Директор казанского Artplay Media Татьяна ТатаркинаФото: Сергей Елагин

Artplay Media — первый в Поволжье центр цифрового искусства

Центр Artplay Media, который с 2023 года работает на улице Пушкина, 17 — это новый формат досуга на стыке культуры и развлечений. В пространстве площадью 370 кв. м создают мультимедийные мероприятия: живопись, музыка, игра света, а подчас даже театр и телесные практики собраны в мощный коктейль впечатлений.

Директор центра Татьяна Татаркина привезла идею из путешествия в Москву. Посетив выставки одноименного центра в столичном арт-кластере, она загорелась мыслью открыть похожее пространство в Казани. Команда проекта нашла подходящее помещение в центре города. Главные требования — правильная форма и высокие потолки. И тут созданы все условия для полного погружения в искусство. Смонтированы более 20 проекторов и собственный медиасервер, стены для объемного звука обшиты сценическим мольтоном, окна закрыты блэкаут-шторами так, что уличный свет не отвлекает зрителей. В результате ощущается эффект полного погружения в перформанс.

В Поволжье центр стал первым центром цифрового искусства такого масштаба. Только за 2024 год здесь побывали 40 тыс. посетителей В Поволжье центр стал первым центром цифрового искусства такого масштаба. Только за 2024 год здесь побывали 40 тыс. посетителей Фото предоставлено пресс-службой Artplay Media

Уникальный опыт для зрителя создают и медиапроекции по технологии Cinema 360 — на стенах, потолке и даже полу, и изобретательные сценарии, и музыка, которую специально подбирают под тему выставки.

В Поволжье центр стал первым центром цифрового искусства такого масштаба. Только за 2024 год здесь побывали 40 тыс. посетителей.

При этом «Артплэй Медиа» не музей классического формата. Наслаждаться искусством здесь предлагают в непринужденной обстановке и атмосфере уюта: на выставке можно как прилечь на мягкий пуфик, так и гулять по всему залу, рассматривая проекции с разных ракурсов. Разрешается приносить напитки и даже приводить питомцев — если, конечно, они не побеспокоят других гостей.

Расскажем подробнее, какие события можно посетить в «Артплэй Медиа».

Наслаждаться искусством здесь предлагают в непринужденной обстановке и атмосфере уюта: на выставке можно как прилечь на мягкий пуфик, так и гулять по всему залу, рассматривая проекции с разных ракурсов Наслаждаться искусством здесь предлагают в непринужденной обстановке и атмосфере уюта: на выставке можно как прилечь на мягкий пуфик, так и гулять по всему залу, рассматривая проекции с разных ракурсов Фото предоставлено пресс-службой Artplay Media

Выставки «оживших полотен»: полное погружение в картины Климта, Дали и Пикассо

В репертуаре «Артплэй Медиа» — 16 выставок, созданных творческой командой московского центра и чередующихся в зависимости от сезона. Особое место занимают выставки «оживших полотен», которые дают возможность погрузиться в биографию и картины великих художников разных эпох — Иеронима Босха, Густава Климта, Сальвадора Дали, Ивана Айвазовского и других. В нескольких проектах концептуально объединены несколько имен. Например, «Артплэй Медиа» предлагает рассматривать в тандеме работы Анри Матисса и Пабло Пикассо. А отдельные программы посвящены импрессионистам и модернистам.

Пожалуй, у нас представлены все крупные направления живописи — от эпохи Возрождения до модернизма. Регулярно посещая наши выставки, любой может получить представление о том, как развивалась живопись, как она менялась вместе с историческим контекстом.
Татьяна Татаркина Директор Artplay Media в Казани
Татьяна Татаркина директор Artplay Media в Казани

Для каждого проекта команда «Артплэй Медиа» собирает оцифрованные подлинники картин, редкие архивные документы и фотографии из коллекций крупнейших музеев мира. Вместе с экспертами в области искусства и культуры создается авторский сценарий, который оживляют профессиональные дикторы и актеры. Например, выставку Фриды Кало сопровождают тексты из ее дневников, а выставку Винсента ван Гога — его письма к брату Тео. Музыка, в свою очередь, работает как проводник, направляя внимание зрителя и подчеркивая ключевые моменты экспозиции.

Такие мультимедийные выставки дают сильное эмоциональное и эстетическое впечатление, считает Татаркина. Это позволяет зрителям глубже понять замысел художника, а значит, и сделать само искусство доступнее. «Артплэй Медиа» не стремится конкурировать с классическими музеями. Напротив, будет только плюсом, если после медиавыставки гости захотят изучить искусство в более привычных форматах.

Такие мультимедийные выставки дают сильное эмоциональное и эстетическое впечатление, считает Татаркина Такие мультимедийные выставки дают сильное эмоциональное и эстетическое впечатление, считает Татаркина Фото предоставлено пресс-службой Artplay Media

Оригинальные аудиовизуальные выставки: грезы о космосе и проект, созданный с участием казанских детей

«Артплэй Медиа» не только знакомит зрителей с историей искусства в мультимедийном формате, но и придумывает проекты с оригинальными концепциями. Прямо сейчас можно посетить следующие программы.

  • «Космос. Любовь» (с 3 февраля по 1 июня), 6+

Это новая выставка, разработанная совместно с Роскосмосом. Она открыта в феврале и посвящена 60-летию первого полета в открытый космос. Проект воссоздает те мечты и надежды, которые человечество веками связывало с космическим пространством.

