«Если вам сказали: «Не трогайте меня, я хочу побыть один», — не нужно воспринимать эти слова буквально и возобновлять общение только после поминок на сороковой день», — рассказывает основатель и гендиректор казанского предприятия «Ритуал PRO» Станислав Зарубин о поведении близких после похорон. В своем очередном блоге для «БИЗНЕС Online» он дает рекомендации, как отличить приступы горя от переживаний и депрессии, почему не нужно преуменьшать боль, и вспоминает трагедию «Булгарии» с похоронами 120 тел, которая изменила отношение эксперта к смерти.
Станислав Зарубин: «Когда ты каждый день сталкиваешься со смертью, волей-неволей начинает складываться некое понимание того, как люди переживают горе и как с этим работать»
Горе — это не психическое расстройство, не заболевание и не признак слабости. Это эмоциональная, физическая и духовная необходимость, цена, которую вы платите за любовь. Единственный способ исцелиться от горя — горевать.
Эрл А. Гроллман, автор книги «Жить, когда умер любимый человек»
«Мужчины не плачут. Я думал, что справлюсь сам»
Когда вы впервые столкнулись со смертью? У каждого из нас свои истории, но они, так или иначе, влияют на всю нашу жизнь, на отношение к потере близкого и на то, как мы в дальнейшем будем переживать утраты. В 4 года умер мой дедушка. В предыдущем блоге я уже рассказывал о первых в моей жизни похоронах. До сих пор мороз по коже. Боязнь умерших преследовала меня еще долго. В 18 лет я впервые помогал организовывать похороны моего близкого друга, а уже через год сам работал на Арском кладбище. Первые дни были настоящим стрессом — я копал могилы, ставил памятники, гробы в могилы спускал…
Когда ты каждый день сталкиваешься со смертью, волей-неволей начинает складываться некое понимание того, как люди переживают горе и как с этим работать. Но в 20 лет произошло то, что полностью перевернуло мое отношение к смерти и проверило меня на прочность.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам, оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.
Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность — «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность — «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.
Этапы карьеры:
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
В 2011 году произошло крушение теплохода «Булгария». С момента поиска первых погибших до последних похорон в общей сложности я пробыл на месте трагедии две недели: работал на приемке тел, на опознании, вскрытии, организовывал похороны. Сутками не спал, а потом вырубался прямо в машине. На месте работали психологи, но я отказывался от разговоров. Я просто выполнял свою работу и не задумывался о последствиях…
«В 2011 году произошло крушение теплохода «Булгария». С момента поиска первых погибших до последних похорон в общей сложности я пробыл на месте трагедии две недели»
Друзья, видя мое состояние, потащили меня в клуб, чтобы как-то отвлечь, развеселить. Мы были еще студентами. После нескольких коктейлей я не сдержался, у меня случился нервный срыв со слезами и истерикой. Не знаю, чтобы со мной было, если бы никого рядом тогда не оказалось. Возможно, история даже закончилась трагически…
Сейчас я понимаю, что у меня была глубокая депрессия, мне нужна была профессиональная помощь, а не вечеринки. Друзей я не обвиняю, ведь они хотели как лучше, просто не знали как. Мне стыдно было показаться слабым. Я думал, что справлюсь сам.
«Понятно, что подготовиться к смерти близкого нельзя, чаще всего это случается неожиданно. Но, если позитивно мыслить и думать, что жизнь после смерти есть, пережить горе будет намного легче»
Как относиться к смерти?
Эта трагедия дала мне понять — горе нужно проживать, а не замалчивать о нем. Да, на это могут уйти дни, месяцы и даже годы. У каждого свой личный путь. И во многом он зависит от отношения человека к смерти.
Для себя я долго искал это понимание, спрашивал себя, что будет с нами после смерти, есть ли там какая-то вторая жизнь, рай или ад. В какой-то степени я даже поддерживаю веру людей, что в настоящей жизни мы как бы готовим себе плацдарм для будущего. Я верю, что во всем есть энергия и энергообмен — в наших телах, действиях, душе, предметах. И мне, наверное, хотелось бы, чтобы мое сознание после смерти снова возродилось. Для меня это возможность накопить за сегодняшнюю жизнь определенный базис знаний, чтобы если вдруг я переродился, то в еще более лучшем свете.
Понятно, что подготовиться к смерти близкого нельзя, чаще всего это случается неожиданно. Но, если позитивно мыслить и думать, что жизнь после смерти есть, пережить горе будет намного легче. Исходя из своего многолетнего опыта общения с теми, кто столкнулся с утратой, я дам несколько рекомендаций.
«Как правило, первые дни и недели наполнены суетой — похороны, поминки, горевать некогда. Осознание произошедшего приходит позже, и в такие моменты важно не навредить»
Что вы можете сделать?
