных языков, который в 2022-м стал лучшим национальным проектом во всероссийском конкурсе лучших практик в сфере национальных отношений в номинации «Лучшие практики органов государственной власти в сфере национальных отношений». И кстати, в этом году мы вновь стали победителем уже с просветительским проектом «Древо жизни».

— Какие еще планы на этот год?

— Кстати говоря, многие проекты мэрии мы начали с 2021-го, и в 2025-м у многих из них маленький юбилейный год. Например, итоговое мероприятие «Хәрәкәттә — бәрәкәт» мы хотим сделать в формате конкурса-батла по татарскому народному танцу и подключить всю Казань. А еженедельные мастер-классы станут проходить в полюбившимся формате — каждый четверг на берегу озера Кабан можно будет изучать виды татарского танца. Юбилейный год и у фестиваля современной этнической культуры «Итиль», который мы проводим совместно с дирекцией парков и скверов. И также в этом году пятый раз проведем театральный перформанс «Голоса Казани — Казан тавышлары» (в народе называют «стихи на балконе»), где артисты читают стихотворения с балкона мэрии. И у нас большое желание сделать юбилейное представление особенным.

У театральной студии «Апуш» тоже свои планы — у них много премьер в этом году, снова стали победителями регионального этапа фестиваля «Театральное Приволжье». «Апушевцы» прошли региональный отбор, 27 марта ждем результатов на этапе ПФО. Все филиалы готовят премьеры, в том числе будет постановка к 80-летию Победы пьесы – победителя конкурса драматургии «Алмачуар». Лабораторию «Күзлек», посвященную творчеству Туфана Миннуллина, в этом году хотим сделать на республиканском уровне.