Люди грезили о космосе задолго до того, как туда полетели. Мы стремились показать тот путь, который прошла человеческая мысль — от первых утопических идей о колонизации Марса до полета Юрия Гагарина и сегодняшних попыток человека найти свое место во Вселенной.
Татьяна Татаркина Директор Artplay Media в Казани
Татьяна Татаркина директор Artplay Media в Казани

В проект включены и работы футуристов, например Казимира Малевича и Владимира Татлина, и идеи советских конструкторов, и образы первых космонавтов, и современные космические панорамы. А мультимедийный формат позволяет комплексно взглянуть на столь масштабную и до сих пор волнующую тему.

  • «Я в домике» (16 февраля), вход бесплатный, 0+

Казанский «Артплэй Медиа» предоставляет площадку и для оригинальных проектов, созданных в Татарстане. Один из них — аудиовизуальная инсталляция «Я в домике», созданная при участии 15 казанских детей от 4 до 12 лет. Режиссерами программы выступили Сафия Байрамова и Вячеслав Сысоев. Они предложили участникам подумать, что для них значит слово «дом»: дети должны были сочинить сказки о герое, который отправляется в путешествие, но в конце обязательно возвращается домой. Свои истории участники проиллюстрировали и зачитали для записи, а кто-то даже придумал песни на тему дома — из этого сотворчества и родилась инсталляция. Дополнили ее анимированные иллюстрации художницы Алисы Гулканян, вдохновленные детскими рисунками.

«Мы стремились сохранить максимальную аутентичность детских историй, не вторгаться в них со своей редактурой, — подчеркивают режиссеры проекта. — Нашей задачей было довериться ребенку, погрузиться в его фантазийный мир и найти в нем важные смыслы».

В «Артплэй Медиа» считают, что такая программа будет интересна и взрослым. Она поможет порассуждать просто о сложном, вспомнить о главных ценностях, а еще — ненадолго вернуть детский взгляд на жизнь.

В репертуаре «Артплэй Медиа» — 16 выставок, созданных творческой командой московского центра и чередующихся в зависимости от сезона В репертуаре «Артплэй Медиа» — 16 выставок, созданных творческой командой московского центра и чередующихся в зависимости от сезона Фото сверху предоставлено пресс-службой Artplay Media / снизу: Сергей Елагин

Иммерсивные концерты в окружении мультимедийных проекций

Еще один формат мероприятий в казанском «Артплэй Медиа» — это иммерсивные концерты. В них эффект от мультимедийных проекций усиливает живая музыка, которую исполняет оркестр или вокалисты а капелла. На концертах используют как композиции классических композиторов, например Антонио Вивальди, так и популярных неоклассиков вроде Людовико Эйнауди или Ханса Циммера.

До конца февраля можно посетить два концерта «Артплэй Медиа».

  • «Мир Гарри Поттера» (19 февраля), 12+

На полуторачасовом шоу зрители смогут окунуться в магическую атмосферу серии фильмов о Гарри Поттере. Камерный оркестр театра на Булаке под руководством Дмитрия Чиркова исполнит 26 композиций, вошедших в саундтрек киноэпопеи. А на проекциях покажут кадры с любимыми персонажами, тематически подобранные под музыку: сцены Рождества, уютные залы Хогвартса, полет на гиппогрифе и не только.

«На разных экранах мы показываем разные сюжеты, которые относятся к той мелодии, которая играет прямо сейчас, — отмечает Татаркина. — Придя к нам, ты словно заново проживаешь вместе с героями все их приключения, взрослеешь вместе с Гарри, Роном и Гермионой».

  • «Бах, Циммер, Джавади. Высокое возрождение» (27 февраля), 6+

На основе мультимедийных программ, посвященной Леонардо да Винчи и Микеланджело, команда «Артплэй Медиа» совместно с оркестром Дмитрия Чиркова создала еще один концерт. В нем музыка Баха и других композиторов барокко переплетается с современными авторами: прозвучат композиции Ханса Циммера из саундтреков к фильмам «Гладиатор» и «Интерстеллар», а также мелодии Рамина Джавади из саундтрека к «Игре престолов» и «Миру дикого запада».

«На таких концертах ты попадаешь в некий эмоциональный водоворот, — рассказал дирижер Дмитрий Чирков. — А сочетание классической и современной музыки позволяет сыграть на контрасте: неспешное барокко и трепещущие, внутренне напряженные композиции неоклассиков».

Помимо того, что подобрала музыку, команда «Артплэй Медиа» составила и закадровый текст, в котором расскажут об особенностях живописи да Винчи и Микеланджело, об их художественных методах и соперничестве.

Мультимедиа встречает велнес: экстатик-дэнс и медитации с поющими чашами

Казанский «Артплэй Медиа» не перестает экспериментировать и тестирует разные, подчас неожиданные, форматы. Например, здесь проводят сеансы медитаций с расслабляющими проекциями под обволакивающие звуки тибетских поющих чаш, гонгов, флейт и диджериду. Летом при партнерстве сети фитнес-студий Red Lockers в центре устроили уникальную велнес-практику среди живописных шедевров Клода Моне, Айвазовского и ван Гога. А в декабре 2024-го здесь прошла иммерсивная танцевальная практика экстатик-дэнс: аудиовизуальный опыт позволил участникам отключиться от всех забот и достичь полной гармонии с собственными эмоциями и телом.

Как попасть в Artplay Media?

Выставки стандартного формата проходят циклично: чередуются две программы, по одному билету доступны обе. Строгого начала сеансов нет, цикл длится 1 час 20 минут.

Прийти на выставку можно не позднее чем за 1,5 часа до закрытия. Центр работает с 10 утра до 9 вечера (а по пятницам и субботам — с 10 утра до 10 вечера).

За анонсами и программой Artplay Media можно следить на сайте центра.