В первые дни после утраты оставьте человека наедине со своими эмоциями. Сразу после смерти дайте вашему близкому побыть одному. Как правило, первые дни и недели наполнены суетой — похороны, поминки, горевать некогда. Осознание произошедшего приходит позже, и в такие моменты важно не навредить. Для начала важно понять, готов ли человек к контакту. Люди бывают разными. Я, например, во время стресса полностью закрываюсь, меня лучше не трогать, и семья это знает. Моей жене же, напротив, важно выплеснуть эмоции, выговориться. Поэтому, прежде чем начать какой-то разговор, оцените настрой человека.
Дайте выразить горе. Эмоции, сопровождающие переживание горя, уникальны, как и опыт горевания каждого человека. И чувства могут отличаться от ваших. Человек может испытывать чувство отчаяния и безысходности или даже гнев. Дайте человеку прокричаться, побить подушку или отправиться на спорт. Человек может испытывать и чувство облегчения, например, если он ухаживал за умершим до его кончины или если он был с ушедшим в плохих отношениях. Это нормально, как и чувство вины.
Не преуменьшайте боль. Иногда другие люди воспринимают потерю человека как незначительную. Войдите в его положение, возможно, покойный был целым миром и единственным по-настоящему близким человеком. Проявите деликатность в этом вопросе.
Не давите и не настаивайте на разговоре. Важно быть рядом с человеком, но соблюдать дистанцию. Когда вы выражаете соболезнования, дайте понять, что на вас можно положиться в любой момент. Оставьте дверь приоткрытой, дайте человеку возможность самому обратиться за помощью и сами периодически звоните, узнавайте, как дела, замеряйте его состояние. Ведь люди по-разному приходят в себя. Кто-то уже на второй день может выйти на работу, а кого-то накрывает так, что месяц не выходит из дома.
Не оставляйте человека надолго в одиночестве. Если вам сказали: «Не трогайте меня, я хочу побыть один», — не нужно воспринимать эти слова буквально и возобновлять общение после поминок на сороковой день. Выстройте алгоритм ненавязчивого общения. Если у вас был ритуал попить кофе в четверг, возобновите встречи. Если человек о чем-то мимолетно просил, выполните его просьбу. Как-то у моего друга умер отец. На похоронах мать вскользь так сказала, что, может, собачку купить. Мой друг привез ей собаку буквально на следующий день. Она сама к этому пришла, никто ее не уговаривал заводить домашнее животное, и для нее это стало настоящим спасением.
Предлагайте конкретную помощь. Выберите подходящее дело и предложите его сделать. Вместо того чтобы спрашивать: «Тебе что-нибудь нужно?» — спросите: «Ты не против, если я привезу тебе ужин?»
Возвращайте человека к повседневной жизни, не дайте уйти в депрессию. Привычного уклада жизни уже нет, его страшит ощущение пустоты. А некоторые действия, которые раньше были простыми, могут стать непосильными, люди не могут двигаться дальше. Здесь важно понимать разницу между нормальной работой горя и клинической депрессией. Горе — это нормальная реакция на утрату, а депрессия в целом вызывается биохимическими нарушениями. Такие люди застревают в переживании горя. Это получило название «пролонгированная реакция горя» или «осложненное горе». Ряд экспертов сравнивает это состояние с посттравматическим стрессовым расстройством, как эмоциональную реакцию на травму, такую как война или катастрофа. Если вы заметили, что человек не меняется и не приходит к себя, лучше обратиться за профессиональной помощью.
Вместе вспоминайте об умершем человеке. Проведение ритуалов, таких как поминки или заупокойная служба, может помочь некоторым подвести своеобразную черту. Кто-то предпочитает собраться узким кругом родственников или придумать собственный ритуал. Готовьте любимые блюда покойного, сделайте альбом с фотографиями, посадите цветы, которые он любил, или делайте что-то в его честь. Действия, которые вы совершаете в его честь, помогут сохранить память о близком человеке. Мы горюем потому, что любили. Эту связь невозможно разорвать. Так человек начнет исцеляться.
***
Один из способов проявить уважение к памяти ушедшего близкого человека — разрешить себе снова быть счастливым. Он наверняка бы хотел, чтобы вы жили, радовались, достигали того, о чем мечтали. Станьте счастливыми ради умершего, но не умирайте вместе с ним!
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Опыт работы в ритуальной сфере — более 15 лет.
Сайт: kzn-ritual.ru
Получить консультацию или задать вопрос можно по тел.: 8 (843) 216-00-14 (круглосуточно) или через форму обратной связи на сайте «Ритуал PRO».
Читайте также:
- «Татарин, а в церковь ходил. Как хоронить?»: Станислав Зарубин о погребальных обрядах и суевериях
- «Помогите похоронить папу!»: как работает черный рынок ритуальных услуг?
- «Когда над шеей висит топор, сотрудники боятся всего!»: как бизнесу внедрить культуру ошибок?
- «Ищите ниши, где еще нет конкурентов. Тогда вам не придется выживать в красных водах!»
- «Часто спрашивают, брать ли детей на похороны»: Станислав Зарубин о ритуальном этикете
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.